ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты методического обеспечения и его содержание
в учебном процессе при подготовке специалистов среднего звена 8
1.1. Содержание и сущность методического обеспечения
в педагогической теории и практике 8
1.2. Общие принципы и алгоритм разработки методического обеспечения
при изучении экономических дисциплин 13
2. Применение методического обеспечения по дисциплине «Экономика
организации» при проведении практических занятий 19
2.1. Разработка и реализация методического обеспечения по дисциплине «Экономика организации» с использованием современных технологий
для обучающихся колледжа 19
2.2. Содержание методического обеспечения по дисциплине «Экономика
организации» по разделу «Труд и заработная плата» 39
2.3. Педагогический эксперимент проведения практических занятий
по разделу «Труд и заработная плата» 45
3. Экономическое обоснование проекта 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
В настоящий момент времени под уровнем подготовки квалифицированных специалистов принято понимать совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для того, чтобы решить сложные задачи в современной экономике. Будущему специалисту необходимы быть подготовленным для решения сложных профессиональных задач, а значит, он должен быть способным приобрести и развивать нужные компетенции в течении жизни. Общество испытывает потребность в специалистах, которые будут способны к самостоятельной преобразовательной деятельности. Этим обуславливается необходимость поиска внутренних резервов, направленных на насыщение учебного процесса учебно-методическим обеспечением, которое понимается как результат профессионального творчества преподавателя и средство профессионального развития обучающегося.
На данный момент времени основная цель системы среднего
профессионального образования - подготовить специалистов среднего звена и создать необходимые условия, направленные на развитие личности в образовательном процессе. Методическое обеспечение образовательного процесса должно быть разнообразным и в тоже время должно соответствовать вариативным образовательным программам и разрабатываться для всех видов учебной деятельности обучающихся, а также должно отличаться комплексностью.
Современные тенденции реформирования образования характеризуются противоречивостью:
1. С одной стороны, интенсивно развивается личностно-ориентированная модель образования, позволяющая осуществлять гуманитарный тип образования, обеспечивать вариативность и личностную ориентацию процесса обучения, создавать условия для индивидуально-творческого становления обучающихся в период освоения содержания профессиональной деятельности.
2. С другой, экономический кризис образования сказывается на качестве и возможностях каждого образовательного учреждения создавать
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса направлено: на систематизацию нормативных документов, методических материалов, средств обучения; на формирование системы объективной оценки компетенций обучающихся; на повышение эффективности учебных занятий.
Анализ проблем в существующей системе профессионального образования доказывает актуальность исследования по проблеме организации методического обеспечения практических занятий для подготовки квалифицированных специалистов и формированию профессиональных компетенций.
Разработка учебно-методического обеспечения включает в себя не только самостоятельную практическую деятельность обучающихся, но и средства для обеспечения успешного выполнения практической работы обучающимися.
Проблема исследования состоит в необходимости разработки заданий для практических работ и средств их комплексного учебно-методического обеспечения в процессе преподавания дисциплины профессионального цикла на примере конкретного раздела.
Цель исследования - разработать методическое обеспечения для практических занятий по разделу «Труд и заработная плата» по дисциплине «Экономика организации».
Объект исследования - методическое обеспечение для проведения практических работ по дисциплине «Экономика организации».
Предмет исследования - методическое обеспечение практических работ по разделу «Труд и заработная плата».
- проектирование целей, содержания, форм и методов выполнения практических работ обучающимися колледжа, с учетом специфики их подготовки по специальности;
- реализацию перехода от традиционной системы обучения к современному методическому оснащению проведения практических работ с учетом специфики изучения и использования интерактивных технологий.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы исследования в теоретической и методической литературе.
2. Разработать содержание учебно-методического обеспечения практической работы обучающихся колледжа, по дисциплине «Экономика организации»» (на примере раздела «Труд и заработная плата»).
3. Проанализировать результаты работы.
Методологической основой исследования явились: Методы исследования: анализ теоретической и методической литературы, изучение методических разработок педагогов профессионального обучения Круглова Ю.Г., Попова В.В., Башмакова А.И., изучение современного состояния проблемы.
