ВВЕДЕНИЕ 7
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА 10
1.1. Туризм: понятие, виды, функции 10
1.2. Образовательный туризм как вид туризма 20
1.3. Стажировки как разновидность образовательного туризма 41
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА ГОРОДА
ЕКАТЕРИНБУРГА 55
2.1. Анализ рынка образовательного туризма в городе Екатеринбург 55
2.2. Зарубежные стажировки в оценках потребителей и информантов .... 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Иллюстративный материал 113
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Программа и инструменты исследования 116
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Анализ рынка образовательного туризма города
Екатеринбурга 126
ПРИЛОЖЕНИЕ Г - Список информантов 138
Актуальность темы исследования. В настоящее время, когда лозунг «Образование через всю жизнь» стал одним из основополагающих векторов для дальнейшего развития общества, тема образовательного туризма становится особо актуальной. Туризм стал массовым социально-экономическим явлением и в некоторой степени образом жизни всего человечества, и такая его отрасль как образовательный туризм не осталась в стороне, напротив, интерес к ней возрос и продолжает расти. В недавнем прошлом доступный только для элиты, образовательный туризм стал доступен большинству людей и пользуется стабильным спросом. С каждым годом спектр услуг в этой отрасли экономики расширяется: компании предлагают образовательные направления, начиная с различных языковых программ и заканчивая программами полноценного образования в зарубежных университетах.
Образовательные программы обучения за рубежом помогают решить несколько задач: повысить культурный уровень, выучить язык или повысить уровень знания иностранного языка до совершенного, повысить профессиональную квалификацию. Глобализация, повышение трудовой и образовательной мобильности, развивающийся быстрыми темпами научнотехнический прогресс - все это побуждает школьников, абитуриентов студентов и потенциальных соискателей задуматься о своем уровне образованности, который всегда был одним из наиболее значимых показателей и конкурентных преимуществ на рынке труда, и о получении нового трудового и жизненного опыта, а работодателей - о повышении квалификации сотрудников предприятия. Все вышеперечисленные факторы сочетает в себе такая образовательная деятельность, как зарубежная стажировка.
Степень разработанности проблемы. Актуальность вопросов развития образовательного туризма обусловила значительный интерес и внимание к теоретическим и практическим аспектам данной проблемы. Исследование образовательного туризма отражено в работах таких авторов как А. В. Бабкин, М. Б. Биржаков, Д. Ш Сангинов, В. Ю. Воскресенский, В. Г. Гуляев. Проблема 7
зарубежных стажировок ранее рассматривалась в ряде научных трудов отечественных исследователей А. М. Агапова, Е. К. Плотниковой, С. В. Филипповой, Н. В. Буторовой, но речь шла об отдельных аспектах профессиональной подготовки к зарубежной стажировке.
Не смотря на актуальность проблемы образовательного туризма, в современной литературе и научных исследованиях проблема образовательного туризма изучена не достаточно, в частности мало изучена проблема зарубежных стажировок.
Объект исследования: образовательный туризм как вид туризма.
Предмет исследования: зарубежные стажировки как разновидность образовательного туризма.
Цель работы: определить проблемы и перспективы образовательного туризма, в частности такой его разновидности как зарубежная стажировка.
Задачи:
1) рассмотреть различные подходы к определению понятия туризм, его виды, раскрыть функции;
2) рассмотреть образовательный туризм как вид туризма, в частности такую его разновидность, как образовательные стажировки;
3) провести анализ состояния рынка образовательного туризма в г. Екатеринбург;
4) провести анализ опроса целевой аудитории и специалистов в области образовательного туризма и на его основе выделить проблемы и перспективы развития зарубежных стажировок как вида туризма и образовательного туризма в целом.
Практическая значимость: данные исследования могут использоваться различными организациями, специализирующимися на образовательном туризме, для разработки и последующей реализации новых программ зарубежных стажировок. Данные дипломной работы также могут использоваться вузами для обучения студентов по направлению «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве», а также при повышении квалификации персонала туриндустрии.
