Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Теоретическое осмысление цикла и циклизации в мировой литературе разных эпох, и особенности проявления циклизация в романах Э.Л. Войнич

Работа №155463

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы140
Год сдачи2016
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОЗАИЧЕСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЦИКЛА 12
1.1. Определение прозаического цикла 12
1.2 Цикл и эпопея: сходства и различия 16
1.3. Понятие «трилогии». Ее соотношение с циклом романов 19
1.4. Циклообразующие факторы 20
Глава 2. СИСТЕМА МОТИВОВ В РОМАНАХ ВОЙНИЧ ОБ ОВОДЕ 26
2.1. Определение «мотива» и его разновидности 26
2.2. Сюжетообразующие мотивы в цикле романов об Оводе 32
Глава 3. СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ В РОМАНАХ «ОВОД», «ПРЕРВАННАЯ ДРУЖБА», «СНИМИ ОБУВЬ ТВОЮ» 46
3.1. Архетипические модели как циклообразующий компонент 46
3.2. Оппозиция «герой/антигерой» 51
3.3. Герои-наставники 65
3.4. Герои-служители 74
Глава 4. КОМПОЗИЦИЯ РОМАНОВ Э.Л. ВОЙНИЧ ОБ ОВОДЕ 84
4.1. Поэтика композиции 84
4.2. Идеологический план в романах об Оводе 96
4.3. Пространственно-временной план 100
4.4. Психологический план 107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 126
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 137


Одним из злободневных направлений исследовательского поиска считается исследование художественной циклизации, ставшей предметом научного интереса еще в XIX веке и продолжающей оставаться в центре внимания в связи с непрерывностью бытования циклов как приема выражения продуктивной направленности эры века XX. Циклизация как процесс «соединения групп самостоятельных творений в новейшие многокомпонентные художественные единства - циклы» имеет большое значение, так как используя ее, создатель получает вероятность расширения границ жанра для отображения целостной картины мира.
При всем этом цикл понимается как сверхжанровое единство, владеющее условно стабильным типом структуры и неизменными признаками. Цикличность расценивается исследователями как особенная художественная возможность: любой текст, входящий в цикл, имеет возможность присутствовать как самостоятельная художественная единица, хотя, будучи извлеченной го него, утрачивает часть собственной эстетической значимости.
Литература рубежа XIX - XX вв. характеризуется активным циклообразованием (Э. Золя, Т. Драйзер, Дж. Голсуорси, Дж. Джойс и др.). Ярким примером этого факта можно считать цикл об Оводе Э.Л. Войнич (1897 - 1945), для которой циклизация стала одним из конкретных проявлений внутреннего единства большей части творчества.
В целом, литературное творчество Э. Л. Войнич относится к наследию британской литературной традиции рубежа XIX - XX веков. Как и в иных национальных литературах этого переходного периода, во многих текстах британской прозы возрождается романтический пафос, восстанавливается романтическая концепция взаимоотношений человека и мира. Эстетика неоромантизма, как зачастую именуют романтическое движение границы XIX - XX веков, владела солидными художественными возможностями. Вопрос о существовании человека в мире предстает в похожем художественном тексте в определенном ракурсе - в безусловном, универсальном противостоянии общечеловеческого и общественного, и гуманистическое разрешение данного инцидента требует коренной перемены не только каких-нибудь жизненных событий, но и внутреннего мира человека, его перерождение.
В целом (и с некоторой долей относительности) всю отечественную (на западе текстами британский писательницы интересовались мало) критику о творчестве Войнич можно разделить на два периода: дореволюционный и советский.
Первый в этом ряду представлен несколькими рецензиями в различных журналах, вышедших с 1900 по 1905 гг.: «Мир Божий», «Русская мысль», «Жизнь», «Журнал для всех», «Правда».
Во этих всех рецензиях можно выделить ряд единых линий (надлежит отметить, что анализу подвергался исключительно «Овод», про другие романы писательницы критики, статей и т. д. ничтожно мало), сообразно которым: 1) «Овод» - удовлетворительное с художественной позиции творение, которое можно поставить в один ряд с романом Р Джованьоли «Спартак» (другими словами, также успешно подобрана итальянская тема); 2) с идейной позиции роман, вроде как, безуспешный, поскольку провозглашает мысль революционного насилия, с иной, - успешный, поскольку клеймит католическую церковь, утрачивающую в глазах как православного мира, так и западного свое воздействие и авторитет; 3) осуждается чрезмерная романтизированость «Овода» и безбожие.
