Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Работа №155422

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы102
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. Особенности формирования читательской грамотности на современном этапе 6
1.1. Понятие «читательская грамотность». Диагностика, проблемы,
перспективы 6
1.2. Виды чтения и приёмы формирования читательских
умений 9
1.3. Современные подходы к формированию умений чтения, фиксации и
воспроизведения учебной информации 12
1.4. Организация работы с УМК как одно из направлений формирования
читательской грамотности 27
Глава 2.Система работы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка в 5 классе 36
2.1. Экспериментальное исследование, диагностика результатов 36
2.2. Методы и приёмы работы с текстом на уроках русского языка 39
2.3. Методические рекомендации по формированию читательских
умений 42
2.4. Интегрированные уроки и внеклассные мероприятия как способ развитиячитательских
компетенций 55
3. Заключение 84
4. Список литературы 87
5. Приложения 92

«Не всякий, кто читает, в чтении силу знает» - эта пословица напоминает не только о важности формирования читательских умений у школьников, но и о постоянном совершенствовании умений и навыков, которые с течением времени преобразуются в читательскую компетенцию. Знать в чтении силу, значит читать осознанно, целенаправленно, с пользой для себя. Это условие является одним из ключевых при работе с информацией и характеризует читателя как грамотного.Цель обучения чтению в школе (в том числе на уроках русского языка) заключается в том, чтобы научить школьников рациональным приёмам восприятия и переработки информации, в том числе текстов, различных по содержанию, глубине, жанровым и стилистическим особенностям. Причём, дети учатся не просто чтению, а определённым видам чтения (ознакомительное, просмотровое, изучающее,поисковое).
Почему используется термин «читательская грамотность» вместо термина«чтение»? Чтение (особенно в педагогическом контексте) нередко понимается как декодирование - перевод букв в звуки. Часто умение читать ассоциируется с чтением вслух. Читательская грамотность включает гораздо более широкий спектр компетенций - от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире. Читательская грамотность также включает метакогнитивные компетенции: понимание своего непонимания, умение восстанавливать и поддерживать своё понимание на должном уровне (именно поэтому на уроках так важна обратная связь с учениками). Желаемый уровень понимания зависит от задачи, которую ставит перед собой читатель. Г оворя о чём-либо в контексте читательской грамотности, важно подчеркнутьосознанный и конструктивный характер использования чтения вразных ситуациях и для разных целей.
Работа с информацией является составной частью практически всех учебных предметов вусловиях реализации ФГОС. Появление планируемых результатов обусловлено необходимостью оценивания умения работать с информацией как интегральной характеристикой выпускника каждого звена.
Цельнашей работы заключается в разработке методов и приёмов формирования читательской грамотности на уроках русского языка.
Для достижения цели мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Изучить философскую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить и проанализировать факторы, оказывающие преобладающее влияние на чтение у пятиклассников.
3. Определить пути формирования читательской грамотности на уроках.
4. Разработать стратегию развития читательской грамотности на весь учебный год.
Предметомнашего исследования являются приёмы и методы формирования читательской грамотности, объектом - читательская грамотность пятиклассников.
Основные методы, используемые нами в работе:
1. Наблюдение.
2. Анкетирование.
3. Анализ и описание данных.
4. Метод обобщения и систематизации материала.
5. Беседа.
6. Эксперимент.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема формирования читательских умений может быть решена при системной и целенаправленной работе на уроках русского языка. Работа по формированию компетентного читателя должна быть организована на всех уроках, что предполагает владение учителями приёмами и стратегиями текстовой деятельности. Обучение любому предмету должно включать обучение приёмам чтения и письма на разнообразном учебном материале, разнообразных и разножанровых текстах, что будет активизировать познавательную, творческую, критическую и коммуникативную деятельность и тем самым будет соответствовать понятию целостности образовательного процесса.
Развитие читательской грамотности напрямую связано с совершенствованием читательских умений. Развитый навык чтения позволяет перейти к другим способам использования текста в процессе развития речи обучающихся: письменному изложению прочитанного или услышанного, выражению (устному или письменному) собственных мыслей. Чтение - база для развития не только речевых навыков, но учебно-языковых и правописных умений.
Читательскую грамотность невозможно представить без развития языкового чутья и понимания языка как орудия, «которое приносит наивысшую пользу в руках того, кто его как можно глубже изучил, кто им владеет как мастер» [39]. Мастерски владеть - это значит знать до тонкостей устройство, функционирование, особенности и возможности того, чем стремишься овладеть. В нашем случае это язык, и если мы говорим о школьниках, лучше сказать «стремиться узнать до тонкостей устройство языка, функционирование в нём единиц на различных его уровнях, языковые особенности, связанные с внутрилингвистическими и
внешнелингвистическими явлениями, а также стремиться понять свои возможности достижения поставленных целей». Очевидно, что за год
обучения невозможно сформировать подлинных мастеров слова, но стремиться к идеалу необходимо всегда, в процессе всех лет обучения до одиннадцатого класса. Причём особое внимание обращается на развитие «читателей» в 5-7 классах, так как обучающие четвёртого класса по результатам исследований PIRLS 2016 [34] показывают наилучшие
результаты в мире, опережая страны ОЭСР. Однако к старшим классам уровень читательской грамотности падает, и средние результаты российских школьников можно оценить как «удовлетворительные», но не как «хорошие» или «отличные». По последним данным, Россия занимает 26 место (из 70) среди стран ОЭСР [26]. Несмотря на то, что результаты по сравнению с 2009 годом улучшились (на 36 баллов), назвать результаты «отличными» мы, к сожалению, не можем. Но учитывая всё-таки повышение результатов, можем спрогнозировать рост читательской грамотности ввиду того, что сейчас в большинстве школ развитию читательской грамотности уделяется особое внимание: в урочное время и во внеурочное время (устраиваются классные часы, организуются чемпионаты по читательской грамотности - как ученические, так и семейные).
В связи с этим первостепенной задачей учителей являетсяконструирование такой системы обучения, чтобы не просто развивать способность объяснять прочитанное, оценивать, соотносить с реальностью или миром литературного произведения, но и найти эффективное применение этим способностям и развить у учеников самостоятельное обращение к различным источникам информации и увлекательному текстовому пространству. Работа на уроке, подводящая обучающихся к самостоятельному познанию, может быть организована различными способами - от «взаимоопроса» до «чтения про себя с вопросами».
Таким образом, совершенствование читательских умений из года в год - важнейшая задача учителя русского языка. Ключевой методической задачей в урочное время является обучение видам чтения, развитие и совершенствование приёмов осмысления прочитанного. Во внеурочное время - организация общешкольных мероприятий, направленных на повышение читательской культуры.


