Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование толерантности у младших школьников в условиях инклюзивной практики на занятиях детского клуба

Работа №155437

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы134
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения проблемы формирования толерантности у младших школьников 7
1.1. Толерантность как предмет теоретического анализа 7
1.2. Состояние проблемы формирования толерантности младших
школьников в научной литературе 15
1.3. Изучение и анализ сформированности толерантности младших
школьников 2 «А» класса МАОУ КУГ №1 «Универс» 21
Выводы по 1 главе 44
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию толерантности у младших школьников в условиях инклюзивный практики на занятиях детского клуба 46
2.1. Разработка программы клуба «Мир дружбы» по формированию
толерантности у учащихся 2 «А» класса МАОУ КУГ №1 «Универс» 46
2.2. Реализация программы клуба «Мир дружбы» по формированию
толерантности у учащихся 2 «А» класса МАОУ КУГ №1 «Универс» 58
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию толерантности у учащихся 2 «А» класса МАОУ КУГ №1 «Универс» с помощью программы клуба «Мир дружбы» 67
Выводы по 2 главе 85
Заключение 87
Список использованной литературы 90
Приложения 97

Проблема поиска способов формирования толерантности у младших школьников становится с каждым днем все более актуальной, так как возникает множество практических запросов в обычной педагогической практике по этой тематике, направленных на разработку эффективных средств. Особенно актуален этот вопрос в связи с распространением в настоящее время инклюзивного подхода в образовании, с учетом которого проблема стала достаточно значимой.
А.Г. Асмолов [4], С.Л.Братченко [13], Е. Ю., Клепцова [35], Г.У. Солдатова [50], П.В. Степанов [53], вместе с многочисленными другими исследователями, отмечали актуальность потребности воспитания толерантности в младшем школьном возрасте, ведь все еще недостаточно изучена эта проблема, в частности, в отношении такого ее аспекта, как инклюзивная практика. Поэтому все еще имеется недостаток сведений об эффективности тех или иных средств такого воспитания, в частности, в отношении использования детского клуба для формирования толерантности у младших школьников в условиях инклюзивной практики.
Нужно отметить, что в младшем школьном возрасте наиболее благоприятный период обогащения младших школьников знаниями о сверстниках с особыми образовательными потребностями, о том, как к ним относится, и как быть толерантным.
Теоретический аспект этой проблемы заключается в анализе трех противоречий между:
1) потребностью выяснить теоретические условия к формированию толерантного отношения младших школьников к детям с особыми образовательными потребностями, и отсутствием теоретически проработанных характеристик и условий ее формирования;
2) возникновением нормативных требований к обеспечению прав детей с особыми образовательными потребностями на получение образования в общеобразовательных школах, и отсутствием подготовленной для этого образовательной среды со стороны сверстников и педагогов;
3) исследованиями о взаимоотношениях детей с нормативным развитием и с особыми образовательными потребностями, и
несформированностью единой педагогической модели эффективного воспитания толерантности.
Эти противоречия позволили сформулировать практическую и теоретическую проблему исследования, которая состоит в необходимости получения достоверных научных сведений о формировании толерантности у младших школьников в условиях инклюзивной практики. Указанные противоречия и недостаточная изученность проблемы определили тему исследования: «Формирование толерантности у младших школьников в условиях инклюзивной практики на занятиях детского клуба».
Объект исследования - формирование толерантности у младших школьников.
Предмет исследования - формирование толерантности у младших школьников в условиях инклюзивной практики на занятиях детского клуба.
Цель исследования - разработать, апробировать и проверить результативность программы формирования толерантности у младших школьников в условиях инклюзивной практики на занятиях детского клуба.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование толерантности младших школьников в условиях инклюзивной практики на занятиях детского клуба будет происходить более успешно, если будут реализованы следующие педагогические условия:
• формирование знаний и представлений о толерантности, условиях ее реализации, правилах;
• развитие эмпатии;
- реализация практической деятельности для развития толерантного самоконтроля, саморегуляции, развития практических навыков помощи в сложных ситуациях детям с ОВЗ, или же любым другим детям.
Задачи исследования:
1) рассмотреть сущность понятия толерантности в науке;
2) проанализировать состояние проблемы формирования толерантности младших школьников;
3) изучить особенности толерантности учащихся младшего школьного возраста на начало опытно-экспериментальной работы;
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование проблемы формирования толерантности у младших школьников средствами детского клуба в условиях инклюзивной практики, показало, что толерантность можно рассматривать как свойство личности, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок. Толерантность обладает комплексом функций: мотивационная; информационная; регулятивная; адаптивная; мирообеспечивающая; регулирующая; психологическая; воспитательная; коммуникативная; культуро-сохраняющая; креативная; фелицитологическая.
Основные подструктуры личности, обуславливающие толерантность: интеллектуальная; ценностно - ориентационная; этическая; эстетическая; эмоциональная; сенсорная; алгоритмическая; характерологическая; функциональная; энерго-динамическая. Механизм возникновения и проявления толерантности связан с эмоциональным отражением личностных различий. Повышение уровня толерантности происходит в том случае, если личность научится: преодолевать или сглаживать негативные впечатления от различий между подструктурами своей личности и личности партнера; устранять обстоятельства, вызывающие или подчеркивающие эти различия. Факторы влияния толерантности: социальные; социокультурные;
психологические; педагогические; идеологические. Анализ структуры толерантности, показал, что большинство исследователей согласованно выделяют такие компоненты толерантности: эмоциональный, когнитивный, поведенческий.
Наиболее благоприятным для формирования толерантности является младший школьный возраст, при условии участия взрослых в этом процессе.
Формирование толерантного поведения происходит по следующим линиям: когнитивной (толерантное сознание), эмоциональной (толерантные чувства, качества и свойства личности), поведенческой (толерантное поведение), мотивационной.
Констатирующее исследование сформированности толерантности младших школьников, показало, что в экспериментальной группе преобладает преимущественно средний и низкий уровень выраженности толерантности. Результаты в контрольной группе показали, что у испытуемых преобладает средний уровень развития компонентов толерантности, и низкий уровень, что в целом повторяет результаты выявленного ранее распределения в экспериментальной группе. То есть, результаты двух групп испытуемых оказались в целом схожи, несмотря на некоторые количественные различия в самой структуре толерантности.
Далее была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию толерантности у младших школьников средствами детского клуба в условиях инклюзивной практики.
Разработанная программа занятий реализовывается на протяжении длительного времени, по специально разработанному план-графику реализации,
Реализация мероприятий внеурочной деятельности по формированию толерантности проводилась с использованием таких методов как: этическая беседа, проблемно-ценностная дискуссия, игра, инсценировка, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиоматериалов.
Использование групповой формы работы, так же благоприятно влияло на формирование навыка толерантного поведения т.к. в общем деле необходимо продемонстрировать свое умение уступить, не спорить, умение убеждать, подстраиваться под другого человека.
Формирование толерантности подразумевало изучение детьми нескольких сопутствующих направлений, так как толерантность подразумевает несколько ее аспектов: когнитивный, эмоциональный, поведенческий, мотивационный.
...