Академическое английское литературоведение отвергло творчество Войнич. Ни в многотомных справочниках, ни в подробнейших трудах по литературе, где упоминаются и третьестепенные писатели, о Войнич не упомянуто ни слова. И только в некоторых американских энциклопедиях и британском биографическом словаре имеются небольшие данные о ней: когда родилась, где обучалась, а также общий характер написанного ею. Исключением в данном ряду считается несколько работ британского критика марксистского толка Арнольда Кеттла, где подчеркивается идея о несправедливом забвении творчества Войнич, а также своеобразие и незаурядность художественного стиля писательницы.
Объектом исследования является теоретическое осмысление цикла и циклизации в мировой литературе разных эпох, и особенности проявления циклизация в романах Э.Л. Войнич.
Предметом исследования являются такие циклообразующие факторы, как система мотивов, персонажей и композиционная структура.
Материалом исследования является цикл романов Этель Лилиан Войнич об Оводе: «Овод», «Прерванная дружба», «Сними обувь твою».
Теоретико-методологической основой настоящего исследования являются:
- труды ученых, посвященные рассматриваемым в нашей работе проблемам поэтики: организации текстового пространства, роли автора в литературном произведении и др. (А.П.Скафтымов, Б.А. Успенский, В. Шмид, Л.И.Ти- мофеев, В.Е.Хализев, В.И Тюпа и др.).
- исследования по теории и истории цикла (А.Н.Веселовский, Б.В.Томашевский, В.М.Жирмунский, Ю.М.Лотман, Л.Я.Гинзбург, М.Н.Дарвин и др.);
- работы, посвященные творчеству Э.Л. Войнич, в которых рассмотрены особенности системы образов в романах писательницы об Оводе, проблема автора, особенности стиля др. (И.М. Катарский, Е.А. Таратута, Т.А. Шумакова, Г.В. Аникин, М. Маркушевич, М.И. Воропанова, Н.Ю. Жлуктенко и др.)
Актуальность исследования заключается в том, что одним из недостаточно изученных циклов является цикл романов об Оводе. А поскольку с конца XIX в. и до наших дней литература все больше склонна к таким большим формам как эпопея, роман-эпопея и цикл, потому что мысль творца не умещается в масштабах одного тома или же одного романа, то данная проблема представляет в настоящий момент определенный интерес. Рассмотрение циклизации как метода творения специальной целостной структуры в романах Э.Л. Войнич видится нам на данный момент важной проблемой, позволяющей в широком литературном аспекте обнаружить отличительные черты поэтики ее творчества.
Несмотря на внимание к проблеме художественной циклизации, с нашей точки зрения, мало изучена специфика циклизации в творчестве Э.Л. Войнич. В отношении большей доли творчества писательницы данная художественная направленность проявляется особо ясно. Исследований, в которых бы выделялись циклообразующие факторы романов Войнич об Оводе, нет.
В связи с этим цель настоящего исследования - на основе анализа теоретического наполнения понятий «цикл» и «циклизация» в современном литературоведении обосновать правомерность рассмотрения романов Э.Л. Войнич как цикла романов.
Данная цель определила следующие важнейшие задачи нашей работы:
1. На основе существующих вариантов осмысления категорий «цикл» и «циклизация», выявить типологические признаки, свойства и закономерности существования цикла как целостности особого рода;
2. Рассмотреть мотив как циклообразующий прием в романах об Оводе;
3. Выявить закономерности построения образов с точки зрения циклообразования в интересующих нас текстах;
Исследовать приемы циклизации на композиционно-структурном
уровне в романах Э.Л. Войнич об Оводе.
Суть гипотезы исследования состоит в том, романы Э.Л. Войнич «Овод», «Прерванная дружба» и «Сними обувь твою» являются циклом романов об Оводе, объединенных такими циклообразующими факторами, как система мотивов, система персонажей, композиция.
Методология исследования опирается на системный и целостный подходы к романам писательницы. При анализе конкретных произведений используются описательный, структурно-композиционный, структурный методы, мотивный анализ.
