Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Энциклопедизм как принцип изображения судеб интеллигенции в автобиографическом повествовании А.П. Чудакова

Работа №155465

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-6
Глава 1. Теоретические основы исследования 7
1.1. Ученый с мировым именем и уникальная личность широкого
культурного диапазона 7-16
1.2. Литература с главенствующим документальным началом:
проблема терминологии и специфика жанра 17-27
1.3. Интеллигенция как феномен русского общества 28-47
Глава 2. Анализ романа-идиллии А.П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» 48
2.1. Жанровое своеобразие романа - идиллии А.П. Чудакова
«Ложится мгла на старые ступени» 48-58
2.2. История страны и судьбы представителей русской интеллигенции
ХХ века: иноэтнический, культурно - бытовой и фольклорные контексты романа 59-75
2.3. Преломление научных интересов А.П. Чудакова в романе-идиллии
«Ложится мгла на старые ступени» 76-82
Заключение 83-88
Список литературы

Александр Павлович Чудаков - знаковая фигура для отечественной филологической науки второй половины ХХ века - начала ХХ1 века. Помимо научной одаренности А.П. Чудаков обладал и художественным талантом: его книга «Ложится мгла на старые ступени», жанр которой обозначен автором как роман-идиллия, высоко оцененная читателями и критиками, признана решением жюри конкурса «Русский Букер» лучшим русским романом первого десятилетия нового столетия.
Цель нашей магистерской диссертации - анализ книги А.П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» и обоснование определения «энциклопедия людей, вещей, ситуаций эпохи» или энциклопедия жизни русской интеллигенции ХХ века.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- изучение научных трудов А.П. Чудакова и обобщение литературно-критического материала, касающегося научного наследия, биографии и художественного творчества А.П. Чудакова;
-раскрытие понятия «интеллигенция», особенностей русской интеллигенции и выявление характерных черт интеллигентного человека в портретах героев романа-идиллии А.П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени»;
- выявление своеобразия художественной формы (жанровой специфики) и глубины содержания романа-идиллии А.П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени».
Поставленные цель и задачи определили структуру исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 80 источников.
Теоретическая глава представлена биографией А.П.Чудакова, его творческим и научным наследием. Выдающийся филолог проявил себя еще и как одаренный писатель: в 2000 году он дебютировал в качестве прозаика с единственной книгой «Ложится мгла на старые ступени».
Автобиографический материал - стержень произведения. Роман относится к литературе из разряда нон-фикшн. Чтобы определить специфику повествовательной формы романа, его стиль, мы обратились к литературоведческим работам, посвященным произведениям документально - художественного типа. В параграфе 2 рассматриваются проблемы терминологии и специфики жанра литературы с главенствующим документальным началом. В параграфе 3 представлены материалы, связанные с изучением социально-культурного феномена как интеллигенция.
Во второй главе представлен анализ романа-идиллии А.П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени». Параграф 1 посвящен выявлению жанрового своеобразия романа-идиллии. В параграфе 2 в историческом, иноэтническом, культурно-бытовом и фольклорном контекстах анализируется изображение различных сторон жизни русской гинтеллигенции ХХ века. В параграфе 3 рассмотрено преломление научных интересов А.П. Чудакова в романе-идиллии «Ложится мгла на старые ступени».
Объект нашего исследования - роман-идиллия А.П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени», предмет - энциклопедизм как принцип изображения судеб интеллигенции в автобиографическом повествовании А.П. Чудакова.
В ходе нашего исследования были использованы методы:
- комплексный;
- историко-культурный;
- биографический.
Методологические основы работы: при написании данного исследования мы опирались на литературоведческие работы: Местергази Е.Г., Гинзбург Л.Я., Палиевского П.В.; литературно-критические статьи, авторами которых являются друзья и коллеги А.П. Чудакова: А. Немзер, И. Сурат, Ю. Манн, В. Паперный, А. Долинин, С. Бочаров, Л. Соболев, Ю. Чумаков, Д. Рейфилд, Ю. Щеглов. Они говорят об особенностях личности А.П. Чудакова, его научном наследии, романе-идиллии «Ложится мгла на старые ступени». Роман-идиллия также рассматривается в рецензиях, отзывах, статьях Р. Фрумкиной, Н. Елисеева, А. Марченко, А. Жолковского, П. Вайля, И. Булкиной, Р. Лапушина, А. Степанова.
