Введение 4
Глава 1. Использование информационно-коммуникативной технологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта
1.1. Требования к структуре основной образовательной программы
основного общего образования 6
1.2. Требования к результатам обучения учащихся, освоивших
основную образовательную программу основного общего образования 10
Глава 2. Теоретические основы использования информационно-коммуникативной технологии на уроках географии
2.1. Применение мультимедийной техники в современном уроке
формирующие компетенции различного уровня 15
2.2. Роль информационно-коммуникативной технологии в образовании в
условиях современного общества 18
2.3. Основные требования к уроку с использованием информационно-коммуникативной технологии 21
2.4. Формы и виды учебной деятельности с использованием
информационно-коммуникативной технологии 23
Глава 3. Особенности построения уроков по отдельным темам с использованием информационно-коммуникативных технологий в 6 и 10 классах
3.1. Возрастные и психологические особенности учащихся 6 класса и примерные задания с использованием информационно-коммуникативной технологии 30
3.2. Возрастные и психологические особенности учащихся 10 класса и примерные задания с использованием информационно-коммуникативной технологии 36
Заключение 40
Список используемых источников литературы 43
Меняется общество, в котором мы живем, меняется основной приоритет. А вместе с ними и цели географического образования. XXI век требует от преподавателя географии не столько «наполнения» головы знаниями школьника различной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно получать нужные географические материалы, проводить их анализ.
Актуальность темы: считаю, что выбранная тема «Использование информационно - коммуникативной технологии в обучении географии в 6 и 10 классе» достаточно актуальна, так как современная информационная эпоха ставит перед школьным образованием новую проблему - подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных технологий обучения. Современные школьники достаточно активно используют новейшие носители информации - компьютеры, планшеты, интернет.
ИКТ в образовательном пространстве расширяет кругозор учащихся, разрешает набрать как можно больше знаний за меньшее количество времени. Применение современной технологии существенно меняет способы управления учебной деятельностью, влечет учащихся в активную работу.
Использование ИКТ на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть географические объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует четкому восприятию материала по той или иной теме.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций наиболее эффективных методов и форм, их применение в 6 и 10 классах на уроках географии с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Задачи исследования:
1. Проанализировать требования федерального государственного образовательного стандарта второго поколения к реализации основной образовательной программы основного общего образования;
2. Провести теоретический анализ, изучить литературные источники в которых отображена проблема исследования;
3. Выявить наиболее востребованные темы в школьном курсе географии 6 и 10 класса, разработать по ним задания с применением технологии.
Для решения поставленных задач были использованы методы:
-анализ научно-методической литературы;
-педагогическое наблюдение.
Практическая значимость работы заключается в том, что теоретические положения по способам организации современного урока географии и сами разработки уроков могут быть использованы учителями в практике школы, студентами - практикантами вуза.
Объект исследования: информационно - коммуникативная технология
Предмет исследования: роль информационно - коммуникативной технологии в обучении географии в 6 и 10 классах
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 153» города Красноярск.
Структура работы: состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы (31 источника).
Использование информационно-коммуникативных технологий дает возможность развитию новых форм и содержания видов деятельности учащихся, что ведет их к более высокому уровню. Организовать работу с персональным компьютером нужно уже на начальной ступени обучения школьников, чтобы она стала средством поддержания и дальнейшего развития их интереса. Так же росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет полезным по овладению географией, как на уроке, так и во внеурочное время. Но не стоит забывать, ничто не может заменить самого учителя, его присутствие и живое слово. Только комплексное сочетание методических приемов и технических средств, его разумное соединение сможет дать желаемый результат.
Такие особенности знаний позволят учителю географии увеличить интерес к предмету, сделать урок по настоящему современным; удобным для усвоения материала учениками; установлению отношения взаимопонимания, взаимопомощи между ребенком и учителем, повысить учителю свою профессионально-педагогическую компетенцию.
Педагогический эксперимент состоял из 3 частей: 1) разработка уроков с использованием ИКТ; 2) проведение уроков; 3)анализ результатов уроков.
Общей целью проведённых уроков было повысить интерес ребенка к предмету географии, повысить успеваемость по предмету, привить навыки к использованию персонального компьютера, поэтому для анализа результатов уроков определяли, используют ли школьники тот или иной навык для решения универсальных учебных действий, которые приведены в третьей колонке таблиц 1 и 2.
