Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты формирования технических знаний учащихся 6
1.1 ФГОС нового поколения в предметной области «Технология. Техниче
ский труд». Анализ учебно-методической литературы по теме исследования 6
1.2 Развитие межпредметных связей среди естественно-научных наук как
средство формирования метапредметных компетенций 11
1.3 Специализированные инженерно-технологические классы как фактор
профессиональной ориентации школьников 15
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Дидактический материал для формирования начальных технических знаний 23
2.1 Разработка методических рекомендаций по созданию дидактического
материала для начальных технических знаний 23
2.2 Разработка дидактического материала для формирования начальных
технических знаний 26
Выводы по главе 2 66
Заключение 67
Список литературы 69
«Кадры и образование» - одно из направлений программы национальной программы «Цифровая экономика России» . Программа «Цифровая экономика» обозначает проблемы общего и дополнительного образования. В первую очередь системам среднего (полного) общего образования и ВУЗам необходимо повысить качество обучения. В связи с этим меняются задачи современной школы, становится важно среднестатистического учащегося:
• подготовить к успешной жизни и деятельности в условиях цифровой экономики;
• сформировать навыки и компетенции XXI века;
• подготовить к осознанному выбору профессии, понимающему значение профессиональной деятельности для человека и общества;
• мотивировать на творчество и инновационную деятельность, на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Не всегда обдуманные преобразования в системе среднего (полного) общего образования в последнее десятилетие привели к:
1. Низкому уровню подготовки учащихся по естественно-математическим наукам (в целом по массиву учащихся).
2. Понижению интереса многих учащихся к школьным занятиям по предметам физико-математического и технического циклов из-за недостаточного понимания их научного содержания.
3. Ограниченное, невысокое число учащихся на регулярной основе участвующих в дополнительных образовательных программах по физикоматематическому и инженерно-техническому направлениям.
Это привело к разрыву между требованиями, предъявляемыми техническими ВУЗами к уровню подготовки абитуриентов по содержанию (в том числе и тезаурусу) математических, естественнонаучных и технологических учебных дисциплин и реальным знаниям выпускников общеобразовательной школы по этим циклам дисциплин, и как следствие, большие сложности в обучении на первых курсах.
На наш взгляд причины этого «состояния» кроятся в том, что:
1. Отсутствуют «сквозные линии» математических, естественнонаучных и технологических учебных дисциплин в системе среднего (полного) общего образования и ВУЗам.
В базовый блок подготовки инженеров входят математические, естественнонаучные и общепрофессиональные циклы дисциплины (теоретическая механика, сопротивление материалов, теория машин и механизмов и др.), основы которых закладываются в системе среднего (полного) общего образования. Отметим, что содержание математических и естественнонаучных учебных дисциплин в школе слабо отражают преемственность содержательного компонента обучения в системе школа-ВУЗ; отсутствует общность научно-методических установок, что приводит к разрыву логико-содержательных связей между выпускниками школ и ВУЗам.
2. Изолированные, узкоспециализированные знания, включаемые в отдельные учебные предметы в школе, вне целостного междисциплинарного контекста, не могут сформировать целостное понимание развития техники и науки и не представляют значительной ценности для практического развития современного общества.
3. Неоптимальная по методологическим, научно-содержательным и дидактическим параметрам организация школьных образовательных программ
(курсов), как правило, без учета прикладных и межпредметных аспектов.
4. Отсутствие умения учащимися конструировать получаемые знания и применять их к расчетам даже простейших реальных объектов.
...
ФГОС рекомендует на уроках математики описывать и изучать
реальные процессы и явления и решать задачи практического характера из
смежных дисциплин; на уроках физики - формировать понимание физических
основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, а на уроках
технологии - активно использовать знания, полученные при изучении других
учебных предметов, а также устанавливать взаимосвязь знаний по разным
учебным предметам для решения прикладных учебных задач.
Однако, анализ научно-методической и учебной литературы показал,
что формирование межпредметных понятий на уроках математики, физики т
технологии находится на начальном этапе исследования. В новых учебниках
по технологии также слабо прослеживается межпредметная цепочка.