Памяти А.П.Чудакова посвящена единственная книга о нем: «Александр Павлович Чудаков. Сборник Памяти», вышедшая в 2013 году. В первой части сборника мы находим биографию А.П. Чудакова, написанную его женой и литературоведом, профессором М.О. Чудаковой и И.Е. Гитович, а также фрагменты из дневников, записных книжек, писем, записей разговоров с великими филологами, книгу стихотворений, составленную для друзей и близких. Во второй раздел «Память» вошли статьи об А.П. Чудакове, написанные его коллегами и друзьями.
Учебное пособие Б.А. Ланина оказывает неоценимую помощь к адаптации данного материала в школьном преподавании литературы.
Анализ романа-идиллии А.П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» дает широкое представление о человеке ХХ века в историческом, социальном и культурном аспектах, что говорит о высокой актуальности нашего исследования. Новизна исследования - в целостном рассмотрении мира научных интересов А.П. Чудакова и романа-идиллии «Ложится мгла на старые ступени». Актуальность исследования - в особом научном внимании современного литературоведения к метажанру документально¬художественной прозы (литература non-fiction).
Научно-практическая значимость магистерской диссертации определяется возможностью использования ее материалов и выводов для дальнейших исследований в области литературы, в частности, научного и творческого наследия А.П. Чудакова. Помимо этого, данная работа может быть применена учителями-словесниками при подготовке к урокам литературы, посвященным жизни и творчеству А.П. Чехова, а также при изучении романа-идилии «Ложится мгла на старые ступени» на уроках внеклассного чтения, при составлении элективного курса по современной русской литературе; студентами-филологами при подготовке к занятым по курсам современной русской литературы, русской литературы XIX века, литературоведения.
Краткие выводы по работе: по теме исследования было подготовлено две статьи - «Произведение А.П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» как роман-идиллия» (участие в работе XIX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века»); «Тема репрессий в романе-идиллии А.П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» (опубликовано: Всероссийские с международным участием научные Далевские чтения молодых исследователей: материалы XV чтений, посвященных памяти В.И. Даля. Канск 22-23 ноября 2018 г. / С.В. Науменко (отв. ред.); ред. кол.; Краснояр. гос. пед. унив. им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018. - Т.2. - 312с.)


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основным направлением научной деятельности А.П. Чудакова было изучение русской литературы Х1Х века.
Особый интерес литературовед проявлял к предметному миру литературы, считая, что «мир воплощенных в слове предметов, расселенных в пространстве, созданном творческой волею и силой художника, есть не меньшая индивидуальность, чем слово» [Чудаков, 1992, с. 5]. Авторству А.П. Чудакова принадлежат статьи, посвященные поэтике А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.
Наиболее известен А.П. Чудаков как исследователь творчества А.П. Чехова, именно ему посвящено самое большое количество работ литературоведа, основными из них являются «Поэтика Чехова», «Мир Чехова: Возникновение и утверждение», «Антон Павлович Чехов: книга для учащихся».
Значимыми являются статьи А.П. Чудакова о литературоведах: В.В. Виноградове, А.А. Потребне, В.Б. Шкловском, комментарии к работам В.В. Виноградова, Ю.Н. Тынянова, а также воспоминания об ученых, т.к. они содержат не только исторический научный материал, но и выполняют важную нравственную задачу: в них запечатлен целостный облик личности ученого и интеллигента. Мемуары о В.В. Виноградове, В.Б. Шкловском,
С.М. Бонди, дополненные такими именами, как М.М. Бахтин и Л. Гинзбург, - замысел А.П. Чудакова, который он не успел осуществить. Не успел он также завершить работу над составлением библиографического списка критических статей, вышедших при жизни А.П. Чехова, написать тотальный комментарий к роману в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», опубликовав лишь свою статью «К проблеме тотального комментария «Евгения Онегина».
