Страноведческий аспект в обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. СТРАНОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ И ЕГО РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 8
1.1 Понятия «страноведение» и «лингвострановедение» 8
1.2 Понятие реалий и их классификация 10
1.3 Страноведческий аспект в обучении иноязычной культуре: цели и задачи 11
1.4 Страноведческий материал как «тормоз» в обучении иностранному языку 13
Выводы по главе I 16
ГЛАВА II. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРАНОВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 18
2.1 Анализ современных УМК на предмет содержания в них страноведческого материала 18
2.2 Анализ готовности учащихся воспринимать страноведческую информацию 24
2.3 Эффективные формы использования страноведческого материала 33
Выводы по главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
ГЛАВА I. СТРАНОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ И ЕГО РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 8
1.1 Понятия «страноведение» и «лингвострановедение» 8
1.2 Понятие реалий и их классификация 10
1.3 Страноведческий аспект в обучении иноязычной культуре: цели и задачи 11
1.4 Страноведческий материал как «тормоз» в обучении иностранному языку 13
Выводы по главе I 16
ГЛАВА II. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРАНОВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 18
2.1 Анализ современных УМК на предмет содержания в них страноведческого материала 18
2.2 Анализ готовности учащихся воспринимать страноведческую информацию 24
2.3 Эффективные формы использования страноведческого материала 33
Выводы по главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Предлагаемая дипломная работа посвящена изучению страноведческого аспекта и его роли в обучении иностранному языку в средней школе.
Актуальность темы и практический аспект данной проблемы связаны с тем, что общество на современном этапе развития выделяет большую значимость в изучении иностранных языков. Именно поэтому растет потребность в овладении другим языком как средством общения. Образование на современном этапе следует многоаспектности социокультурного образования учащихся, затрагивает разные стороны данного образования, такие как: общекультурные, художественно-эстетические, национально-культурные, коммуникативно-прагматические, страноведческие и лингвострановедческие.
Проблемой современного образования является то, что в учебниках предоставляется недостаточно страноведческого материала, учащиеся не всегда могут полностью понять тексты, в которых заложен данный смысл.
Таким образом, страноведение является одним из самых важных составляющих компонентов при подготовке учащихся. Учитель должен уметь правильно преподносить такой материал, чтобы учащимся было предельно понятно, интересно и доступно, для поддержания интереса и мотивации к изучению иностранного языка.
Актуальность темы дипломной работы связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.
Объект исследования дипломной работы - процесс внедрения страноведческого материала в обучение английскому языку в общеобразовательной средней школе.
Предмет исследования дипломной работы - процесс влияния страноведческого материала на формирование у учащихся
лингвистической компетенции, а также на мотивацию к изучению английского языка в средней школе.
Целью дипломной работы является определение условия влияния страноведческого аспекта на обучение иностранному языку и иноязычной культуре.
Задачами дипломной работы в связи с указанной целью являются:
- рассмотреть понятия страноведения и лингвострановедения;
- раскрыть цели и задачи страноведения;
-выявить основные причины затруднений при изучении страноведческого материала у учащихся;
- изучить важность страноведческого материала в изучении иностранного языка;
- раскрыть содержания и специфику страноведческого материала в обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе;
- обосновать необходимость использования страноведческого аспекта в процессе обучения и воспитания у учащихся;
- проанализировать современные УМК на наличие в них страноведческого материала;
- апробировать способы преподнесения страноведческого материала;
- исследовать пути решения такой проблемы, как повышение мотивации к изучению английского языка.
Гипотезой дипломной работы является то, что влияние страноведческого аспекта в процессе обучения иностранному языку ведет к более полному и глубокому осмыслению специфических явлений изучаемого языка, незнание которых затрудняет полное понимание и проникновение в культуру другого народа.
Методами исследования являются: анализ литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; сравнение; теоретический анализ и синтез; конкретизация и идеализация; обобщение.
Научная новизна дипломной работы состоит в том, что многие сложные вопросы, с которыми сегодня сталкиваются как преподаватели,так и ученики, могут быть преодолены путем внедрения творческих заданий, заданий для самостоятельного изучения, просмотров видео материалов для повышения интереса к изучению иностранного языка и культуры страны изучаемого языка в целом.
Практическая значимость страноведческого аспекта направлена на реализацию конечных целей обучения иностранному языку, а именно сформировать коммуникативную способность. Это определяет актуальность вопроса, связанного с разработкой страноведческого аспекта в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью, задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Введение раскрывает актуальность темы, цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются понятия страноведение, лингвострановедение, реалия; цели и задачи страноведения; классификация реалий; проблемы и трудности внедрения страноведческого материала в обучение. Во второй главе рассматривается использование страноведческого аспекта для повышения общей культуры учащихся, а именно: проанализированы современные УМК на предмет содержания в них страноведческого материала, проанализирована готовность учащихся воспринимать страноведческую информацию, выявлены эффективные формы использования страноведческого материала.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы, предлагаются варианты для повышения мотивации в изучении иностранного языка и его культуры у обучающихся.