Экспериментальная база - АНПОО «Бийский технолого-экономический колледж»
Новизна результатов исследования состоит в том, что разработанное методическое обеспечение практической работы обучающихся колледжа по дисциплине «Экономика организации»» (на примере раздела «Труд и заработная плата»), является актуальной. Учебно-методическое обеспечение практической работы обучающихся, включает комплекс дидактических материалов, в состав которых входит методические рекомендации,
Практическая значимость исследования - состоит в том, что
предложенные методические рекомендации для выполнения практических работ, задания для самостоятельной работы, предназначенные для предварительного изучения на аудиторных занятиях и последующего освоения на внеаудиторных занятиях, позволяют осуществлять переход от управляемой к самоуправляемой практической работе в условиях реализации образовательного стандарта.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, экономическое обоснование проекта, заключение, библиографический список, приложения.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса направлено: на систематизацию нормативных документов, методических материалов, средств обучения; на формирование системы объективной оценки компетенций обучающихся; на повышение эффективности учебных занятий.
Анализ проблем в существующей системе профессионального образования доказывает актуальность исследования по проблеме организации методического обеспечения практических занятий для подготовки квалифицированных специалистов и формированию профессиональных компетенций.
Разработка учебно-методического обеспечения включает в себя не только самостоятельную практическую деятельность обучающихся, но и средства для обеспечения успешного выполнения практической работы обучающимися.
Цель исследования - разработать методическое обеспечения для практических занятий по разделу «Труд и заработная плата» по дисциплине «Экономика организации».
В педагогической теории и практике методическое обеспечение рассматривается как процесс и как результат. Методическое обеспечение - как процесс, это направленная работа на оснащение чьей-либо деятельности (проекта или программы) необходимыми методическими средствами, способствующими ее эффективному осуществлению (или реализации). Методическое обеспечение - как результат, это комплекс документов, разработок и т.д. обеспечивающий чью-либо деятельность
Методическое обеспечение направлено на решение следующих задач:
а) систематизация нормативных документов, методических материалов и средств обучения;
б) развитие творческого потенциала педагогических коллективов;
в) интенсификация образовательного процесса в учреждениях профессионального образования;
г) интегрирование, дифференцирование и профилизация образовательных программ;
д) внедрение современных образовательных технологий.
В состав методического обеспечения учебной дисциплины входят все его структурные компоненты, из которых оно состоит как целое и достаточное для проектирования и качественной реализации образовательного процесса по учебной дисциплине.
Основной принципом разработки методического обеспечения при изучении экономических дисциплин - это системный характер подхода к средствам обучения, благодаря которому можно установить состав компонентов методического обеспечения, раскрыть их взаимосвязи, изучить структуру. Их содержание представляет собой проект, в котором зафиксирована учебно-программная документация, учебная и методическая литература, набор средств обучения, необходимых для полного и качественного изучения всех узловых вопросов программного материала применительно к каждой теме учебной программы.
Общий алгоритм разработки методического обеспечения состоит из следующих этапов:
а) проведение тщательного анализа содержания учебного материала программы конкретной дисциплины и определение оптимального набора средств обучения по каждой теме;
б) установление перечня недостающих средств обучения, требующих разработки, изготовления или приобретения;
в) создание методических пособий, их окончательное оформление;
г) апробация и внедрение в образовательном процессе;
д) корректирование и утверждение документации.
Целью дисциплины «Экономика организации» является формирование у обучающихся, представления о базовых принципах, закономерностях и механизмах функционирования организации.
Составной частью учебно-воспитательного процесса является проведение самостоятельной работы обучающихся, направленной на выявление уровня освоения и накопления знаний.
Основным методическим документом, организующим самостоятельную работу обучающихся по подготовке к разного рода практическим работам, являются планы практических, семинарских и лабораторных занятий.
После изучения теоретического материала по теме «Труд и заработная плата» было проведено учебное занятие с применением практических заданий, при выполнении которых обучающиеся ставили перед собой цель закрепить теоретические знания; развить познавательные способности и самостоятельность мышления, углубить профессиональную подготовку.
Основной целью учебного занятия по дисциплине «Экономика организации» по разделу «Труд и заработная плата» было создание условий, направленных на выделение основных характеристик оплаты труда и заработной платы, для формирования умения рассчитывать основные показатели заработной платы, определять понятие оплаты труда и заработной платы.
Учебное занятие проводилось в форме практикума-обобщения.
В качестве оборудования применялся проектор, персональный компьютер и методическое пособие.