Таланты А.П. Чудакова выходят за рамки научной сферы-он проявил себя, по общему мнению, еще и как одаренный писатель. Один из вопросов, на который наибольшее внимание обращали критики, - жанровая проблематика книги А.П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени». Большинство из них считает произведение автобиографичным, настолько велико в нем оказалось средоточие правды и памяти, при этом одни отмечают, что в романе нет идиллических признаков (П. Вайль), не видят в произведении литературности (Р. Фрумкина), другие находят и литературность (А. Немзер), и черты идиллии (А. Долинин, А. Немзер, И. Булкина, А. Степанов). Многие критики склонны видеть в романе признаки робинзонады (Р. Фрумкина, П. Вайль, И. Булкина, Д. Харитонов), романа воспитания (А. Долинин, А. Степанов, Д. Харитонов), семейной хроники (А. Степанов), исторического романа (А. Степанов, И. Булкина) и других жанров.
Действительно, автобиографический материал - стержень произведения, однако его нельзя назвать лишь мемуарным романом. Произведение А.П. Чудакова представляет собой соединение различных жанров, художественности и документальности, так как «среди тенденций современного этапа жанровой эволюции следует выделить стирание границ между фиктивным и документальным повествованием» [Маркова, 2011]. Вместе с тем, несмотря на резко возросший в ХХ веке интерес к документальности, а связь между трагическими событиями истории России и бурным развитием художественно-документальной прозы прослеживается (история литературы знает несколько периодов, для которых это явление было характерным), вопросы существующей терминологии литературы с главенствующим документальным началом, до сих пор не имеющей научного статуса, а также границ ее жанров являются предметом литературоведческих дискуссий.
Книга написана полнокровным разноуровневым художественным языком, в котором отражены различные социальные пласты: это и язык интеллигенции - старой дворянской и советской, и стенография народной речи, в тексте мы находим также вкрапления научной лексики. (Исследование языка романа-идиллии заслуживает отдельного изучения и подробного рассмотрения). В произведении «Ложится мгла на старые ступени» присутствуют и вымысел (например, полностью вымышлены первая и последняя главы), и признаки идиллического - и это не только те черты, которые отметили критики: «оазис», дивная природа города Чебачинска и его населенность интеллигентами; сохраненная и созданная семьей Саввиных-Стремоуховых культура -духовная и материальная; идиллический авторский взгляд на мир - «спокойный, мужественный, благорасположенный», что происходит благодаря подчеркиванию автором «огромного значения малого, случайного, частного, которое он по-чеховски «выравнивает» с крупномасштабными трагическими событиями исторического времени и с вечною красою равнодушной природы» [Долинин, 2005].
На наш взгляд, в слове «идиллия» в названии произведения -мягкая, лирическая, грустная, чеховская ирония, которая заключена в изображении мирной, благоустроенной жизни семьи Саввиных- Стремоуховых на фоне трагических исторических событий. Книга по праву названа романом, то есть эпической формой, о чем свидетельствует представленная в романе широкая картина жизни общества, полнота охвата времени. Таким образом, произведение «Ложится мгла на старые ступени» правомерно отнести к художественно- документальному жанру.
Сам А.П. Чудаков писал в дневнике: «...Это будет последний роман- идиллия - ностальгия по доиндустриальной эпохе, но не патриархальной, как у Ф. Искандера, а русско-интеллигентски-патриархальной, осколок дворянского XIX века» [Чудаков, 2014, с. 544].
В книге через воспоминания показана судьба целого народа в один из самых тяжелых периодов Российской истории, отображен широкий исторический и бытовой фон, но наиболее детально рассматривается автором жизнь представителей русской интеллигенции в XX веке.
