Реферат 3
Введение 10
Глава 1. Теоретические основания изучения проблемы социальнобезопасного поведения младших школьников
1.1. Понятие социально-безопасного поведения младших
школьников 17
1.2. Состояние проблемы формирования социально-безопасного
поведения в педагогической теории и
практике 26
1.3. Анализ сформированности социально - безопасного поведения
обучающихся 2 «Ж» класса МАОУ СШ №158 «Грани» 40
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию социально-безопасного поведения младших школьников
2.1. Разработка учебных занятий по формированию социально
безопасного поведения младших школьников на основе мультимедийных презентаций 51
2.2. Реализация учебных занятий по формированию социально -
безопасного поведения младших школьников на основе мультимедийных презентаций 64
2.3. Анализ и оценка эффективности опытно-экспериментальной
работы по формированию социально-безопасного поведения младших школьников на основе мультимедийных презентаций у обучающихся 2 «Ж» класса МАОУ СШ №158 «Грани» 73
Заключение 82
Список использованной литературы 85
Приложения 94
Актуальность исследования. Обеспечение сохранности здоровья и жизни подрастающего поколения — основная цель и главная задача цивилизованного общества. Ознакомление детей младшего школьного возраста с основными правилами социально - безопасного поведения в начальной школе - это необходимость и гарантия сохранения жизни и здоровья ребенка в условиях современного города. Так, ФГОС НОО выдвигает требование к программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа должна обеспечивать формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
В законе «Об образовании в РФ» в статье 41 «Охрана здоровья обучающихся» включена профилактика несчастных случаев с обучающимися. Профилактика включает в себя: информирование о видах и причинах несчастных случаев, рисках, влекущих за собой последствия, об условиях и способах избегания несчастных случаев, а также инструктирование о правилах и мерах социально - безопасного поведения.
Анализ научных источников показывает, что в психологии и педагогике созданы теоретические предпосылки для успешного решения этой проблемы.
Сущность понятия «социально - безопасного поведения» представлена в работах как отечественных, так и зарубежных авторов, среди которых: Л. С. Рубинштейн, С. В. Белов, В. А. Бойчук, Е. Л. Григорьева, Е. В. Быстрицкая, Е. М. Благодырь и др.
Авторами отмечено, что социально - безопасное поведение представляет собой систему действий, приводящих к относительно безопасному контакту ребенка с окружающими социальными условиями. Именно учитель должен обучать детей, как вести себя в разных ситуациях, опасных для его нормального существования, труда и отдыха. Такая работа должна проводиться регулярно, а не от случая к случаю. Лишь подобным способом можно выработать умения и знания, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья.
Исследование в психолого-педагогической теории представлены в работах Н. Ю. Марчук, И. Н. Козырская, Г. А. Костецкая, Е. В. Яковлева, К. Д. Ушинский и др. Так, процесс формирования социально - безопасного поведения целесообразно выстраивать, опираясь на особенности ведущей деятельности, тогда акцент с последствий чрезвычайных ситуаций и опасностей смещается на процесс усвоения навыков безопасного поведения, при условии увлекательной формы подачи, соответствующей возрастным особенностям детской психики.
Так, К.Д. Ушинский отмечал важность использования различных видов наглядности. Современные технологии дают реальную возможность использования в образовательном процессе иллюстраций, видеофрагментов и иных видов наглядности.
Изучение теоретических предпосылок и требований нормативных документов позволило сформулировать противоречия: между
необходимостью формирования социально - безопасного поведения младших школьников и недостаточной разработанностью учебных занятий c использованием мультимедийных технологий, способствующих
формированию социально - безопасного поведения младших школьников.
Обозначенные противоречия актуализируют проблему исследования, заключающуюся в реализации учебных занятий с использованием мультимедийных технологий в практике образовательных учреждений для формирования социально-безопасного поведения младших школьников . Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость позволили сформулировать тему исследования: «Формирование социальнобезопасного поведения младших школьников на основе анализа мультимедийных ситуаций».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
проверить в процессе опытно-экспериментальной работы результативность учебных занятий с использованием мультимедийных технологий по формированию социально - безопасного поведения младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования социально -
безопасного поведения младших школьников.
...
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, позволил сделать следующие выводы:
1. В современном обществе важной задачей в процессе формирования активной и защищенной личности является развитие социально-безопасного поведения. С учетом изменений условий жизни и модернизации общества, правила безопасного поведения становятся сложнее, что требует повышенного внимания к обучению младших школьников.
2. Для того, чтобы у младших школьников было сформировано социально - безопасного поведение, необходимо учитывать их психологические особенности. Исследования показывают, что у младших школьников вначале формируется интерес к самому процессу обучения, а затем к его значимости и содержанию. Знания о социально - безопасном поведении имеют прямое влияние на здоровье. Поэтому одной из важных задач школы является создание основы знаний о безопасном поведении, которая поможет обучающимся сохранять свое здоровье.
