Формирование этнокультурной компетенции у школьников средствами народных ремесел
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические аспекты формирования этнокультурной компетенции школьников
8
1.1 Понятия и методы формирования этнокультурной компетенции школьников
8
1.2 Понятие и структура методических условий формирования этнокультурной
компетенции
12
1.3 Мониторинг уровня сформированности этнокультурной компетенции обучающихся
14
Выводы по 1 главе 17
2 Методика обучения школьников русским народным ремеслам на мастерклассах
19
2.1 Обоснование выбора объектов труда для обучения школьников русским
народным ремеслам
19
2.2 Проектирование модели мастер-классов по обучению русским народным
ремеслам
24
2.3. Понятие и структура средств обучения русским народным ремеслам 27
Выводы по 2 главе 30
3 Проект средств обучения русским народным ремеслам 32
3.1 Эскизный проект и конструкция образцов объектов труда для обучения
русским народным ремеслам
32
3.2 Разработка печатных средств обучения русским народным ремеслам 37
3.3 Разработка презентаций для компьютерной поддержки рассказа учителя 39
3.4 Расчет себестоимости проекта 41
Выводы по 3 главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Определения понятий «компетенция» и «компетентность» 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Анкета на выявления уровня этнокультурной компетенции
54
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Классификация русских народных ремесел по материалам
изготовления
55
ПРИЛОЖЕНИЕ Г - Русские обереговые, обрядовые и игровые куклы 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Д - История и технология лозоплетения 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Е - Модель и структура средств обучения для мастер-классов
«Лозоплетение» и «Ткачество»
65
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж - Эскизы образцов изделий русских народных ремесел 69
ПРИЛОЖЕНИЕ И - Технологические карты на изготовление плетеной корзинки и коврика
72
ПРИЛОЖЕНИЕ К - Тексты рассказов и сопровождающие их слайды компьютерных презентаций «Русская тряпичная кукла», «Лозоплетение», «Плетёная
корзинка» и «Ткачество»
1 Теоретические аспекты формирования этнокультурной компетенции школьников
8
1.1 Понятия и методы формирования этнокультурной компетенции школьников
8
1.2 Понятие и структура методических условий формирования этнокультурной
компетенции
12
1.3 Мониторинг уровня сформированности этнокультурной компетенции обучающихся
14
Выводы по 1 главе 17
2 Методика обучения школьников русским народным ремеслам на мастерклассах
19
2.1 Обоснование выбора объектов труда для обучения школьников русским
народным ремеслам
19
2.2 Проектирование модели мастер-классов по обучению русским народным
ремеслам
24
2.3. Понятие и структура средств обучения русским народным ремеслам 27
Выводы по 2 главе 30
3 Проект средств обучения русским народным ремеслам 32
3.1 Эскизный проект и конструкция образцов объектов труда для обучения
русским народным ремеслам
32
3.2 Разработка печатных средств обучения русским народным ремеслам 37
3.3 Разработка презентаций для компьютерной поддержки рассказа учителя 39
3.4 Расчет себестоимости проекта 41
Выводы по 3 главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Определения понятий «компетенция» и «компетентность» 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Анкета на выявления уровня этнокультурной компетенции
54
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Классификация русских народных ремесел по материалам
изготовления
55
ПРИЛОЖЕНИЕ Г - Русские обереговые, обрядовые и игровые куклы 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Д - История и технология лозоплетения 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Е - Модель и структура средств обучения для мастер-классов
«Лозоплетение» и «Ткачество»
65
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж - Эскизы образцов изделий русских народных ремесел 69
ПРИЛОЖЕНИЕ И - Технологические карты на изготовление плетеной корзинки и коврика
72
ПРИЛОЖЕНИЕ К - Тексты рассказов и сопровождающие их слайды компьютерных презентаций «Русская тряпичная кукла», «Лозоплетение», «Плетёная
корзинка» и «Ткачество»
Сегодня этническое возрождение рассматривается как одна из главных
черт развития человечества в XXI веке. Это определено стремлением народов
к воссозданию культурного потенциала своего этноса, вызванного ослаблением знаний культуры не только народов проживавших на соседних территориях, но и своей собственной. В соответствии с этим в полиэтничной образовательной среде особое значение приобретает формирование у школьников
этнокультурной компетенции, обеспечивающей личности полноценное существование в современном многонациональном социуме.
