Реферат
Введение 4
1 Анализ печатных и интернет-источников по дисциплине «Информатика» 6
1.1 Анализ федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования 6
1.2 Анализ рабочей программы по дисциплине «Информатика» 13
1.3 Анализ литературных источников по дисциплине «Информатика» 17
1.4 Анализ интернет-источников по дисциплине «Информатика» 20
1.5 Анализ источников по созданию электронных учебных пособий 21
1.6 Общие сведения об электронном учебном пособии 23
1.6.1 Понятие электронного учебного пособия 23
1.6.2 Структурная организация электронного учебного пособия 24
1.6.3 Дидактические требования к электронным учебным пособиям 25
1.6.4 Технологические требования к электронным учебным пособиям 26
1.6.5 Технология разработки электронных учебных пособий 28
1.6.6 Преимущества использования электронных учебных пособий 33
2 Описание электронного учебного пособия «Информатика» 36
2.1 Обзор платформ для реализации электронных учебных пособий 36
2.2 Характеристика электронного учебного пособия 40
2.2.1 Аппаратные и программные требования 40
2.2.2 Описание электронного учебного пособия 41
2.3 Состав электронного учебного пособия 42
2.4 Результат апробации 48
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложение 1 57
Приложение 2 58
В настоящее время, в условиях активного проникновения информационно-коммуникационных технологий в систему образования и накопления образовательных ресурсов в сети Интернет, актуальной становится задача переосмысления теории организации учебного процесса и процесса управления образованием, процесса передачи систематизированных знаний, навыков и умений от одного поколения к другому, и создания новых методов и технологий обучения.
Применение электронных учебных пособий позволило повысить не только интерес к будущей специальности, но и успеваемость по «Информатике». Большинство студентов воспринимают лучше информацию зрительно, тем более, если она качественно оформлена. Эти программы дают возможность каждому студенту независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль. Быть не пассивным наблюдателем, а активно получать знания и оценивать свои возможности. Студенты начинают получать удовольствие от самого процесса учения, независимо от внешних мотивационных факторов. Этому способствует и то, что при информационных технологиях обучения компьютеру на время переданы отдельные функции преподавателя. А компьютер может выступить в роли терпеливого педагога-репетитора, который способен показать ошибку и дать правильный ответ, и повторять задание снова и снова, не выражая ни раздражения, ни досады.
Преимущества электронных мультимедийных пособий:
• возможность компактного хранения большого объема информации;
• система быстро настраивается на конкретного ученика;
• легко актуализируется (дополняется и расширяется);
• широкие возможности поиска;
• возможность выполнения интерактивных упражнений и тестов;
• наглядность: широкие возможности построения визуальных моделей, представления графической и аудио информации;
• хорошая структурированность (гипертекстовая организация информации).
Электронное учебное пособие разрабатывалось для Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Уральский горнозаводской колледж имени Демидовых» (УрГЗК).
Объект исследования - процесс обучения учащихся Уральского горнозаводского колледжа имени Демидовых информатике.
Предмет исследования - иллюстрированный учебный материал по информатике.
Цель исследования - разработать электронное пособие по изучению информатики.
Задачи:
1. Проанализировать источники, посвященные изложению основ информационных технологий.
2. Подготовить необходимый материал и иллюстрации для изучения дисциплины «Информатика».
3. Реализовать электронное учебное пособие.
4. Написать рекомендации по использованию электронного учебного пособия при изучении дисциплины «Информатика».
Компьютеры позволяют значительно повысить качество обучения, увеличить объем усваиваемой учениками информации, благодаря тому, что учебный материал подается в более обобщенном, систематизированном виде, причем не в статике, а в динамике.
В рамках выпускной квалификационной работы было разработано электронное учебное пособие «Информатика» для учащихся УрГЗК им. Демидовых.
Анализ литературы и интернет-источников показал, что материала по данной теме много, но он не структурирован и не сопровождается подробным объяснением, а также не направлены на учащихся колледжей.
Большинство источников, которые удалось найти размещены в Интернете в виде сайтов. Но и на них достаточно сложно найти информацию, если не знать, как пользоваться данным сайтом. Куча всевозможных недостатков данных сайтов перетекает в большую проблему поиска необходимого материала.
Эффективными методами обучения учащихся колледжей являются активные методы обучения, которые мотивируют обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
В рамках выпускной работы была рассмотрена методика и технология преподавания информатики.
Программы для обучения учащихся колледжей, да и вообще, как преподавать, на что акцентуировать внимание, найти очень сложно, тем более что у каждого педагога своя методика и свой подход к обучению.
Эффективными методами обучения являются активные методы обучения, которые мотивируют обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
В ходе выполнения работы были решены следующие задачи.
Проведен анализ государственных программ, литературы и интернет- источников по теме исследования, а также литературы с целью выделения требований, предъявляемых к электронным учебным пособиям на современном этапе развития образования.
Отобран и систематизирован учебный материал, который был использован при разработке электронного учебного пособия.
Спроектировано и разработано электронное учебное пособие «Информатика» для учащихся УрГЗК им. Демидовых, содержащее теоретическую информацию и практический материал, а также блок контроля.
Таким образом, поставленные задачи можно считать полностью выполненными, а цель достигнутой.
1. Абдулова Е.Ю. Первый шаг. обучение компьютерной грамотности. Начальный уровень. [Текст]: учеб. пособие / Е.Ю. Абдулова. - Воркута: 2008. - 167 с.
2. Аванесов В.С. «Эффективность педагогических тестов и тестовых заданий» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://testolog.narod.ru/Theory40.html (дата обращения: 15.05.2016).
3. Богачев А.Л. Разработка электронного учебника по курсу «Информатика» [Текст] / А.Л. Богачев, Ю.В. Добржинский. - Вологда: Вологдинские чтения, 2009. - 95 с.
4. Видеоуроки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://video- uroki.net (дата обращения: 04.04.2016).
5. Вуль В.А. Электронные издания. [Текст] / В.А. Вуль. - СПб.: «Петербургский институт печати», 2011. - 308 с.
6. Галагузова Ю.Н. Компьютерная грамотность. [Текст]: учебнометодическое пособие / Ю. Н. Галагузова, О. С. Завитаева. - Екатеринбург: ИД «Ажур», 2011. - 240 с.
7. Дидактические возможности средств ИКТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Режим доступа: http://www.profile-edu.ru/didakticheskie- vozmozhnosti-sredstv-ikt.html (дата обращения: 30.04.2016).
8. Дудковская И.А. Актуальные проблемы обучения информатике в высшей и средней школе [Текст] / И.А. Дудковская, И.В. Ижденёва, А.Б. Шахматова. - Новосибирск: Немо Пресс, 2011 - 223 с.
9. Иопа Н.И. Информатика (для технических направлений) [Текст]: учебное пособие / Н.И. Иопа. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2012. - 472 с.
10. Кабанова Т.А., Новиков В.А. Тестирование в современном образовании [Текст]: учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2010. - 189 с.
11. Компьютер - это просто! [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.teryra.com (дата обращения: 02.04.2016).
12. Левин А.Ш. Краткий самоучитель работы на копьютере [Текст] /
A. Ш. Левин. - СПб.: Питер, 2012 - 400 с.
13. Леонтьев В. Персональный компьютер для всей семьи [Текст] /
B. Леонтьев. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009 - 800 с.
14. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования [Текст]. А.Н. Майоров. - М: Интеллект - Центр, 2002. - 103с.
15. Маскиано Ч. HTML и XHTML. Подробное руководство [Текст] / Ч. Маскиано, Б. Кеннеди. - СПб: Символ-Плюс, 2011. - 752 с....38