Цель нашего исследования заключалась в создании методических
рекомендаций, способствующих формированию межпредметных понятий на
уроках математики, физики и технологии на примере вычисления центра
тяжести плоских фигур.
В процессе исследования выявлены такие специальные компетенции
учителя технологии как владение: математическим аппаратом, владеть
методами математического моделирования, знать основные аксиомы и
теоремы классической механики.
В нашем исследовании разработан дидактический материал для
математики, физики и технологии, который могут использовать учителя,
работающие в специализированных инженерно-технологические классы. В
этих классах учащиеся получат прочные знания по предметам естественно-
научного цикла и междисциплинарным вопросам. А также вовлекутся в
научнотехническое творчество и поймут престиж инженерных профессий,
проснётся интерес к сфере инноваций и высоких технологий, появятся
навыки решения актуальных инженерно-технических задач и работы с
современной техникой.
Школьные курсы математических и естественнонаучных учебных
дисциплин могут стать для большинства учащихся механизмом познания
природной и социальной среды, объектов техносферы и процессов,
описывающих их функционирования и взаимодействие.
Мы считаем, что изучении этих дисциплин в средней школе
необходимо направить на достижение следующих целей:
Пробуждение и развитие устойчивого интереса обучающихся к
математике и ее приложениям.
1. Раскрытие математических (аналитических) способностей и
привитие обучающимся определенных навыков проектно-исследовательского
характера.
2. Воспитание математической культуры.
3. Расширение и углубление представлений обучающихся о
практическом значении математики в различных областях жизни и
деятельности человека.
Симоненко В. Д. Технологическая культура и образование (культурно
технологическая концепция развития общества и образования). -
Брянск: Издательство БГПУ, 2001. - 214 с
2. Шадрин А. С. Методика обучения учащихся учебному проектированию
на уроках технологии // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 965-
969. — URL https://moluch.ru/archive/132/36978 .
3. Богомаз И.В., Степанова И.Ю. Математическое знание как
фундаментальный элемент пропедевтики инженерной подготовки в
общеобразовательной школе. [Текст] Проблемы современного
педагогического образования // 2018 № 59, С. 99-102.
4. Информационное агентство Пресс-Лайн [Электронный ресурс] Путь
доступа: https://www.press-line.ru/news/2016/09/v-shkole-sovetskogo-
rajona-sformirovan-inzhenerno-tehnologicheskij-klas
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (с изменениями на 31 декабря 2015 года) [Текст]
6. Чугунова К. А., Щелина С. О. Формирование интереса к учебной
деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 825-828. —
URL https://moluch.ru/archive/106/25301/
7. Концепция развития предметной области «Технология» [Текст]
8. Летняя школа «Ученые будущего» [Электронный ресурс] Путь доступа:
http://ученыебудущего.рф/
9. Национальный Центр Инноваций в Образовании (НЦИО)
[Электронный ресурс] Путь доступа: http://ncio.ru
10. Хотунцев Ю.Л.. Проблемы технологического образования в
Российской Федерации. [Текст] Журнал «Образование и наука» 2007г.
11. Проблемы опережающей подготовки рабочих кадров на основе
стандартов Worldskills: Сборник материалов Межрегиональной
научнопрактической конференции (26-27 марта 2018 года, Москва,
ГАОУ ВО МГПУ). -М.: МГПУ, ООО «А-Приор», 2018. - 1 26 с
12. Дикова В. В., Мащенко М. В. Конкурс WorldSkills как необходимое
условие развитие профессионализма будущего педагога //
Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 1. — С.
27-32
13. Нелюбов С. А.. Доклад на конференции «Непрерывное инженерное
образование - ресурс подготовки кадров
реиндустриализацииэкономики региона НТИ»
14. Горбунова Т.В., Терешков В.А. Формирование конструкторско-
технических умений как ключевой компетенции педагога
профессионального образования. [Текст] Журнал «Образование и
наука» 2007г.
15. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Текст]
... всего 31 источник