Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках биологии в условиях сельской малокомплектной школы

Работа №155432

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

биология

Объем работы86
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения биологии в малокомплектной школе
7
1.1 Понятие «малокомплектная школа» 7
1.2 Особенности организации процесса обучения биологии в
малокомлектной школе 12
1.3 Основные положения ФГОС ООО по биологии 29
Глава 2. Экспериментальная методика формирования познавательных УУД учащихся на уроках биологии в 5 классе в условиях сельской малокомплектной школы 34
2.1 Познавательные УУД учащихся, формируемые на уроках биологии 34
2.2 Экспериментальная методика формирования познавательных УУД
при изучении биологии (5 класс) 40
2.3 Результаты педагогического эксперимента 50
Заключение 78
Список литературы 81
Приложение 85


Малокомплектная школа-особый феномен, как в педагогической теории, так и в реальной практике. Это понятие географическое и социальное, которое включает аспекты, играющие значительную роль в функционировании этих учебных заведений. И если первый из них характеризуется исключительно местом расположения школы, то второй зависит от большого количества факторов: состояния социально-экономического развития конкретного региона, общего духовно-нравственного уровня населения, природного и предметной среды, особых условий функционирования учебно-воспитательного заведения[11]. Все эти факторы не существуют сами по себе, они активно влияют на развитие института малокомплектных школ, на процесс решения психолого-педагогических проблем, стоящих перед ними сейчас и почти полностью замыкаются на личности учителя [27].
Данные статистики иллюстрируют, что таких школ в России по- прежнему немало: почти 70 % от общего количества сельских школ, которые составляют более 60 %, то есть большую часть отечественной системы общего образования.Малокомплектные школы требуют особого внимания и нестандартного подхода к решению проблем. Доля сельских школ в структуре учреждений общего образованияРоссии составляет 68,9%.
В Красноярском крае в сельской местности функционирует 583 школы с количеством учащихся от 10 до 100 человек, в городских округах 24 школы с количеством учащихся более 1000 [30].
Однако уже понятно давно, что если школа в маленькой деревни исчезнет, то исчезнет и деревня. Практика показывает: как только закрывается малочисленная школа на селе, все работоспособные жители этого села его покидают, потому чтоу них, какправило, естьдети школьного возраста. Кроме того, ни одна молодая семья не поедет в ту деревню, где нет школы для их детей [12].
С недавних пор все российские школы стали осуществлять свою деятельность в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Теперь в школе ребенка должны научить не только читать, писать и считать, но и привить группу новых умений. К ним относятся универсальные учебные действия (далее УУД). Общеобразовательная школа, пусть даже малокомплектная, должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний и умений, включая умение учиться.
Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Эти универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе всех учебных предметов и могут применяться учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Особое место в группе универсальных учебных действий занимают познавательные УУД. Развитие у обучающихся познавательных УУД позволяет достичь не только повышения качества усвоения предметных знаний, но и развивать способность учиться самостоятельно. Но существует ряд проблем для развития познавательных универсальных учебных действий. Одной их них является отсутствие методических разработок их развития при освоении предметного содержания курса биологии.
Таким образом, актуальность изучаемой проблемы не вызывает сомнений.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработки методики формирования познавательных универсальных учебных действий при обучении биологии в малокомплектной школе...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что
малокомплектные школы являются неотъемлемой частью системы образования в РФ. Малокомплектные школы это особый феномен, как в педагогической теории, так и в реальной практике. Однако, оформление дефиниции «малокомплектная образовательная организация» в педагогической науке не завершено, оно не закреплено должным образом в профессиональном тезаурусе педагогов, не получило легализации в нормативно-правовом плане и в
образовательной практике именно в контекстах педагогических, организационно-педагогических особенностей образовательной
деятельности и миссии малокомплектной школы в сложной социокультурной ситуации современного российского села. Семантическая неопределенность понятия является одним из факторов, который способствует уязвимости, неустойчивости, недостаточной жизнеспособности малокомплектной школы.
2. В малокомплектных школах существуют свои особенности
функционирования, которые связаны с небольшим числом количеством учащихся и педагогов, обучением в одном классе разновозрастных детей, низкой наполняемостью классов,
недостаточном оснащение школ современным оборудованием и с организацией учебного процесса. В связи с этим малокомплектные школы имеют право выбирать формы и методы обучения, в соответствии с потребностями гибко выстраивать учебно-воспитательный процесс. Учителям класса-комплекта следует уделять больше времени формированию произвольного внимания, выработке у детей общеучебных умений и добиваться умения самостоятельно работать и быстро сосредотачиваться. Благодаря приобретению таких умений происходит заметное возрастание эффективности обучения в малокомплектной школе.
3. Малокомплектные школы имеют особенности функционирования, связанные с количеством учащихся и педагогов, наполняемостью классов и с организацией учебного процесса. Именно поэтому им дано право выбирать формы и методы обучения, гибко и в соответствии с потребностями выстраивать учебно-воспитательный процесс. Это, прежде всего, связано с отсутствием параллельных классов, малым количеством учащихся и обучением в одном классе разновозрастных детей. В своем роде такие школы можно считать уникальными. Учитель знает каждого ученика, его родных, чем занимается ребенок вне школы. Может оказать посильную помощь. При сегодняшних масштабах семейного неблагополучия, в условиях ухудшения психического и физического здоровья детей этот фактор носит характер их социальной защиты. Воспитательные преимущества малочисленных школ огромны, их никогда не заменят крупные школы. Экспериментальная методика основывается на применении различных форм и методов учебной деятельности и соблюдении организационно¬педагогических условий обучения, способствующих повышению уровня сформированности познавательных УУД на уроках биологии.
Применение разработанных нами методов основывается на соблюдении следующих организационно-педагогических условий организации обучения: организация изучения нового материала с использованием информационно-поискового метода (работа с текстом, поиск нужной информации и т.п); включение учащихся в самостоятельную работу с использованием метода складывания информации в таблицу; организация работы в группах по 2-3 человека; обеспечение разнообразия диагностик, направленных на выявление отдельных критериев качества знаний учащихся и уровня
познавательных УУД.
Таким образом,применение различных форм и методов по формированию познавательных УУД, применяемых на разных этапах урока, оказали положительное влияние на успеваемость учащихся 5 класса.