Научная новизна исследования обусловлена выбором объекта исследования и новыми подходами к романам Э.Л. Войнич об Оводе. В диссертации впервые:
• обнаружены особенности и принципы циклизации в творчестве Э.Л. Войнич на идейно-содержательном и структурно-композиционном уровнях;
• аргументированы главные циклообразующие факторы в прозе Этель Лилиан Войнич — авторская концепция личности (внутренняя фокализация), основанная на этико-эстетическом принципе приятия мира и реализуемая на всех уровнях композиционной структуры; типы персонажей в романах, система мотивов (схожая во всех романах сюжетная схема, отсюда - фабула).
Новизна материала, привлекаемого в диссертации:
Представленная диссертация является первой работой, в которой использовались новейшие исследования в области поэтики цикла для анализа художественной структуры романов Э.Л. Войнич.
Практическая значимость работы
Материалы и итоги исследования могут быть применены в вузовском курсе истории зарубежной литературы, в спецкурсах и семинарах по исследованию литературы рубежа XIX - XX вв., а также быть использованными в школьном преподавании - для подготовки уроков внеклассного чтения, темы которых связаны с исследованием зарубежной литературы рубежа XIX - XX вв. в контексте трудностей неоромантической зарубежной литературы, например, образа «бунтаря». Трудности циклизации, схожести сюжетных схем, «бумеранговой» композиции - отличительные приметы творчества Войнич - кроме того могут быть рассмотрены на материале данного исследования ее прозы. Изучение творчества этого творца не только дает богатые историко-литературные познания, но и открывает находящийся в нем очень большой высоконравственный потенциал, осмысление которого может быть ориентировано на осознание постоянных основ мира, что считается одной из ключевых целей исследования литературы.
Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, методической части, приложения и библиографии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог всей работы, считаем необходимым остановиться еще раз на тех задачах, которые мы поставили в начале исследования.
Итак, самой главной нашей целью было доказать, что романы Э.Л. Войнич об Оводе - это цикл романов. В связи с этим мы разделили достижение основной цели на несколько задач, первой из которых было на основе существующих вариантов осмысления категорий «цикл» и «циклизация», выявить типологические признаки, свойства и закономерности существования цикла как целостности особого рода . В результате анализа данной проблемы мы пришли к следующим выводам:
1) сопоставляя различные определения художественного цикла, мы выявили в них общие положения, а также те признаки, которые отвечают цели и задачам исследования, а также произвели формирование приемлемого определения для дальнейшего исследования: цикл — сверхжанровое единство нескольких самостоятельных произведений, объединенных общей темой, действующими лицами, общим повествователем, в особое целостное единство, где связь частей (отдельных произведений) не носит «готового» вида (например, последовательности повествования), но существует как возможность, активизирующая читательское восприятие.
2) мы разграничили такие понятия, как «цикл», «эпопея» и «трилогия». На основе материала, представленного в первой главе, мы пришли к выводу, что отличительной чертой романа-эпопеи является огромный масштаб изображаемых событий. В центре внимания не частная жизнь человека/семьи и пр., а целой нации. История здесь — главное действующее лицо. В цикле же на первый план выходит личность, в нем на фоне истории показана судьба человека, а не наоборот. Таким образом, «роман-эпопея» и «цикл» обозначают разные жанры, однако, романы об Оводе во многих монографиях часто называют «трилогией». Мы выявили, что данные термины синонимичны при основном отличии - количестве романов. Мы в данной работе рассматривали трилогию как цикл романов.
3) нами было выявлено, что к активным циклообразующим факторам от-носятся: особая композиция, система персонажей, повествование (система мотивов), единство проблематики, общность сюжетных конфликтов и коллизий, образно-стилистические решения, единый образ автора. Для основания объединения романов Э.Л. Войнич в цикл романов, мы исследовали такие циклообразующие факторы, как система мотивов (вследствие чего нами было выявлена общая сюжетная схема), система персонажей, особенности композиции (вследствие чего мы подробно рассмотрели образ автора). Мы пришли к выводу о том, что взаимодействие мотивов является основой взаимодействия персонажей и событий, их ассоциативного объединения и, как следствие, формирования метаобразов цикла. А также, во-первых, что в цикле обязательно есть эксплицированный или имплицированный единый сюжет и единый герой. Во-вторых, особенности сюжета и героя позволяют определить цикл как особую художественную систему.