В романе представлены три поколения интеллигентов семьи Саввиных- Стремоуховых, ведется речь и о ссыльной интеллигенции, в портретах которых, их жизни и деятельности автор раскрывает черты интеллигента и показывает воплощение одного из главных предназначений интеллигенции - сохранять лучшие традиции и черты народа, как можно шире распространяя их в обществе.
Роман-идиллия А.П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» по праву может быть назван энциклопедией русской жизни ХХ века. Это- «целая энциклопедия людей, вещей, ситуаций эпохи» [Чудаков, 2014, с. 575]. В романе представлен определенный социально-политический период: ссыльные, военные и послевоенные годы (30-е, 40-е,50-е). Однако повествование не ограничено рассказом лишь об упомянутом времени, в романе слышен и голос XIX века (в частности, он отражен в образах деда и бабушки Антона), охвачена большая часть ХХ века (московские главы, рассказы о дочери и внучке). В произведении ярко воссоздана культурная атмосфера: официально советская, неофициальная народная, культурное наследие XIX века. Особое место в романе занимает описание быта. Показательной в этом отношении является глава «Натуральное хозяйство XX века». «В этой стране, чтобы выжить, все должны были уметь делать все». Члены семьи Саввиных-Стремоуховых, действительно, «выращивали и производили все: «умели столярничать, шить, вязать, копать, стирать, работать серпом и вилами», варили мыло, пекли хлеб, занимались кожевенным производством и даже самостоятельно изготовили
медицинский градусник. Благодаря уникальной памяти автора воспроизведено множество подробностей, тонкостей, деталей. На предметной составляющей в романе-идиллии делается сильный акцент. Предметы раскрывают характер эпохи, обладают историко-бытовой функцией, что свидетельствует о научной энциклопедичности и добросовестности автора, о точности и исследовательском подходе в художественном изображении русской жизни.
Таким образом, роман-идиллия А.П. Чудакова - это не субъективная автобиография одного человека, а биография нескольких поколений, художественный образ уходящей России, который удалось запечатлеть словесно. То, что видел, слышал, помнил герой, важнее его самого.
Подробно описанный вещный мир в романе-идиллии соотносится с литературоведческим интересом А.П. Чудакова к предметному миру русской классической литературы, с особым отношением филологак творчеству А.П. Чехова, вниманием к деталям.
Связывая особенности повествовательной манеры А.П. Чехова, исследованные литературоведом в работе «Поэтика Чехова», с переходом повествования в книге «Ложится мгла на старые ступени» от первого лица к третьему, можно сделать вывод, что в романе рассказчик
«персонифицируется», присутствует «физически» (первое лицо) и вместе тем отстраняется, становится условным (третье лицо).
Масштабность, всеохватность описанного в романе ассоциируется со стремлением «освоить все печатные отклики» критиков на сочинения А.П. Чехова, «проштудировать всю «малую» и пред- и околочеховскую прозу» [Немзер, 2005], с идеей «тотального комментария» к «Евгению Онегину», а также с интересом А.П. Чудакова к миру писателя и миру каждого человека - что отразилось на наличии в романе множества историй.
О важности для А.П. Чудакова темы памяти свидетельствуют и его роман-идиллия, и комментарии к работам выдающихся филологов, и воспоминания об ученых.
Образ провинции как «холодильника», в коротом хранятся отвергнутые центром обычаи, умения, речевые обороты и «простые предметы», прямо соотносится с идеей о «малой прессе», представляющей собой хранилище временно утративших актуальность жанров или стилевых тенденций [Немзер, 2005].
Мысль о том, что «формирование человеческой личности» происходит в детстве объединяет роман-идиллию «Ложится мгла на старые ступени» и биографию А.П. Чехова, написанную А.П. Чудаковым.
Более того, в романе в лице главных героев (Антона, деда) представлен образ интеллигента «чеховского типа»: натура, совмещающая интеллектуальную и физическую деятельность - таким был А.П. Чехов, таким был и А.П. Чудаков.