Значимость этнокультурной составляющей в современной системе образования отражена в Законе об образовании РФ, а также во ФГОС основного общего образования. Так, «Закон об образовании в Российской Федерации» провозгласил, что одним из важнейших принципов является защита национальных культур и традиций. ФГОС основного общего образования установил приоритет духовных ценностей в государственной воспитательной политике. Среди важнейших задач государства определены :гармонизация национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержка этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур и т.д. Так же отмечена важность формирования
этнокультурной компетенции школьников [1, с.114].
Педагогическая теория и школьная практика свидетельствуют о том,
что преемственность этнокультурных традиций возникает лишь тогда, когда
подрастающее поколение начинает осваивать их еще в школьные годы. От
уровня этнокультурной компетенции во многом будет зависеть осознание
подростком себя представителем конкретного этноса, знание своей культуры,
традиций, обычаев.
Однако, школьная практика показывает, что этнокультурной составляющей в современной системе образования отводится второстепенная роль.
Недостаточно используется потенциал народной культуры региона проживания учащихся в преподавании предмета «Технология» и во внеурочной деятельности.
Особая роль во взаимопонимании различных народов принадлежит искусству, содержащему ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания.
Искусство как часть этнической культуры неразрывно связано с процессами,
происходящими в обществе, и служит одним из проявлений этнокультурного
сознания личности. Поэтому целесообразно знакомить учащихся не с искусством «вообще», а с наиболее близким и доступным для учеников, конкретным его проявлением – с русскими народными ремеслами, содержащими в
себе специфику народной культуры, социально-исторические особенности
России, национальные традиции. Освоение русских народных ремёсел способствует глубокому пониманию развивающейся личностью собственных
корней, осмыслению ею своего места и предназначения в окружающем этнокультурном мире. Кроме того, педагогическая деятельность немыслима без
опоры на специфические, нестандартные формы обучения и воспитания детей как представителей определенной национально-культурной среды.
Однако, анализ педагогических исследований и школьной практики
показывает, что сегодня недостаточно проведены исследования, раскрывающие методические условия использования возможностей русского народного
творчества в формировании этнокультурной компетенции школьников в таких формах внеклассной деятельности по предмету «Технология» как мастер-классы.
В современном состоянии вопроса сложилось неразрешимые противоречия между:
- значимостью этнокультурной составляющей в современной системе
образования отраженной в Законе об образовании РФ, а также во ФГОС основного общего образования и недостаточностью использования потенциала
региональной народной культуры в преподавании предмета «Технология» и
во внеурочной деятельности;
- особой ролью искусства содержащего веками проверенный опыт воспитания и не достаточной разработанностью методов использования средств
русских народных ремесел в формировании этнокультурной компетенции
школьников в таких формах как мастер-классы.
Наличие противоречий позволило сформулировать проблему нашего
исследования. Какие должны быть средства обучения русским народным ремеслам, чтобы они могли сформировать этнокультурную компетенцию
школьников? Так как, указанная проблема мало исследована и в то же время
очень важна для внедрения ФГОС, то тема выпускной квалификационной
работы «Формирование этнокультурной компетенции у школьников средствами народных ремесел» является актуальной.
Цель исследования – определение методов использования средств
русских народных ремесел, обеспечивающих формирование этнокультурной
компетенции школьников.
Объект исследования – процесс формирования этнокультурной компетенции школьников.
Предмет исследования – методика обучения школьников русским народным ремеслам на мастер-классах.
Гипотеза исследования - формирование этнокультурной компетенции
школьников будет осуществляться на более высоком уровне, если:
- определить методические рекомендации обучения школьников русским народным ремеслам на мастер-классах;
- для обучения русским народным ремеслам использовать специально
разработанные дидактические средства.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть теоретические вопросы формирования этнокультурной
компетенции школьников.
2) Разработать методику обучения школьников русским народным ремеслам на мастер-классах.
3) Разработать проект средств обучения русским народным ремеслам
Методологической основой исследования явились: формирование
национального самосознания (И.Ф. Гончарова и др.); теория оптимизации
обучения (Ю.К. Бабанский и др.); формирование этнокультурной компетенции молодежи в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества (М.А. Денисова и др.); методология педагогического исследования (В.И.