3. Особенности формирования навыков безопасного поведения у младших школьников в учебной деятельности включают возрастные особенности (младший школьный возраст - важный период для освоения знаний), методические особенности (формирование привычек через многократное повторение действий, обучение безопасному поведению в различных ситуациях).
В заключении опытно - экспериментальной работы, посвященной формированию социально-безопасного поведения у младших школьников, было подтверждено, что данная проблема является актуальной и важной для современного образования. Результаты исследования позволили выявить эффективные подходы и методы, способствующие формированию социально - безопасного поведения младших школьников.
В ходе констатирующего этапа опытно - экспериментальной работы была проведена диагностика уровня сформированности социально - безопасного поведения. Результаты диагностики свидетельствовали о необходимости внедрения учебных занятий в образовательный процесс с целью формирования социально - безопасного поведения. В ходе формирующего этапа эксперимента были разработаны учебные занятия, включающие три блока: ознакомительный, основной и заключительный.
В ознакомительном этапе формирования социально-безопасного поведения было показано, что ознакомление с правилами поведения, теоретическими знаниями и работа в группах способствуют успешному вовлечению младших школьников в изучаемую тему. Обучающиеся учатся основным принципам социальной - безопасности и начинают понимать их значимость в повседневной жизни.
В основном втором этапе исследования было установлено, что использование различных методов, таких как наглядных, словесных, практических и игровых (то есть викторины, флеш-карты, симуляции и драматизация) позволяет эффективно формировать социально-безопасное поведение у младших школьников. Важно развивать у детей способности к анализу ситуаций, контролю своих эмоций и умению принимать обоснованные решения в различных ситуациях.
В заключительном этапе исследования было обнаружено, что обсуждение и рефлексия полученных знаний способствуют закреплению их у учащихся. Дети выражают свои мысли и чувства относительно изученного материала, что позволяет им лучше усвоить пройденный материал и применить его в жизни.
В ходе контрольного этапа опытно - экспериментальной работы была проведена повторная диагностика уровня сформированности социально - безопасного поведения. Результаты диагностики свидетельствовали о положительном влиянии внедрения учебных занятий, направленных на формирование социально - безопасного поведения в образовательный процесс.
1. Авдеева Н. Н. Безопасность / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. Москва : ДетствоПресс, 2017. 144 с
2. Андронова В. А. Формирование основ безопасного поведения в младшем школьном возрасте. // Педагогические чтения в ННГУ: сборник научных статей / Отв. ред. И.В. Фролов; Мин.обр.науки РФ, Мин.обр. НО, Арзамасский филиал ННГУ. - Нижний Новгород - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. - С. 491-494.
3. Асмолов, А. Г. Психология личности: принципы
общепсихологического анализа / А. Г. Асломов. - Москва : Смысл, 2014.
• 427 с. 5.
4. Базаева К.Т. Влияние учителя на формирование безопасного поведения детей младшего школьного возраста. // Проблемы и перспективы развития образования в России. - С. 182
5. Байбородова Л. В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности / Л. В. Байбородова, Ю. В. Индюков. Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. 272 с
6. Баравермак, Э. М. Как повысить эффективность учебных занятий: некоторые современные пути [Текст] / Э. М. Баравермак // ОБЖ в школе. - 2015. - №6. - С.23-25.
7. Безопасность жизнедеятельности / под ред. Л.А. Михайлова. М: Академия, 2013. 272 с.
8. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / С. В. Белов. - Москва : Высшая школа, 2019. - 507 с. 9
9. Бережнова О.В. Современные формы организации детских видов деятельности. Методическое пособие / О.В. Бережнова, Тимофеева.
• М.: Цветной мир, 2014. - 92 с.
10. Благодырь Е. М. Психологическая характеристика безопасного поведения детей-сирот младшего школьного возраста // Образование. Наука. Инновации. - 2013. - № 3 (29). - С. 106-111.]
11. Бойчук, В. А. Обучение младших школьников основам безопасного поведения и культуре здоровья / В. А. Бойчук // Основы безопасности жизнедеятельности, 2011. - № 5. - С. 27-29
12. Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности. М., ОИРО, 2010. 432 с.
13. Веракса, Н. Е. Детская психология. / Н. Е. Веракса. - Москва ,
2020. — 446 с
14. Волков, Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. - Москва: Академический проспект, 2016. - 208 с.].
15. Воспитание школьников во внеучебное время : сборник методических материалов в помощь организатору внеклассной и внешкольной воспитательной работы / под ред. Л. К. Балясной. Москва : Просвещение, 2019. 222 с
... всего 79 источников