Формирование социально-бытовых навыков у младших подростков с расстройством аутистического спектра
|
Содержание 2
Введение 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОБЫТОВЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 7
1.1 Социально-бытовые навыки понятие, сущность, принципы 7
1.2 Особенности сформированности социально-бытовых навыков у младших
подростков с расстройством аутистического спектра 15
1.3 Условия формирования социально-бытовых навыков в
общеобразовательном учреждении у младших подростков с расстройством аутистического спектра 21
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 29
2.1 Уровень сформированности социально-бытовых навыков у младших
подростков с расстройством аутистического спектра 29
2.2 Программа формирования социально-бытовых навыков у младших
подростков с расстройством аутистического спектра 35
2.3 Оценка результативности программы (повторная диагностика) 40
Заключение 44
Список использованных источников 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 55
ПРИЛОЖЕНИЕ В 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 75
Введение 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОБЫТОВЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 7
1.1 Социально-бытовые навыки понятие, сущность, принципы 7
1.2 Особенности сформированности социально-бытовых навыков у младших
подростков с расстройством аутистического спектра 15
1.3 Условия формирования социально-бытовых навыков в
общеобразовательном учреждении у младших подростков с расстройством аутистического спектра 21
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 29
2.1 Уровень сформированности социально-бытовых навыков у младших
подростков с расстройством аутистического спектра 29
2.2 Программа формирования социально-бытовых навыков у младших
подростков с расстройством аутистического спектра 35
2.3 Оценка результативности программы (повторная диагностика) 40
Заключение 44
Список использованных источников 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 55
ПРИЛОЖЕНИЕ В 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 75
Подготовка детей ко взрослой, самостоятельной жизни - приоритетная для родителей и школы задача. Очевидно, что для детей, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) первостепенное значение имеют социально-бытовые навыки. Создание условий для развития и формирования социальных навыков у детей с особенностями в здоровье, в том числе, у обучающихся с аутизмом одна из приоритетных задач образовательных организаций. «Формирование социально-бытовых навыков у ребёнка с РАС очень важно, иногда более важно, чем учить ребёнка писать и считать, и зачастую становится основной целью обучения, особенно у детей с низким уровнем функционирования, но даже дети с высокофункциональным аутизмом или с синдромом Аспергера также нередко демонстрируют определённые проблемы в этой сфере» . Несмотря на то, что формирование социальных навыков начинается задолго до поступления в общеобразовательное учреждение , многие навыки так и остаются не сформированными и требуют более длительного, а иногда и непрерывного формирования весь период обучения и на протяжении всей жизни.
Подходы к беспрерывной социальной реабилитации в условиях общеобразовательного учреждения важны для повседневной жизни младших подростков с РАС, исключительно необходимы для успешной социализации и адаптации в обществе. Ключевыми аспектами исследования станет выявление основных трудностей в формировании социально-бытовых навыков и разработка эффективной программы для помощи детям с аутизмом в усвоении необходимых навыков. Изучение международного опыта исследований и практик в этой области, также будет иметь значение поиск оптимальных подходов и методов работы с данной категорией получателей социальных услуг (ПСУ).
В России и в том числе в Красноярском крае, развиваются и успешно функционируют специализированные учреждения, такие как комплексные центры социального обслуживания населения(КЦСОН) и ресурсные классы для детей с расстройством аутистического спектра [10 Описание муниципальной модели инклюзивного образования в г. Красноярске, Сектор «Дети с ограниченными возможностям здоровья», Характеристика имеющихся практик инклюзивного образования]. Они предоставляют различные виды помощи и поддержки детям с особенностями в здоровье (ОВЗ), также их семьям включая психолого- педагогическую помощь, коррекционные занятия, консультации родителям. Кроме того наблюдается значительный рост активности гражданского общества и благотворительных организаций, занимающихся проблемами социальной реабилитации детей с РАС. Это способствует создавать больше возможностей, таких как, занятия спортом, творчеством, программы внешкольного развития и прочие мероприятия для поддержки и интеграции детей с особенностями в здоровье в социум. Однако необходимо признать, что проблема социальной реабилитации до сих пор остаётся сложной и требует более эффективных мер и средств для решения. Инновационные практики в социальной работе с младшими подростками с РАС, играют важную роль в обеспечении улучшения качества их жизни в социальном обществе.