Актуальность темы и практический аспект данной проблемы связаны с тем, что общество на современном этапе развития выделяет большую значимость в изучении иностранных языков. Именно поэтому растет потребность в овладении другим языком как средством общения. Образование на современном этапе следует многоаспектности социокультурного образования учащихся, затрагивает разные стороны данного образования, такие как: общекультурные, художественно-эстетические, национально-культурные, коммуникативно-прагматические, страноведческие и лингвострановедческие.
Проблемой современного образования является то, что в учебниках предоставляется недостаточно страноведческого материала, учащиеся не всегда могут полностью понять тексты, в которых заложен данный смысл.
Таким образом, страноведение является одним из самых важных составляющих компонентов при подготовке учащихся. Учитель должен уметь правильно преподносить такой материал, чтобы учащимся было предельно понятно, интересно и доступно, для поддержания интереса и мотивации к изучению иностранного языка.
Актуальность темы дипломной работы связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.
Объект исследования дипломной работы - процесс внедрения страноведческого материала в обучение английскому языку в общеобразовательной средней школе.
Предмет исследования дипломной работы - процесс влияния страноведческого материала на формирование у учащихся
лингвистической компетенции, а также на мотивацию к изучению английского языка в средней школе.
Целью дипломной работы является определение условия влияния страноведческого аспекта на обучение иностранному языку и иноязычной культуре.
Задачами дипломной работы в связи с указанной целью являются:
- рассмотреть понятия страноведения и лингвострановедения;
- раскрыть цели и задачи страноведения;
-выявить основные причины затруднений при изучении страноведческого материала у учащихся;
- изучить важность страноведческого материала в изучении иностранного языка;
- раскрыть содержания и специфику страноведческого материала в обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе;
- обосновать необходимость использования страноведческого аспекта в процессе обучения и воспитания у учащихся;
- проанализировать современные УМК на наличие в них страноведческого материала;
- апробировать способы преподнесения страноведческого материала;
- исследовать пути решения такой проблемы, как повышение мотивации к изучению английского языка.
Гипотезой дипломной работы является то, что влияние страноведческого аспекта в процессе обучения иностранному языку ведет к более полному и глубокому осмыслению специфических явлений изучаемого языка, незнание которых затрудняет полное понимание и проникновение в культуру другого народа.
Методами исследования являются: анализ литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; сравнение; теоретический анализ и синтез; конкретизация и идеализация; обобщение.
Научная новизна дипломной работы состоит в том, что многие сложные вопросы, с которыми сегодня сталкиваются как преподаватели,так и ученики, могут быть преодолены путем внедрения творческих заданий, заданий для самостоятельного изучения, просмотров видео материалов для повышения интереса к изучению иностранного языка и культуры страны изучаемого языка в целом.
Практическая значимость страноведческого аспекта направлена на реализацию конечных целей обучения иностранному языку, а именно сформировать коммуникативную способность. Это определяет актуальность вопроса, связанного с разработкой страноведческого аспекта в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью, задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Введение раскрывает актуальность темы, цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются понятия страноведение, лингвострановедение, реалия; цели и задачи страноведения; классификация реалий; проблемы и трудности внедрения страноведческого материала в обучение. Во второй главе рассматривается использование страноведческого аспекта для повышения общей культуры учащихся, а именно: проанализированы современные УМК на предмет содержания в них страноведческого материала, проанализирована готовность учащихся воспринимать страноведческую информацию, выявлены эффективные формы использования страноведческого материала.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы, предлагаются варианты для повышения мотивации в изучении иностранного языка и его культуры у обучающихся.
Проведенное исследование по теме «Страноведческий аспект при обучении иностранному языку» показало, что в современных УМК содержится недостаточно страноведческого материала для его точного и полного понимания.
В процессе работы были решены поставленные задачи:
1. Рассмотрено понятия страноведения и лингвострановедения;
2. Раскрыты цели и задачи страноведения;
3. Выявлены основные причины затруднений при изучении страноведческого материала у учащихся;
4. Изучена важность страноведческого материала в изучении иностранного языка;
5. Обоснована необходимость использования страноведческого аспекта в процессе обучения и воспитания у учащихся;
6. Проанализированы современные УМК на наличие в них страноведческого материала;
7. Апробированы способы преподнесения страноведческого материала путем тестирования;
8. Исследованы пути решения такой проблемы, как повышение мотивации к изучению английского языка.
