Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
СОЦИАЛИЗАЦИИ МИГРАНТОВ В НОВОМ СОЦИУМЕ 5
1.1. Социализация как педагогическое явление 5
1.2. Социализация детей-мигрантов как предмет научного исследования
в отечественной и зарубежной литературе 18
1.3. Характерные особенности стиля социализации мигрантов в России и США 27
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ШКОЛЬНИКА-МИГРАНТА 35
2.1. Условия эффективного воздействия современной семьи на
социализацию мигранта в России и США 35
2.2. Диагностика проблем, сопутствующих социализации школьников-
мигрантов 43
2.3. Методические рекомендации по оптимизации процесса
социализации детей-мигрантов 49
Выводы по второй главе 55
Заключение 57
Библиографический список 59
Актуальность исследования. Важным направлением работы школы безусловно является формирование у учеников установки на социализацию и адаптируемость к социуму и внешнему миру. Роль педагогов в развитии у школьников коммуникативных и адаптационных навыков очень высока, однако только во взаимодействии с родителями у школьников сформируется полная картина взаимоотношений с окружающим миром. А для школьников, мигрировавших в другую страну, данный уровень взаимодействия выступает ещё более актуальным.
Семья является главным институтом социализации школьника. Сила и эффективность семейного влияния в первую очередь связаны с постоянством и продолжительностью. Школьник подражает действиям родных и близких, учится действовать совместно с ними в реальных жизненных ситуациях, запоминает и применяет не только определённые знания и навыки, но и образ жизни, отношение к себе и остальным людям, внешней среде.
Выступая первыми и основными воспитателями своих детей, родители несут полную ответственность за их воспитание и развитие. От желания и возможностей родителей качественно выполнять свои обязанности во многом зависит духовный мир школьника, его готовность к межличностному общению, стремление к знаниям.
В настоящее время большинством современных научных школ и направлений признана определяющая роль семьи в социализации детей в новом для них социуме. Школе, как правило, принадлежит ведущая роль в реализации таких компонентов процесса социализации школьников, как формирование системы знаний об окружающем мире и основах поведения в нём. А такие базовые компоненты социализации, как подготовка к взрослой жизни, формирование базовой структуры личности, формируются, прежде всего, в семье.
Предмет исследования: роль семьи в социализации школьника- мигранта в новом социуме.
Цель данного исследования - определить роль семьи в социализации школьника-мигранта в новом социуме.
Задачи данного исследования:
1. Охарактеризовать социализацию как педагогическое явление.
2. Проанализировать характерные особенности стилей социализации.
3. Выявить и обосновать условия эффективного воздействия семьи на социализацию мигранта.
4. Диагностировать проблемы, сопутствующие социализации детей- мигрантов, выделить отличия от социализации детей-немигрантов.
5. Разработать методические рекомендации для оптимизации процесса социализации детей-мигрантов в современной школе.
Для выполнения представленных задач были использованы следующие методы:
1. Теоретический метод, базирующийся на изучении нормативно¬правовой базы по вопросам межнациональных отношений, организации образовательного процесса и определения правового статуса мигрантов; а также изучение современных теоретических подходов к идентификации социализации и характеризации современного миграционного движения.
2. Аналитический метод использован при выявлении структурных компонентов миграционных потоков и типологизации групп детей-мигрантов.
3. Эмпирический метод, в том числе анкетирование обучающихся.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Семья является главным институтом социализации школьника. Сила и эффективность семейного влияния в первую очередь связаны постоянством и продолжительностью. Школьник подражает действиям родных и близких, учится действовать совместно с ними в реальных жизненных ситуациях, запоминает и применяет не только определённые знания и навыки, но и образ жизни, отношение к себе и остальным людям, внешней среде.
Выступая первыми и основными воспитателями своих детей, родители несут полную ответственность за их воспитание и развитие. От желания и возможностей родителей качественно выполнять свои обязанности во многом зависит духовный мир школьника, его готовность к межличностному общению, стремление к знаниям.
Хотя многие родители недооценивают влияние семьи на воспитание у детей социальных устоев, также они недостаточно образованы в области воспитания культуры общения и адаптации. Главным фактором успеха мероприятий по повышению родительской компетентности выступает учёт учителем определенных закономерностей.
Осуществляя образовательный процесс среди взрослых, учителю требуется помнить об условности намеченных планов, о потребностях обучаемых.
