ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Понятие наглядно-образного мышления 6
1.2. Особенности развития наглядно-образного мышления в среднем
дошкольном возрасте 10
1.3. Психолого-педагогические условия, средства и приемы развития
наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте 19
Выводы по 1 главе 25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАГЛЯДНО¬
ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования 30
2.3. Содержание и организация комплекса развивающих занятий по
конструированию 35
2.4. Анализ результатов контрольного этапа исследования 42
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Актуальность исследования. Одна из важнейших задач детской психологии состоит в изучении основных закономерностей умственного развития детей дошкольного возраста. В настоящее время данная проблема интенсивно разрабатывается в отечественной и зарубежной психологии. Центральный вопрос этой проблемы - вопрос о развитии мышления ребенка.
В познавательной деятельности дошкольника отечественные психологи выделяют ведущую роль наглядно-образного мышления (Л.А. Венгер [4], А.В. Запорожец [9], B.C. Мухина [16], Н.Н. Поддьяков [22] и др.). В интеллектуальном развитии ребенка дошкольника наглядно-образное мышление играет существенную роль. На основе наглядно-образного мышления ребенок может вычленить наиболее существенные свойства, отношения между предметами окружающего мира, представления вызывают эмоциональный отклик в отношениях и взаимодействиях ребенка дошкольника.
Являясь, новообразованием старшего дошкольного возраста, наглядно-образного мышление, вносит основной вклад в дошкольное детство. Развитие уровня сформированности наглядно-образного мышления готовность ребенка к развитию словесно-логического мышления, определяется готовность ребенка к обучению в школе.
Учет дошкольного возраста как сенситивного периода в становлении наглядных форм мышления, а также недостаточность научно-методических рекомендаций по формированию наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста определяют актуальность темы исследования.
Цель исследования: теоретически и практически выявить особенности наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста и определить эффективность использования конструирования в целях развития мышления.
Объект исследования: наглядно-образное мышление детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие наглядно-образного мышление детей среднего дошкольного возраста посредством организации комплекса занятий с использованием конструирования.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью изучения:
а) основных закономерности и особенностей развития наглядно- образного мышления в среднем дошкольном возрасте;
б) психолого-педагогических условий, средств и приемов развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте.
2. Провести эмпирическое исследование особенностей развития наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста
3. Разработать и внедрить комплекс развивающих занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить эффективность влияния организованных занятий с использованием конструирования на развитие наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что организация комплекса развивающих занятий по конструированию будет эффективным средством развития наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение психолого-педагогической литературы;
- эмпирические методы: эксперимент, методы количественной и качественной обработки результатов.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, методик и практической значимости исследования.
Конечной целью исследования являлось доказательство гипотезы о том, что мы предполагаем, что развитию наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста будет способствовать организация комплекса развивающих занятий по конструированию.
Теоретический анализ литературных источников и собственное практическое исследование позволило получить следующие результаты и сформулировать выводы:
1. Анализ литературных данных показал, что наиболее перспективным представляется изучение у детей дошкольного возраста наглядно-образного мышления, так как ему принадлежит ведущая роль в познавательной деятельности дошкольника.
2. Наглядно-образное мышление рассматривается как возможность решения определённых задач при помощи оперирования образами, в плане представлений, без выполнения реальных действий.
3. Психолого-педагогическая работа по формированию наглядно-образного мышления включала следующие направления: формирование обобщенных представлений об объектах, явлениях, событиях окружающего мира, их качествах, свойствах, назначении; формирование структурно-процессуальных и операционных компонентов мыслительной деятельности; совершенствование образов-представлений в различных видах детской деятельности.
4. На основе теоретического анализа были выявлены показатели наглядно образного мышления (его основных компонентов):
- образы-представления об окружающей действительности, последовательность мыслительной деятельности,
- познавательное ориентировочное действие (зрительная ориентировка).