Итак, роман-идиллию А.П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» можно рассматривать как энциклопедию жизни русской интеллигенции ХХ века. Различные умения и навыки, выработанные трагической советской историей ХХ века, выстраивают в романе картину бытовой повседневности середины прошлого века не только высланной интеллигенции, но послевоенной советской жизни. В бытовой контекст романа вписан исторический, представленый одним из самых тяжелых периодов Российской истории: репрессии, высылки, войны ХХ века, а также всевозможные лишения и ограничения. Представлены в романе и многочисленные фольклорные вкрапления - официозный, используемый в виде идеологической пропаганды, и собственно фольклор, выражающий неподконтрольное власти восприятие человеком событий ХХ века. Представленные в романе-идиллии А.П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» воспоминания реальных и вымышленных очевидцев ставят роман А.П. Чудакова в ряд ценных свидетельств времени, позволяющих изучить и осознать историю, культуру и быт ХХ века.



1. Абрамов А., Айзенберг М., Балина М., Гандлевский С., Гудков Л., Клех И., Либкин О., Лурье С., Работнов Н., Чудаков А.// Литература non fiction: вымыслы и реальность // Новое «Знамя». 1986-2006: Антология. - М.: Знамя; Время, 2006. - С. 362-387.
2. Александр Павлович Чудаков. Сборник памяти. / сост. С.Г. Бочаров, И.З. Сурат, при участии М.О. Чудаковой. - М.: Знак,2013. - 426 с., [ 16 ] л. ил., цв. ил., портр.
3. Боборыкин П.Д. Русская интеллигенция// русская мысль.1904. № 12. С. 80-88,2-я паг.
4. Бочаров С. Синяя птица Александра Чудакова [Электронный ресурс]
// Новое лит. обозрение. - 2005. -№5. - Режим доступа:
http: //magazines .russ. ru/nlo/2005/75/chu 18. html
5. Булкина И. История внука века [Электронный ресурс] // Знамя. - 2012.- №8. - Режим доступа:http://magazines.russ.ru/znamia/2012/8/b12.html
6. Вайль П. Робинзон Чудаков[Электронный ресурс] // Российская газета. -2008. - Режим доступа:http://www.rg.ru/2008/02/01/vay.html
7. (Вехи. Из глубины. М.,1991. С. 156-157).
8. Виноградов В.В. О языке художественной прозы: Избр.тр./ отв. ред. тома Г.В. Степанов, А.П. Чудаков. - М.: Наука, 1980. - 360 с.,
9. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы: Избр. тр./отв. ред. тома М.П. Алексеев, А.П. Чудаков. - М.: Наука, 1976. - 511 с.
10. Виноградов В.В. Язык и стиль русских писателей : От Карамзина до Гоголя : Избр.тр./отв. ред. Д.С. Лихачев, А.П. Чудаков; послесл. А.П. Чудакова - М.: Наука, 1990. - 386, [2] с.
11. Водовозов В.В. Интеллигенция // Новый энциклопедический словарь. Т. 19. СПб., 1912. С. 537.
12. Гинзбург Л.Я. О документальной литературе и принципах построения характера// Вопросы литературы. - 1970. -№7.
13. Гинсбург Л.Я. О психологической прозе //Лидия Яковлевна Гинзбург. - Л.: Художественная литература, 1977.
14. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, Т2, стр. 46 - М. «Русский язык», 1998
15. Долинин А. Памяти А.П. Чудакова [Электронный ресурс] // Новое
лит. обозрение. - 2005. -№5. - Режим доступа:
http: //magazines .russ. ru/nlo/2005/75/do 12. html
16. Елисеев Н. Александр Чудаков. Ложится мгла на старые ступени [Электронный ресурс] // Нов. Русск. книга. - 2002. -№1. - Режим доступа: http: //magazines .russ. ru/nrk/2002/l/elis. html
17. Жолковский А.К. Антонов огонь [Электронный ресурс] // Нов. русск.
книга. - 2002.- №2(13). - Режим доступа:
http: //magazines.rus s. ru/nrk/2002/2/zholk. html
18. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. - М., 1990.
19. Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли. Изд. 4-е. Т. 1. СПб., 1914. С. 17.