Для родителей характерно стремление максимально участвовать в обучении, внедрять в обучение свой опыт и собственные жизненные устои, сравнивать содержание образовательного процесса со своими порядками и способами, а также проблемами в воспитании школьников. Обычно, взрослые хотят развиваться, если они видят потребность в обучении и возможности использовать результаты для совершенствования своей деятельности, увеличивая качества жизни.
Соответственно, принуждение родителей школьников-мигрантов к обсуждению проблемы создания у школьников культуры поведения в социуме требуется начинать с совместного изучения её наиболее важных и острых аспектов, предоставления аргументов в пользу невозможности воспитания школьника с родными для него устоями без компетентного взаимодействия родителей со школьником, с определения образовательных потребностей семьи.
Рассматривая пути решения такой задачи образовательного процесса в школе, как формирование социальных норм поведения, необходимо помнить, что приемлемого результата школа не может достичь автономно, без взаимодействия с родителями. Построение партнерских отношений, выработка единых требований к ребенку, поиск способов снижения рисков социализации детей - область ответственности и общеобразовательной организации, и семьи.
В ходе исследования была проведена диагностика обучающихся - мигрантов по компонентам социализации. По ряду показателей обнаружены различия в сравнении с детьми из немигрантских семей. Для устранения проблем, сопутствующих процессу их социализации, предложен комплекс мер для общеобразовательных школ, имеющих конечной целью образование единой и гармоничной системы поддержки детей из мигрантских семей. В частности, предлагается ввести должность педагога, ориентированного на работу с детьми - мигрантами, дабы снизить нагрузку на социального педагога и учителей - предметников, оказав им специализированную поддержку.
Отмечается важная роль экскурсий и занятий по краеведению в деле вовлечения мигрантов в новый социум - это помогает им чувствовать себя причастными, а не отчуждёнными.
1. Акифьева Р. Н. Условия социальной адаптации детей мигрантов в образовательных учреждениях // Нижегородское обозрение, 2011. №04. С. 76-82.
2. Александров Д. А., Баранова В. В., Иванюшина В. А. Дети-мигранты в российских школах. Предварительные результаты проекта НИУ ВШЭ, СПб, 2011.
3. Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. М: МОДЭК, 1998. 538 с.
4. Андреева Г. М. Социальная психология. М: Аспект Пресс, 2014. 363 с.
5. Андреева Ю. В. Влияние миграционного фактора на развитие личности учащегося в среде российской школы // Нижегородское обозрение. 2011. №4. С. 58-64.
6. Арутюнян Л.А. Дети беженцев: Проблема социальной адаптации. Миграция и информация. М. Оганесян. М: 2010.
7. Бекяшев Д. К., Иванов Д. В. Международно-правовое регулирование вынужденной и трудовой миграции. Монография. М: Проспект, 2015. 392 с.
8. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Проблемы социализации: история и современность. М: Воронеж, изд. МПСУ и изд. дома РАО, 2012. 216 с.
9. Бессарабова И. С. Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США : автореф. ... дис. докт. пед. наук. - Волгоград, 2008. С. 22.
10. Библер В. С. Культура: диалог культур // Вопросы философии. 1989. №6. С.33-38.
11. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: изд. РПУ, 2010. 352 с.
12. Брубейкер Р. Этничность без групп / Роджерс Брубейкер: пер. с англ. И.
Борисовой. М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. 408 с.
13. Бэнкс Дж. Доклад «Race, Ethnicity, and Education: The Search for Explanations (Образование в условиях этнического и расового многообразия: ключи к пониманию)» URL:https://www.hse.ru/video/ 17597288.html?p=372992(дата обращения: 16.02.2017).
14. Варка С. Все о жизни русских мигрантов в США. URL:
http://emigrant.guru/kuda/plusminus/vsyo-o-zhizni-russkih-immigrantov-v-ssha.html#i-5(дата обращения: 20.02.2017)
15. Волков Г. Н. Этнопедагогические заметки // Советская педагогика. 1991. № 9. С. 89-94.
16. Волынская Л. Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла. М: изд. ФЛИНГА НОУ ВПО МПСН,
2012. 162 с.
17. Галагузов А. Н., Галагузова М. А., Ларионова И. А. Социально педагогические задачи. М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. 191 с.
18. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: 1995. 323 с.
19. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Современный учебник. М: Изд. Речь, 2014. 268 с.
20. Голованова Н. Ф. Общая педагогика. СПб.: Речь, 2015. 317 с.
21. Григорьев М. С. Нелегальные мигранты в Москве. М.: изд. Европа, 2014. 156 с.
22. Гриценко В. В., Шустова Н. Е. Социально психологическая адаптация детей из семей мигрантов. М: ФОРУМ, 2011. 223 с.