Второй нашей задачей было рассмотреть мотив как циклообразующий прием в романах об Оводе. Исследование этого вопроса привело нас также к целому ряду выводов, согласно которым:
1) мотив - единица интерпретации. Иначе говоря, читатель отмечает повтор, затем его парадигматизирует и, в конечном счете, осмысляет текст в его концептуальном значении. Архетипические мотивы являются, с одной стороны, «простейшей повествовательной единицей» и в то же время имеющей глубокое функциональное значение, с другой - мотив приобретает структур-ную роль, скрепляя текст в единую систему.
2) через все произведения автор с помощью различных линий проводит те темы, которые были важны ей еще в первом романе — темы отцов и детей, исследование границ веры человека в Бога — когда настает рубеж и раб Божий отрекается от своего идола. Эти темы помогает развивать целая система мотивов, проходящих через все тексты: мотив лжи и предательства, двойственности, одиночества, веры и неверия, болезненности, физических и душевных болезней, загубленной юности и смерти. На основе всего вышесказанного мы пришли к выводу о том, что цикл Войнич об Оводе рисует нам метаобраз «предаваемого», который вынужден прятаться под маской «другого» от окружающего мира, чувствуя свое одиночество и отрекающегося от веры, так как видит много несправедливости в жизни.
3) таким образом, можно говорить о том, что благодаря реализации в романах системы мотивов, он (мотив) становится структурообразующим компонентом всех трех произведений: предательство главного героя (загубленная юность) - уход главного героя в себя (маска) - одиночество (душевные и физические болезни) - вера и неверие (в романах разные причины и следствие) - смерть (выделено мной - Л.Д.Ю.).
Третья задача заключается в выявлении закономерности построения образов с точки зрения циклообразования в интересующих нас романах Войнич. После этого анализа мы пришли к следующим выводам:
1) на основе анализа архетипов Юнга, Фрейда и др., мы пришли к выводу о том, что строгое деление на архетипы подразумевает ограничение персонажа слишком узкими рамками, исключая многогранность их характеров. Поэтому мы не придерживаемся строгого деления на архетипы. Мы выделили группы персонажей по функциям — герой/антигерой, герои - служители (заботящиеся), герои — наставники/разрушители. А также выяснили, что один и тот же персонаж в разные этапы своей жизни и по отношению к социуму (другим действующим лицам) может входить в совершенно противоположные группы.
2) что касается «героев» в цикле об Оводе, то однозначно выделить персонажей в эту группу довольно-таки проблематично, потому что действующие лица на протяжении романов меняются и «плюс» может поменяться на «минус», как и наоборот.
В этих романах в такую группу как «герой» и «антигерой», мы относим следующих персонажей:
1. Артур Бертон - «герой» (до исчезновения). В конце романа как «герой» поступает Монтанелли, входивший в группу наставников, о которой мы скажем позже (роман «Овод»).
2. Маргарита - «антигерой». Также показано превращение Овода из «героя» в «антигероя» (роман «Прерванная дружба»).
3. В конце романа, претерпевая внутренние изменения, «героем» становится Беатриса. До изменений - «антигерой» (роман «Сними обувь твою»).
Таким образом, во всех трех романах есть общий тип персонажей -«героев», которые приносят жертвы во благо других людей. Они целеустремленны, готовы добиваться желаемого. Однако, путь некоторых героев тернист, и прежде чем стать «героями», они выступали в совершенно ином виде, и наоборот.
Трикстером в романе «Овод» является второе «Я» главного героя, кото-рое почти полностью вытеснило «Я» первоначальное - геройское.
Маргарита Мартерель является в романе деструктивным началом, в отличие от своего брата, который всю свою жизнь будет для нее и наставником и героем в одном лице - началом созидательным. Думается, что недаром ее привлекла такая же разрушительная личность, как и она сама.
У главной героини романа «Сними обувь твою», как и у Артура Бертона раздвоение личности, только если Артур принял свое второе «Я», дал ему имя и старается с ним ужиться, то Беатриса постоянно пытается прогнать свое alter ago. И у Овода и у Беатрисы трикстеры - она сами, эта самая двойственность, мешающая им органично вписаться в социум.
3) В мифологии и фольклоре собраться с силами герою нередко помогает мудрый и добрый наставник, чья функция заключается в защите, наставлении, обучении подопечного.