20. Колпаков А.Ю. «Большой роман» об интеллигентном герое как жанровая разновидность русской романистики: к постановке проблемы// Новый филологический вестник. 2017. № 2 (41)
21. Кривопалова Н.Ю. Теоретические проблемы истории российской
интеллигенции в современной отечественной историографии.-
Интеллигенция и мир.-2008.-с.26-46.
22. Лапушин Р. «Живая свежесть» (К поэтике романа-идиллии А.П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени») // Тыняновский сборник. Выпуск 13: ХХП-ХШ-XIV Тыняновские чтения. Исследования. Материалы. - М.: Водолей, 2009. - С.381-399.
23. Литературный энциклопедический словарь (Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреева, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.
24. Лихачев Д.С. О русской интеллигенции/ Новый мир.-1993.-№2
25. Манн Ю. Скорбь и благодарность [Электронный ресурс] // Новое
лит. обозрение. - 2005.- №5. - Режим доступа:
http: //magazines.rus s. ru/nl o/2005/75/mann. html
26. Маркова Д. Синтез ядра [Электронный ресурс] // Знамя. - 2010.- №6.
- Режим доступа:http://magazines.russ.rU/znamia/2010/6/m14.html
27. Маркова Т. Авторские жанровые номинации в современной русской
прозе как показатель кризиса жанрового сознания [Электронный ресурс] // Вопр. Литературы. - 2011.- №1. - Режим доступа:
http: //magazines.russ. ru/voplit/2011 /l/ma 15. html
28. Марченко А.В. В начале жизни школу помню я [Электронный
ресурс] // Новый мир. - 2001.- №5. - Режим доступа:
http: //magazines.russ. ru/novyi_mi/2001/5obz_/mar. html
29. Матвеев Г.А. Об основных вехах эволюции понятия «интеллигенция» в отечественной общественной мысли // Интеллигенция России: уроки истории и современность. Иваново, 1996.
30. Местергази Е.Г. Литература нон-фикшн/non-fiction:
Экспериментальная энциклопедия. Русская версия. - М.: Совпадение, 2007.
31. Местергази Е.Г. Специфика художественной образности в
«документальной литературе»// Филологические науки. - № 1, - 2007.
32. Муравьев B.C. Документальная литература // Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987.
33. Муравьев В.С. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Под ред. А.Н. Николютина. - Москва: НРК Интелвак, 2001.
34. Немзер А. Как сохранилась Россия [Электронный ресурс] //
Отечественные записки. - 2002.- №1. - Режим доступа:
http: //magazines.rus s. ru/oz/2002/l/nemz. html
35. Немзер А. Мир Чудакова [Электронный ресурс] // Новое лит.
обозоение. - 2005.- №5. - Режим доступа:
http://magazines.russ.ru/nlo/2005/75/ne20.html
36. Орлова А. Мариэтта Чудакова о муже и авторе романа «ложится
мгла на старые ступени» [Электронный ресурс] // Татьянин день. - 2012. -
Режим доступа:http://www.taday.ru/text/1539262.html
37. Палиевский П.В. Роль документа в организации художественного целого//Проблемы художественной формы социалистического реализма: В 2 т. - М., 1971. Т.1.
38. Паперный В. В поисках утраченного [Электронный ресурс] // Новое
лит. обозрение. - 2005. - №5. - Режим доступа:
http: //magazines.russ. ru/nlo/2005/75/pape16. html
39. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий/ Гл.науч.ред.Н.Д. Тамарченко. - Москва: Издательство Кулагиной; Intrada,2008. -358 с.
40. Ранчин А. Вещный мир литературы в интерпретации А.П. Чудакова
[Электронный ресурс] // Литература. - 2007. - №12. - Режим доступа:
http://lit.1 september.ru/article.php?ID=200701218
41. Рейфилд Д. «Он к величаньям не привык...» [Электронный ресурс] //
Новое лит. обозрение. - 2006. - №1. - Режим доступа:
http://magazines.russ.ru/nlo/2006/77/re3.html
42. Саввина А.И. Работа над чеховской библиографией под руководством А.П. Чудакова // Тыняновский сборник. Выпуск 12: Х -XI -XII Тыняновские чтения. Исследования. Материалы. - М: Водолей Publishers, 2006. - С.570-576.
