ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 6
1.1. Концепция, цели и принципы образовательной политики ЕС 6
1.2. Молодежная политика как часть образовательной политики ЕС ... 12
1.3. Молодежная политика как основной механизм реализации
студенческих обменов 17
Выводы по главе 2: 25
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ОБМЕНОВ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ 27
2.1. Сущность и основные понятия, присущие студенческим обменам 27
2.2. Цели студенческих обменов, их формальные критерии 32
2.3. Проблемы организации студенческих обменов 35
Выводы по главе 2 38
Глава 3 СТУДЕНЧЕСКИЕ проекты и программы Европейского союза 41
3.1 Студенческий проект «Structured Dialogue» (Структурный диалог)41
3.2. Программа «Erasmus +» 44
3.3. Программы DAAD 51
3.4. Программы Svenska institutet 53
Выводы по главе 3: 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
Список источников и литературы
Молодежь является стратегическим ресурсом любого государства, основой его жизнеспособности. Перспективы развития каждой страны в значительной степени определяются тем, как этот ресурс используется и мотивируется со стороны государства. Так, одной из форм взаимодействия между студенческой молодежью и государством является организация студенческих обменов.
Значимость исследования темы студенческого обмена между различными странами и государствами Евросоюза обуславливается и тем, что студенческие обмены содействуют в первую очередь развитию страны. Благодаря общению с представителями разных государств, участвующие в программе обмена студенты получают уникальный опыт взаимодействия с людьми других культур, национальностей. Европейские студенческие обмены помогают осознать разнообразие и ценность культур Европы, общие вызовы, стоящие перед странами, и возможности молодых людей для активного участия в жизни своей страны и Европы в целом. Студенческие обмены являются сегодня одним из ключевых показателей качества обучения и профессиональной подготовки современного поколения. Кроме того, студенческие обмены - одно из основных условий интеграции высшего профессионального образования каждой страны (Европейского союза в частности) в мировое образовательное пространство. Данные студенческие обмены способствуют расширению доступа мирового сообщества к высшему образованию, повышению уровня привлекательности высшего образования среди стран-участниц Болонского процесса, который, в свою очередь выступает основным механизмом регуляции студенческих обменов в странах Европейского союза.
Анализ понятия и особенностей студенческих обменов отражен в работах Н. Н. Боголюбовой, К И Гергедаевой, А. Г. Грязновой, Н. Л. Дударевой, О. В. Буториной, Л. С. Жуковой, Г. В. Заярской, Е. Д. Кочневой.
Анализ основных проблем студенческих обменов представлен в работах И. В. Алешиной, М. А. Сафоновой.
Особенности и перспективы развития студенческих обменов в странах Евросоюза наши отражение в работах А. В. Барановой, Е. Н. Грачевой, И. А. Коробкиной, А. И. Никитенко.
Особенности и условия программ студенческого обмена в работах О. Н. Богатыревой, С. А. Бука, Б. Войтович, Н. В. Плаксиной.
Методологической основой работы является следующие исследовательские приемы:
- структурно-функциональный метод позволил нам выявить роль, функции и задачи студенческих обменов в образовательной политике Евросоюза.
- общелогические методы, такие как анализ, дедукция и синтез.
- применение критического метода в исследовании целесообразно в точки зрения анализа противоречий и трудностей в реализации студенческих обменов ЕС.
Теоретическая значимость данной работы заключается в анализе существующих подходов к организации студенческих обменов в Европейском союзе. С точки зрения практической значимости, данная работа имеет место в системе организации студенческих обменов как справочный и вспомогательный материал не только для сотрудников международного отдела, а также и для студентов, которые находятся в поиске определенной студенческой программы по обмену.
Объект исследования - образовательная и молодежная политика ЕС
Предмет исследования - студенческие обмены как часть образовательной и молодежной политики ЕС
Цель исследования - оценить роль студенческих обменов в странах Евросоюза, реализуемых в рамках образовательной и молодежной политики ЕС.
Исходя из поставленной цели, решаются следующие задачи:
• изучить направления развития образовательной и молодежной политики Евросоюза;
• рассмотреть механизм реализации, а также нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность студенческих обменов;
• раскрыть понятие и сущностные характеристики студенческого обмена, их цели и основные проблемы;
• охарактеризовать основные программы студенческого обмена в странах Евросоюза.
Основной группой источников в сфере образовательной и молодежной политики выступают документы Европейского Совета по вопросам образования , отчета по молодежной политике ЕС за 2016 год Совета Европы . В совокупности эти источники позволяют рассмотреть становление и эволюцию политики Евросоюза в сфере образования и молодежной политики. Группа интернет источников с положениями, проектами и программами студенческих обменов . Их анализ и изучение является основной частью данной работы.
Структура дипломной работы, обусловленная целью и задачами исследования, включает в себя введение, три главы, заключение, а также список использованных источников.
Образовательная политика ЕС направленна на интеграцию системы образования. Основные цели данной политики заключаются в обеспечении плотного сотрудничества в сфере образования, как на государственном законодательном уровне, так и на уровне учебных заведений. Создают трудности разные законодательные, исторические и традиционные составляющие образовательных систем стран участниц ЕС. Исходя из этого, образовательная политика акцентирует внимание на молодежной политике и работе с молодёжью как механизме облегчения образовательной интеграции.
Разработка новых систем образования будет малоэффективной без учета реальных нужд, потребностей, настроений молодёжи. Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее положения в обществе. В современном виде, молодежная политика оказывается координирующим инструментом, одними из основных задач которой являются создание зрелой личности и возможности получить образование. На основе положений и актов молодежной политики, а так же преследуя цели образовательной политики ЕС, студенческие обмены выступают как продукт их деятельности.