В романах об Оводе к менторам мы относим следующих персонажей:
1. Монтанелли - отец Артура (роман «Овод»).
1. Рене Мартель - старший брат Маргариты (роман «Прерванная дружба»).
2. Уолтер Риверс - старший брат Беатрисы (роман «Сними обувь твою»).
Все представленные выше персонажи помогают героям (и антигероям) в становлении себя как Человека, они в известной степени защищают, наставляют, и даже обучают своих подопечных.
4) Что касается «героев-служителей», то альтруизм, сострадание, великодушие - это те качества, которыми характеризуется данный архетип. Их главное желание: защитить людей от возможной угрозы. Цель этих персонажей - помогать окружающим, творить для них добро. Служители/заботливые, как правило, сострадание и щедрость, и иногда испытывают усталость от того, что в погоне помощи нуждающимся, очень часто забывают о себе.
В изучаемом цикле к этой группе мы относим следующих персонажей:
1. Джемма Болла - девушка, влюбленная в Артура (роман «Овод»).
2. Маршан - доктор в экспедиции Дюпре (роман «Прерванная дружба»).
3. Леди Монктон - приятельница отца Беатрисы, а потом и ее самой (роман «Сними обувь твою»).
Все персонажи, относящиеся к группе «служителей» любят тех, о ком они заботятся, не требуя ничего взамен. Очень часто отношения «заботящихся» и тех, о ком заботятся, меняются очень сильно - от неприязни до любви и наоборот.
Четвертая задача заключается в анализе приемов циклизации на структурно-композиционном уровне в романах Войнич об Оводе, вследствие которого мы пришли к следующему:
1) на основании рассмотренных нами нескольких определений «композиции» мы пришли к выводу о том, что все они сходятся на том, что композиция — это такое построение (другими словами - структура) художественного произведения, которое отражает замысел автора.
2) если говорить об «идеологическом плане», который выделяет Б.А. Успенский в своей работе «Поэтика композиции», то мы заключили, что во всех романах цикла повествователем является третье лицо, и поскольку определяющими идеологическое поле являются те персонажи, «чья точка зрения направляет нарративную перспективу», то это — Овод («Овод»), Рене («Пре-рванная дружба») и Беатриса («Сними обувь твою»). В цикле об Оводе доминирует внутренняя фокализация, т. к. Войнич не дает нам информации больше, чем знает герой, через восприятие которого, по сути, мы смотрим на окружающий его мир. Субъектом фокализации в мире Войнич является она сама, предметом же то, что воспринимается главным героем, за которым всегда «скользит» нарратор, так как она (Войнич) принимает оценочную позицию своих персонажей.
3) далее мы вычленяем пространственно - временной план в цикле. В романах об Оводе нарратор излагает историю с нарраториальной точки зрения, т. е. с точки зрения времени повествования («Лишь в последний вечер ка-никул он внезапно понял, что если говорить, то только сегодня»).
Также мы видим, что во всех романах особая организация последовательности событий: события до основных действий показаны крупно, вероятно для того, чтобы мы поняли истоки характеров персонажей, в каких условиях они формировались. События «после» (уточним — поворотные события, важные) показаны сжато. Во-первых, отношение к этим событиям в большинстве случаев негативное, во-вторых же, мы таким образом обращаем большее внимание именно на внутренние переживания героя, а не на внешний факт.
Нарраториальная временная точка зрения предоставляет возможность свободного обращения со временем. Нарратор может по выбору скакать между разными временными планами и даже предвосхищать более позднее развитие действия, самим персонажам еще не известное и как раз-таки эту точку зрения мы наблюдаем в цикле в целом: в романе «Овод» писательница использует композиционный прием «разрыва событий», нам практически ничего не известно о тех 13 годах, которые опустила автор в своем повествовании. Роман «Прерванная дружба» - это своего рода мост от первой части романа «Овод» ко второй. В нем рассказывается, как жил и чем занимался Артур в Латинской Америке; как его «подобрала» научная экспедиция Дюпре; о его жизни во Франции. С предыдущим романом роман «Прерванная дружба» соединяет множество отрывочных воспоминаний Ривареса (анахрония). Как мы видим, нарратор спокойно переходит с одного временного пласта на другой.
