ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯДЕЛЕГИТИМАЦИИ ХИДЖАБА В ДИСКУРСЕ ФРАНЦУЗСКОЙ ПРЕССЫ 6
1.1. Феномен делегитимации в современной науке 6
1.1.1. Понятие легитимации и делегитимации 6
1.1.2. (Де)легитимация в аспекте политологии, социологии и лингвистики 10
1.2. Понятие медиадискурса в современной лингвистике 31
1.3. Феномен хиджаба в современной французской культуре 38
1.3.1. Хиджаб как культурно значимый предмет одежды 38
1.3.2. Хиджаб как социально значимый компонент французской культуры 41
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 44
ГЛАВА 2. ДИСКУРСИВНЫЕ СРЕДСТВА ДЕЛЕГИТИМАЦИИ ХИДЖАБА ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ 46
2.1. Характеристика исследовательского корпуса 46
2.2. Лексико-семантические средства выражения делегитимации ношения хиджаба 47
2.3. Реализация дискурсивных стратегий делегитимации 62
2.3.1 Стратегия апелляции к авторитету 62
2.3.2 Стратегия моральной оценки 71
2.3.3 Стратегия рационализации 76
2.4 Гендерный аспект реализации стратегий делегитимации 82
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ А. ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КОРПУСА 101
В современном обществе очень часто встречаются культурные, религиозные и расовые разногласия. Пытаясь урегулировать данные разногласия, власти часто прибегают к способам их устранения, стараясь изменить ситуацию так, чтобы это было выгодно для государства. Разновидностью таких способов являются дискурсивные стратегии. Однако они могут иметь достаточно серьезные последствия, что может породить еще больший конфликт и недоверие к власти со стороны общества.
Актуальность выбранной темы и сферы ее исследования обусловлена тем, что в настоящее время усугубляется обстановка, касающаяся представителей религии ислам во Франции. При попытке власти унифицировать религии в обществе были ущемлены права мусульман данного государства: в 2011 году был принят закон о запрете ношения хиджаба практически во всех публичных местах. Количество запретов и протестов увеличивается, представители ислама не поддерживают политическую ситуацию, а люди в хиджабах подвергаются дискриминации в медиапространстве. Так, изучение средств делегитимации ношения хиджаба в медиапространстве является актуальным вопросом и составляют фокус настоящего исследования.
Объект: дискурс делегитимации хиджаба в современном французском медиадискурсе.
Предмет: средства реализации дискурсивной стратегии делегитимации ношения хиджаба во французской лингвокультуре.
Цель: выявить средства реализации дискурсивной стратегии делегитимации ношения хиджаба в дискурсе французской прессы.
Задачи:
1. Уточнить определения понятий легитимации и делегитимации;
2. Выявить взаимосвязь легитимации и делегитимации и их проявления в различных сферах деятельности;
3. Уточнить определение медиадискурса и его особенности;
4. Описать специфику хиджаба как культурно и социально значимый предмет одежды во Франции;
5. Выявить специфику лексико-семантических и лексико-грамматических средств делегитимации хиджаба во французском медиадискурсе;
6. Выявить и описать дискурсивные стратегии делегитимации репрезентации делегитимации хиджаба во французском медиадискурсе ;
7. Выявить гендерную специфику репрезентации стратегий
делегитимации во французском медиадискурсе .
Материал исследования: корпус из 50 французских новостных статей из интернет-изданий «Le Monde», «Le Figaro», «Liberation», «La Presse», «Oumma», «Sputnik France», «20 minutes» и «L'express» с 2009 по 2022 гг. (общим количеством знаков - 186863).
Методы исследования: лексико-семантический анализ, грамматический анализ, качественно-количественный анализ, дискурсивный анализ, методы электронной обработки текста с помощью программы анализатора текста «Voyant Tools» и программного обеспечения «Sketch Engine».
Теоретической базой данного исследования являются работы ученых, посвященные дискурсивным стратегиям (де)легитимации (А.В. Колмогорова, И.П Ромашова, А.В. Козачина, Ж.-М. Клинкенберг, П. Кампьон, Ф. Юхем, Й. Решеф, Ч. Кейм, Т. ван Левен), видам легитимности (М. Сачман), процессу (де)легитимации, рассматриваемом в динамике (П. Толберт, Л. Зукер) и медиадискурсу (Т. ван Дейк, З. Харрис, Ю. Линк, Ю. Хабермас, Р. Водак, Е.А. Кожемякин, М.Р. Желтухина, Т.Г. Добросклонская,
Н.Д. Арутюнова).
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты работы могут быть использованы в преподавании таких университетских дисциплин как практический курс французского языка, лингвострановедение Франции, межкультурная коммуникация....
