Методическое обеспечение практических занятий по дисциплине «Экономика организации» по разделу «Труд и заработная плата» для обучающихся колледжа
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты методического обеспечения и его содержание
в учебном процессе при подготовке специалистов среднего звена 8
1.1. Содержание и сущность методического обеспечения
в педагогической теории и практике 8
1.2. Общие принципы и алгоритм разработки методического обеспечения
при изучении экономических дисциплин 13
2. Применение методического обеспечения по дисциплине «Экономика
организации» при проведении практических занятий 19
2.1. Разработка и реализация методического обеспечения по дисциплине «Экономика организации» с использованием современных технологий
для обучающихся колледжа 19
2.2. Содержание методического обеспечения по дисциплине «Экономика
организации» по разделу «Труд и заработная плата» 39
2.3. Педагогический эксперимент проведения практических занятий
по разделу «Труд и заработная плата» 45
3. Экономическое обоснование проекта 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
1. Теоретические аспекты методического обеспечения и его содержание
в учебном процессе при подготовке специалистов среднего звена 8
1.1. Содержание и сущность методического обеспечения
в педагогической теории и практике 8
1.2. Общие принципы и алгоритм разработки методического обеспечения
при изучении экономических дисциплин 13
2. Применение методического обеспечения по дисциплине «Экономика
организации» при проведении практических занятий 19
2.1. Разработка и реализация методического обеспечения по дисциплине «Экономика организации» с использованием современных технологий
для обучающихся колледжа 19
2.2. Содержание методического обеспечения по дисциплине «Экономика
организации» по разделу «Труд и заработная плата» 39
2.3. Педагогический эксперимент проведения практических занятий
по разделу «Труд и заработная плата» 45
3. Экономическое обоснование проекта 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
В настоящий момент времени под уровнем подготовки квалифицированных специалистов принято понимать совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для того, чтобы решить сложные задачи в современной экономике. Будущему специалисту необходимы быть подготовленным для решения сложных профессиональных задач, а значит, он должен быть способным приобрести и развивать нужные компетенции в течении жизни. Общество испытывает потребность в специалистах, которые будут способны к самостоятельной преобразовательной деятельности. Этим обуславливается необходимость поиска внутренних резервов, направленных на насыщение учебного процесса учебно-методическим обеспечением, которое понимается как результат профессионального творчества преподавателя и средство профессионального развития обучающегося.
На данный момент времени основная цель системы среднего
профессионального образования - подготовить специалистов среднего звена и создать необходимые условия, направленные на развитие личности в образовательном процессе. Методическое обеспечение образовательного процесса должно быть разнообразным и в тоже время должно соответствовать вариативным образовательным программам и разрабатываться для всех видов учебной деятельности обучающихся, а также должно отличаться комплексностью.
Современные тенденции реформирования образования характеризуются противоречивостью:
1. С одной стороны, интенсивно развивается личностно-ориентированная модель образования, позволяющая осуществлять гуманитарный тип образования, обеспечивать вариативность и личностную ориентацию процесса обучения, создавать условия для индивидуально-творческого становления обучающихся в период освоения содержания профессиональной деятельности.
2. С другой, экономический кризис образования сказывается на качестве и возможностях каждого образовательного учреждения создавать
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса направлено: на систематизацию нормативных документов, методических материалов, средств обучения; на формирование системы объективной оценки компетенций обучающихся; на повышение эффективности учебных занятий.
Анализ проблем в существующей системе профессионального образования доказывает актуальность исследования по проблеме организации методического обеспечения практических занятий для подготовки квалифицированных специалистов и формированию профессиональных компетенций.
Разработка учебно-методического обеспечения включает в себя не только самостоятельную практическую деятельность обучающихся, но и средства для обеспечения успешного выполнения практической работы обучающимися.
Проблема исследования состоит в необходимости разработки заданий для практических работ и средств их комплексного учебно-методического обеспечения в процессе преподавания дисциплины профессионального цикла на примере конкретного раздела.
Цель исследования - разработать методическое обеспечения для практических занятий по разделу «Труд и заработная плата» по дисциплине «Экономика организации».