43. Симонова Т.Г. Мемуарная проза русских писателей XX века: поэтика и типология жанра. Учебное пособие. - Гродно: ГрГУ, 2002.
44. Смолярова Т. Расстояние [Электронный ресурс] // Новое лит.
обозрение. - 2005. - №5. - Режим доступа:
http://magazines.russ.ru/nlo/2005/75/smo 15. html
45. Соболев Л. Остаются книги [Электронный ресурс] // Новое лит.
обозрение. - 2005. - №5. - Режим доступа:
http: //magazines.russ. ru/nlo/2005/75Ао14. html
46. Современная русская литература: Элективный курс: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений // Под ред. проф. Б.А. Ланина. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 336 с.
47. Солженицын А. В сб: Из-под глыб. М. 1974. - С. 219 - 220.
48. Солженицын А. Образованщина // Новый мир, 1991. - С.43.
49. Степанов А. Идиллия vs. прогресс: заметки о прозе А.Чудакова // Тыняновский сборник. Выпуск 13: XII -XIII -XIV Тыняновские чтения. Исследования. Материалы. - М: Водолей, 2009. - С.400-411.
50. Сурат И. Слово и мир Александра Чудакова [Электронный ресурс] //
Новое лит. обозрение. - 2005. - №5. - Режим доступа:
http://magazines.russ.ru/nlo/2005/75/su17.html
51. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / отв. ред. Б.А. Каверин, А.С. Мясников; подг. изд. и комм. Е.А. Тоддеса, А.П. Чудакова, М.О. Чудаковой. - М.: Наука, 1977. - 576 с.
52. Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции // Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Т. 1. СПб., 1991. -С. 69, 71.
53. Харитонов Д. Буккер после бури. 04.12.2011 [Электронный ресурс] // Новая газета. Выпуск № 136 от 5 декабря 2011. - Режим доступа: http://www. novayaqazeta.ru/arts/49833. html
54. Чеховиана . «Три сестры». 100 лет / Рос. акад. наук. Научн. совет по истории мировой культуры. Чехов. комис.; Редкол.: А.П. Чудаков (отв. ред.) [и др.]. - М.: Наука, 2002. - 381, [1] с.
55. Чеховиана. Чехов и «серебряный век» : [Сб.ст] / Рос. Акад. наук, Науч. совет по истории мировой культуры, Чехов. комис.,.; [Редкол.: А.П. Чудаков (отв.ред.) и др.]. - М.: Наука, 1996. - 319, [1] с.
56. Чеховский сборник / отв. ред. А.П. Чудаков. - М.: Изд-во Лит. ин-та им. А.М. Горького, 1999. - 238, [1] с.
57. Чудаков А.П. Антон Павлович Чехов : Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1987. - 174, [1] с.
58. Чудаков А.П. Антон Павлович Чехов. - М.: Время, 2013. - 2-е изд. - 256 с.,илл. - («Диалог»)
59. Чудаков А.П. Бахтин о «Поэтике Чехова». Публикация и подготовка текста М. Чудаковой // Тыняновский сборник. Выпуск 13: XII -XIII -XIV Тыняновские чтения. Исследования. Материалы. - М: Водолей, 2009. - С. 595-603.
60. Чудаков А.П. В.В. Виноградов и теория художественной речи первой трети XX века // Виноградов В.В. О языке художественной прозы: Избр.тр. /отв. ред. тома Г.В. Степанов, А.П. Чудаков. - М.: Наука, 1980. - С. 285-315.
61. Чудаков А.П. Из дневников, записных книжек, писем // Чудаков А.П. Ложится мгла на старые ступени: Роман-идиллия. М: Время, 2014. - С. 501-640.