23. Данилова М. В. Педагогическая поддержка учащихся-мигрантов в учебно-воспитательном процессе: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Попова. Владимир: Издательство «Транзит-ИКС»,
2013. 187 с.
24. Дополнительное образование детей. / Под ред. Лебедева. О. Е. М: ВЛАДОС, 2010. 256 с.
25. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г. Дополнительное образование детей: Учебник. М: ВЛАДОС, 2014. 349 с.
26. Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов. (ETS №93) Страсбург: 24.11.1977.
27. Женщины-мигранты из стран СНГ в России / Е. В. Тюрюканова (ред.),
Ж. А. Зайончковская, Л. Б. Карачурина, Н. В. Мкртчян, Д. В. Полетаев, Ю. Ф. Флоринская / Под ред. Е. В. Тюрюкановой. - М.: МАКС Пресс, 2011. - С. 96. URL: http://migrocenter.ru/gender/pdf/doklad.pdf(дата обращения:
18.02.2017)
28.Загвязинский В. И., Селиванова О. А. Социальная педагогика. Учебник. М: Юрайт, 2012. 405 с.
29. Зайончковская Ж. А. Почему России необходима иммиграционная политика. Методология и методы изучения миграционных процессов. М: Центр миграционных исследований, 2015. 141 с.
30.Закон «О межнациональных отношениях в Санкт-Петербурге». СПб: 06.10.2014.
31. Захарченко Е. Ю. Дети-мигранты в атмосфере современной российской школы // Педагогика. 2012. № 9. С. 47-53.
32. Иванченко В. И. Инновации в образовании. Общее и дополнительное образование детей. М: Феникс, 2011. 341 с.
33. Ионцев В. А. Миграционные процессы в России. Хрест. в 3 т. М.: Спец - книга, 2013. Т. 1.
34. ИТМ-2014 - выборочное статистическое наблюдение за использованием труда мигрантов, проведенное Росстатом в III квартале 2014 г. URL: http: //www. gks. ru/free doc/new site/imi gr/index. html(дата обращения: 16.03.2017)
35. Казанская В. Г. Подросток. Социальная адаптация. М.-СПб.: ПИТЕР, 2011. 286 с.
36. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: 1982. 173 с.
37. Каргина З. А. Организация дополнительного образования в школе. Практическое пособие для администратора. Изд. Школьная пресса, 2014. 212 с.
38. Кон И. С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива) М.: Наука, 1988. 270 с.
39. Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств. Кишинёв: 14.11.2013.
40. Конникова Т. Е. Организация коллектива в школе. Л.: изд. АПН РСФСР, 1957. 318 с.
41. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации утверждена правительством РФ 04.09.2014 г.
42. Корнеева Е. Н. Нестандартные дети. Интегративная регуляция
образовательного взаимодействия школьников с ЗПР, детей из семей мигрантов, учащихся с признаками одарённости. Ярославль: Академия развития, 2017. 144 с.
43. Куликова М. С. К вопросу аккультурации и адаптации современных
мигрантов из Мексики в США. URL: http://sci-
article.ru/stat.php?i=1432388984(дата обращения: 16.02.2017).
44. Лебедев О. Е. Дополнительное образование детей. Учебное пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2013. 254 с.
45. Леонтович А. В., Савичев А. С. Исследовательская и проектная работа школьников (5-11 классы). М.: ВАКО, 2014.
46. Макаренко А. С. О воспитании. М.: Полит.литер. 1990. 210 с.
47. Макаров А. Я. Социокультурная адаптация детей мигрантов в
образовательной среде (на примере столичного мегаполиса): автореферат дис. на соиск учен. степ. канд. педаг. наук. М.: РГГУ, 2010.
48. Малахов В. С. Интеграция мигрантов: европейский опыт и перспективы России: рабочая тетр. [Российский совет по междунар. делам]. М.: Спецкнига, 2014. С. 12.
49. Мокин К. С., Барышная Н. А. Методическое пособие по гармонизации межнациональных отношений и основам государственной национальной политики в Саратовской области. Саратов: Изд-во АНО «НИСИ», 2008.
50. Мудрик А. В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. М.: Знание, 1990. 44 с.
51. Мудрик А. В. Социальная педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия, 2013. 240 с.
52. Мудрик А. В. Человек в процессе социализации: три ипостаси. // Весник ПСТГУ IV. Педагогика, психология. 2014. №3. С. 7-16.
