Содержание 2
Введение 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОБЫТОВЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 7
1.1 Социально-бытовые навыки понятие, сущность, принципы 7
1.2 Особенности сформированности социально-бытовых навыков у младших
подростков с расстройством аутистического спектра 15
1.3 Условия формирования социально-бытовых навыков в
общеобразовательном учреждении у младших подростков с расстройством аутистического спектра 21
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 29
2.1 Уровень сформированности социально-бытовых навыков у младших
подростков с расстройством аутистического спектра 29
2.2 Программа формирования социально-бытовых навыков у младших
подростков с расстройством аутистического спектра 35
2.3 Оценка результативности программы (повторная диагностика) 40
Заключение 44
Список использованных источников 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 55
ПРИЛОЖЕНИЕ В 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 75
Подготовка детей ко взрослой, самостоятельной жизни - приоритетная для родителей и школы задача. Очевидно, что для детей, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) первостепенное значение имеют социально-бытовые навыки. Создание условий для развития и формирования социальных навыков у детей с особенностями в здоровье, в том числе, у обучающихся с аутизмом одна из приоритетных задач образовательных организаций. «Формирование социально-бытовых навыков у ребёнка с РАС очень важно, иногда более важно, чем учить ребёнка писать и считать, и зачастую становится основной целью обучения, особенно у детей с низким уровнем функционирования, но даже дети с высокофункциональным аутизмом или с синдромом Аспергера также нередко демонстрируют определённые проблемы в этой сфере» . Несмотря на то, что формирование социальных навыков начинается задолго до поступления в общеобразовательное учреждение , многие навыки так и остаются не сформированными и требуют более длительного, а иногда и непрерывного формирования весь период обучения и на протяжении всей жизни.
Подходы к беспрерывной социальной реабилитации в условиях общеобразовательного учреждения важны для повседневной жизни младших подростков с РАС, исключительно необходимы для успешной социализации и адаптации в обществе. Ключевыми аспектами исследования станет выявление основных трудностей в формировании социально-бытовых навыков и разработка эффективной программы для помощи детям с аутизмом в усвоении необходимых навыков. Изучение международного опыта исследований и практик в этой области, также будет иметь значение поиск оптимальных подходов и методов работы с данной категорией получателей социальных услуг (ПСУ).
В России и в том числе в Красноярском крае, развиваются и успешно функционируют специализированные учреждения, такие как комплексные центры социального обслуживания населения(КЦСОН) и ресурсные классы для детей с расстройством аутистического спектра [10 Описание муниципальной модели инклюзивного образования в г. Красноярске, Сектор «Дети с ограниченными возможностям здоровья», Характеристика имеющихся практик инклюзивного образования]. Они предоставляют различные виды помощи и поддержки детям с особенностями в здоровье (ОВЗ), также их семьям включая психолого- педагогическую помощь, коррекционные занятия, консультации родителям. Кроме того наблюдается значительный рост активности гражданского общества и благотворительных организаций, занимающихся проблемами социальной реабилитации детей с РАС. Это способствует создавать больше возможностей, таких как, занятия спортом, творчеством, программы внешкольного развития и прочие мероприятия для поддержки и интеграции детей с особенностями в здоровье в социум. Однако необходимо признать, что проблема социальной реабилитации до сих пор остаётся сложной и требует более эффективных мер и средств для решения. Инновационные практики в социальной работе с младшими подростками с РАС, играют важную роль в обеспечении улучшения качества их жизни в социальном обществе.
Из научных источников можно выделить основные принципы социальной реабилитации: раннее начало проведения мероприятий, комплексность, индивидуальный подход, этапность, непрерывность и преемственность, социальная направленность реабилитационных мероприятий использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности программ реабилитации. В рамках образовательной среды общеобразовательного учреждения, формирование социально-бытовых навыков у младших подростков с аутизмом представляет очевидную значимость, обеспечивающую непрерывность и преемственность, для их успешной интеграции в общество.
Тема исследования:
Формирование социально-бытовых навыков у младших подростков с расстройством аутистического спектра.
Актуальность проблемы:
Социальная работа с младшими подростками с аутизмом требует постоянного обновления и адаптации практик. Формирование и развитие социально-бытовых навыков и умений у младших подростков с расстройством аутистического спектра в общеобразовательном учреждении имеет огромное значение для полной реализации их реабилитационного потенциала.
...
Анализ литературы по теме исследования позволил определить сущность и содержание понятия «социально-бытовые навыки» - это набор практических умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни в обществе. Они обеспечивают возможность удовлетворять свои базовые потребности, взаимодействовать с другими людьми, функционировать в повседневной жизни и решать типичные задачи. Сущность социально -бытовых навыков заключается в их комплексной природе, они включают в себя: самообслуживание - умение одеваться, приём пищи, удовлетворения естественных потребностей, пользования одеждой, хозяйственной деятельности, гигиенические процедуры; когнитивные навыки — планирование, организация времени, решение проблем, принятие решений, управление финансами; социальные навыки - ориентировка в социальном окружении, навыки коммуникативной деятельности, следование социальным нормам и правилам, управление эмоциями.
