Введение 3
Глава 1. Административное право как наука и отрасль права 5
1.1 Понятие и предмет административного права 5
1.2 История развития науки административного права 8
1.3 Основные принципы и нормы административного права 12
Глава 2. Взаимодействие административного права с другими отраслями права16
2.1 Административное право и уголовное право: особенности взаимодействия16
2.2 Административное право и гражданское право: общие аспекты и различия21
2.3 Административное право и налоговое право: вопросы налогообложения и административных санкций 23
Заключение 28
Список использованных источников 30
Административное право считается одной из базовых отраслей права, с одной стороны, использующий потенциал и правовые средства императивного метода регулирования, а с другой – обеспечивающей публичные интересы, правовую защиту прав и свобод как физических, так и юридических лиц от действий, решений и бездействия административных органов. При помощи административного права государство регулирует систему общественных отношений, возникающих в процессе организации и функционирования исполнительной власти, т. е. в сфере государственного управления, местного самоуправления, в области реализации уполномоченными органами и должностными лицами управленческих функций Значимость административного права в функционировании государственных институтов и жизни его граждан сложно недооценивать. Особенностью административного права является то, что оно позволяет детализировать общественные отношения, которые входят в предмет правового регулирования иных отраслей права.
Актуальность темы заключается в том, что административное право, само будучи самостоятельной частью российского законодательства, выступает охранительным для многих других отраслей правовой системы страны. Зачастую нормативно-правовые акты непосредственно соединяются, а также используются в отношениях с предписаниями иных отраслей как публичного, так и частного права. Важное положение административного права в системе разделов законодательства определяется тем, что его нормы устанавливают юридические положения устройства и процесса реализации административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности государства, в ходе которой компетентными административно-публичными учреждениями используются стандарты целого ряда областей публичного и частного права.
Степень научной разработанности. Отдельные вопросы данной проблемы подвергались анализу в диссертациях, научных публикациях и учебной литературе. Среди ученых, уделивших особое внимание данной теме можно назвать И.А. Адмиралову, А.В. Мелехина, Л.Л. Попова, А.С. Стахова др.
Целью работы является исследование административного права как отрасли права, а также его взаимодействие с другими отраслями права
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
раскрыть понятие и предмет административного права;
рассмотреть историю развития науки административного права;
определить основные принципы и нормы административного права;
рассмотреть органы, участвующие в осуществлении административного права;
проанализировать особенности взаимодействия административного права с другими отраслями права.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в результате становления административного права как отрасли права.
Предметом исследования выступает административное право как наука и отрасль права и его взаимодействие с другими отраслями права.
Методологической основой исследования стало использование, как общенаучных методов познания (исторического метода, метода системного анализа и синтеза, логического метода), так и специальных правовых методов научного исследования (формально-юридического метода, сравнительно-правового метода).
Структура данной работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
В заключении можно сделать следующие выводы.
Административное право является одной из важнейших отраслей права России, а административное законодательство – основой построения и функционирования исполнительной ветви власти. Кроме того, это уникальная отрасль права, включающая в свою систему изучение и анализ обязанностей граждан и юридических лиц как субъектов права, исполнительную власть, регулирующую все сферы жизни общества, административный процесс и многое другое.
Главным источником норм административного права является закон, данный нормативный правовой акт, призван регулировать самые важные общественные отношения, которые складываются в административно-правовой реальности. Именно предписания закона могут ограничивать права и свободы граждан, именно на основании закона осуществляется применение административного принуждения. Учитывая особенности предмета административного права, его нормы содержатся в указах Президента, актах Правительства, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти. Весомый пласт норм административного права сформировался на региональном и местном уровне публичного управления.
Административное право взаимосвязано с достаточным количеством правовых отраслей, сюда можно отнести налоговое право, гражданское конституционное или уголовное. Причину такого взаимодействия можно пояснить тем, что в административном праве рассматривается множество видов и сфер общественных отношений, которые могут регулироваться административным законодательством совместно с другими отраслями права.
Рассматривая взаимосвязи административного и уголовного права, можно отметить, что общим для обоих отраслей права является то, что зачастую они охраняют одну и ту же сферу правоотношений, но различаются степенью тяжести санкций за совершение правонарушений. Административное законодательство устанавливает гораздо менее строгую меру ответственности, чем законодательство уголовное, так как административные правонарушения отграничиваются от уголовных правонарушений степенью общественной опасности.
Взаимодействие и соотношение гражданского права и административного права заключается в потребностях удовлетворения общественных и индивидуальных интересов, требующих употребления и анализа административно-правовых и гражданско-правовых нормативных актов. Поскольку, нормы одной отрасли права охраняются нормами другой отрасли, административное право должно расцениваться как одно из обязательств воплощения гражданско-правовых норм.
