Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основания формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 10 - 11 классов в условиях дистанционного обучения математике 8
1.1. Обучение математике в условиях дистанционного обучения: особенности,
проблемы 8
1.2. Регулятивные универсальные учебные действия как основополагающие
умения обучающихся 10 - 11 классов в условиях дистанционного обучения математике 19
1.3. Структурно - содержательная модель формирования регулятивных
учебных действий обучающихся 10- 11 в условиях дистанционного обучения математике 35
Глава 2. Методика формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 10 - 11 классов в условиях дистанционного обучения математике 52
2.1. Проектирование целевого и содержательного компонента формирования
регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 10 - 11 классов в условиях дистанционного обучения математике 52
2.2. Проектирование технологического компонента формирования
регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 10 - 11 классов в условиях дистанционного обучения математике 71
2.3. Описание и результаты опытно-экспериментальной работы по реализации
модели формирования РУУД обучающихся 10-11 классов в условиях ДО математике 90
Заключение 106
Библиографический список 108
Приложение А 122
Приложение Б 126
Приложение В 131
Приложение Г 139
Приложение Д 142
Приложение Е 144
Приложение Ж 147
Эпидемиологическая ситуация во всем мире спровоцировала переход от очного обучения к дистанционному. Спецификой данного обучения является то, что обучающийся помещается в среду, где вынужден проявлять следующие умения:
• умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
• умение использовать средства ИКТ;
• умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения;
Вышеперечисленные умения соответствуют требованиям федерального государственного стандарта предъявляемыми к результатам освоения обучающихся основной образовательной программы.
По мнению А.Г. Асмолова [2], важное значение регулятивного компонента заключается в том, что он является базисом поэтапного становления познавательной и учебной деятельности путем определения цели, планирования действий, контроля за выполнением действий, коррекции своих действий и оценки результатов деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность обучающимся организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели через планирование действий к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции, преодолению препятствий
Но как показывает образовательная практика, многие школьники были не готовы проявить самостоятельность, поэтому перед учителями стоит задача дополнить традиционное содержание учебного предмета (в том числе и математики) такими учебными действиями, чтобы они позволяли формировать у обучающихся самостоятельность в организации учебной деятельности, то есть формировать регулятивные универсальные учебные действия (РУУД). Помимо этого, учителя оказались не подготовлены к проведению уроков в дистанционном режиме. Многие использовали традиционные методы: написание конспектов, чтение лекций, что привело к отсутствию мотивации к обучению у обучающихся. Поэтому разработка и применения методик и технологий, которые позволяют формировать РУУД в процессе дистанционного обучения является актуальной методической проблемой.
На сегодняшний день вопросу формированию РУУД посвящен ряд исследований. Достаточно много научных публикаций рассматривают методические аспекты формирования РУУД у младших школьников (Е.Л. Анфаловой, Н.Ю. Гребенщиковой и др.), многие исследования описывают психологические особенности формирования РУУД (В.В. Давыдова, A.B. Захаровой и др.) [31], в связи с эпидемиологической ситуацией в мире стали актуальны такие проблемы, как использование современных технологий при формировании РУУД (Н.В.Борисова, Н.Ю. Марчук, А.А. Агафонова, Осмоловская И. М., Ускова И. В.). Особенностям дистанционного обучения посвящены исследования Н.Ю. Марчук, В.И. Снегурова, Антошкина А. А. и др. Также многие исследуют готовность учителя к формированию РУУД по средством ИКТ-технологий и особенности обучения поколения Z (В.А. Захарова, М.В. Воробьева). Другие - как учителю создать условия, в которых обучающийся сможет самостоятельно сделать познание привычной и осознаваемой потребностью, необходимой для самоактуализации, саморазвития, оптимальной адаптации в обществе (Скурихина Ю.А, Горев П.М.). Многие педагоги занимаются задачами, благодаря которым, обучающиеся видят связь между теорией и практикой (Е.М. Ложкина, С.Ю. Полякова Л.Э.)
Не смотря на широкий спектр и значимость исследований, до сих пор остается открытым вопрос о подборе методик и технологий для формирования РУУД в процессе дистанционного обучения математике 10-11 классах.