По результатам исследования можем выделить, что для младших подростков с расстройством аутистического спектра характерны следующие особенности формирования коммуникативных умений, имеющих ключевое значение для развития социально-бытовых навыков: трудности в вербальной коммуникации — ограниченный словарный запас; проблема с пониманием абстрактных понятий (ирония, юмор, сарказм); невербальное общение (затруднения с пониманием и использованием жестов, мимики); проблемы с инициацией общения (нет умения начинать разговор, избегают разговоров); эхолалия. Трудности в невербальной коммуникации — неправильное использование зрительного контакта (избегают или смотрят слишком пристально; проблемы с распознаванием эмоций (затруднения с пониманием выражения лица, тона голоса); проблемы с использованием жестов (неправильно используют жесты или не понимают их значение). Социальные коммуникативные проблемы — трудности с ведением диалога (говорят о себе, не обращая внимание на собеседника, или прерывают); проблемы с пониманием социальных правил (не понимают как вести себя в различных ситуациях, не понимают когда нужно говорить, а когда молчать); склонность к монотонной речи (говорят о своих интересах, не замечая, что собеседнику неинтересно); трудности с интерпретацией социальных сигналов (не понимают невербальные сигналы).
Исследование проводилось в средней общеобразовательной школе города Красноярска, ресурсный класс. В исследовании принимали участие 3 младших подростка с расстройством аутистического спектра. По результатам первичной диагностики были выявлены следующие проблемы в сформированности и формировании социально-бытовых навыков: некоторых базовых умений
самообслуживания, ориентировки в социальном окружении, коммуникативных действиях, мелкой моторике.
Опираясь на данные современных исследований по проблемам формирования и сформированности социально-бытовых навыков и умений у детей с РАС, в том числе у младших подростков в общеобразовательном учреждении, а также на результаты, полученные в ходе обобщения и анализа существующего опыта и собственных наблюдений в образовательной среде, мы разработали и реализовали программу формирования и развития социальнобытовых навыков включающую в себя технологии работы с особенностями в развитии у младших подростков с расстройством аутистического спектра и родителями получателей социальных услуг.
Программа включала мероприятия, направленные на социальное взаимодействие - развитие навыков коммуникации, ориентировки в социальном окружении, понимания и соблюдение базовых социальных норм (очередь, личное пространство); развитие навыков самообслуживания, самостоятельность — организация времени, умение делать выбор, развитие навыков решения простых проблем, обращение за помощью, нахождение простых решений. С опорой на развитие мелкой и крупной моторики, сенсорной интеграции, партнёрство с родителями. Разработанная и реализованная в школе программа с использованием современных технологий и методов в том числе дистанционных в работе с родителями младших подростков с РАС, продемонстрировала положительный эффект в развитии самостоятельности и адаптации учающихся. Однако для достижения максимальной результативности требуется дальнейшее совершенствование, шаг за шагом, от простого к сложному. Развитие социально - бытовых навыков у обучающихся с аутизмом — длительный процесс, требующий терпения, понимания и сотрудничества между родителями, специалистами и самим ребёнком.
Интеграция детей с аутизмом в общество сложная и многоуровневая задача, создание организованной среды, максимальная организация времени, режима коммуникативного общения, визуализация, структурирование всех видов деятельности на уровне всего общества, чтобы придать физической и социальной среде более доступный, инклюзивный и благоприятный характер. Необходимо реализовать весь имеющийся у каждого особенного ребёнка реабилитационный потенциал. Симптомы аутистических расстройств сохраняются на протяжении всей жизни, но благодаря современной диагностике, разработке и реализации условий формирования социально-бытовых навыков у получателей социальных услуг в общеобразовательном учреждении в том числе, можно значительно улучшить качество их жизни.
1. Конституция Российской Федерации (с гимном России), Москва: Проспект, 2024.-64 с.