53.Омельченко Е. Л. Адаптация детей мигрантов в школе. Методическое пособие. Ульяновск: изд. УлГУ, 2010. С. 51-104.
54. Панченко Т. М. Школа как институт социализации // Знание. Понимание. Умение. 2013, №13. URL: http:zpu-journal.ru/e-zpuZ2013Z1/PanchenkoSchool- Socialization (дата обращения: 16.04.2017).
55. Петрищев В. И., Барканова О. В. Особенности социализации детей младшего школьного возраста из семей мигрантов // Сибирский педагогический журнал, 2013, Вып. 2. С. 38-43.
56. Петрищев В. И., Грасс Т. П., Петрищева Г. П. Община и ее влияние на
экономическую социализацию подрастающих поколений в западных странах (на примере Великобритании, США и Новой Зеландии) // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.
П. Астафьева, 2010. Вып. 3. С. 62-67.
57. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
58. Программа гармонизации межкультурных, межэтнических и
межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петрбурге. СПб: 2010.
59. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации. СПб: Речь, 2015. 364 с.
60. Рыбаковский М. Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Наука, 2010. 197 с.
61. Самусенко Д. Р. Дополнительное образование в современной школе. // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования. Мат. X Всерос. научн.-практ. конф. М. Челябинск: 2011. С. 210-215.
62. Самусенко Д. Р. Дополнительное образование младших школьников. Выбор родителей // Сб. статей магистрантов СПб НИУ ВШЭ, 2014, Вып. 3. С. 101-104.
63. Самусенко Д. Р., Матвеева М. Н. Кейс-метод как инструмент соединения основного и дополнительного образования. // В сб. Международная научная конференция. Педагогика: традиции и инновации (III). Челябинск: 2013. С. 98-102.
64. Солдатова Г. У. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для детей и подростков. М.: Генезис, 2010. 112 с.
65. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. - М.: ин-т антологии и антропологии РАН, 1998. С. 1-94.
66. Социальная политика. Энцикл. словарь. Под ред. Волгина Н. А. М.: 2015. С. 113-118.
67. Сударина С. С., Попов В. А. Проблема социализации учащихся-мигрантов в педагогическом процессе // Молодой ученый. 2014, №6. С. 822.
68. Титкова В. А. Иванюшина В. А., Александров Д. А. Популярность школьников и образовательная среда школы. // Вопросы образования, 2013. №4. С. 96-114.
69. Федеральный закон от 29.12.2014 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
70.Чернов Г. Ю. Социально-массовые явления: исследовательские подходы. Дубна.: Феникс+, 2012. 205 с.
71.Чудиновских О. С. Государственное регулирование приобретения
гражданства Российской Федерации: политика и тенденции: препринт WP8/2014/04 /; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. URL:
http://www.hse.ru/data/2014/10/28/1099485923/WP8 2014 04.pdf (дата
обращения: 11.02.2017)
72. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. М.: том 1, 1980. С. 1-15.
73. Юдина Т. Н. Миграция. Словарь основных терминов. М.: изд.
Академический проект, 2015. 415 с.
74. Юдина Т. Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. М.: Дашков и Ко, 2013. 290 с.
75. Buriel R. Integration with Traditional Mexican-American Culture and Socio¬cultural Adjustment. In Chicano Psychology, 2nd ed. Edited by Joe L. Martinez, Jr. and Richard H. Mendoza. Orlando: Academic Press. 1984. Pp. 95-130
76. Gordon M. M. Assimilation in American Life: The Role of Race, Religion, and National Origins. New York: Oxford University Press. 1964.
77. La Fromboise T., Coleman H. L. K., Gerton J. Psychological Impact of Biculturalism: Evidence and Theory. Psychological Bulletin 114. 1993. Рр. 395-412.
78. Psytests.org: Психологические тесты онлайн. URL:http://psytests.org(дата обращения: 14.01.2017).
79. Ramirez III M. Assessing and Understanding Biculturalism- Multiculturalism in Mexican-American Adults. In Chicano Psychology, 2nd ed. Edited by Joe L.Martinez, Jr. and Richard H. Mendoza. Orlando, FL: Academic Press.1984. Pp. 77 -94.
80. Redfield R., Linton R. and Herskovits M. J. Memorandum for the Study of Acculturation. 1936. American Anthropologist №38. Р. 149. As cited in Gordon, 1964.
81. Whatley M., Batalova J. Limited English Proficient Population of the United States/ Migration Information Source. The online journal. July 25, 2013. URL: http://www.migrationpolicy.org/article/limited-english-proficient-population-united-states(дата обращения: 22.03.2017).