Что касается романа «Сними обувь твою», то в предисловии к своему последнему роману Э.Л. Войнич делится с читателем, что такая «бумеранговая» последовательность в освещении судьбы ее героя Овода, когда она начала рассказом о его смерти, затем, описав один эпизод из его жизни, заканчивает историей его предков, - ей самой непонятна. «Роман «Сними обувь твою», - пишет она в предисловии, - являясь законченным произведением, должен был бы стать первым томом семейной хроники, охватывающей жизнь четырех поколений. И только лишь эпилогом Этель Лилиан Войнич связывает судьбы этих и следующих двух поколений. Это послесловие возвращает нас по принципу бумеранга к роману «Овод». Таким образом, композиция цикла является внутренне мотивированной и законченной, как единое произведение об Оводе.
4) Нарртор проходит с героями через их жизнь, через их становление взрослыми. Однако, это происходит не на протяжении всего романа. Б.А. Успенский в своей работе «Поэтика композиции» писал, что при рассмотрении точек зрения целесообразно исключить начало и конец описания, когда признаки внешнего описания могут выполнять функцию «рамки». И действительно, «следовать» за своими героими Войнич начинает только после завязки, т. к. в экспозиции она очень часто встает на позицию другого персонажа: в романе «Прерванная дружба» - это маркиз, отец Рене (после приезда сына из Англии уже будет он сам), в «Сними обувь твою» - Генри (после приезда в Бартон уже будет Беатриса). И только в самом первом (по написанию) романе автор встает на позицию своего персонажа с самого начала: «Артур сидел в библиотеке духовной семинарии в Пизе и просматривал стопку рукописных проповедей» - мы привели в пример самое первое предложение произведения.
Следует отметить, что во второй части романа, пока на авансцене еще не появился Риварес, автор «следует» за Джеммой (думается, как наиболее идеологически близким к нему персонажем), что можно проследить на фразеологическом уровне: «Джемма молча стояла под гранатовым деревом. Ее возмутила дерзость Овода, и она пожалела (выделено мной - Л.Д.Ю.) бедную, глупенькую женщину. Он проводил удаляющуюся пару таким взглядом, что Джемму просто зло взяло (выделено мной - Л.Д.Ю.): насмехаться над этим жалким существом было невеликодушно».
После смерти персонажа («Овод») нарратор переходит к другой точке зрения, но нужно отметить, что она остается внутренней, так как у Монтанелли галлюцинации, которые с внешней позиции невозможно показать: «Кровь, всюду кровь! Ковер - точно красная река, розы на камнях - точно пятна разбрызганной крови!.. Боже милосердный! Неужто небо твое и твоя земля залиты кровью? Не что тебе до этого-тебе, чьи губы обагрены ею!»
Таким образом, в романе «Овод» переменная точка зрения.
В романе «Прерванная дружба» в экспозиции Войнич следует за отцом Рене: «Сейчас постукивание веток по стеклу показалось маркизу (выделено мной - Л.Д.Ю.) приветствием друга. Он встал, открыл окно, сорвал несколько больших желтых листьев и прижал их к лицу».
Далее, в основном, автор почти всегда принимает точки зрения Рене, но в конце романа нарратор использует точку зрения Овода, таком образом снова происходит смена точки зрения, как и в предыдущем романе.
В последнем романе композиционную рамку замыкает эпилог, где нарратор выступает наблюдателем за потомками Беатрисы и Генри, то есть автор использует внешнюю фокализацию, как и в эпилогах двух других романов — описание горя Джеммы после смерти Овода и описание жизни Рене и Маргариты после расставания с ним.
5) мы думаем, что главные герои романов, конечно же, подаются читателю «изнутри», но Войнич важно показать этих персонажей со стороны. То есть автор реконструирует взгляд «извне» на них. Это пример случая несовпадения композиционной структуры произведения на психологическом и на идеологическом уровнях.
6) если говорить о проявлении точек зрения в плане психологии, можно сказать, что центральным здесь является вопрос об авторском знании и об источниках этого знания. Иначе говоря, речь идет о том, ставит ли себя автор в позицию человека, которому известно вообще все относительно описываемых событий, или же накладывает определенные ограничения на свои знания. Э.Л. Войнич в цикле как раз-таки не является «автором- всезнайкой», она не выходит за пределы знания персонажа, за которым следует.