Загвязинский и др.); программно-методическое обеспечение технологии выполнения русской тряпичной куклы (С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавицина,
А.В. Шушпанова и др.)
Методы исследования: анализ информационных источников, изучение современного состояния проблемы, педагогическое проектирование, экспериментальное исследование, анкетирование.
Экспериментальная база – МБОУ СОШ №20 г. Бийска, Алтайского
края.
Новизна результатов исследования состоит в том, что определены
методические рекомендации формирования этнокультурной компетенции
школьников. Разработанное методическое обеспечение является оригинальным, так как при их проектировании использовался потенциал русской народной культуры в технологической подготовке школьников. Это позволит
реализовать требования ФГОС о сохранении и поддержки этнической и национально-культурной самобытности народов России.
Практическая значимость исследования – результаты исследования
могут быть внедрены во внеурочную деятельность по проведению мастерклассов для формирования этнокультурной компетенции школьников средствами русских народных ремесел.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в
себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение библиографический список, 9 приложений.
черт развития человечества в XXI веке. Это определено стремлением народов
к воссозданию культурного потенциала своего этноса, вызванного ослаблением знаний культуры не только народов проживавших на соседних территориях, но и своей собственной. В соответствии с этим в полиэтничной образовательной среде особое значение приобретает формирование у школьников
этнокультурной компетенции, обеспечивающей личности полноценное существование в современном многонациональном социуме.
Значимость этнокультурной составляющей в современной системе образования отражена в Законе об образовании РФ, а также во ФГОС основного общего образования. Так, «Закон об образовании в Российской Федерации» провозгласил, что одним из важнейших принципов является защита национальных культур и традиций. ФГОС основного общего образования установил приоритет духовных ценностей в государственной воспитательной политике. Среди важнейших задач государства определены :гармонизация национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержка этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур и т.д. Так же отмечена важность формирования
этнокультурной компетенции школьников [1, с.114].
Педагогическая теория и школьная практика свидетельствуют о том,
что преемственность этнокультурных традиций возникает лишь тогда, когда
подрастающее поколение начинает осваивать их еще в школьные годы. От
уровня этнокультурной компетенции во многом будет зависеть осознание
подростком себя представителем конкретного этноса, знание своей культуры,
традиций, обычаев.
Однако, школьная практика показывает, что этнокультурной составляющей в современной системе образования отводится второстепенная роль.
Недостаточно используется потенциал народной культуры региона проживания учащихся в преподавании предмета «Технология» и во внеурочной деятельности.
Особая роль во взаимопонимании различных народов принадлежит искусству, содержащему ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания.
Искусство как часть этнической культуры неразрывно связано с процессами,
происходящими в обществе, и служит одним из проявлений этнокультурного
сознания личности. Поэтому целесообразно знакомить учащихся не с искусством «вообще», а с наиболее близким и доступным для учеников, конкретным его проявлением – с русскими народными ремеслами, содержащими в
себе специфику народной культуры, социально-исторические особенности
России, национальные традиции. Освоение русских народных ремёсел способствует глубокому пониманию развивающейся личностью собственных
корней, осмыслению ею своего места и предназначения в окружающем этнокультурном мире. Кроме того, педагогическая деятельность немыслима без
опоры на специфические, нестандартные формы обучения и воспитания детей как представителей определенной национально-культурной среды.
Однако, анализ педагогических исследований и школьной практики
показывает, что сегодня недостаточно проведены исследования, раскрывающие методические условия использования возможностей русского народного
творчества в формировании этнокультурной компетенции школьников в таких формах внеклассной деятельности по предмету «Технология» как мастер-классы.
В современном состоянии вопроса сложилось неразрешимые противоречия между:
- значимостью этнокультурной составляющей в современной системе
образования отраженной в Законе об образовании РФ, а также во ФГОС основного общего образования и недостаточностью использования потенциала
региональной народной культуры в преподавании предмета «Технология» и
во внеурочной деятельности;
- особой ролью искусства содержащего веками проверенный опыт воспитания и не достаточной разработанностью методов использования средств
русских народных ремесел в формировании этнокультурной компетенции
школьников в таких формах как мастер-классы.