Сравнив успешность развития того или иного навыка в зависимости от класса, пришли к следующим выводам:
Учащиеся 6 класса были более заинтересованы в применении различных видеофрагментов на уроках, т.к. большое количество процессов такие как «Как образуется ветер», «Почему происходит солнечное затмение», «Что такое полярное сияние» на картинке, а тем более на словах объяснить трудно. Научились в интересной для них форме изучать новый материал, в составлении ЛОК. Сгруппировали нужную информацию, что более удобно для запоминания. Научились и закрепили полученные знания в виде итогового тестирования, что в будущем пригодится при решении и сдачи ЕГЭ. Заключительным этапом чтобы выявить эффективность, была проведена контрольная работа по окончанию проведенных уроков. Показатель успеваемости значительно повысился, ученики работающие на 4 получили 5. Учащиеся работающие на оценку 3 в большей степени вышли на отметку «хорошо».
Лучшие показатели учащиеся показали в 10 классе, они свободно ориентируются в поиске информации в просторах Интернета, владеют навыками управления и самой оценки информации. Такой высокий результат без исключения зависит от возраста и опыта учащихся. Ознакомились с единой коллекцией цифровых образовательных ресурсов и научились пользоваться и брать нужную информацию с данного сайта. Научились работать в ПО Microsoft Excel, в создании графиков, диаграмм и анализе полученных в результате работы знаний. Закрепили знания с изучением материала и его изложении при помощи создания презентаций, которые выступили в роли помощника при защите докладов в яркой, красочной и легкой форме для восприятия нового материала. Так же в конце проведенных уроков было проведено контрольное тестирование, для выявления эффективности. Учащиеся показали отличный результат в освоении учебного материала с применением информационно-коммуникативных технологий.
Поэтому при выборе приемов и методов активизации познавательной деятельности, в том числе, связанной с информационными и коммуникационными средствами, важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей конкретного класса. И как следствие использовать и применять такие методики, которые будут повышать интерес, объем знаний и развивать творческие способности учеников.
1. Баринов А.С., Суслов В.Г. Компьютерные технологии Издательский дом «Генжер», 2004
2. Баринова И.И. Современный урок географии, Часть 2: Методические разработки уроков с использование новых педагогических технологий обучения - М.: Школа-пресс, 2001
3. Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании географии. География в школе. 2003, №8.
4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: учеб, пособие для студентов сред. пед. учеб, заведений / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан. - М.: Академия, 1999. - 313 с.
5. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. // М.: Информатика, - 1995.-220с.
6. Довенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. География в школе, 2004, №5.
7. Душина И. В. и др. Методика и технология обучения географии в школе.
- М: АСТ-Астрель. 2002. - С. 106.
8. Дьяченко О.М. Проблема развития способностей: до и после Л.С. Выготского И Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1996. - 345 с.
9. Егорова Ю.Н. Мультимедиа технология как средство повышения эффективности обучения в школе.// Информатика и образование, 2004 г. - №7. - С. 99.
10. Ефимович О.Е. Использование компьютерной техники во время изучения географии. // география и основы экономики в школе. - 2003. -№5
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М.: Союз, 2001.
- 290 с.
12. Ильинский А.М. Использование информационных технологий на уроках географии. - М.: Родная Школа, 2004
13. Компьютер на уроке географии. Н.Б. Филатова. География в школе 2001, №2.
14. Кореко А. В. ИКТ в профессиональном самоопределении старшеклассников. Волгоград, 2011. 199с.
15. Крылова Т.И «Использование средств информационно¬коммуникационных технологий в учебном процессе» журнал « География в школе» 2010 год № 1.
16. Кугут И. А., Елисеева Л. И. и др .Уроки географии с использованием информационных технологий . 6-9 классы. Методическое пособие электронным приложением/ М. : Глобус, 2008. - 244с. - (Современная школа)
17. Ларшин Г. А. Программные средства учебного назначения. 2008.
18. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать и использовать тесты для целей образования. - М.: Народное образование,2008.- С. 69.
19. Марченко О. Г. Глобальная сеть Интернет. 2007.
20. Машонская Е. В. Использование ИКТ в образовательных учреждениях. 2010.
21. Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении // География в школе. - 2004. №5
22. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат [и др.]. Москва, 2012. 272 с.
23.06 утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897.-С. 11
24. ООО «Кирилл и Мефодий» КМ-Школа. 2009. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kmschool.ru/rl/arm/al.asp
25. Подвинцева О. В. Что такое компьютер? 2013. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://informatika.sch880.ru
26. Попов К. А. Подготовка учителя к использованию современных технологий в образовании// Вопросы Интернет-образования. 2004, № 18.
27. Современный урок географии. Методические разработки уроков/ Сост. И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2000 - С. 18 -19.
28. Современный урок географии: Методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий обучения/ Ред.-сост. И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2001 - С. 21.
29. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе : учеб. Пособие для студентов вузов - М.: ACT: Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 382, (2) с.: ил. - (Высшая школа)
30. Шульгина О.В. Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании географии. //География в школе. - 2003. - №8
31. Яковлев А. И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2009.