Введение 3
Основная часть 6
1. Теоретическая часть 6
1.1. Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» 6
1.2. Анатомо-физиологические особенности и особенности возрастного
развития учащихся 10-11-х классов 11
1.3. Физическое воспитание в школе 16
2. Практическая часть 22
2.1. Описание проведения опытно-экспериментальных работ 22
2.2. Обоснование и разработка программы дополнительных занятий, направленной на увеличение значимости физического воспитания в здоровом образе жизни учащихся 10-11 классов в МБОУ «Филимоновская СОШ» 25
2.3. Анализ результатов и подведение итогов работы 33
Выводы 40
Заключение 42
Список литературы 43
Актуальность данной работы обусловлена, в первую очередь, государственной политикой в сфере образования и воспитания подрастающего поколения. В рамках государственного проекта «Демография» функционирует федеральный проект «Формирование системы мотивации к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек». Благодаря федеральному проекту «Спорт - норма жизни», в рамках всё того же федерального проекта «Демография» закупается новый инвентарь и оборудование для спортивных объектов, строятся и вводятся в эксплуатацию новые спортивные объекты, проводится подготовка новых кадров и повышение квалификации специалистов в области физической культуры и спорта, проводится тестирование на соответствие государственным требования к уровню физической подготовленности Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), открываются новые центры тестирования, федеральный проект включает в себя проведение крупных физкультурно¬массовых мероприятий («Золотая шайба», «Лыжня России», «Кросс наций», «Кожаный мяч», «День физкультурника»). Вышеперечисленное доказывает высокую заинтересованность государства во взращивании здорового поколения и сохранении этого задела во взрослом возрасте.
Ни для кого не секрет, что основой здоровья человека является движение, то есть, двигательная активность. Ввиду распространенности малоподвижного образа жизни, постоянной загруженностью различного рода делами и задачами, у человека остается всё меньше времени для занятий спортом и физкультурой. Обучающиеся старших классов, это, по сути, уже взрослые люди, но корректировка режима жизни в данном возрасте проходит ещё гораздо проще, чем в более старшем. И именно сейчас есть шанс исправить те упущения, которые были допущены в период обучения в младшем и среднем звене общеобразовательной школы.
Итак, целью государства является взращивание здорового поколения, способного жить, работать, размножаться и развиваться на пользу современной России. А здоровый взрослый может вырасти только из здорового ребенка, в которого была заложена необходимость вести здоровый образ жизни с самого младшего возраста. Старший школьный возраст является последней ступенью, на которой мы, как педагоги-преподаватели физической культуры, можем повлиять на закладку норм и необходимости ведения здорового образа жизни будущим взрослым человеком.
В связи с вышесказанным, целью работы стало: Разработать программу дополнительных занятий, которая позволит увеличить значимость физического воспитания в здоровом образе жизни учащихся 10-11 классов в МБОУ «Филимоновская СОШ».
Чтобы достигнуть данной цели, нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по выбранной теме;
2. Определить значимость физического воспитания в структуре здорового образа жизни учащихся 10-11 классов в МБОУ «Филимоновская СОШ» и разработать программу дополнительных занятий, которая позволит увеличить значимость физического воспитания в здоровом образе жизни учащихся 10-11 классов;
3. Провести опытно-экспериментальные работы и сделать выводы об эффективности разработанной программы дополнительных занятий.
Объект исследования: обучающиеся 10-11 классов в МБОУ «Филимоновская СОШ».
Предмет исследования: отношение учащихся 10-11 классов в МБОУ «Филимоновская СОШ» к физической культуре и здоровому образу жизни.
Методы проведения научных исследований:
• Анализ научно-методической литературы и документации;
• Наблюдение;
• Анкетирование;
• Педагогические исследования;
• Статистические методы.
Гипотеза исследования:
предполагается, что обучающиеся школы недооценивают, важность ведения здорового образа жизни и занятий физкультурой и спортом, но разработанная нами программа дополнительных занятий, которая позволит увеличить значимость физического воспитания в здоровом образе жизни учащихся 10¬11 классов в МБОУ «Филимоновская СОШ».
Практическая значимость данного исследования, заключается в возможности использовать полученные сведения в планировании занятий по физической культуре преподавателями данной дисциплины. А также в том, что разработанная программа может частично или полностью использоваться в учебных занятиях по физической культуре или во внеурочной деятельности.
В связи с вышеперечисленным, считаем, что экспериментальная программа дополнительных занятий, которая позволит увеличить значимость физического воспитания в здоровом образе жизни учащихся 10-11 классов в МБОУ «Филимоновская СОШ» доказала свою эффективность в ходе опытно-экспериментальных работ. Гипотеза «предполагается, что обучающиеся школы недооценивают, важность ведения здорового образа жизни и занятий физкультурой и спортом, но разработанная нами программа дополнительных занятий, которая позволит увеличить значимость физического воспитания в здоровом образе жизни учащихся 10-11 классов в МБОУ «Филимоновская СОШ»» доказана, а цель исследования достигнута в полном объеме.
На наш взгляд, результаты данного исследования можно использовать с целью увеличения интереса к здоровому образу жизни и физической культуре.
1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1987 - 64с.
2. Архипова И.Л. Физкультурно-оздоровительные
технологии: Учеб. Пособие. Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск, 2004. - 154с.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. — М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223с.
4. Ашмарин Б.А., Завьялов Л.К., Курамшин Ю.Ф. Педагогика физической культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — СПб.; ЛГОУ, 1999. - 202с.
5. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания/ Ашмарин Б.А.- М.: Просвещение, 1990. - 287с.
6. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275с.