...
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы были описаны особенности и проблемы дистанционного обучения, выявлены особенности формирования РУУД обучающихся 10-11 классов в условиях ДО средствами предметной области «математика».
Анализ результатов научных исследований, посвященных проблеме формирования РУУД, позволил разработать структурно-содержательную модель формирования РУУД обучающихся 10-11 классов в условиях ДО математике.
В процессе теоретического исследования и педагогического эксперимента, на основе разработанной модели была представлена методика формирования РУУД обучающихся 10-11 классов в условиях ДО математике, а именно: проектирование целевого, содержательного и технологического компонента процесса обучения математике. На основе сформулированных требований и принципов была произведена корректировка содержания обучения математике, был разработан комплекс заданий, методы и средства организации учебной деятельности, которые направлены на формирование РУУД обучающихся 10-11 классов в условиях ДО математике.
Эффективность разработанной методики была проверена в ходе опытноэкспериментальной работы. Экспериментальной базой являлось Муниципальное Автономной Образовательно Учреждение Гимназия №10 им. А.Е. Бочкина города Дивногорска, среди обучающихся 10 классов. Полученные данные позволяют утверждать, что у экспериментальной группы, после проведенных уроков, которые были направлены на формирование РУУД обучающихся 10 классов, в большей степени проявилась положительная динамика уровня сформированности РУУД, чем у контрольной группы.
Таким образом, все задачи решены, гипотеза нашла теоретическое и практическое подтверждение, цель исследования достигнута.
Перспективой нашего исследования может стать проектирование результативно-коррекционного компонента и разработка методики формирования РУУД в условиях ДО математики для среднего звена обучающихся гимназии.
Практическая ценность работы состоит в том, что предложенные методы, средства, способы организации учебной деятельности в условиях ДО математике, ориентированы на формирование РУУД обучающихся 10-11 классов, могут быть использованы в реальном процессе ДО математике обучающихся 10-11 классов, а также могут быть адаптированы для обучающихся 7-9 классов.
1. Азизов Ш. Ю., Азизов А. А. Компетентностный подход в образовании // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2018. №. 3 (56). С. 164-168.
2. Аксёнова Г. Н., Кочергина И. А. Особенности дистанционного обучения в образовательном процессе // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №. 67-4. С. 12-14.
3. Андреев А. А. К вопросу об определении понятия «дистанционное
обучение» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-
joe.ru/sod/97/4 97/st096.html (Дата обращения: 12.02.2021).
4. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии // Cloud of science. 2013. №. 1. С. 14-20.
5. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: монография / И.Н. Андреева. Новополоцк: ПГУ, 2011. 388 с.
6. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал. 2011. №1. С. 104-110
7. Афанасьев В. Г. Моделирование как метод исследования социальных систем // Системные исследования. Ежегодник-1982. М. 1982.
8. Бабанский Ю. К. Выбор методов обучения в средней школе. / М., 1981.
9. Баракова, Е. А. Технология формирования регулятивных умений учащихся общеобразовательной школы посредством использования исследовательского обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012г.). Спб: Реноме, 2012. С. 64-67.
10. Бермус А. Г. Проблемы компетентностного подхода в образовании // интернет-журнал “Эйдос”. 2005.
11. Беспалько, В.П. Инструменты диагностики качества знаний учащихся / В.П. Беспалько // Школьные технологии. 2006. № 2. С.138-150.
12. Бешенков, С.А. Моделирование и формализация [Текст]: метод. Пособие / С.А. Бешенков. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. 336 с
13. Бобков В. В. Дифференцированный подход к обучению: психоинформационная точка зрения. 2006. Т. 1. С. 371-400.
14. Браун О. В., Федоров А. И., Литвинова Н. А. Влияние коррекционных мероприятий в учебной деятельности на развитие психофизиологических особенностей школьников в предпрофильных и профильных классах // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. №. 4 (28).
15. Буляккулова Д.Э., Нигматуллина А.М. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ // Вестник науки. 2022. №4 (49).
16. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; перевод с английского Е.А. Самсонов. 4е изд. Мн.: «Попурри», 2007
... всего 116 источников