1. Акулова О.В. Информационная образовательная среда городской и сельской школы: Проблемы и перспективы развития / О.В.Акулова // Городская и сельская школа: состояние и перспективы взаимодействия. - СПб., 2014.- С. 32-40.
2. Андрейко А.З. Сельский социокультурный комплекс как фактор развития образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А.З. Андрейко. - М., 2014.- 20 с.
3. Арсланова Ф.М. Инновационная воспитательная система современной сельской школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ф.М. Арсланова. - Нижний Новгород, 2014. - 24 с.
4. Артюхина,А.И.Методика обучения биологии: учебно-методическое пособие для студентов. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2014. - 117с.
5. Асьянов Х.А. Организационно-педагогические условия создания и функционирования сельского образовательного комплекса: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Х.А. Асьянов. - Казань, 2000. - 20 с.
6. Байбородова, М. И. Воспитание и обучение в сельской малочисленной школе / М. И. Байбородова // Учебное пособие. — Ярославль: Изд- во ЯГПУ, 2014. — 357 с.
7. Байбородова, Л.В. Разновозрастные учебные занятия в сельской малочисленной школе / Л. В. Байбородова[и др.] // Сельская школа. - 2015, № 1. - С. 89-99/
8. Броневщук С.Г. Сельская школа на современном этапе: (Основы профил. дифференциации обучения учащихся) / Ин-т общ. Образования / С.Г. Броневщук. - М.: Б.и., 2017. - 190 с.
9. Вифлеемский. А.Б. Экономико-правовые перспективы развития сельской школы // Директор сельской школы. - 2012. - № 1. - С. 6-11.
10. Зайкин М.И. Сельская школа: модернизация содержания образования // Сельская школа. 2004 №2, С.3-6.
11. Крапивенцев, А.А. Нормативно-правовое обеспечение деятельности малокомплектной сельской школы (Текст) // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 40¬42.
12. Крылов, С. А. Индивидуализация в малокомплектной школе на уроках физической культуры // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 521¬522.
13. Кузьмакова, К.Н. Возможности повышения эффективности урока в сельской малокомплектной школе // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(35).
14. Пакулова В.М. Обучение биологии в малокомплектной школе// Биология в школе. -1990.-№2,-31с.
15. Пакулова В.М., Малочисленная школа: Методика обучения биологии серия: Библиотека "Сельская школа России"Владос, 2001 г.- 128 с...35


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