Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемное обучения как способ активизации учебной деятельности обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности

Работа №155401

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Обзор литературы
Проблема активизации учебной деятельности на уроках ОБЖ
Глава 2. Объекты и методы исследования
2.1. База, контингент и этапы исследования
Методы исследования
Глава 3. Результаты исследования
Технологические карты уроков
Технологическая карта урока «Загрязнение окружающей среды» в
контрольном классе
Технологическая карта урока «Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке» в экспериментальном
классе.
Технологическая карта урока с применением метода проблемного
обучения «Загрязнение окружающей среды»
Заключение и выводы

Важной частью образовательного процесса на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» является активизация познавательной деятельности обучающихся. Это особо актуально для изучения предмета «Основ безопасности жизнедеятельности», так как важнейшим требованием к процессу обучения является активная деятельность обучающихся .
Это, прежде всего, их активность в обучении, которая формируется в процессе познавательной учебной деятельности и характеризуется сознательными и целеустремленными усилиями учащихся для успешного выполнения задач. Так же активизация познавательной деятельности направлена не только на активность мышления, но и на повышение умственных усилий, на улучшение процесса усвоения знаний, умений и навыков, на формирование познавательной активности учащихся, т.е. качества личности, характеризующего отношение к изучаемому предмету и самому процессу учения
Метод проблемного обучения является эффективным средством активизации познавательного интереса [5, 6, 14]. Он способствует не только приобретению обучающимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности. Этот метод развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения. Однако в образовательном процессе ОБЖ проблемный метод обучения применяется редко потому что:
• он требует больших затрат времени на его разработку;
• данный метод может быть применим только тогда, когда у детей уже есть определенная база знаний;
• стратегию проблемного изучения сложно использовать для формирования практических навыков;
- уроки по методике проблемного изучения возможны только на основе материала, который допускает неоднозначные решения, мнения, суждения.
В настоящем исследовании определяли возможность и эффективность использования метода проблемного обучения на уроках ОБЖ с целью активизации познавательной деятельности обучающихся.
Объект исследования: образовательный процесс по Основам безопасности жизнедеятельности.
Предмет исследования: проблемное обучение, как способ активизации учебной деятельности обучающихся 8 класса на уроках Основы безопасности жизнедеятельности.
Цель работы: активизировать учебную деятельность обучающихся 8 класса на уроках Основы безопасности жизнедеятельности методом проблемного обучения.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности применения проблемного метода обучения в соответствии с требованиями ФГОС в образовательном процессе по основам безопасности жизнедеятельности.
2. Разработать урок, основанный на применении метода проблемного обучения по теме «Экологическая безопасность» и оценить его эффективность.
3. Оценить активизацию учебной деятельности обучающихся на уроках, с применением традиционного и проблемного методов обучения.
Гипотеза: Применение проблемного обучения позволит
активизировать учебную деятельность обучающихся 8 класса на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности».
Экспериментальной базой для исследования стала МБОУ Гимназия №7, в исследовании принимали участие обучающиеся 8а класса и 8б класса.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы выпускной квалификационной работы будут полезны учителям ОБЖ при подготовке и проведении уроков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Активизация учебной деятельности обучающихся при применении традиционного метода обучения выражена довольно слабо в связи с тем, что традиционный метод обучения предполагает монотонную работу с ведением записи и заучиванием материала. Нам представляется, что некоторые темы, входящие в программу по ОБЖ целесообразно проводить с применением метода проблемного обучения. Для этого подходят темы, в которых поднимаются проблемные вопросы. В целом, можно отметить, что проведение урока с применением метода проблемного обучения показал свою эффективность, так как в сравнении с традиционным уроком, проведённым в контрольном классе, проблемный урок показал более существенный результат. Однако были выявлены и недостатки данного метода:
X он требует больших затрат времени на его разработку;
X данный метод может быть применим только тогда, когда у детей уже есть определенная база знаний;
X стратегию проблемного изучения сложно использовать для формирования практических навыков;
X уроки по методике проблемного изучения возможны только на основе материала, который допускает неоднозначные решения, мнения, суждения.
В результате были сделаны следующие выводы:
1. Анализ информационных источников показал, что проблемный метод обучения, позволяет раскрыть творческий потенциал обучающихся, развивает мыслительный процесс, межличностные отношения обучающихся, однако в практике учителя ОБЖ применяется редко.
2. Результаты тестирования в контрольном и экспериментальном классах, где применялись методы традиционного и проблемного обучения, соответственно, показали, что в контрольном классе средний оценка за тест была 3,6±0,42, в то время как в экспериментальном - 3,9±0,29.
3. Уровень познавательной активности обучающихся при применении методов и проблемного, и традиционного обучения соответствовал среднему уровню и составил 15,5±2,1 и 14,2±1,8 баллов, соответственно. При применении проблемного обучения уровень активности был выше на 1,3 балла, однако различия были не достоверны (P>0,05).


1. Акимова Л.А, Е.Е. Лутовина - Теория и методика обучения ОБЖ в школе: учеб. пособие для педагогических учреждений / Оренбург: ОГПУ, 2009. - 268 с.
2. Байбородова, Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: метод. пособие педагогических вузов/ Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков. - М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 272 с.
3. Баскакова И.Л., Глухов В.П. Практикум по психолингвистике / Учеб. пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 170 с.
4. Безрукова, В.С. Педагогика: учеб. пособие студентов педагогических вузов / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 с.
5. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение, М.: Знание, 1983. - 96 с.
6. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии: учеб.пособие для студентов вузов пед. специальностей / М.В. Буланова-Топоркова [и др.] ; под ред. В.С. Кукушина. - Изд. 3-е, испр. и доп.: МарТ, 2006. - С. 129-140.
7. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. Большой психологический словарь: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 2008 г. - 426 с.
8. Вульфов Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый.- М.: Юрайт, 2013. - 511 с.
9. Еремин В.А. Отчаянная педагогика: организация работы с подростками / В.А. Еремин. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 176 с.
10. Ермаков Д.С. Обучение решению проблем и проблемное обучение // Вестник Университета Российской академии образования. - 2005. - №4. - С. 24-31.
11. Ермаков Д.С., Петрова Г. Обучение решению проблем // Народное образование. - 2004 - № 9. - С. 38-43.
12. Залыгин, В. Вопросы содержания курса ОБЖ / В. Залыгин // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2002. - № 7. - С.7-8.
13. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. - С.22-25.
14. Князева, В.В. Педагогика / В.В. Князева. - М.: Вузовская книга, 2016. - 872 с.
15. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2005. - 368 с.
... всего 40 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