62. Чудаков А.П. Ложится мгла на старые ступени: Роман-идиллия. // Чудаков А.П. Ложится мгла на старые ступени: Роман-идиллия. М: Время, 2014. - 640 с., ил. - 9-е изд., стереотип. - (Серия «Самое время!») (С. 7-500).
63. Чудаков А.П. «Между «есть Бог» и «нет Бога» лежит целое
громадное поле...» Чехов и вера [Электронный ресурс] // Новый Мир. - 1996. - №9. - Режим доступа:
http: //magazines.rus s. ru/novyi_mi/1996/9/chudak. html
64. Чудаков А.П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. - М.: Советский писатель, 1986. - 379, [5] с.: портр.
65. Чудаков А.П. Поэтика Чехова / АН СССР, Ин-т мировой литературы им. А.М. Горького. - М.: Наука, 1971. - 291 с.
66. Чудаков А.П. Предметный мир литературы (К проблемам категорий исторической поэтики) // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. - М.: Наука, 1986. - С. 251-292.
67. Чудаков А.П. Разговариваю с Гинзбург [Электронный ресурс] //
Новое лит. обозрение. - 2001. - №3. - Режим доступа:
http: //magazines.russ. ru/nlo/2001/49/chud.html
68. Чудаков А.П. Ранние работы В.В. Виноградова о поэтике русской литературы// Виноградов В.В. Поэтика русской литературы: Избр. тр. / отв. ред. тома М.П. Алексеев, А.П. Чудаков - М.: Наука, 1976. - С. 465-481.
69. Чудаков А.П. Слово-вещь-мир. От Пушкина до Толстого. Очерки поэтики русских классиков. - М.: Современный писатель, 1992. - 320 с.
70. Чудаков А.П. Чехов в Таганроге. Лит. хроника. - М.: Правда, 1987. - 48 с.
71. Чудаков А.П. Язык русской литературы в освещении В.В. Виноградова // Виноградов В.В. Язык и стиль русских писателей: От Карамзина до Гоголя: Избр. тр. / отв. ред. Д.С. Лихачев, А.П. Чудаков; послесл. А.П. Чудакова. - М.: Наука, 1990. - С. 331-352.
72. Чудаков А. Слушаю. Учусь. Спрашиваю. Три мемуара. Сеул, 1999.
73. Чудакова М.О. «Роман до сих пор многие называют мемуарами. Автора это огорчало» (интервью) [Электронный ресурс] // Известия. - 1.12.2011. - Режим доступа:http://izvestia.ru/news/508361
74. Чужак Н. Литература жизнестроения (исторический пробег)//Литература факта. Первый сборник материалов работников ЛЕФа/Под ред. Н.Ф. Чужака. - М.,1929.
75. Чумаков Ю. Воспоминания и размышления об Александре Чудакове [Электронный ресурс] // Новое лит. обозрение. - 2005. - №5. - Режим доступа:http://magazines.russ.ru/nlo/2005/75/chum19.html
76. Шкловский В. Б. Гамбургский счет: Статьи - воспоминания - эссе (1914-1933) / предисл. А.П. Чудакова, коммент. и подгот. текста А.Ю. Галушкина. - М.: Сов. писатель, 1990. - 544.
77. Щеглов Ю.К. Памяти А.П. Чудакова // Тыняновский сборник. Выпуск 12: X-XI-XII Тыняновские чтения. Исследования. Материалы. - М.: Водолей Publishers, 2006. - С. 577-581.
78. Энциклопедический словарь юного литературоведа: [для среднего и старшего школьного возраста]. - Москва: Педагогика-Пресс, 1998. - 424 с.
79. Яранцев В. Лабиринты и отражения- 5 (О литературе и не только современной) [Электронный ресурс] // Сибирские огни. - 2013. - №1. - Режим доступа:http://magazines.russ.ru/sib/2013/1/ia14.html
Список видеозаписей
1. «Экология литературы», автор: Лев Соболев, режиссер: Елена Дарова, ООО «Школьник ТВ» по заказу ГТРК «Культура», ГТРК «Культура», 2002.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