ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие творческие способности 7
1.2. Возрастные особенности развития творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста 11
1.3. Возможности театрализованной деятельности в работе с детьми старшего
дошкольного возраста 16
1.4. Педагогические условия организации театрализованной деятельности для
детей старшего дошкольного возраста 22
Выводы по 1 главе 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
2.1. Констатирующий эксперимент 30
2.2. Формирующий эксперимент 36
2.3. Контрольный эксперимент 38
Выводы по 2 главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Одной из основных задач современной педагогики является развитие детского творчества. Его развитие позволяет говорить о осуществлении главной задачи образования - воспитание у подрастающего поколения творческого восприятия окружающей среды, активности и самостоятельности, мышления, способствующие в конечном итоге развитию государства в социально-приемлемых направлениях.
В современном, быстро развивающемся обществе стремительно устаревают и обновляются знания и их объемы. Все новые требования предъявляются к членам этого общества, в связи с этим от сегодняшнего подрастающего поколения и дошкольников в том числе, требуется развитие таких качеств как пытливость, смекалка, воображение и фантазия, инициативность, изобретательность, способность быстро и правильно принимать решения.
В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), одной из составляющих частей развития ребенка дошкольного возраста является задача художественноэстетического развития, которая предполагает развитие творческих способностей всех детей. Творчески развития личность должна адекватно и в соответствии с современными требованиями общества устанавливать межличностные отношения, с окружающим миром, реализовать себя в различных направлениях, иметь адекватную мотивацию в достижении успеха. Исходя из этого, процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста, должен обеспечивать развитие каждого из детей , а также сохранение его индивидуальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей.
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста может быть осуществлено посредством различных направлений, методов и форм деятельности.
Эффективным средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, на наш взгляд, является театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность тесно связана с игрой, игра, в свою очередь, является ведущей деятельностью для развития детей дошкольного возраста, а значит, имеет определяющее значение для развития творческих способностей ребенка.
Также театрализованная деятельность способствует развитию у детей воображения, выразительности речи, оригинальности мышления, помогает ребенку самовыразиться, самореализоваться.
Вопросами творческих способностей занимались и занимаются многие ученые, педагоги, психологи и методисты, среди которых: Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, О.П. Родынова, Т.Э. Тютюнникова и другие. В своих работах они рассматривали воображение - как способность воспринимать, воспроизводить, различные мысли и действия. Развитие творческих способностей они связывают с повседневной игровой и познавательной деятельностью ребенка, а значить театрализованная деятельность может оказывать безусловное содействие в развитии творческого мышления.
Противоречие состоит в том, что с одной стороны имеется много разработок и рекомендаций по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста, с другой стороны - использование в этом процессе театрализованной деятельности носит ситуативный и фрагментарный характер.
В связи с этим тема исследования «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» является актуальной.
Цель исследования - развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Объект исследования - творческие способности детей старшего дошкольного возраста.
...
Развитие творческого интереса, творческой активности и способностей является одной из важных задач педагогической теории и практики художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения в условиях современных задач гуманизации образования.
Дошкольный возраст является более благоприятным для развития творческого мышления и воображения. В связи с этим курсовая работа посвящена изучению уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
В теоретической части исследования была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме творчества у дошкольников; рассмотрены особенности развития творческих способностей и активности ребенка в старшем дошкольном возрасте.
При анализе педагогической литературы выдвинута следующая гипотеза: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при использовании в работе с детьми различных видов театрализованной деятельности. Для ее подтверждения нами было организовано эмпирическое исследование.
После анализа психолого-педагогической литературы проведена опытно-экспериментальная работа с целью выявления особенностей развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Для выявления уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста нами были подобраны и апробированы следующие диагностические методики:
1. «Тест творческого мышления» (П. Торренса).
2. Диагностическая методика «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко).
Первичная диагностика показала, что большее количество детей старшего дошкольного возраста находится на среднем и низком уровне 45
развития творческих способностей. Исходя из этого, нами была разработана и реализована программа формирующего эксперимента, направленного на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для определения эффективности разработанной программы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности мы провели контрольный эксперимент. Исследование показало, что после проведения формирующего эксперимента в группе значительно выросли показатели развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты контрольного эксперимента позволяют сделать вывод о том, что театрализованная деятельность является эффективным средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, гипотеза, поставленная нами, подтвердилась.