Из научных источников можно выделить основные принципы социальной реабилитации: раннее начало проведения мероприятий, комплексность, индивидуальный подход, этапность, непрерывность и преемственность, социальная направленность реабилитационных мероприятий использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности программ реабилитации. В рамках образовательной среды общеобразовательного учреждения, формирование социально-бытовых навыков у младших подростков с аутизмом представляет очевидную значимость, обеспечивающую непрерывность и преемственность, для их успешной интеграции в общество.
Тема исследования:
Формирование социально-бытовых навыков у младших подростков с расстройством аутистического спектра.
Актуальность проблемы:
Социальная работа с младшими подростками с аутизмом требует постоянного обновления и адаптации практик. Формирование и развитие социально-бытовых навыков и умений у младших подростков с расстройством аутистического спектра в общеобразовательном учреждении имеет огромное значение для полной реализации их реабилитационного потенциала.
...
Подходы к беспрерывной социальной реабилитации в условиях общеобразовательного учреждения важны для повседневной жизни младших подростков с РАС, исключительно необходимы для успешной социализации и адаптации в обществе. Ключевыми аспектами исследования станет выявление основных трудностей в формировании социально-бытовых навыков и разработка эффективной программы для помощи детям с аутизмом в усвоении необходимых навыков. Изучение международного опыта исследований и практик в этой области, также будет иметь значение поиск оптимальных подходов и методов работы с данной категорией получателей социальных услуг (ПСУ).
В России и в том числе в Красноярском крае, развиваются и успешно функционируют специализированные учреждения, такие как комплексные центры социального обслуживания населения(КЦСОН) и ресурсные классы для детей с расстройством аутистического спектра [10 Описание муниципальной модели инклюзивного образования в г. Красноярске, Сектор «Дети с ограниченными возможностям здоровья», Характеристика имеющихся практик инклюзивного образования]. Они предоставляют различные виды помощи и поддержки детям с особенностями в здоровье (ОВЗ), также их семьям включая психолого- педагогическую помощь, коррекционные занятия, консультации родителям. Кроме того наблюдается значительный рост активности гражданского общества и благотворительных организаций, занимающихся проблемами социальной реабилитации детей с РАС. Это способствует создавать больше возможностей, таких как, занятия спортом, творчеством, программы внешкольного развития и прочие мероприятия для поддержки и интеграции детей с особенностями в здоровье в социум. Однако необходимо признать, что проблема социальной реабилитации до сих пор остаётся сложной и требует более эффективных мер и средств для решения. Инновационные практики в социальной работе с младшими подростками с РАС, играют важную роль в обеспечении улучшения качества их жизни в социальном обществе.
Из научных источников можно выделить основные принципы социальной реабилитации: раннее начало проведения мероприятий, комплексность, индивидуальный подход, этапность, непрерывность и преемственность, социальная направленность реабилитационных мероприятий использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности программ реабилитации. В рамках образовательной среды общеобразовательного учреждения, формирование социально-бытовых навыков у младших подростков с аутизмом представляет очевидную значимость, обеспечивающую непрерывность и преемственность, для их успешной интеграции в общество.
Тема исследования:
Формирование социально-бытовых навыков у младших подростков с расстройством аутистического спектра.
Актуальность проблемы:
Социальная работа с младшими подростками с аутизмом требует постоянного обновления и адаптации практик. Формирование и развитие социально-бытовых навыков и умений у младших подростков с расстройством аутистического спектра в общеобразовательном учреждении имеет огромное значение для полной реализации их реабилитационного потенциала.
...
Анализ литературы по теме исследования позволил определить сущность и содержание понятия «социально-бытовые навыки» - это набор практических умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни в обществе. Они обеспечивают возможность удовлетворять свои базовые потребности, взаимодействовать с другими людьми, функционировать в повседневной жизни и решать типичные задачи. Сущность социально -бытовых навыков заключается в их комплексной природе, они включают в себя: самообслуживание - умение одеваться, приём пищи, удовлетворения естественных потребностей, пользования одеждой, хозяйственной деятельности, гигиенические процедуры; когнитивные навыки — планирование, организация времени, решение проблем, принятие решений, управление финансами; социальные навыки - ориентировка в социальном окружении, навыки коммуникативной деятельности, следование социальным нормам и правилам, управление эмоциями.