1. Аксёнова М.Д. Знаем ли мы русский язык? Книга вторая. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф. 2012. 223 с.
2. Аксёнова М.Д. Знаем ли мы русский язык? Книга первая. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф. 2013. 255 с.
3. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
4. Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р.
Методика преподавания русского языка в школе: учебник для
студ.высш.пед.учеб.заведений. М.: Академия, 2000. 368 с.
5. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват.организаций. 1 и 2 Ч. М.: Просвещение, 2015.175 с.
6. Болотина Т.В, Вяземский Е.Е. Модернизация общего образования в современной России: поиски перспективных решений //Профильная школа №2, 2015. С. 3-7.
7. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт, 2005. 336 с.
8. Бунеева Е. В., Чиндилова О. В. Технология работы с текстом в начальной школе и в 5-6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности) //Образовательные технологии. Сборник материалов. М.: Баласс, 2008.
9. Виневская А.В., И.А. Стоценко.Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Справочник для студентов.- Ростов н/Д: Феникс, 2014.- 253.
10. Галкина А. «Шнобелевскаяпремия. Копилка самых курьезных открытий». 2014. С.68-69.
11. Генике Е.А. Активные методы обучения: Новый подход: [сайт]. http: //www.knidka.info/organizatsiya-obrazovaniya/aktivnye-metody- оЬисйешуа/(дата обращения: 05.06.2018).
12. Диагностическая работа по читательской грамотности обучающихся 4-го класса в Красноярском крае в 2016 году. URL: https://coko24.ru/wpcontent/uploads/2011/08/ЧГ2016_Краткий-отчет.pdf (дата обращения: 05.06.2018).
13. Диагностическая работа по читательской грамотности обучающихся 4-го класса в Красноярском крае в 2017 году. URL: https://coko24.ru/wp- content/uploads/2017/06/КДР-ЧГ-Краткий-отчет-2017.pdf (дата обращения: 05.06.2018).
14. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблема ее понимания. - М.: Педагогика, 1982.
15. Дридзе Т. М. Язык и социальная психология. М., 1980. 224 с.
... всего 49 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