Кроме того, нами были разработаны методические рекомендации для педагогов по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста:
• не регламентировать деятельность детей, избегать воспроизведения трафаретных и однообразных действий, сюжетов и приемов;
• предоставлять детям возможность выбора в процессе театрализованной деятельности (вида, сюжета, роли, партнеров и т.д.);
• поощрять детей к импровизации в театрализованной деятельности (придумыванию сюжетов, введению оригинальных персонажей в традиционные игры, смене и совмещению ролей и прочее);
• расширять набор предметов-заместителей, учить детей гибко использовать их в игровой ситуации;
• создавать эмоционально насыщенную атмосферу в процессе театрализованной деятельности;
• внимательно и тактично наблюдать за свободной деятельностью детей, включаясь в нее по мере необходимости, в качестве равноправных партнеров.
Эти рекомендации помогут, на наш взгляд, избежать трудности в организации театрализованной деятельности.
1. Абдуллажонова Д.Р. Формирование и развитие творческих
способностей у детей дошкольного возраста // Проблемы педагогики. Тамбов, 2019. №6 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/nZformirovanie-i-razvitie-
tvorcheskih-sposobnostey-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-1 (дата обращения: 11.05.2020).
2. Абобакирова О.Н. Формирование у старших дошкольников эстетических чувств средствами кукольного театра. Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. М., 2018. № 18 (204). С. 148-150. URL: https://moluch.ru/archive/204/49997/ (дата обращения: 03.05.2020).
3. Аверьянова Г.А. К вопросу об истории развития понятия творчества // СИСП. 2016. №3-2 (59).
4. Бондаренко Т.А., Бондаренко Е.Н., Потанова Г.Я. Развитие
творческих способностей ребенка посредством театрального искусства // Молодой ученый, М., 2014. № 5. С. 485-488. URL:
https://moluch.ru/archive/64/10290/ (дата обращения: 03.05.2020).
5. Бурдило Л.П. Кукольный театр как элемент развития творческих
способностей у младших школьников // Вопросы науки и образования. Тирасполь, 2018. №23 (35). С. 56-59. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kukolnyy-teatr-kak-element-razvitiya-tvorcheskih sposobnostey-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 10.04.2020).
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 2002. 336с.
7. Григорьева О.А., Шинкарева Н.А. Особенности
развития творческого воображения мальчиков и девочек
6-го года жизни. / Современная педагогика. Иркутск, 2015. № 10
(35). С. 62-63. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4984 (дата обращения: 09.05.2020).
8. Губанова Н.Ф. Полихудожественные возможности игры- драматизации в формировании творчества дошкольников // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». Коломна, 2012. №1. С. 75-81. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/polihudozhestvennye-vozmozhnosti- igry-dramatizatsii-v-formirovanii-tvorchestva-doshkolnikov (дата обращения: 26.04.2020).
9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2012. 368 с.
10. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений. М., 2014. 96 с.
11. Ефимова Н.С. Основы общей психологии: учебник. М., 2015. 288 с.
12. Зотова И.В., Крайчак А.Е. Роль и значение организации
театральной деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ // Проблемы Науки. Симферопль, 2017. С. 15-18. №16 (98). URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZrol-i-znachenie-organizatsii-teatralnoy deyatelnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-dou (дата обращения: 30.05.2020).
13. Зайцева О.Ю., Карих В.В. Взаимосвязь субъектного
художественно-эстетического опыта и художественного мышления детей старшего дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Иркутск, 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 271-274. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZvzaimosvyaz-subektnogo-hudozhestvenno- esteticheskogo-opyta-i-hudozhestvennogo-myshleniya-detey-starshego- doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 14.05.2020).
14. Исакова Ю.Б. Динамика развития креативности в
старшем школьном возрасте // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Тольятти, 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 313-316. URL: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-razvitiya-kreativnosti-v-starshem- shkolnom-vozraste (дата обращения: 16.05.2020).
15. Кудрявцев В.Т., Синельников В.Б. Ребенок-дошкольник. Новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. 1995. № 9. С. 52-59.
... всего 53 источника