РЕФЕРАТ 3
РЕФЕРАТ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 6
ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 16
1.1. Речевой этикет как предмет теоретического анализа 16
1.2. Состояние проблемы формирования умений речевого этикета
обучающихся 22
1.3. Диагностика актуального уровня сформированности умений речевого
этикета младших школьников 3-го класса гимназии №13 «Академ» на начало опытно-экспериментальной работы 30
Выводы по главе 1 43
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 3-ГО КЛАССА ГИМНАЗИИ №13 «АКАДЕМ» г.
КРАСНОЯРСКА 45
2.1. Разработка программы по формированию умений речевого этикета младших школьников в процессе внеурочной деятельности 45
2.2 Реализация программы по формированию умений речевого этикета младших школьников в процессе внеурочной деятельности 58
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию умений речевого этикета младших школьников 3-го класса гимназии №13 «Академ» 60
Выводы по главе 2 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
Диссертация на соискание степени магистра педагогического образования «Формирование умений речевого этикета у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности».
Объем страниц 120, включая 22 таблицы, 8 столбчатых диаграмм, 22 приложений. Количество использованных источников - 222.
Цель исследования: исследования состоит в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке результатов реализации программы по формированию речевого этикета у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования речевого этикета младших школьников.
Предмет исследования: программа формирования речевого этикета.
Гипотеза исследования: процесс формирования умений речевого этикета у младшего школьника будет результативным, если:
• выявлены теоретические предпосылки формирования речевого этикета младших школьников;
• конкретизирована сущность процесса формирования речевого этикета младшего школьника;
• разработаны критерии и определены уровни сформированности речевого этикета младшего школьника;
• разработана, научно обоснована и реализована в образовательном процессе начальной школы программа формирования речевого этикета младшего школьника.
В работе применяются общенаучные методы исследования:
• Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов; исследование и обобщение педагогического опыта формирования речевого этикета младших школьников;
• Эмпирические: наблюдение; тестирование; анализ работ обучающихся, констатирующий и формирующий этапы опытно-экспериментальной работы; • Статистические: количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Апробация диссертации проходила на базе МАОУ Гимназия №13 «Академ» г. Красноярск. В исследовании принимали участие 50 учащихся школы: 25 учеников 3 «А» класса (контрольный) и 25 учеников 3 «Б» класса
(экспериментальный).
В результате проведенного исследования были достигнуты следующие результаты:
1. Проанализирована нормативная, учебно - методическая и научная литература по теме исследования.
2. Определены критерии и уровни сформированности умений речевого этикета.
3. Выявлен актуальный уровень сформированности умений речевого этикета у детей младшего школьного возраста на начало опытно - экспериментальной работы. (Экспериментальный класс: низкий уровень - 13 чел., средний - 5 чел., высокий - 7 чел. Контрольный класс: низкий уровень - 11 чел., средний - 5 чел., высокий - 9 чел.)
4. Разработана и апробирована программа по формированию умений речевого этикета у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
5. Выявлена результативность программы по формированию умений речевого этикета у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Таким образом, достигнута основная цель исследования, разработана и апробирована программа по формированию умений речевого этикета у детей младшего школьного возраста. В целом уровень сформированности умений речевого этикета экспериментального класса значительно вырос, что подтверждает эффективность разработанной программы.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработана и внедрена в образовательный процесс МАОУ Гимназия №13 «Академ» программа, направленная на формирование речевого этикета младшего школьника. По результатам исследования были опубликованы три научные статьи.
...
В процессе проведения работы по теме исследования было выявлено, что проблема формирования умений речевого этикета у детей младшего школьного возраста является актуальной.
На основании результатов исследования можно сделать следующие выводы:
Речевой этикет является одной из основных частей культуры речи и призван служить для выполнения ряда функций таких как: коммуникативная, нравственная, познавательная, регулятивная и воспитательная. Под определением «речевой этикет» мы рассматриваем общепринятые нормы и правила вежливого отношения к окружающим людям в конкретных речевых ситуациях.
Важным фактором при формировании умений речевого этикета младших школьников является систематическая работа, направленная на постепенное усвоение и овладение формулами речевого этикета, материал следует изучать по степени сложности от базового уровня к повышенному, а упражнения должны быть составлены таким образом, чтобы ученик смог самостоятельно справится с ними и оказаться в ситуации успеха. На занятиях желательно использовать методы и приемы обучения, которые будут активизировать у обучающихся применение речевого этикета при взаимодействии с одноклассниками, а также отслеживать вовлеченность всех учеников в активную работу.