7. Бальсевич В.К. Физическая активность человека. - Москва, 1994.
8. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина, 1968. - 234с.
9. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания/ Васильков А.А. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008. - 381с.
10. Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие
для институтов физ. культ. / Под ред. Л.П. Матвеева. — М.:
Физкультура и спорт, 1983. - 128с.
11. Визитей Н.Н. Физическая культура личности. — Кишинев: Штининца, 1989. - 107с.
12. Вилькин А.Р., Каневец Т.М. Организация работы по массовой физической культуре и спорту: Учебное пособие. — М.: Физкультура и спорт, 1985. - 172с.
13. Волков Л.В. Физические возможности детей и подростков/ Волков Л.В. - К.: Здоровье, 1981. - 120с.
14. Волков Л.В. Методика воспитания физических способностей школьников/ Волков Л.В. - К.: Рад.шк., 1980. - 103 с.
15. Воробьев В.И. Слагаемые здоровья. - Москва, 1999. - 192с.
16. Выдрин В.М. Теория физической культуры/ Выдрин В.М. - Санкт Петербург: Учебное пособие/СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. - 75с.
17. Гандельсман А.Б., Смирнов Д.М. Физическое воспитание детей школьного возраста. — М.: Просвещение, 1986. - 256с.
18. Гелецкий В.М. Реферативные, курсовые и дипломные работы: Учебно-методическое пособие для студ. факультета физической культуры и спорта. - Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск, 2004 - 150с.
19. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры/ Гужаловский А.А. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 125с.
20. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. — М.: Физкультура и спорт, 1979. - 152с.
21. Дёмин Д.Ф. Врачебный контроль при занятиях физической культурой. - Москва, 1994.- 230с.
22. Жеребцов А.В. Физкультура и труд. - Москва, 1986. - 102с.
23. Кокоулина О.П. Основы теории и методики физической
культуры и спорта/ Кокоулина О.П. - М.: Московский
государственный университет экономики, статистики и информатики, 2001. - 88с.
24. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А.- Москва, 1983.
25. Коц Я.М., Спортивная физиология. - Москва, 1986.
26. Круцевич Т.Ю. Теория и методика физического воспитания/Круцевич Т.Ю. - К.: Олимпийская литература, 2003. - 392с.
27. Кузнецов А.К. Физическая культура в жизни общества. - Москва, 1995.
28. Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развитие физических качеств/ Курамшин Ю.Ф. - М.: Советский спорт, 2010. - 464с.
29. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры/Курамшин Ю.Ф. - М.: Советский спорт, 2004. - 463с.
30. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. - Москва, 1987
31. Курпан Ю.И., Таламбум Е.А. Физкультура, формирующая осанку. — М.: Физкультура и спорт, 1990. - 32с.
32. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, сознание. — М.: Мысль, 1980. - 38с.
33. Лесгафт П.Ф. Избранные труды./Сост. И.Н. Решетень - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 359с.
34. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / ГЦИФК. - М.. 1992. - 191с.
35. Лях В.И. Методика физического воспитания учащихся 10¬11 классов. Пособие для учителя/ Лях В.И. - М. 1997.
36. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: Учебник для студ. высш. учеб. заведений.- М.- Физическая культура, 2005. - 544с.
37. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры/ Матвеев Л.П. - М.: Физическая культура и спорт, 1991. - 542с.
38. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания/ Матвеев Л.П., Новиков А.Д. - М.: Физическая культура и спорт, 1976. - 2 том - 256с.
39. Менхин Ю. В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. - М.: СортАкдемПресс, Физкультура и спорт, 2006. - 312с.
40. Мотылянская Р.Е. Спорт и возраст. - Москва, 1956.
41. Настольная книга учителя физической культуры / Под общ.ред. проф. Л.Б. Кофмана. - М.: ФиС, 1998. - 496с.
42. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. - Москва, «Лист», 1997. - 352с.
43. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физ. культ. / Под ред. А.А. Гужаловского. — М.: Физкультура и спорт, 1986. - 352с.
44. Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия. Москва, 1981.
45. Сидоров Л.К. Реализация потребности в движении детей и школьников в системе непрерывного физкультурного образования: концепции, условия, структура: Монография. - Красноярск: РИО КГПУ, 2001. - 84с.
46. Сирис П.З. Профессионально-производственная
направленность физического воспитания школьников/ Сирис П.З., Кабачков В.А. - М.: Просвещение, 1986.
47. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка/ Степаненкова Э.Я. - М.: Академия, 2006. - 264с.
48. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культ. / Под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. — М.: Физкультура и спорт, 1976. — Ч. 1, 2. - 543с.
49. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов фак. физ. культ, пед. ин-тов. / Под ред. Б.А. Ашмарина. — М.: Просвещение, 1990. - 286с.
50. Теория и методика физической культуры / Под ред. В.М. Шияна. — М.: Просвещение, 1988. - 220с.
51. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. Ред. Проф. Ю.Ф. Курамшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Советский спорт, 2007. - 463с.
52. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. — М.: Физкультура и спорт, 1978. - 206с.
53. Уроки физической культуры и 1Х-Х классах средней школы/ Под ред. Г.П. Богданова— М.: Просвещение, 1987. - 187с.
54. Филин В.П. Основы юношеского спорта/ Филин В.П., Фомин Н.А. - М.: Физическая культура и спорт, 1980. - 255с.
55. Харабуга Г.Д. Теория физического воспитания/ Харабуга Г.Д. - М.: Физическая культура и спорт, 1974. - 135с.
56. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.- Издательский центр «Академия», 2001. - 480с.