Объект исследования - методическое обеспечение для проведения практических работ по дисциплине «Экономика организации».
Предмет исследования - методическое обеспечение практических работ по разделу «Труд и заработная плата».
- проектирование целей, содержания, форм и методов выполнения практических работ обучающимися колледжа, с учетом специфики их подготовки по специальности;
- реализацию перехода от традиционной системы обучения к современному методическому оснащению проведения практических работ с учетом специфики изучения и использования интерактивных технологий.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы исследования в теоретической и методической литературе.
2. Разработать содержание учебно-методического обеспечения практической работы обучающихся колледжа, по дисциплине «Экономика организации»» (на примере раздела «Труд и заработная плата»).
3. Проанализировать результаты работы.
Методологической основой исследования явились: Методы исследования: анализ теоретической и методической литературы, изучение методических разработок педагогов профессионального обучения Круглова Ю.Г., Попова В.В., Башмакова А.И., изучение современного состояния проблемы.
Экспериментальная база - АНПОО «Бийский технолого-экономический колледж»
Новизна результатов исследования состоит в том, что разработанное методическое обеспечение практической работы обучающихся колледжа по дисциплине «Экономика организации»» (на примере раздела «Труд и заработная плата»), является актуальной. Учебно-методическое обеспечение практической работы обучающихся, включает комплекс дидактических материалов, в состав которых входит методические рекомендации,
Практическая значимость исследования - состоит в том, что
предложенные методические рекомендации для выполнения практических работ, задания для самостоятельной работы, предназначенные для предварительного изучения на аудиторных занятиях и последующего освоения на внеаудиторных занятиях, позволяют осуществлять переход от управляемой к самоуправляемой практической работе в условиях реализации образовательного стандарта.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, экономическое обоснование проекта, заключение, библиографический список, приложения.
На данный момент времени основная цель системы среднего
профессионального образования - подготовить специалистов среднего звена и создать необходимые условия, направленные на развитие личности в образовательном процессе. Методическое обеспечение образовательного процесса должно быть разнообразным и в тоже время должно соответствовать вариативным образовательным программам и разрабатываться для всех видов учебной деятельности обучающихся, а также должно отличаться комплексностью.
Современные тенденции реформирования образования характеризуются противоречивостью:
1. С одной стороны, интенсивно развивается личностно-ориентированная модель образования, позволяющая осуществлять гуманитарный тип образования, обеспечивать вариативность и личностную ориентацию процесса обучения, создавать условия для индивидуально-творческого становления обучающихся в период освоения содержания профессиональной деятельности.
2. С другой, экономический кризис образования сказывается на качестве и возможностях каждого образовательного учреждения создавать
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса направлено: на систематизацию нормативных документов, методических материалов, средств обучения; на формирование системы объективной оценки компетенций обучающихся; на повышение эффективности учебных занятий.
Анализ проблем в существующей системе профессионального образования доказывает актуальность исследования по проблеме организации методического обеспечения практических занятий для подготовки квалифицированных специалистов и формированию профессиональных компетенций.
Разработка учебно-методического обеспечения включает в себя не только самостоятельную практическую деятельность обучающихся, но и средства для обеспечения успешного выполнения практической работы обучающимися.
Проблема исследования состоит в необходимости разработки заданий для практических работ и средств их комплексного учебно-методического обеспечения в процессе преподавания дисциплины профессионального цикла на примере конкретного раздела.
Цель исследования - разработать методическое обеспечения для практических занятий по разделу «Труд и заработная плата» по дисциплине «Экономика организации».
Объект исследования - методическое обеспечение для проведения практических работ по дисциплине «Экономика организации».
Предмет исследования - методическое обеспечение практических работ по разделу «Труд и заработная плата».
- проектирование целей, содержания, форм и методов выполнения практических работ обучающимися колледжа, с учетом специфики их подготовки по специальности;
- реализацию перехода от традиционной системы обучения к современному методическому оснащению проведения практических работ с учетом специфики изучения и использования интерактивных технологий.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы исследования в теоретической и методической литературе.
