Формирование фразовой речи с использованием лего-технологии у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи I-II уровня и детским церебральным параличом
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основания формирования фразовой речи
дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи II-III уровня и детским церебральным параличом 8
1.1. Развитие фразовой речи в онтогенезе и дизонтогенезе у дошкольников
5-6 лет с общим недоразвитием речи II-III уровня и детским церебральным параличом при нормативном речевом развитии и при общем недоразвитии речи 8
1.2. Методики обследования фразовой речи у дошкольников 5-6 лет с общим
недоразвитием речи II- III уровня и детским церебральным параличом 17
1.3 Анализ подходов к проведению логопедической работы по формированию фразовой речи у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи II-III уровня и детским церебральным параличом 22
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Разработка и внедрение проекта «Говорим и строим» по формированию фразовой речи у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи II-III уровня и детским церебральным параличом с использованием ЛЕГО-технологии 31
2.1. Предпроектное исследование сформированности фразовой речи у
дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи II-III уровня и детским церебральным параличом и анализ его результатов 31
2.2. Описание проекта «Говорим и строим» по формированию фразовой речи
у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи II-III уровня и детским церебральным параличом с использованием ЛЕГО-технологии 51
2.3. Содержание логопедической работы по формированию фразовой речи с
использованием ЛЕГО-технологии с дошкольниками 5-6 лет с общим недоразвитием речи II-III уровня и детским церебральным параличом 58
2.4. Оценка результативности реализации проекта и методические
рекомендации по его дальнейшему использованию 66
Выводы по 2 главе 73
Заключение 74
Библиография 76
Приложения 84
Глава 1. Теоретические основания формирования фразовой речи
дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи II-III уровня и детским церебральным параличом 8
1.1. Развитие фразовой речи в онтогенезе и дизонтогенезе у дошкольников
5-6 лет с общим недоразвитием речи II-III уровня и детским церебральным параличом при нормативном речевом развитии и при общем недоразвитии речи 8
1.2. Методики обследования фразовой речи у дошкольников 5-6 лет с общим
недоразвитием речи II- III уровня и детским церебральным параличом 17
1.3 Анализ подходов к проведению логопедической работы по формированию фразовой речи у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи II-III уровня и детским церебральным параличом 22
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Разработка и внедрение проекта «Говорим и строим» по формированию фразовой речи у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи II-III уровня и детским церебральным параличом с использованием ЛЕГО-технологии 31
2.1. Предпроектное исследование сформированности фразовой речи у
дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи II-III уровня и детским церебральным параличом и анализ его результатов 31
2.2. Описание проекта «Говорим и строим» по формированию фразовой речи
у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи II-III уровня и детским церебральным параличом с использованием ЛЕГО-технологии 51
2.3. Содержание логопедической работы по формированию фразовой речи с
использованием ЛЕГО-технологии с дошкольниками 5-6 лет с общим недоразвитием речи II-III уровня и детским церебральным параличом 58
2.4. Оценка результативности реализации проекта и методические
рекомендации по его дальнейшему использованию 66
Выводы по 2 главе 73
Заключение 74
Библиография 76
Приложения 84
Актуальность темы исследования формирование фразовой речи у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи II-III уровня и детским церебральным параличом, на социально значимом уровне, определяется заметно возросшим показателем увеличения количества детей с заболеваниями нервной системы, среди которых сочетание нарушений двигательных, сенсорных и психических функций.
Права детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей- инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями гарантируются федеральными законодательными актами: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» и другие.
В целях обеспечения доступности образования и равных возможностей для полноценного получения образования для каждого ребенка, перед обществом и системой образования, остро встает вопрос о социальной интеграции и социализации ребенка в общество и принятии социумом ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с этим, проблема формирования и развития фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и детским церебральным параличом, протекает на фоне специфических нарушений в развитии, негативно сказывается на развитии коммуникативных навыков в процессе адаптации и социализации и приводит к трудностям в обучении по всем дисциплинам.