Так как примером для подражания у детей младшего школьного возраста является нравственный образ учителя, ему в первую очередь необходимо придерживаться соблюдения норм и правил речевого этикета.
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы было установлено, что введённые в программу индивидуальные занятия, групповые и коллективные формы работы позволяют отрабатывать употребление устойчивых формул речевого этикета. С помощью беседы, ролевой игры, 68
сценок, дискуссии учащиеся осознают используемые формулы речевого этикета и обогащают свой словарный запас. Содержание работы направлено на развитие нравственной и коммуникативной составляющих, помогает учащимся пополнить знания о правилах речевого этикета и его нормах.
Для выявления уровня сформированности умений речевого этикета у детей младшего школьного возраста было проведено экспериментальное исследование, которое определялось с помощью разработанных критериев (когнитивный, коммуникативный, интерактивный), показателей и диагностического комплекса.
На основе данных критериев выделяют три уровня: высокий, средний и низкий.
Основываясь на полученные низкие результаты констатирующего эксперимента, была разработана программа «Азбука вежливости» по формированию умений речевого этикета у младших школьников. На контрольном этапе исследования был проведен повторный срез с целью проверки эффективности разработанной нами программы. Анализ полученных данных позволил сделать нам вывод о положительной динамике уровня сформированности умений речевого этикета во внеурочной деятельности.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные нами задачи в начале работы, были решены, гипотеза подтверждена. На основе нашего исследования мы можем утверждать, что программа «Азбука вежливости» по формированию умений речевого этикета у младших школьников эффективна.
1. Азнабаева, Л. А. Принципы речевого поведения адресата в конвенциональном общении Текст.: монография / Л. А. Азнабаева / Изд-е Башкирского ун-та. Уфа, 1998. - 182 с.
2. Акишина, A.A. Этикет русского телефонного разговора Текст./ A.A. Акишина, Т.Е. Акишина. М.: Русский язык, 1990. - 116 с.
3. Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи: Учебник / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - М.: Academia, 2018. - 272 c.
4. Афанасьева, О.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: Методология, теория, практика: дис. д -ра пед. наук Текст./ О.Ю. Афанасьева. Челябинск, 2008. - 430 с.
5. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды Текст./Ю.К. Бабанский // АПН СССР; Сост. М.Ю.Бабанский. — М.: Педагогика, 1989. — 600с.
6. Балл, Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект Текст./Г.А. Балл.- М.: Педагогика, 1990.- 214 с.
7. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика Текст./ Р. Барт; пер. с фр.; сост., общ. ред. и вступ. ст., 3-45 Г.К. Косилова. М.: Прогресс. Универс: Рея, 1994.-615 с.
8. Барулин, А.Н. Основания семиотики. Знаки, знаковые системы, коммуникация Ч. 1 Текст./ А.Н. Барулин. М.: Изд-во «Спорт и Культура - 2000», 2002.-464 с.
9. Бауман, М. Индивидуализированное общество. Текст. / М. Бауман//Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Изд-во "Логос", 2002. - 390 с.
10. Бахтин, М.М. Собрание сочинений: Т. 5 Текст./ М.М. Бахтин // Ред.: С.Г. Бочаров, Л.А. Гоготишвили. / Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького М. : Рус. слов., 1997.-731 с.
11. Беликов, В.А. Личностная ориентация учебно -познавательной деятельности: Дидактическая концепция Текст./ В.А. Беликов. Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. - 141с.
12. Белкин, A.C. Компетентность. Профессионализм. Мастерство Текст. / A.C. Белкин. Челябинск: ОАО «Юж.-Урал. кн. изд-во», 2004 - 176 с.
Белоусова, Татьяна Вадимовна Всё про этикет. Полный свод правил светского и делового общения / Белоусова Татьяна Вадимовна. - М.:
АСТ, 2020. - 706 с.
13. Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры: Два филос. введ. в двадцать первый век Текст. / B.C. Библер. -М.: Политиздат, 1991. 142 с.
14. Библер, B.C. Философско-психологические предположения Школы диалога культур: Сб. ст. Текст. / B.C. Библер, И.Е. Берлянд, P.P. Кондратов и др.; под общ. ред. B.C. Библера. М.: Росспэн, 1998. - 213 с.
15. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения грамматики и орфографии и развития письменной речи Текст. / Д.Н. Богоявленский. М., 1957. -352 с.
16. Боброва, С.В. Русский язык и культура речи (для бакалавров) / С.В. Боброва, М.А. Мищерина. - М.: КноРус, 2020. - 232 с.
... всего 222 источника