1. Артемьева В. А., Данилова М. В. Анализ понятия «толерантность» в современной научной литературе // Молодой ученый. - 2015. - №2. - С. 471-474. - URL https://moluch.ru/archive/82/14888/ (дата обращения: 31.01.2019).
2. Алехина, С. В. Инклюзивное образование: история и современность: учебно-методическое пособие / С. В. Алехина. - Москва : Педагогический университет «Первое сентября», 2015. - 33 с. - Режим доступа: http://school30.org.ru/docs/Ped_soveti/ped_sovet_7_30_12_15/inkluz_obr_i storiya.pdf (дата обращения: 10.02.2019)
3. Асмолов, А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. - М.: 2018. - С. 15-20.
4. Асмолов А.Г. Слово о толерантности // Век толерантности: научно - публицистический вестник. - 2015. - №. 1. - С. 4-7.
5. Асташова, Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сборник научно­методических статей. - М.: МПСИ; Воронеж :Модэк, 2017. - С. 74-83.
6. Алексеева Л.Ф., Лебедева И.В. Ассертивность как основное свойство субъекта в психологии // Вестник практической психологии образования. - 2017. - № 1. - С. 39-42
7. Батрак Я.А. Развитие толерантности младших школьников. - Братск: Гимнц, 2018. - 97 с.
8. Баранова, О.И., Система работы учителя начальных классов по воспитанию толерантности младших школьников / О.И. Баранова, И.А. Десятниченко // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - т. 8 - № 2-2.- С. 128-133.
9. Бондарева Г. Формирование толерантной личности школьника // История. -2017. - № 20. - 20 с.
10. Бакулина, С. Д. Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам. Учебное пособие / С.Д. Бакулина. - М.: Флинта, Наука, 2014. - 112 с.
11. Бондырева, С. К. Толерантность. Введение в проблему / С.К.
Бондырева, Д.В. Колесов. - М.: МОДЭК, МПСИ, 2016. - 240 с.
12. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2018. - 528 с.
13. Братченко С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. - Красноярск: КГУ, 2003. - С. 104­117.
14. Братченко, С. Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М.: 2017. - С. 201-222.
15. Васильев, В. А. К вопросу о толерантности в современной России // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - № 3. - С. 249-262.
... всего 62 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