Таким образом, актуальность разработки и внедрения проекта заключается в соответствии его продукта задачам, указанным в федеральном государственном образовательном стандарте. Кроме того, актуальность проекта обуславливается и практической необходимостью формирования фразовой речи дошкольников с общим недоразвитием речи II-III уровня и детским церебральным параличом, подтверждённой исследованиями и практической организацией логопедической работы с детьми К.А. Семеновой, М.Б. Эйдиновой, Е.М. Мастюковой; психологами Н.В. Симоновой, И.И. Мамайчук; педагогами-логопедами О.В. Правдиной, Е.Н. Винарской, Г.В. Бабиной, И.И. Панченко, М.В. Ипполитовой, Л.А. Даниловой, Н.Н. Малофеевым, Л.Б. Халиловой и др.
Особенности речевых расстройств при детском церебральном параличе, проявляются в нарушении устной речи напрямую зависящее от состояния двигательной сферы, отмечается связь речевой патологии с сенсорными расстройствами и интеллектуальными нарушениями. Детский церебральный паралич не имеет прогрессирующего течения и по мере развития ребенка различные проявления речевых функций могут видоизменяться.
У детей с общим недоразвитием речи и детским церебральным параличом отмечается выраженное замедленное становление сроков формирования фразовой речи. Не сформированная фразовая речь у дошкольников с общим недоразвитием речи и детским церебральным параличом, в свою очередь влияют на задержку познавательного развития в целом, на социально-коммуникативное развитие, на адаптацию в коллективе сверстников, на подготовку детей к предстоящему школьному обучению, на многие другие навыки в процессе обучения.
В связи с вышеизложенным, одной из приоритетных задач образования дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи и детским церебральным параличом, обозначенной в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является речевое развитие.
...
Права детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей- инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями гарантируются федеральными законодательными актами: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» и другие.
В целях обеспечения доступности образования и равных возможностей для полноценного получения образования для каждого ребенка, перед обществом и системой образования, остро встает вопрос о социальной интеграции и социализации ребенка в общество и принятии социумом ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с этим, проблема формирования и развития фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и детским церебральным параличом, протекает на фоне специфических нарушений в развитии, негативно сказывается на развитии коммуникативных навыков в процессе адаптации и социализации и приводит к трудностям в обучении по всем дисциплинам.
Таким образом, актуальность разработки и внедрения проекта заключается в соответствии его продукта задачам, указанным в федеральном государственном образовательном стандарте. Кроме того, актуальность проекта обуславливается и практической необходимостью формирования фразовой речи дошкольников с общим недоразвитием речи II-III уровня и детским церебральным параличом, подтверждённой исследованиями и практической организацией логопедической работы с детьми К.А. Семеновой, М.Б. Эйдиновой, Е.М. Мастюковой; психологами Н.В. Симоновой, И.И. Мамайчук; педагогами-логопедами О.В. Правдиной, Е.Н. Винарской, Г.В. Бабиной, И.И. Панченко, М.В. Ипполитовой, Л.А. Даниловой, Н.Н. Малофеевым, Л.Б. Халиловой и др.
Особенности речевых расстройств при детском церебральном параличе, проявляются в нарушении устной речи напрямую зависящее от состояния двигательной сферы, отмечается связь речевой патологии с сенсорными расстройствами и интеллектуальными нарушениями. Детский церебральный паралич не имеет прогрессирующего течения и по мере развития ребенка различные проявления речевых функций могут видоизменяться.
У детей с общим недоразвитием речи и детским церебральным параличом отмечается выраженное замедленное становление сроков формирования фразовой речи. Не сформированная фразовая речь у дошкольников с общим недоразвитием речи и детским церебральным параличом, в свою очередь влияют на задержку познавательного развития в целом, на социально-коммуникативное развитие, на адаптацию в коллективе сверстников, на подготовку детей к предстоящему школьному обучению, на многие другие навыки в процессе обучения.
В связи с вышеизложенным, одной из приоритетных задач образования дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи и детским церебральным параличом, обозначенной в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является речевое развитие.