Изучив проблему циклизации, мы сделали главный вывод, согласно кото-рому художественная структура романов Э.Л. Войнич уподобляется по многим своим компонентам общей схеме цикла романов. Последнее играет важнейшую роль в истолковании этих произведений как единого целого, которое, повторяем, следует воспринимать и рассматривать, на наш взгляд, как часть историко-литературного процесса циклизации в зарубежной литературе рубежа XIX - XX веков.



2. Войнич Э.Л. Овод. М.: Детская литература, 1980.
3. Войнич Э.Л. Прерванная дружба. М.: АСТ: Астрель , 2011.
4. Войнич Э.Л. Сними обувь твою. М.: Астрель: Полиграфиздат, 2011.
5. A Dictionary of Modern Critical Terms /ed. By R.Fowler, L., 1987.
6. Алексеев М. П. Из истории английской литературы. М.; Л.: Гослитиздат, 1960.
7. Аникин Г.В. Английский роман 60-х годов XX века. М.: 1974.
8. Аникин Г.В., Михальская Н.П. Английский роман ХХ века. М.: 1982.
9. Аникин Г. В., Михальская Н. П. Войнич Этель Лилиан // История английской литературы. Учебное пособие. М.: Издательство: Высшая школа, 1985.
10. Аникин Г.В. Проблемы современного английского романа: Автореф. Дис. Докт. Филологических наук. Л.: 1972.
11. Аникин Г.В. Современный английский роман. Свердловск: Б.и., 1971 . - 310 с.
12. Аникст A.A. Джон Милтон / Милтон Дж. Потерянный рай. Стихотворения. Самсон-борец. // Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Т. 45 М., 1976.
13. Аникст А. История английской литературы. М.: Издательство: Учпедгиз, 1956.
14. Афонина Е.Ю. Поэтика авторского прозаического цикла. Диссертация канд. филологических наук. Тверь, 2005.
15. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. Спб: Паритет, 2005.
16. Бройтман С.Н. Историческая поэтика: учеб. пособие. М., 2001.
17. Введение в литературоведение / Под ред. Чернец Л.В. М.: Высшая школа, 2004.
18. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989.
19. Воглер К. Путешествие писателя. Мифологические структу¬ры в литературе и кино. - М.: Альпина нон-фикшн, 2015.
20. Воропанова М. И. Войнич // Зарубежные писатели. Библиографический словарь. В 2-х томах. М.: Просвещение, 1999.
21. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века / Б.М. Гаспаров. - М.: Наука; Восточная лит., 1993.
22. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979.
23. Гражданская З.Т. От Шекспира до Шоу: английские писатели XVI - XX вв.: книга для учащихся. М.: Просвещение, 1982.
24. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия. М.: 2000.
25. Дарвин М.Н. Спецкурс, тексты лекций. Кемерово, 1997.
26. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.
27. Жлуктенко Н. Ю. Вечная молодость старого романа. Войнич Э. Л. Овод. - Киев : Политиздат Украины, 1990.
28. Иванова Е.В. Мифотворчество XX века: к проблеме определения нового культурного героя. Вестник Оренбургского государственного университета. Вып. 7, 2005.
29. Липнягова С.Г Творчество Ч.П. Сноу в советском литературоведении // Из истории типологических и контактных связей в русской и зарубежной литературе: Межвузовский сборник научных трудов. Красноярск: КГПИ, 1990.
30. Карлейль Т. Герои и героическое в истории. М., 2001.
31. Катарский И. М. Войнич. История английской литературы. М.: Издательство Академии Наук СССР, 1958.
32. Катарский И.М. «Этель Лилиан Войнич (к 60-летию со дня выхода романа «Овод»). Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний. - М.: Знание, 1957.
33. Книгин И. А. Словарь литературоведческих терминов - Саратов, 2006 г.
34. Компаньон А. Демон теории / А. Компаньон. - М.: Изд-во им.Сабашниковых, 2001. - С.184.
35. Краснов Г.В. Сюжет, сюжетная ситуация //Литературоведческие термины (материалы к словарю). Коломна,1997.
36. М. Левин «Цикл новелл и роман». Левин М. Цикл новелл и роман (к вопросу о типологии прозы) // Материалы XXVII науч. студен, конф. Тарту, 1972.
37. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова- Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925.
38. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. Николюкина А.Н. М.: Интелвак, 2001.
39. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М., 1970.
40. Луков Вл. А. Драматургия Бальзака во взаимоотражении с его «Человеческой комедией» [Электронный ресурс] // Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2011. № 2 (март — апрель). URL:http://www.zpu-j ournal .ru/e-zpu/2011/2/Lukov Balzac/
41. Люксембург A.M. Ч.П.Сноу и традиции критического реализма. XIX век //Зарубежная литература: Проблема метода. Л., 1984. Вып. 2.
42. Маркушевич М. О романе «Овод». М.: Изд. фирма "КУбК-а", 1994.
43. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах / Российский государственный гуманитарный университет. — М., 1994. — 136 с. (Чтения по истории и теории культуры. Вып. 4).
44. Музыкальная энциклопедия / под ред. В.А. Сапожникова. М., 1971.
45. Нестерова С. В. Циклическое текстопостроение в малой эпической прозе : Дис. ... канд. филол. Наук. - Тверь, 2012.- 190 с.
46. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки / В.Я. Пропп. М. : Лабиринт, 2005.
47. Силантьев И.В. Поэтика мотива / И.В. Силантьев. - М: Языки славянской культуры, 2004.
48. Скафтымов А.П. Тематическая композиция романа «Идиот» Скафтымов А.П. Иравственные искания русских писателей. М., 1972.
49. Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., "Просвещение", 1974.
50. Старыгина Н.Н. Проблема цикла в прозе Н.С. Лескова. Автореф. Диссертация канд. филологических наук. - Л.: 1985.
51. Таратута Е.А. Драгоценные автографы. Книга воспоминаний. М.: Советский писатель, 1986.
52. Таратута Е.А. История двух книг. «Подпольная Россия» С.М. Степняка-Кравчинского и «Овод» Этель Лилиан Войнич. М.: Художественная литература, 1987.
53. Таратута Е.А. По Следам «Овода». М.: Издательство «Детская литература», 1972.
54. Таратута Е.А. Э.Л. Войнич. Судьба писателя и судьба книги. М.: Художественная литература, 1984.
55. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т./ В.И. Даль. Т.1: А-З : словарь.
56. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б.В. Томашевский. - М.: Аспект Пресс, 1996.
57. Тюпа В.И. Художественность литературного произведения. -Красноярск, 1987.
58. Успенский Б.А. Поэтика композиции / Б.А. Успенский. - СПб.: Азбука, 2000.
59. Липнягова С.Г. Структурные варианты романа в цикле Ч.П. Сноу «Чужие и братья» // Филологический сборник: англистика. Межвузовский сборник научных трудов и научно-методических разработок в помощь учителю. Красноярск: изд-во КГПУ, 1994.
60. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1980.
61. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник. М.: Высш. шк., 1999.
62. Целкова Л.Н. // Введение в литературоведение, М., 2000.
63. Шмид В.Нарратология. — Москва: Языки славянской культуры, 2003.
64. Шумакова Т. А. Творчество Этель Лилиан Войнич. Диссертация канд. филологических наук. М., 1965.
65. Юнг К.Г. О психологии бессознательного. М., 1994.
66. Яницкий Л.С. Циклизация как коммуникативная стратегия в современной культуре. Кемеровский государственный университет. Критика и семиотика. Вып. 1-2, 2000.
67. Янушкевич A.C. Три эпохи литературной циклизации: Боккаччо - Гофман — Гоголь. Вестник ТГУ - 2008. - № 2 (3).
68. http://www.dissercat.com/content/mifopoetika-romana-e-l-voinich- ovod-v-svete-sovremennykh-teorii-mifa
69. http ://bibliofond.ru/view.aspx?id=541084
70. http://www.dissercat.com/content/tsikly-liricheskikh-stikhotvorenii-v-yakutskoi-poezii-tipologiya-i-poetika
71. http://www.dissercat.com/content/proza-sergeya-dovlatova-poetika-tsikla
72. http://gramma.ru/LIT/?id=3.0
73. http://cyberleninka.ru/article/n/mifotvorchestvo-xx-veka-k-probleme-opredeleniya-novogo-kulturnogo-geroya
http://www.dissercat.com/content/ch-p-snou-chuzhie-i-bratya-struktura-tsikla


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