2. Аутизм. - Текст: электронный// Всемирная организация
здравоохранения [сайт]. -29.03.2023 -URL: https://www. who. int/ru/news-room/fact- sheets/detail/autism-spectrum-disorders (дата обращения: 01.04.2024)
3. Правительство России, официальный сайт, Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей -инвалидов, на период до 2025 года, Распоряжение от 18 декабря 2021 г. No 3711-р, Москва, [Электронный ресурс] URL: http://static.government.ru/media/files/xjgGMUlASodvh3c8R4hAqxEEDgtFdM2g.pdf
4. Официальный сайт, Росстандарт/Федеральное агентство по
техническому регулированию и метрологии "ГОСТ Р 54738-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 04.06.2021 N 520-ст) [Электронный ресурс]
URL: https: //www. rst. gov. ru/portal/gost/home/standarts/catalognational ?portal: compone ntId=3503536e-2ac1-4753-8ed1- 09a92fee02de&portal:isSecure=false&portal:portletMode=view&navigationalstate=JBP NS_rO0ABXdJAAZhY3Rpb24AAAABABBjb25jcmV0ZURvY3VtZW50AARmcm9t AAAAAQADMj IwAAZkb2NfaWQAAAABAAU0NjE1NQAHX19FT0ZfXw**(дата обращения: 01.04.2024)
5. КонсультантПлюс//Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599
(ред. От 08.11.2022), "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)", (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35850) [Электронный ресурс] URL:https://ult-
sosh.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/20222023/OVZ/FGOS_obrazovaniya_obuchayu schihsya_s_umstvennoy_otstalostyuintellektualnymi_narusheniyami.pdf?ysclid=luoe9e fwrt434944303 (Дата обращения: 12.04.2023)
6. КонсультантПлюс, Приказ Минтруда и Социальной защиты Российской Федерации от 26.04.2022 N 261 "Об утверждении стандартов предоставления услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей- инвалидов в полустационарных условиях" [Электронный ресурс] URL: https://csrp-
kolp.ru/upload/file2/prikaz_mintruda_rossii_ot_26.04.2022_n_261 _ob_utverzhdenii_s. pdf (Дата обращения: 20.10.2022)
7. Официальный сайт/ ОВЗ.РФ/Расстройства аутистического спектра
(РАС)//Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июля 2017 года № ТС-267/07 «О направлении информации», Заместитель
министра Синюгина Т. Ю. [Электронный ресурс] URL: ййрз://овз.рф/пра/йр- ovz/ras/res.klass-ras/?ysclid=lpdm2vtxir12776777 (Дата обращения 04.03.2024)
8. Министерство просвещения Российской Федерации,
Информационная справка о мониторинге системы образования оценки положения дел в сфере соблюдения права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на образование в 2021 году [Электронный ресурс] URL: https://ovz.edu.gov.ru/uploads/documents/4/informatsionnye_spravki/2021.pdf (дата обращения: 10.09.2022)
9. Министерство просвещения Российской Федерации, Методические
рекомендации, Москва, 2022, Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] URL:
https://docs.edu.gov.ru/document/a25d20322f2891abf3ed59497632d302/download/548 6/?ysclid=lov3vwzjd1566845459 (дата обращения: 08.09.2022)
10. Официальный сайт/ Администрации города Красноярска// Главное управление образования Администрации города Красноярска, [Электронный
ресурс] URL: https://krasobr.admkrsk.ru/wp-
content/uploads/2019/12/%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D 1 %81 %D0%B0%D0%BD %D0%B8%D0%B5- %D0%9C%D0%A3%D0%9D%D0%98%D0%A6%D0%98%D0%9F%D0%90%D0%9 B%D0%AC%D0%9D%D0%9E%D0%99- %D0%9C%D0%9E%D0%94%D0%95%D0%9B%D0%98- %D0%98%D0%9D%D0%9A%D0%9B%D0%AE%D0%97%D0%98%D0%92%D0%9 D%D0%9E%D0%93%D0%9E- %D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%90%D0%97%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%9 D%D0%98%D0%AF.docx (дата обращения: 10.09.2022)
11. Бронников В. А., Обучение социально-бытовым навыкам детей с тяжелыми психоневрологическими заболеваниями : метод. указания / Бронников В. А., Наумов А. А., Березники: Сфера, 2002. - 48 с.
12. Горячева Т. Г., Никитина Ю. В., «Расстройства аутистического спектра у детей. Метод сенсомоторной коррекции»: Учебно-методическое пособие. - М.: Генезис, 2023. - 168 с.
13. Ильина К. Д., Евтушенко И. В., Особенности формирования навыков самообслуживания у дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. - № 6-2. - С. 246-260; [Электронный ресурс] URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1721 (дата обращения: 31.03.2024).
14. Калачева И. И. Словарь социального педагога и социального работника/под ред.: И. И. Калачевой [и др.]; ред. коллегия: А. А. Аладьин [ и др.]. - 2-е изд. - Минск : БелЭН, 2003. - 256с. - ISBN 985-11-0267-9
15. Клинические рекомендации. - Текст: электронный//Рубрикатор
клинических рекомендаций [сайт]. - год утверждения 2020. - Расстройства
аутистического спектра/ Ассоциация психиатров и психологов за научнообоснованную практику
https://cr.mmzdrav.gov.ru/schema/594_17ysclidHuifbx5hk992432422 (дата
обращения: 02.04.2024)
... всего 34 источников