2. Разработать содержание учебно-методического обеспечения практической работы обучающихся колледжа, по дисциплине «Экономика организации»» (на примере раздела «Труд и заработная плата»).
3. Проанализировать результаты работы.
Методологической основой исследования явились: Методы исследования: анализ теоретической и методической литературы, изучение методических разработок педагогов профессионального обучения Круглова Ю.Г., Попова В.В., Башмакова А.И., изучение современного состояния проблемы.
Экспериментальная база - АНПОО «Бийский технолого-экономический колледж»
Новизна результатов исследования состоит в том, что разработанное методическое обеспечение практической работы обучающихся колледжа по дисциплине «Экономика организации»» (на примере раздела «Труд и заработная плата»), является актуальной. Учебно-методическое обеспечение практической работы обучающихся, включает комплекс дидактических материалов, в состав которых входит методические рекомендации,
Практическая значимость исследования - состоит в том, что
предложенные методические рекомендации для выполнения практических работ, задания для самостоятельной работы, предназначенные для предварительного изучения на аудиторных занятиях и последующего освоения на внеаудиторных занятиях, позволяют осуществлять переход от управляемой к самоуправляемой практической работе в условиях реализации образовательного стандарта.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, экономическое обоснование проекта, заключение, библиографический список, приложения.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса направлено: на систематизацию нормативных документов, методических материалов, средств обучения; на формирование системы объективной оценки компетенций обучающихся; на повышение эффективности учебных занятий.
Анализ проблем в существующей системе профессионального образования доказывает актуальность исследования по проблеме организации методического обеспечения практических занятий для подготовки квалифицированных специалистов и формированию профессиональных компетенций.
Разработка учебно-методического обеспечения включает в себя не только самостоятельную практическую деятельность обучающихся, но и средства для обеспечения успешного выполнения практической работы обучающимися.
Цель исследования - разработать методическое обеспечения для практических занятий по разделу «Труд и заработная плата» по дисциплине «Экономика организации».
В педагогической теории и практике методическое обеспечение рассматривается как процесс и как результат. Методическое обеспечение - как процесс, это направленная работа на оснащение чьей-либо деятельности (проекта или программы) необходимыми методическими средствами, способствующими ее эффективному осуществлению (или реализации). Методическое обеспечение - как результат, это комплекс документов, разработок и т.д. обеспечивающий чью-либо деятельность
Методическое обеспечение направлено на решение следующих задач:
а) систематизация нормативных документов, методических материалов и средств обучения;
б) развитие творческого потенциала педагогических коллективов;
в) интенсификация образовательного процесса в учреждениях профессионального образования;
г) интегрирование, дифференцирование и профилизация образовательных программ;
д) внедрение современных образовательных технологий.
В состав методического обеспечения учебной дисциплины входят все его структурные компоненты, из которых оно состоит как целое и достаточное для проектирования и качественной реализации образовательного процесса по учебной дисциплине.
Основной принципом разработки методического обеспечения при изучении экономических дисциплин - это системный характер подхода к средствам обучения, благодаря которому можно установить состав компонентов методического обеспечения, раскрыть их взаимосвязи, изучить структуру. Их содержание представляет собой проект, в котором зафиксирована учебно-программная документация, учебная и методическая литература, набор средств обучения, необходимых для полного и качественного изучения всех узловых вопросов программного материала применительно к каждой теме учебной программы.
Общий алгоритм разработки методического обеспечения состоит из следующих этапов:
а) проведение тщательного анализа содержания учебного материала программы конкретной дисциплины и определение оптимального набора средств обучения по каждой теме;
б) установление перечня недостающих средств обучения, требующих разработки, изготовления или приобретения;
в) создание методических пособий, их окончательное оформление;
г) апробация и внедрение в образовательном процессе;
д) корректирование и утверждение документации.
Целью дисциплины «Экономика организации» является формирование у обучающихся, представления о базовых принципах, закономерностях и механизмах функционирования организации.