Налоговое и административное право, будучи публичными отраслями, в качестве основного способа правового регулирования используют метод властных предписаний. Взаимосвязь данных отраслей отображается в административно-процессуальных формах налогового контроля и ответственности налогоплательщиков, налоговых агентов и других обязанных лиц. Но административное право обеспечивает публичные интересы и реализацию государственных функций и задач, а налоговое предназначено для урегулирования конфликтности публичных и частных имущественных интересов. О взаимодействии налогового права и административного права можно говорить в плане применения ответственности за нарушения налогового законодательства. Применение административных санкций за налоговые правонарушения также невозможно без применения категорий налогового права.
В качестве заключения хотелось бы отметить, что российское административное право должно иметь четкую направленность на защиту и реализацию прав и свобод человека и гражданина, и достижение их оптимального соотношения с публичными интересами и иной главной цели у него быть не может. Функция внешнего регулирования административного права должна преобладать над функцией внутреннего регулирования деятельности государственных органов.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями от 6 декабря 2022 года) // Собрание законодательства РФ. 2020. № 1. Ст. 1416.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 11.03.2024) // Собр. законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 22.04.2024) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
4. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
5. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 24 от 13.10.2020 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением понятия уголовного проступка» [Электронный ресурс]. URL: http://static.consultant.ru/obj/file/doc/vs_151020_24.pdf (Дата обращения: 12.04.2024).
6. Постановление Верховного Суда РФ от 12.03.2018 N 5-АД18-33 [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=533460#X3tTyBU2dHOgLILD1 (Дата обращения: 06.05.2024).
7. Административное право Российской Федерации / под ред. А. Ю. Соколова. – М. : Норма, 2019. – 411с.
8. Адмиралова И.А. Принципы административной деятельности полиции и их реализация в сфере обеспечения прав и свобод граждан // Государство и право. 2015. № 1. С. 39-44.
9. Воронов А.М. К вопросу о модернизации концепции административного права современной России / Воронов А.М. // Административное право и процесс. 2020. № 5. С. 14-20.
10. Громов Р. М. Понятие административного права // Молодой ученый. 2019. №17. С. 193-200.
11. Ерохина Е. В. Административная и налоговая ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах / Е. В. Ерохина // Молодой ученый. 2021. № 51 (393). С. 184-187.
12. Жеребцов А.Н. Тенденции развития науки российского административного права: Учебное пособие / А.Н. Жеребцов. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. С. 69.
13. Кононов П.И. О современных подходах к пониманию административного права: право публичного управления или право публичного благополучия. // Административное право и процесс. 2019. № 3. С. 64-66.
14. Кравцов Д. А. Возможные последствия введения законопроекта об уголовном проступке // Молодой ученый. 2022. № 22 (417). С. 329-333.
15. Куракин А.В. Еще раз о предмете административного права и его нормах // Полицейская и следственная деятельность. 2022. №4. С. 57-63.
16. Куракин А.В. К вопросу о принципах административного права и административной деятельности // Полицейская и следственная деятельность. 2022. №3. С. 165-166.
17. Мелехин А. В. Административное право Российской Федерации: курс лекций / А. В. Мелехин. 2020. №17. С. 193-198.
18. Нугуманов А.Р., Субхангулов Р.Р. К вопросу об ответственности за нарушение законодательства в сфере налогов и сборов и её месте в системе юридической ответственности // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. 2020. №2 (2). С. 18-22.
19. Общее административное право: Учебник. В 2 ч. / Под ред. Старилова Ю.Н. 2-е изд., пересмотр. и доп. Воронеж: Изд. дом ВГУ, 2019. – 298с.
20. Павлюк А.В. К вопросу о понятии механизма административно-правового регулирования // Право. Экономика. Безопасность. 2019. № 1. С. 65-72.
21. Петрова А. А. Соотношение административного права с другими отраслями права / А. А. Петрова. // Молодой ученый. 2020. № 20 (79). С. 490-493.
22. Полякова Н.В., Антонова Л.Б. Проблемы административной ответственности несовершеннолетних // Вестник Воронежского института МВД России. 2022. № 1. С. 166-170.
23. Попов Л. Л. Административное право России. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2020. – 254с.
24. Состояние преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2023 года // Электронный ресурс https://мвд.рф/reports/item/12730591/ (дата обращения 19.04.2024).
25. Стахов А. И. Административное право России: учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / А. И. Стахов, П. И. Кононов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 485с.
26. Фархутдинов Р. Д. Вина в налоговых правоотношениях // Юридический вестник Самарского университета. 2022. Т. 8, № 4. С. 34–36.