Эмпирическая база: результаты исследований проведенных автором: данные анкетирования 30 клиентов ООО «Высшая Школа Туризма», а также 20 респондентов, участвовавших в программах зарубежных стажировок, данные по результатам опроса информантов - ведущих специалистов по образовательному туризму. Методы исследования: очное и заочное анкетирование, анализ сайтов и справочников в поисковых системах.
Глобализация и тенденция непрерывного образования, как отражения новейшей реальности, диктуют новые устои благосостояния общества, одним из которых является образование. Подписание Болонской декларации 29 странами, к которым Россия присоединилась в сентябре 2003 года, было обосновано необходимостью создания единого образовательного пространства и стало важным этапом в развитии международного туризма.
Образование можно рассматривать как один из факторов социальноэкономического прогресса и обеспечения устойчивости социальной системы. Обладая значительным педагогическим потенциалом, образовательный туризм выступает одним из способов решения проблемы инновационного развития образования.
В результате проделанного нами исследования мы пришли к следующим результатам: анализ рынка образовательного туризма показал, что предложение туров в г. Екатеринбург разнообразно, по запросу клиентов компании могут подобрать интересующую программу по соответствующей ценовой политике; зарубежные стажировки в основном представлены направлениями «сфера гостеприимства» и «туризм»; нужно отметить, что предложение стажировок по направлению обучения английскому языку также достаточно велико.
На основе анализа опроса целевой аудитории и опроса информантов были выявлены проблемы, связанные с зарубежными стажировками и образовательным туризмом в целом, которые можно условно разделить на несколько групп:
1) проблемы политического характера:
• ужесточение визового режима для граждан Российской Федерации;
• терроризм, войны и беспорядки, обусловленные политическими событиями;
2) проблемы экономического характера:
• высокая стоимость программ зарубежных стажировок;
• сезонность спроса на стажировки и образовательный туризм в целом;
• неокупаемость стажировок;
• проблема финансирования стажировок государством;
3) проблемы практического характера:
• проблема эффективности стажировок;
• проблема соотнесения теории с практикой;
• проблема переноса зарубежного опыта в отечественную среду;
• проблема малоразвитости стажировок по некоторым направлениям;
• проблема организации стажировок учебными заведениями;
• проблема информационного обеспечения потенциальных стажеров;
4) проблемы теоретического характера:
• большое количество подходов к изучению образовательного туризма с выделением различных аспектов его сущности в большой степени порождает неоднозначность трактовки данного понятия. Во многом это обусловлено тем, что в законе Российской Федерации «Об образовании» отсутствует понятие образовательного туризма, ряд терминов и формулировок, напрямую с ним связанных, их четкое разграничение, что ведет к неточностям в процессах исследования и рассмотрения данного феномена. Все это мешает развитию как выездного, так и въездного образовательного туризма сегодня;
• информационная база по зарубежным стажировкам нуждается в дополнении, в научной литературе данная тема не получила достаточного научного освещения, наблюдается дефицит информации; то же самое касается и правовой литературы;
Однако большое разнообразие программ зарубежных стажировок позволяет прогнозировать развитие данного вида образовательного туризма, что будет способствовать развитию национальной системы образования и включение её в отечественное и мировое образовательное туристическое пространство.
Перспективы развития выездного образовательного туризма в России однозначны - данный сектор туризма будет развиваться, но в каком направлении будет происходить развитие, во многом зависит от политики. Таким образом, значительно поспособствовать развитию выездного образовательного туризма в России может восстановление доброжелательных отношений нашей страны с мировым сообществом, и, как следствие, стабилизация политической ситуации, а также нормализация экономической ситуации, что, в свою очередь, может стать мощным толчком для развития и въездного образовательного туризма в России.
Подводя итог, нужно сказать, что образовательный туризм сегодня - это один из ресурсов непрерывного образования, а тема образования никогда не утратит своей актуальности.