Составной частью учебно-воспитательного процесса является проведение самостоятельной работы обучающихся, направленной на выявление уровня освоения и накопления знаний.
Основным методическим документом, организующим самостоятельную работу обучающихся по подготовке к разного рода практическим работам, являются планы практических, семинарских и лабораторных занятий.
После изучения теоретического материала по теме «Труд и заработная плата» было проведено учебное занятие с применением практических заданий, при выполнении которых обучающиеся ставили перед собой цель закрепить теоретические знания; развить познавательные способности и самостоятельность мышления, углубить профессиональную подготовку.
Основной целью учебного занятия по дисциплине «Экономика организации» по разделу «Труд и заработная плата» было создание условий, направленных на выделение основных характеристик оплаты труда и заработной платы, для формирования умения рассчитывать основные показатели заработной платы, определять понятие оплаты труда и заработной платы.
Учебное занятие проводилось в форме практикума-обобщения.
В качестве оборудования применялся проектор, персональный компьютер и методическое пособие.
Для проведения учебного занятия были использованы методы объяснения, обсуждения, фронтального опроса, упражнения, тестирование.
Для того, чтобы определить эффективность применения практических занятий на процесс обучения при изучении раздела «Труд и заработная плата» был проведен педагогический эксперимент на базе АНПОО «Бийский технолого-экономический колледж».
В ходе эксперимента проводилось наблюдение 5 занятий по дисциплине «Экономика организации». В ходе наблюдений были сделаны следующие выводы:
а) исходя из целей занятия и содержания обучения, преподаватель отдает устной информации основное время, уделяя мало внимания на занятии практическим заданиям;
б) определен уровень обученности обучающихся данной группы.
Для выявление частоты применения практических занятия с обучающимися был проведен опрос, по итогам которого был сделан вывод о том, что уровень обученности обучающихся, по данной теме, находится на низком уровне.
На преобразующем этапе эксперимента нами было разработано и проведено практическое учебное занятие по разделу «Труд и заработная плата», а затем проведен контрольный эксперимент, направленный на эффективность данного занятия на процесс обучения при изучении раздела «Труд и заработная плата».
По итогам контрольного эксперимента был сделан вывод, что применение практических занятий в процессе изучения дисциплины «Экономика организации» позволяет улучшить качество усвоения материала и делает учебный процесс более занимательным и увлекательным.
Эксперимент подтвердил, что практические занятия - это важнейшее средство обучения. Они обеспечивает взаимосвязь теории и практики изучаемого предмета. Поэтому при правильном и методически грамотном подходе можно рассчитывать на улучшение активности и качества
По итогам расчетов, общая стоимость разработанного методического обеспечения учебного занятия составила 12077,14 рублей.
Анализ проблем в существующей системе профессионального образования доказывает актуальность исследования по проблеме организации методического обеспечения практических занятий для подготовки квалифицированных специалистов и формированию профессиональных компетенций.
Разработка учебно-методического обеспечения включает в себя не только самостоятельную практическую деятельность обучающихся, но и средства для обеспечения успешного выполнения практической работы обучающимися.
Цель исследования - разработать методическое обеспечения для практических занятий по разделу «Труд и заработная плата» по дисциплине «Экономика организации».
В педагогической теории и практике методическое обеспечение рассматривается как процесс и как результат. Методическое обеспечение - как процесс, это направленная работа на оснащение чьей-либо деятельности (проекта или программы) необходимыми методическими средствами, способствующими ее эффективному осуществлению (или реализации). Методическое обеспечение - как результат, это комплекс документов, разработок и т.д. обеспечивающий чью-либо деятельность
Методическое обеспечение направлено на решение следующих задач:
а) систематизация нормативных документов, методических материалов и средств обучения;
б) развитие творческого потенциала педагогических коллективов;
в) интенсификация образовательного процесса в учреждениях профессионального образования;
г) интегрирование, дифференцирование и профилизация образовательных программ;
д) внедрение современных образовательных технологий.
В состав методического обеспечения учебной дисциплины входят все его структурные компоненты, из которых оно состоит как целое и достаточное для проектирования и качественной реализации образовательного процесса по учебной дисциплине.
