Введение
Глава 1. Обзор литературы
Проблема активизации учебной деятельности на уроках ОБЖ
Глава 2. Объекты и методы исследования
2.1. База, контингент и этапы исследования
Методы исследования
Глава 3. Результаты исследования
Технологические карты уроков
Технологическая карта урока «Загрязнение окружающей среды» в
контрольном классе
Технологическая карта урока «Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке» в экспериментальном
классе.
Технологическая карта урока с применением метода проблемного
обучения «Загрязнение окружающей среды»
Заключение и выводы
Важной частью образовательного процесса на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» является активизация познавательной деятельности обучающихся. Это особо актуально для изучения предмета «Основ безопасности жизнедеятельности», так как важнейшим требованием к процессу обучения является активная деятельность обучающихся .
Это, прежде всего, их активность в обучении, которая формируется в процессе познавательной учебной деятельности и характеризуется сознательными и целеустремленными усилиями учащихся для успешного выполнения задач. Так же активизация познавательной деятельности направлена не только на активность мышления, но и на повышение умственных усилий, на улучшение процесса усвоения знаний, умений и навыков, на формирование познавательной активности учащихся, т.е. качества личности, характеризующего отношение к изучаемому предмету и самому процессу учения
Метод проблемного обучения является эффективным средством активизации познавательного интереса [5, 6, 14]. Он способствует не только приобретению обучающимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности. Этот метод развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения. Однако в образовательном процессе ОБЖ проблемный метод обучения применяется редко потому что:
• он требует больших затрат времени на его разработку;
• данный метод может быть применим только тогда, когда у детей уже есть определенная база знаний;
• стратегию проблемного изучения сложно использовать для формирования практических навыков;
- уроки по методике проблемного изучения возможны только на основе материала, который допускает неоднозначные решения, мнения, суждения.
В настоящем исследовании определяли возможность и эффективность использования метода проблемного обучения на уроках ОБЖ с целью активизации познавательной деятельности обучающихся.
Объект исследования: образовательный процесс по Основам безопасности жизнедеятельности.
Предмет исследования: проблемное обучение, как способ активизации учебной деятельности обучающихся 8 класса на уроках Основы безопасности жизнедеятельности.
Цель работы: активизировать учебную деятельность обучающихся 8 класса на уроках Основы безопасности жизнедеятельности методом проблемного обучения.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности применения проблемного метода обучения в соответствии с требованиями ФГОС в образовательном процессе по основам безопасности жизнедеятельности.
2. Разработать урок, основанный на применении метода проблемного обучения по теме «Экологическая безопасность» и оценить его эффективность.
3. Оценить активизацию учебной деятельности обучающихся на уроках, с применением традиционного и проблемного методов обучения.
Гипотеза: Применение проблемного обучения позволит
активизировать учебную деятельность обучающихся 8 класса на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности».
Экспериментальной базой для исследования стала МБОУ Гимназия №7, в исследовании принимали участие обучающиеся 8а класса и 8б класса.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы выпускной квалификационной работы будут полезны учителям ОБЖ при подготовке и проведении уроков.
Активизация учебной деятельности обучающихся при применении традиционного метода обучения выражена довольно слабо в связи с тем, что традиционный метод обучения предполагает монотонную работу с ведением записи и заучиванием материала. Нам представляется, что некоторые темы, входящие в программу по ОБЖ целесообразно проводить с применением метода проблемного обучения. Для этого подходят темы, в которых поднимаются проблемные вопросы. В целом, можно отметить, что проведение урока с применением метода проблемного обучения показал свою эффективность, так как в сравнении с традиционным уроком, проведённым в контрольном классе, проблемный урок показал более существенный результат. Однако были выявлены и недостатки данного метода:
X он требует больших затрат времени на его разработку;
X данный метод может быть применим только тогда, когда у детей уже есть определенная база знаний;
X стратегию проблемного изучения сложно использовать для формирования практических навыков;
X уроки по методике проблемного изучения возможны только на основе материала, который допускает неоднозначные решения, мнения, суждения.
В результате были сделаны следующие выводы:
1. Анализ информационных источников показал, что проблемный метод обучения, позволяет раскрыть творческий потенциал обучающихся, развивает мыслительный процесс, межличностные отношения обучающихся, однако в практике учителя ОБЖ применяется редко.
2. Результаты тестирования в контрольном и экспериментальном классах, где применялись методы традиционного и проблемного обучения, соответственно, показали, что в контрольном классе средний оценка за тест была 3,6±0,42, в то время как в экспериментальном - 3,9±0,29.
3. Уровень познавательной активности обучающихся при применении методов и проблемного, и традиционного обучения соответствовал среднему уровню и составил 15,5±2,1 и 14,2±1,8 баллов, соответственно. При применении проблемного обучения уровень активности был выше на 1,3 балла, однако различия были не достоверны (P>0,05).
1. Акимова Л.А, Е.Е. Лутовина - Теория и методика обучения ОБЖ в школе: учеб. пособие для педагогических учреждений / Оренбург: ОГПУ, 2009. - 268 с.
2. Байбородова, Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: метод. пособие педагогических вузов/ Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков. - М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 272 с.
3. Баскакова И.Л., Глухов В.П. Практикум по психолингвистике / Учеб. пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 170 с.
4. Безрукова, В.С. Педагогика: учеб. пособие студентов педагогических вузов / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 с.
5. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение, М.: Знание, 1983. - 96 с.
6. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии: учеб.пособие для студентов вузов пед. специальностей / М.В. Буланова-Топоркова [и др.] ; под ред. В.С. Кукушина. - Изд. 3-е, испр. и доп.: МарТ, 2006. - С. 129-140.
7. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. Большой психологический словарь: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 2008 г. - 426 с.
8. Вульфов Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый.- М.: Юрайт, 2013. - 511 с.
9. Еремин В.А. Отчаянная педагогика: организация работы с подростками / В.А. Еремин. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 176 с.
10. Ермаков Д.С. Обучение решению проблем и проблемное обучение // Вестник Университета Российской академии образования. - 2005. - №4. - С. 24-31.
11. Ермаков Д.С., Петрова Г. Обучение решению проблем // Народное образование. - 2004 - № 9. - С. 38-43.
12. Залыгин, В. Вопросы содержания курса ОБЖ / В. Залыгин // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2002. - № 7. - С.7-8.
13. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. - С.22-25.
14. Князева, В.В. Педагогика / В.В. Князева. - М.: Вузовская книга, 2016. - 872 с.
15. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2005. - 368 с.
... всего 40 источников