Для проведения учебного занятия были использованы методы объяснения, обсуждения, фронтального опроса, упражнения, тестирование.
Для того, чтобы определить эффективность применения практических занятий на процесс обучения при изучении раздела «Труд и заработная плата» был проведен педагогический эксперимент на базе АНПОО «Бийский технолого-экономический колледж».
В ходе эксперимента проводилось наблюдение 5 занятий по дисциплине «Экономика организации». В ходе наблюдений были сделаны следующие выводы:
а) исходя из целей занятия и содержания обучения, преподаватель отдает устной информации основное время, уделяя мало внимания на занятии практическим заданиям;
б) определен уровень обученности обучающихся данной группы.
Для выявление частоты применения практических занятия с обучающимися был проведен опрос, по итогам которого был сделан вывод о том, что уровень обученности обучающихся, по данной теме, находится на низком уровне.
На преобразующем этапе эксперимента нами было разработано и проведено практическое учебное занятие по разделу «Труд и заработная плата», а затем проведен контрольный эксперимент, направленный на эффективность данного занятия на процесс обучения при изучении раздела «Труд и заработная плата».
По итогам контрольного эксперимента был сделан вывод, что применение практических занятий в процессе изучения дисциплины «Экономика организации» позволяет улучшить качество усвоения материала и делает учебный процесс более занимательным и увлекательным.
Эксперимент подтвердил, что практические занятия - это важнейшее средство обучения. Они обеспечивает взаимосвязь теории и практики изучаемого предмета. Поэтому при правильном и методически грамотном подходе можно рассчитывать на улучшение активности и качества
По итогам расчетов, общая стоимость разработанного методического обеспечения учебного занятия составила 12077,14 рублей.
1 Абдуллаева, О.С. Организация учебной деятельности во время лекционных, практических, лабораторных занятий [Текст] / О.С. Абдуллаева, К.Д. Исманова, Ж.И. Мирзаев // Молодой ученый. - 2014. - №19. - С. 487¬490.
2 Алексеева, Л.П. Обеспечение самостоятельной работы студентов [Текст] / Л.П. Алексеева, Н.А. Норенкова // Специалист. - 2013. - № 6. - С. 26¬28.
3 Арешидзе, Л.Н. Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий [Текст]: методическое пособие / Л.Н. Арешидзе, Т.А, Стрельченко. - М.: Издательство УМЦ СПО, 2016. - 21 с.
4 Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика [Текст]: учеб. для студентов / С.Я. Батышев. - М.: Ассоц. «Проф. образование», 2013. - 307 с.
5 Безрукова, B.C. Педагогика [Текст]: учебное пособие / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Свердл. инж.-пед. ин-т, 2012. - 320 с.
6 Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов [Текст]: учебно-методическое пособие / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. - М.: Высшая школа,
2013. - 144 с.
7 Гоголева, И.И. Научно-методическая работа в среднем специальном учебном заведении [Текст]: учебно-методическое пособие/ Под общей ред. Пастуховой И.П.: Научно-методическое пособие. - М.: Библиотека журнала «СПО», 2014. - 108 с.
8 Горькаева, Е.Ю. Особенности учебно-методического обеспечения в колледже [Текст] / Е.Ю. Горькаева // Молодой ученый. - 2014. - №18. - С. 538-539.
9 Евплова, Е.В. Методика профессионального обучения [Текст]: методическое пособие / Е.В. Евплова, Е.В. Гнатышина, И.И. Тубер. - Челябинск, 2015. - 159 с.
10 Евплова, Е.В. Как сделать преподавание экономики интересным (на примере изучения дисциплины «Прикладная экономика»)? [Текст] / Е.В. Евплова // Экономика образования. - 2012. - № 2. - С. 99-105.
11 Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация [Текст]: учебное пособие для вузов / В.И. Загвязинский. - М.: Академия,
2013. - 192 с.
12 Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст]: словарь / Г.М. Коджаспирова. - М.: ИКЦ «МарТ», 2012. -367с.
13 Либеров, А.Ю. Методическое обеспечение реализации образовательного стандарта нового поколения [Текст] / А.Ю. Либеров // Педагогика. - 2012. - №4. - С. 88-89.
14 Методические рекомендации для преподавателей к написанию и оформлению методической разработки учебного занятия [Текст]: методическое пособие / Под ред. О.М. Ермолова. - Волгоград, ГБОУ СПО,
2014. - 39 с.