...
В результате проведенного исследования можно констатировать, что проблема коррекции и реабилитации детей с детским церебральным параличом остается актуальной. У дошкольников с детским церебральным параличом не выделяют особой патологии речи не известной в логопедии, но нарушения приобретают особу специфику, необходимую учитывать в диагностике и коррекции речи.
Теоретический анализ проблемы формирования фразовой речи у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи и детским церебральным параличом, позволил выявить характерные особенности развития, которые напрямую зависят: от локализации и тяжести поражения мозга, состояния интеллекта, времени начала и адекватности коррекционно-логопедической помощи. Специфика нарушений определяется: ограниченными лексическими возможностями; трудностями в понимании и употреблении предлогов; замедленном усвоении грамматических форм и категорий. В силу специфических моторных нарушений, дети имеющие достаточный уровень речевого развития, не реализуют своих речевых возможностей.
В теоретическом аспекте было установлено, что доречевое коррекционно-логопедическое воздействие, учет последовательности формирования речевых функций с опорой на онтогенез, учет взаимосвязи психических и двигательных функций ведет к благоприятному прогнозу в целом.
Учитывая этот факт, предполагалось, что разработка и реализация коррекционно-развивающей программы с использованием ЛЕГО-технологии, направленной на формирование фразовой речи, внесет динамические изменения в развитие речи в целом у дошкольников с общим недоразвитием речи и детским церебральным параличом.
Для проведения коррекционно-развивающей работы были изучены особенности формирования фразовой речи, проведено предпроектное исследование детей с использованием подобранных методик, выявлены уровни развития фразовой речи у дошкольников.
На основании полученных данных были разработаны проект и коррекционно-развивающая программа с использованием ЛЕГО-технологии, направленная на формирование фразовой речи у дошкольников, определен методический инструментарий и созданы условия для эффективности коррекционной работы.
После проведенной коррекционно-развивающей работы с детьми было проведено повторное обследование уровня сформированности фразовой речи и проведена оценка результативности проекта. Данные повторного обследования показывают динамические изменения после проведения коррекционной работы и доказывают эффективность внедрения разработанного проекта.
Теоретический анализ проблемы формирования фразовой речи у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи и детским церебральным параличом, позволил выявить характерные особенности развития, которые напрямую зависят: от локализации и тяжести поражения мозга, состояния интеллекта, времени начала и адекватности коррекционно-логопедической помощи. Специфика нарушений определяется: ограниченными лексическими возможностями; трудностями в понимании и употреблении предлогов; замедленном усвоении грамматических форм и категорий. В силу специфических моторных нарушений, дети имеющие достаточный уровень речевого развития, не реализуют своих речевых возможностей.
В теоретическом аспекте было установлено, что доречевое коррекционно-логопедическое воздействие, учет последовательности формирования речевых функций с опорой на онтогенез, учет взаимосвязи психических и двигательных функций ведет к благоприятному прогнозу в целом.
Учитывая этот факт, предполагалось, что разработка и реализация коррекционно-развивающей программы с использованием ЛЕГО-технологии, направленной на формирование фразовой речи, внесет динамические изменения в развитие речи в целом у дошкольников с общим недоразвитием речи и детским церебральным параличом.
Для проведения коррекционно-развивающей работы были изучены особенности формирования фразовой речи, проведено предпроектное исследование детей с использованием подобранных методик, выявлены уровни развития фразовой речи у дошкольников.
На основании полученных данных были разработаны проект и коррекционно-развивающая программа с использованием ЛЕГО-технологии, направленная на формирование фразовой речи у дошкольников, определен методический инструментарий и созданы условия для эффективности коррекционной работы.
После проведенной коррекционно-развивающей работы с детьми было проведено повторное обследование уровня сформированности фразовой речи и проведена оценка результативности проекта. Данные повторного обследования показывают динамические изменения после проведения коррекционной работы и доказывают эффективность внедрения разработанного проекта.