По результатам исследования можем выделить, что для младших подростков с расстройством аутистического спектра характерны следующие особенности формирования коммуникативных умений, имеющих ключевое значение для развития социально-бытовых навыков: трудности в вербальной коммуникации — ограниченный словарный запас; проблема с пониманием абстрактных понятий (ирония, юмор, сарказм); невербальное общение (затруднения с пониманием и использованием жестов, мимики); проблемы с инициацией общения (нет умения начинать разговор, избегают разговоров); эхолалия. Трудности в невербальной коммуникации — неправильное использование зрительного контакта (избегают или смотрят слишком пристально; проблемы с распознаванием эмоций (затруднения с пониманием выражения лица, тона голоса); проблемы с использованием жестов (неправильно используют жесты или не понимают их значение). Социальные коммуникативные проблемы — трудности с ведением диалога (говорят о себе, не обращая внимание на собеседника, или прерывают); проблемы с пониманием социальных правил (не понимают как вести себя в различных ситуациях, не понимают когда нужно говорить, а когда молчать); склонность к монотонной речи (говорят о своих интересах, не замечая, что собеседнику неинтересно); трудности с интерпретацией социальных сигналов (не понимают невербальные сигналы).
Исследование проводилось в средней общеобразовательной школе города Красноярска, ресурсный класс. В исследовании принимали участие 3 младших подростка с расстройством аутистического спектра. По результатам первичной диагностики были выявлены следующие проблемы в сформированности и формировании социально-бытовых навыков: некоторых базовых умений
самообслуживания, ориентировки в социальном окружении, коммуникативных действиях, мелкой моторике.
Опираясь на данные современных исследований по проблемам формирования и сформированности социально-бытовых навыков и умений у детей с РАС, в том числе у младших подростков в общеобразовательном учреждении, а также на результаты, полученные в ходе обобщения и анализа существующего опыта и собственных наблюдений в образовательной среде, мы разработали и реализовали программу формирования и развития социальнобытовых навыков включающую в себя технологии работы с особенностями в развитии у младших подростков с расстройством аутистического спектра и родителями получателей социальных услуг.
Программа включала мероприятия, направленные на социальное взаимодействие - развитие навыков коммуникации, ориентировки в социальном окружении, понимания и соблюдение базовых социальных норм (очередь, личное пространство); развитие навыков самообслуживания, самостоятельность — организация времени, умение делать выбор, развитие навыков решения простых проблем, обращение за помощью, нахождение простых решений. С опорой на развитие мелкой и крупной моторики, сенсорной интеграции, партнёрство с родителями. Разработанная и реализованная в школе программа с использованием современных технологий и методов в том числе дистанционных в работе с родителями младших подростков с РАС, продемонстрировала положительный эффект в развитии самостоятельности и адаптации учающихся. Однако для достижения максимальной результативности требуется дальнейшее совершенствование, шаг за шагом, от простого к сложному. Развитие социально - бытовых навыков у обучающихся с аутизмом — длительный процесс, требующий терпения, понимания и сотрудничества между родителями, специалистами и самим ребёнком.
Интеграция детей с аутизмом в общество сложная и многоуровневая задача, создание организованной среды, максимальная организация времени, режима коммуникативного общения, визуализация, структурирование всех видов деятельности на уровне всего общества, чтобы придать физической и социальной среде более доступный, инклюзивный и благоприятный характер. Необходимо реализовать весь имеющийся у каждого особенного ребёнка реабилитационный потенциал. Симптомы аутистических расстройств сохраняются на протяжении всей жизни, но благодаря современной диагностике, разработке и реализации условий формирования социально-бытовых навыков у получателей социальных услуг в общеобразовательном учреждении в том числе, можно значительно улучшить качество их жизни.