Данная выпускная квалификационная работа была посвящена изучению средств реализации дискурсивной стратегии делегитимации хиджаба во Франции. Целью данного исследования являлось выявление средств реализации дискурсивной стратегии делегитимации ношения хиджаба в дискурсе французской прессы. Поставленную цель можно считать достигнутой. Подводя итог данной работе необходимо отметить, что процесс делегитимации антонимичен легитимации и понимается как противопоставление. Под легитимацией понимается процесс, целью которого является достижении легитимности определенного сообщества, то есть соответствие норм и правил определенного сообщества, на которых строится политическая власть, а под делегитимацией мы понимаем противоположный этому процесс, посредством которого некоторый феномен начинает восприниматься в социуме как нежелаемый, неприемлемый, несоответствующий его системе норм, ценностей и убеждений. Сферы употребления легитимации и делигитимации разнообразны, но основными являются политология, лингвистика, социология и философия.
Каналом реализации процессов легитимации и делегитимации является медиадискурс. Его мы понимаем как тематически сфокусированную, социокультурно обусловленную речемыслительную деятельность в масс - медийном пространстве. Посредством медиадискурса создается социокультурное взаимодействие. Зачастую, медиадискурс сочетается с другими типами дискурса: религиозным, рекламным, политическим и др. Изучением медиадискурса занимаются многие науки, такие как культурология, философия, лингвистика, филология. Одним из направлений исследования медиадискурса и медиатекста в современной науке является медиалингвистика - наука, которая совсем недавно была выделена в качестве самостоятельной области.
Для осуществления процессов легитимации и делегитимации в дискурсе используются стратегии, предложенные лингвистом и дискурс - аналитиком Т. ван Левеном. Каждая из четырех стратегий - апелляция к авторитету, моральная оценка, рационализация, мифопоэтика - имеют свои субстратегии и особенности их использования.
Исследование (де)легитимации является актуальным в наше время, что доказывают исследования представителей разных научных школ, университетов и стран. Основой их исследований являются стратегии Т. ван Левена, модель видов легитимности М. Сачмана и стадии процесса (де)легитимации, рассматриваемые в динамике и предложенные П. Толбертом и Л. Зукером.
Главным объектом делегитимации в нашем исследовании является исламская вуаль (хиджаб). Это традиционная одежда женщин, которая может покрывает тело от головы до ног или только голову. Хиджаб является символом соблюдения исламских правил Шариата и Корана. Этот предмет одежды имеет свои виды и особенности. В настоящий момент ношение хиджаба запрещено на территории Франции и Бельгии, а в остальных странах ношение хиджаба ущемляется или имеет строгие рамки. Стран, где ношение данного предмета одежды свободно, достаточно мало - это Афганистан, Иран, Йемен и Саудовская Аравия. Запрет на ношение данного предмета одежды в общественных местах активно обсуждается в прессе и вызывает протесты представителей исламской религии во Франции.
Для исследования средств делегитимации хиджаба во Франции, мы взяли за основу дискурс французской прессы. Был отобран материал из корпуса французских новостных статей из интернет-изданий. Отобранные издания имеют разную цель информирования, разную направленность и рассчитаны на разную целевую аудиторию. Статьи были выбраны с ярко выраженной или более скрытой негативной тональностью и соотнесены с реализацией стратегий делегитимации...
1. Арутюнова Н.Д. Жанры общения. Человеческий фактор в языке. Компетенция, модальность, дейксис. М., 1992. С. 52-56.
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.
3. Бочарова И.А. Хиджаб как особенность мусульманской одежды // Исламоведение. 2010. С. 4-8.
4. Василик М.А., Вершинин М.С. и др. Политология: словарь- справочник. М.: Гардарики, 2001. 328 с.
5. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
6. Вебер М. Национальное государство и народнохозяйственная политика // Политические работы. М., 2003а. 425 с.
7. Власян Г.Р. Природа речевого воздействия // Вестник ЧелГУ. [Электронный ресурс]. 2007. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7priroda- rechevogo-vozdeystviya(дата обращения: 27.12.2021).
8. ГолосИслама [Электронный ресурс]. 2013. URL: https://golosislama.com/news.php?id=20652(дата обращения: 07.01.2021).
9. Грибовод Е.Г. Медиадискурс // Дискурс-Пи. 2013. 153 с.
10. Д’Аспремонт Ж. Легитимность правительств в век демократии. Глоубал Феллоус Форум: Хаузер Глоубал Ло Скул Проуграм, 2005. С. 878¬916.
11. Денисова Н.Г. Система коммуникации в военном институциональном дискурсе // Языковая личность: Жанровая речевая деятельность. Волгоград: Перемена, 1998. С. 34-35.
12. Джери Д. Большой толковый социологический словарь (Collins). Том 1. (А-О) / перевод с английского Н.Н. Марчука. М.: Вече, ACT, 1999. 544 с.
13. Добросклонская Т.Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации // Вестник Московского университета. [Электронный ресурс]. 2006. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediadiskurs-kak-obekt-lingvistiki-i- mezhkulturnoy-kommunikatsii(дата обращения: 27.12.2021).
14. Добросклонская Т.Г. Медиатекст: теория и методы изучения // Вестник Московского университета. Журналистика. [Электронный ресурс]. 2005. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediatekst-teoriya-i-metody-izucheniya (дата обращения: 12.01.2022).
15. Дубовская И.Н. Женский портрет на фоне рекламы // Вестн. МГУ. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2002. № 2. С. 98-106....(61)