По результатам проведенного констатирующего этапа можно сделать вывод, что у детей среднего дошкольного возраста наглядно-образное мышление сформировано не по всем показателям в достаточной мере. Так, в большей степени сформированы показатели образов-представлений о предмете и его целостности, и в меньшей степени сформирован показатель представлений о целостной ситуации и динамическом изменении события в структуре наглядно-образного мышления.
5. Для формирования показателя представлений о целостной ситуации и динамическом изменении события в структуре наглядно-образного мышления организовали в рамках формирующего эксперимента комплекс развивающих занятий посредством конструирования.
6. После проведения части формирующего эксперимента данные существенно изменились в сторону высокого показателя результатов, что свидетельствует об эффективности формирующего эксперимента направленного на формирование наглядно-образного мышления посредством конструирования. Этот факт позволяет нам сделать вывод о том, что гипотеза исследования доказана полностью.
7. Разработанный нами комплекс развивающих занятий посредством конструирования может иметь практическую значимость для развития наглядно-образного мышления у детей среднего дошкольного возраста.
1. Бехтерев В.М. Объективная психология: монография. Москва: Директ-Медиа, 2008. 1380 с.
2. Брунер Дж., Олвер Р., Гринфилд П. Исследования развития познавательной деятельности. М.: Смысл, 2013. 413 с.
3. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М.: АСТ, 2010. 369 с.
4. Венгер Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. 2010. № 3. С.46-52.
5. Гранкина И.Г., Чигвинцева А.В., Лихачева Е.В., Кононова Н.И. Развитие наглядно-образного мышления у детей младшего дошкольного возраста // Вестник научных конференций. 2016. № 3-3 (7). С. 37-38.
6. Давидчук А.Н. Обучение и игра: Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2006. 168с.
7. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества / А. Н. Давидчук. 2-е изд., доп. - Москва : Просвещение, 1976. 79 с.
8. Диагностика умственного развития дошкольников / под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. Москва: Педагогика, 1978. C. 74-76
9. Запорожец А.В. Развитие мышления // Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М.: Владос, 2012. С. 183-246.
10. Зинченко В.П. Наука о мышлении // Психологическая наука и образование. 2002. №2. С. 5-23.
11. Кондратьева А.А. Мышление: формы, свойства, виды, способы развития у детей. URL:https: //www. maam.ru/detskij sad/myshlenie-formy-svoistva-vidy-sposoby-razvitij a-u-detei.html.
12. Леонтьев А.Н. Мышление // Вопросы психологии. 1994. № 4. С. 85-95.
13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Академия, 2009. 584 с.
14. Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение. 1991. 415 с.
15. Люблинская А.А. Ранние формы мышления ребенка. СПб.: Речь, 2009. 260 с.
16. Мухина B.C. Детская психология / Под ред. Л.А. Венгера. М.: Академия, 2005. 264 с.
17. Нестерова Т.В. К вопросу о формировании наглядно-образного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопед в детском саду. 2004. № 3. С. 22-29.
18. Новоселова С.Л. Генетически ранние формы мышления. Воронеж, 2003. 318 с.
19. Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. М.: Педагогика, 1978. 160 с.
20. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб.: Речь, 2012. 256 с.
21. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Знание, 1987. 272 с.
22. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника: монография / Н.Н. Подд ьяков. Москва: Педагогика, 1977. 272 с.
23. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/ под ред. Е. А. Стребелевой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 2004. 164 с.
24. Психическое развитие в детских возрастах: избранные
психологические труды / Д.Б. Эльконин. Издание 2-е, стереотипное. Москва: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. 416 с.
25. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : Кн. для педагога-дефектолога. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. 180 с.
26. Шпиняк Е.С. Конструирование как развитие наглядно-образного мышления дошкольников // Современные исследования. 2018. № 6 (10). С. 80-82.
21. Шпиняк Е.С. Метод арттерапии в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста // Научно-практические исследования. 2018. № 3 (12). С. 174-116.
28. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. / Под ред. Д.И. Фельдштейна- 2-е изд. М.: Смысл, 2006. 414 с.
29. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления
школьников. М.: Просвещение, 1992. 240 с.
30. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного
образования. М.: Сентябрь, 2000. 176 с.