15 Методическое руководство по разработке учебно-методического обеспечения основных профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования [Текст]: методическое пособие / Под ред. В.В. Майер. - Тюмень: Издательский центр БИК ТюмГНГУ, 2012. - 88 с.
16 Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования [Текст]: учебник / Н.А. Морева. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 288 с.
17 Никитина, Т.А. Рекомендации по учебно-методическому обеспечению дисциплин социально-гуманитарного цикла в средних специальных учебных заведениях [Текст]: методическое пособие / Т.А. Никитина, Р.Л. Палтиевич. - М.: Институт проблем развития СПО, 2013. - 47 с.
18 Носова, С.С. Основы экономики [Текст]: учебное пособие / С.С. Носова. - М.: Кнорус, 2015. - 313 с.
19 Образцов, П.И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации высшей школы [Текст]: учебно-методическое пособие / П.И. Образцов. - М.: Педагогика, 2013. - 154с.
20 Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов и фразеологических выражении [Текст]: словарь / С.И. Ожегов. - М.: АСТ, 2013. - 1039 с.
21 Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии [Текст]: учебное пособие / В.Ю. Питюклв. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2012. - 254 с.
22 Полутина, Г.Н. Технология учебной деятельности студентов средних специальных учебных заведений [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.Н. Полутина. - М.: Институт проблем развития СПО, 2013. - 108 с.
23 Прибора, Н.А. Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Экономика организации» разработаны исходя из рабочей программы по дисциплине, составленной на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования [Текст]: методическое пособие / Н.А. Прибора. - Бахчисарай: БКСАиД (филиал) ФГАОУ КФУ «им. В.И. Вернадского», 2016. - 51 с.
24 Прядильникова, О.В. «Проектирование современного учебного занятия в среднем профессиональном образовании в свете требований ФГОС СПО» [Текст]: учебно-методическое пособие / О.В. Прядильникова. - Уфа, 2016. - 42 с.
25 Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях [Текст]: учебное пособие / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - М.: Издательство Мастерство, 2013. - 272 с.
26 Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения [Текст]: методическое пособие / М.Н. Скатин. - М.: Педагогика, 2011. -165с.
27 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса среднего профессионального образования [Текст]: методические рекомендации / Под ред. С.Е. Лузгина. - Саранск, 2012. - 68 с.
28 Филиппова, Г.Н. Учебно-методическое обеспечение практики обучающихся колледжа как одно их условий реализации ФГОС СПО [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.Н. Филиппова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 36. - С. 131-135.
29 Фоминых, И.В. Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества образования [Текст] / И.В. Фооминых // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь,
2014. - С. 307-309.
30 Хвесенят, Н.П. Методика преподавания экономических дисциплин [Текст]: учебно-методический комплекс / Н.П. Хвесеня, М.В. Сакович. - Минск: БГУ, 2014. - 116 с
31 Шпак, Л.Н. Теоретические и прикладные аспекты методической работы мастеров производственного обучения [Текст]: методические указания для проведения практических работ / Л.Н. Шпак. - Воронеж: ГБПОУ ВО «ВГППК», 2015. - 27 с.
32 Щепотин, А.Ф. Стандарты и технологии обучения в среднем профессиональном образовании [Текст] / А.Ф. Щепотин // Применение современных технологий обучения студентов средних специальных учебных заведений. - М.: НМЦ СПО, 2013. - 19 с.
33 Экономика организации [Текст]: сборник заданий к выполнению самостоятельных работ для студентов очной формы обучения специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» / Под ред. Ю.А. Чайран. - СПб.: НОУ ВПО СИБУП, 2014. - 10 с.
34 Экономика организации [Текст]: методические указания к выполнению практических работ по учебной дисциплине для студентов очной формы обучения специальности «Экономика и бухгалтерский учет» среднего профессионального образования / Под ред. Ю.А. Чайран. - Спб.: НОУ ВПО СИБУП, 2014. - 10 с.
35 Экономика предприятия (в сфере товарного обращения) [Текст]: учебное пособие / Л.И. Ерохина, Е.В. Башмачникова, Т.И. Марченко. - М.: Кнорус, 2012. - 298 с.
36 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об
образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Сайт «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ 10 июня 2018 18:40:12.