В процессе исследования проведено теоретическое исследование и экспериментальная работа с учащимися МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12», проведено два анкетирования - начальное и заключительное, выявлены пути решения проблемы мотивации к изучению иностранному языку у учащихся.
На сегодняшний день имеется множество подходов к изучению страноведческого материала, большое количество учебно-методических комплексов по английскому языку как зарубежных, так и отечественных авторов, которые характеризуются положительными и отрицательными сторонами, что вынуждает учителей создавать методики и упражнения посредством самостоятельного отбора материала, в связи с чем, актуальна проблема выбора базового учебника, необходимого для учителя в достижении целей обучения с учетом профиля образовательного учреждения и контингента учащихся.
Для формирования страноведческой компетенции, нами был разработан ряд упражнений, в которых отражены недостающие аспекты страноведческой компетенции, а информация представлена в формах, способствующих более эффективному освоению материала.
Благодаря использованию страноведческих материалов занятия по иностранному языку отличаются коммуникативно-прагматической направленностью, самостоятельностью, возможностью развития творческого потенциала учащихся, их высокой активностью и заинтересованностью в изучении языка.
Таким образом, при обучении иностранному языку важно знать, что нужно изучать язык параллельно с его культурой. Так мы узнаем не только новый язык, но и знакомимся с народом, его культурой и разными сферами деятельности.
Для улучшения качества знаний в страноведческой сфере необходимо заниматься не только на уроках иностранного языка, но и самостоятельно. Помочь в этом могут Интернет-ресурсы: просмотр видеороликов о стране, прослушивание аудио записей, песен, чтение газет, журналов, статей. Все это помогает нам лучше узнать некие факты и реалии о стране, а также это помогает нам улучшить наши разговорные навыки.
В процессе работы были решены поставленные задачи:
1. Рассмотрено понятия страноведения и лингвострановедения;
2. Раскрыты цели и задачи страноведения;
3. Выявлены основные причины затруднений при изучении страноведческого материала у учащихся;
4. Изучена важность страноведческого материала в изучении иностранного языка;
5. Обоснована необходимость использования страноведческого аспекта в процессе обучения и воспитания у учащихся;
6. Проанализированы современные УМК на наличие в них страноведческого материала;
7. Апробированы способы преподнесения страноведческого материала путем тестирования;
8. Исследованы пути решения такой проблемы, как повышение мотивации к изучению английского языка.
В процессе исследования проведено теоретическое исследование и экспериментальная работа с учащимися МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12», проведено два анкетирования - начальное и заключительное, выявлены пути решения проблемы мотивации к изучению иностранному языку у учащихся.
На сегодняшний день имеется множество подходов к изучению страноведческого материала, большое количество учебно-методических комплексов по английскому языку как зарубежных, так и отечественных авторов, которые характеризуются положительными и отрицательными сторонами, что вынуждает учителей создавать методики и упражнения посредством самостоятельного отбора материала, в связи с чем, актуальна проблема выбора базового учебника, необходимого для учителя в достижении целей обучения с учетом профиля образовательного учреждения и контингента учащихся.
Для формирования страноведческой компетенции, нами был разработан ряд упражнений, в которых отражены недостающие аспекты страноведческой компетенции, а информация представлена в формах, способствующих более эффективному освоению материала.
Благодаря использованию страноведческих материалов занятия по иностранному языку отличаются коммуникативно-прагматической направленностью, самостоятельностью, возможностью развития творческого потенциала учащихся, их высокой активностью и заинтересованностью в изучении языка.
Таким образом, при обучении иностранному языку важно знать, что нужно изучать язык параллельно с его культурой. Так мы узнаем не только новый язык, но и знакомимся с народом, его культурой и разными сферами деятельности.
Для улучшения качества знаний в страноведческой сфере необходимо заниматься не только на уроках иностранного языка, но и самостоятельно. Помочь в этом могут Интернет-ресурсы: просмотр видеороликов о стране, прослушивание аудио записей, песен, чтение газет, журналов, статей. Все это помогает нам лучше узнать некие факты и реалии о стране, а также это помогает нам улучшить наши разговорные навыки.
Подобные работы
- Использование компьютерных программ для обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2022 - Лингвострановедческий подход при обучении иностранным языкам в средней
. общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Реализация социокультурного подхода к обучению английскому языку в старших классах средней общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Использование аутентичных видеоматериалов на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Новостной текст и работа с ним на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Метод предметно-языкового интегрированного обучения иностранному(английскому) языку в средней общеобразовательной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Обучение речевому этикету на уроках английского языка в средней
общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2019 - СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