По результатам исследования можем выделить, что для младших подростков с расстройством аутистического спектра характерны следующие особенности формирования коммуникативных умений, имеющих ключевое значение для развития социально-бытовых навыков: трудности в вербальной коммуникации — ограниченный словарный запас; проблема с пониманием абстрактных понятий (ирония, юмор, сарказм); невербальное общение (затруднения с пониманием и использованием жестов, мимики); проблемы с инициацией общения (нет умения начинать разговор, избегают разговоров); эхолалия. Трудности в невербальной коммуникации — неправильное использование зрительного контакта (избегают или смотрят слишком пристально; проблемы с распознаванием эмоций (затруднения с пониманием выражения лица, тона голоса); проблемы с использованием жестов (неправильно используют жесты или не понимают их значение). Социальные коммуникативные проблемы — трудности с ведением диалога (говорят о себе, не обращая внимание на собеседника, или прерывают); проблемы с пониманием социальных правил (не понимают как вести себя в различных ситуациях, не понимают когда нужно говорить, а когда молчать); склонность к монотонной речи (говорят о своих интересах, не замечая, что собеседнику неинтересно); трудности с интерпретацией социальных сигналов (не понимают невербальные сигналы).
Исследование проводилось в средней общеобразовательной школе города Красноярска, ресурсный класс. В исследовании принимали участие 3 младших подростка с расстройством аутистического спектра. По результатам первичной диагностики были выявлены следующие проблемы в сформированности и формировании социально-бытовых навыков: некоторых базовых умений
самообслуживания, ориентировки в социальном окружении, коммуникативных действиях, мелкой моторике.
Опираясь на данные современных исследований по проблемам формирования и сформированности социально-бытовых навыков и умений у детей с РАС, в том числе у младших подростков в общеобразовательном учреждении, а также на результаты, полученные в ходе обобщения и анализа существующего опыта и собственных наблюдений в образовательной среде, мы разработали и реализовали программу формирования и развития социальнобытовых навыков включающую в себя технологии работы с особенностями в развитии у младших подростков с расстройством аутистического спектра и родителями получателей социальных услуг.
Программа включала мероприятия, направленные на социальное взаимодействие - развитие навыков коммуникации, ориентировки в социальном окружении, понимания и соблюдение базовых социальных норм (очередь, личное пространство); развитие навыков самообслуживания, самостоятельность — организация времени, умение делать выбор, развитие навыков решения простых проблем, обращение за помощью, нахождение простых решений. С опорой на развитие мелкой и крупной моторики, сенсорной интеграции, партнёрство с родителями. Разработанная и реализованная в школе программа с использованием современных технологий и методов в том числе дистанционных в работе с родителями младших подростков с РАС, продемонстрировала положительный эффект в развитии самостоятельности и адаптации учающихся. Однако для достижения максимальной результативности требуется дальнейшее совершенствование, шаг за шагом, от простого к сложному. Развитие социально - бытовых навыков у обучающихся с аутизмом — длительный процесс, требующий терпения, понимания и сотрудничества между родителями, специалистами и самим ребёнком.
Интеграция детей с аутизмом в общество сложная и многоуровневая задача, создание организованной среды, максимальная организация времени, режима коммуникативного общения, визуализация, структурирование всех видов деятельности на уровне всего общества, чтобы придать физической и социальной среде более доступный, инклюзивный и благоприятный характер. Необходимо реализовать весь имеющийся у каждого особенного ребёнка реабилитационный потенциал. Симптомы аутистических расстройств сохраняются на протяжении всей жизни, но благодаря современной диагностике, разработке и реализации условий формирования социально-бытовых навыков у получателей социальных услуг в общеобразовательном учреждении в том числе, можно значительно улучшить качество их жизни.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-АДАПТАЦИОННЫХ ФУНКЦИЙ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (НА ПРИМЕРЕ РЕЧЕ-КОММУНИКАТИВНОГО АСПЕКТА)
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ У ЛИЦ
С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА КАК
ПРЕДИКТОРА РИСКОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Взаимосвязь прогностической компетентности и агрессивности у младших школьников с расстройством аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Взаимосвязь прогностической компетентности у младших
школьников с расстройством аутистического
спектра
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование социально-бытовых навыков у детей старшего
дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5030 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогические условия развития социально-адаптационных функций прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического спектра
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Ресурсный класс как модель психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2022 - Готовность детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра к обучению в школе
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020