Студенческие обмены играют роль наиболее устоявшуюся формуй реализации академической мобильности студентов, и могут служить эффективным инструментом развития научно-профессиональной компетентности в условиях активной интеграции всех стран Евросоюза в единое мировое образовательное и научно-исследовательское пространство, в связи с чем академическая мобильность студентов является требованием времени. Под студенческими обменами понимается форма организации обучения студентов, связанная с их перемещением в другое высшее учебное заведение вуз на определенный период времени с возвращением в основной вуз для завершения обучения. Их цели зависят от ряда целей и задач, выдвигаемых проектами программами студенческого обмена.
1. Deutscher Akademischer Austauschdienst - DAAD. 2004. - URL: https://www.daad.de(дата обращения: 13.05.2018)
2. Structured Dialogue - European Comission. 2006. - URL: https://ec.europa.eu/youth/policy/implementation/dialogue en(дата обращения: 19.05.2018)
3. Молодежная политика. 2016. URL:
http://www.spbstu.ru/upload/inter/digest mp eu 07-09-2016.pdf(дата обращения: 11.05.2018)
4. Gommunication from the commission to the council on European policies concerning youth - Commission of the European communities. 2005. URL: http://cdn02.abakushost.com/agenzijazghazagh/downloads/youth pact en.pdf(дата обращения 18.05.2018)
5. Erasmus+ - What is Erasmus 2018.
URL:http ://ec. europa. eu/pro grammes/erasmus-plus/about en( дата обращения 20.05.2018)
6. Svenska insititutet. 2014. Дата обновления: 20.05.2018. URL: https://si.se/en/about-si/our-strategy(дата обращения: 20.05.2018)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
7. Алешина, И. В. Международный студенческий обмен как инструмент социальной интеграции этнокультур / И. В. Алешина // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. - 2017. - С. 5-13.
8. Баранов, А. В. Молодежная политика в странах европейского союза: институты и практики / А. В. Баранов // Youth world politic. - 2013. - №3. - С. 33-36.
9. Боголюбова, Н. М. Межкультурная коммуникация и
международный культурный обмен / Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева // СПб : СПбКО, 2009. - 416 с.
10. Богатырева, О.Н. Европейская программа Erasmus: основные этапы и итоги развития (1987-2017) / О.Н. Богатырева, Н.В. Лескина // Научный диалог. - 2018. - №1. - С. 124-134.
11. Бука, С.А. Участие в программе Эразмус+ студентов-магистрантов: возможности, проблемы и прогностические параметры / С.А. Бука, Л.М. Баврина // Образовательные технологии и общество. - 2017. - №7. - С. 471-481.
12. Войтович, Б. Развитие академической мобильности студентов и преподавателей в системе высшего образования Польши: из опыта внедрения / Б. Войтович // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2013. - №8. - С. 41-43.
13. Гергедаева, К. И. Международные студенческие обмены в контексте мировой политической нестабильности / К. И. Гергедаева // Государственное регулирование общественных отношений. - 2016. - №2. -
С. 18-21.
14. Грачев, Е. Н. Концептуальные основы и механизм реализации молодёжной политики ЕС / Е. Н. Грачев // Вестник МГИМО университета. 2016. - №5. - С. 136-144.
15. Дударева, Н. А. Интернационализация российской системы
высшего образования: экспорт образовательных услуг / Н. А. Дударева // Вестник ИГЭУ. - 2010. - С. 1-5.
16. Жукова, Л. С. Формы социально-культурной деятельности для
развития межкультурной коммуникации в рамках программы международного студенческого обмена / Л. С. Жукова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - №37. -
С. 184-189.
17. Коробкина, И. А. Эволюция этапов формирования европейской молодёжной политики / И. А. Коробкина, А. В. Кунаева // Гуманитарные и юридические исследования. - 2014. - №1. - С. 42-48.
18. Кочнева, Е. Д. Современные тренды студенческой мобильности / Е. Д. Кочнева // Дискурс мобильности. - 2013. - №3. - С. 36-39.
19. Никитенко, А. И. Молодежная политика в европейском союзе: современное состояние / А. И. Никитенко // Politbook. - 2014.- №3. - С. 131-121.
20. Плаксина, Н. В. Влияние университетской европейской интеграции на академическую мобильность студентов на рубеже 19-21 вв. / Н. В. Плаксина // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2014. - №2(30). - С. 145-150.
21. Полякова, А. А. Проблемы и перспективы академической мобильности студентов российских вузов / А. А. Полякова // Перспективы развития научных исследований в 21 веке. - 2013. - C. 182-185.
22. Сафонова, М. А. Социальная организация образовательных миграций / М. А. Сафонова // дисс. ... канд. социологических наук : 22.00.04 / - СПб, 2011. - 201 с.
23. Свириденко, Д. Б. Глобализация пространства высшего образования как фактор актуализации феномена академической мобильности / Д. Б. Свириденко // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - №1(22). - С. 152-162.
24. Сергеев, С. О. Академическая мобильность как инструмент мягкой силы науки / С. О. Сергеев // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №6-1. - С. 198-201.
25. Хабибулина, Г. З. Основные проблемы развития академической мобильности студентов / Г. З. Хабибулина, С. В. Маклецов // Казанский педагогический журнал. - 2015. - №3. - C. 1-4.
26. Шпет, Е. Н. Механизмы социальной адаптации студентов учебных мигрантов, обучающихся по программам академической мобильности / Е. Н. Шпет // Вестник ТПГУ. - 2014. - №11. - С. 170-172.