Основной принципом разработки методического обеспечения при изучении экономических дисциплин - это системный характер подхода к средствам обучения, благодаря которому можно установить состав компонентов методического обеспечения, раскрыть их взаимосвязи, изучить структуру. Их содержание представляет собой проект, в котором зафиксирована учебно-программная документация, учебная и методическая литература, набор средств обучения, необходимых для полного и качественного изучения всех узловых вопросов программного материала применительно к каждой теме учебной программы.
Общий алгоритм разработки методического обеспечения состоит из следующих этапов:
а) проведение тщательного анализа содержания учебного материала программы конкретной дисциплины и определение оптимального набора средств обучения по каждой теме;
б) установление перечня недостающих средств обучения, требующих разработки, изготовления или приобретения;
в) создание методических пособий, их окончательное оформление;
г) апробация и внедрение в образовательном процессе;
д) корректирование и утверждение документации.
Целью дисциплины «Экономика организации» является формирование у обучающихся, представления о базовых принципах, закономерностях и механизмах функционирования организации.
Составной частью учебно-воспитательного процесса является проведение самостоятельной работы обучающихся, направленной на выявление уровня освоения и накопления знаний.
Основным методическим документом, организующим самостоятельную работу обучающихся по подготовке к разного рода практическим работам, являются планы практических, семинарских и лабораторных занятий.
После изучения теоретического материала по теме «Труд и заработная плата» было проведено учебное занятие с применением практических заданий, при выполнении которых обучающиеся ставили перед собой цель закрепить теоретические знания; развить познавательные способности и самостоятельность мышления, углубить профессиональную подготовку.
Основной целью учебного занятия по дисциплине «Экономика организации» по разделу «Труд и заработная плата» было создание условий, направленных на выделение основных характеристик оплаты труда и заработной платы, для формирования умения рассчитывать основные показатели заработной платы, определять понятие оплаты труда и заработной платы.
Учебное занятие проводилось в форме практикума-обобщения.
В качестве оборудования применялся проектор, персональный компьютер и методическое пособие.
Для проведения учебного занятия были использованы методы объяснения, обсуждения, фронтального опроса, упражнения, тестирование.
Для того, чтобы определить эффективность применения практических занятий на процесс обучения при изучении раздела «Труд и заработная плата» был проведен педагогический эксперимент на базе АНПОО «Бийский технолого-экономический колледж».
В ходе эксперимента проводилось наблюдение 5 занятий по дисциплине «Экономика организации». В ходе наблюдений были сделаны следующие выводы:
а) исходя из целей занятия и содержания обучения, преподаватель отдает устной информации основное время, уделяя мало внимания на занятии практическим заданиям;
б) определен уровень обученности обучающихся данной группы.
Для выявление частоты применения практических занятия с обучающимися был проведен опрос, по итогам которого был сделан вывод о том, что уровень обученности обучающихся, по данной теме, находится на низком уровне.
На преобразующем этапе эксперимента нами было разработано и проведено практическое учебное занятие по разделу «Труд и заработная плата», а затем проведен контрольный эксперимент, направленный на эффективность данного занятия на процесс обучения при изучении раздела «Труд и заработная плата».
По итогам контрольного эксперимента был сделан вывод, что применение практических занятий в процессе изучения дисциплины «Экономика организации» позволяет улучшить качество усвоения материала и делает учебный процесс более занимательным и увлекательным.
Эксперимент подтвердил, что практические занятия - это важнейшее средство обучения. Они обеспечивает взаимосвязь теории и практики изучаемого предмета. Поэтому при правильном и методически грамотном подходе можно рассчитывать на улучшение активности и качества
По итогам расчетов, общая стоимость разработанного методического обеспечения учебного занятия составила 12077,14 рублей.
Подобные работы
- Разработка методического инструментария оценки и прогнозирования состояния системы подготовки кадров для индустрии туризма с целью дальнейшего улучшения
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2017 - Реализация метода сотрудничества в процессе обучения экономики
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018