Наличие противоречий позволило сформулировать проблему нашего
исследования. Какие должны быть средства обучения русским народным ремеслам, чтобы они могли сформировать этнокультурную компетенцию
школьников? Так как, указанная проблема мало исследована и в то же время
очень важна для внедрения ФГОС, то тема выпускной квалификационной
работы «Формирование этнокультурной компетенции у школьников средствами народных ремесел» является актуальной.
Цель исследования – определение методов использования средств
русских народных ремесел, обеспечивающих формирование этнокультурной
компетенции школьников.
Объект исследования – процесс формирования этнокультурной компетенции школьников.
Предмет исследования – методика обучения школьников русским народным ремеслам на мастер-классах.
Гипотеза исследования - формирование этнокультурной компетенции
школьников будет осуществляться на более высоком уровне, если:
- определить методические рекомендации обучения школьников русским народным ремеслам на мастер-классах;
- для обучения русским народным ремеслам использовать специально
разработанные дидактические средства.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть теоретические вопросы формирования этнокультурной
компетенции школьников.
2) Разработать методику обучения школьников русским народным ремеслам на мастер-классах.
3) Разработать проект средств обучения русским народным ремеслам
Методологической основой исследования явились: формирование
национального самосознания (И.Ф. Гончарова и др.); теория оптимизации
обучения (Ю.К. Бабанский и др.); формирование этнокультурной компетенции молодежи в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества (М.А. Денисова и др.); методология педагогического исследования (В.И.
Загвязинский и др.); программно-методическое обеспечение технологии выполнения русской тряпичной куклы (С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавицина,
А.В. Шушпанова и др.)
Методы исследования: анализ информационных источников, изучение современного состояния проблемы, педагогическое проектирование, экспериментальное исследование, анкетирование.
Экспериментальная база – МБОУ СОШ №20 г. Бийска, Алтайского
края.
Новизна результатов исследования состоит в том, что определены
методические рекомендации формирования этнокультурной компетенции
школьников. Разработанное методическое обеспечение является оригинальным, так как при их проектировании использовался потенциал русской народной культуры в технологической подготовке школьников. Это позволит
реализовать требования ФГОС о сохранении и поддержки этнической и национально-культурной самобытности народов России.
Практическая значимость исследования – результаты исследования
могут быть внедрены во внеурочную деятельность по проведению мастерклассов для формирования этнокультурной компетенции школьников средствами русских народных ремесел.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в
себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение библиографический список, 9 приложений.
В ходе исследования были решены поставленные задачи, теоретически
подтверждена выдвинутая гипотеза. Результаты исследования подтверждают
актуальность и практичную значимость работы. Данные полученные в результате теоретического исследования, позволяют сформулировать окончательные выводы.
Выявлены определения: «этнокультурная компетенция», «этнокультурная компетентность». Определено понятие «этнокультурная компетенция
обучающихся предметной области «Технология». Установлены методы и
формы формирования этнокультурной компетентности в образовательном
учреждении.
Определено, что для формирования этнокультурной компетенции в
предметной области «Технология» наиболее плодотворно будет работать одна из современных форм обучения – краткосрочные мастер-классы по русским народным ремеслам.
Выявлено определение понятия «методические условие». Определена
структура методических условий для проведения мастер-классов по русским
народным ремеслам.
Разработана анкета для оценки уровня сформированности этнокультурной компетенции обучающихся 7 классов.
Результаты исследования подтвердили предположение о том, что проведение мастер-классов по обучению русским народным ремеслам, явилось
причиной повышения уровня этнокультурной компетенции обучающихся
экспериментального класса.
В результате проведения мастер-классов по русским народным ремеслам в экспериментальном классе высокий уровень этнокультурной компетенции обучающихся значительно повысился, а обучающихся с низким
уровнем на контрольном этапе не выявлено. В контрольном классе, где мастер-классы по освоению русских народных ремесел не проводились, количество испытуемых на низком и среднем уровнях сформированности этнокультурной компетенции изменились не значительно. Однако, высокого уровня
не выявлено ни у одного обучающегося контрольного класса.
Выявлено определение понятия «ремесло» и установлены виды русских народных ремесел.
Определены и обоснованы виды русских народных ремесел, которые
можно использовать в процессе обучения школьников на мастер-классах: а
так же изделия, которые будут являться объектами труда.
Выявлены определения понятий: «мастер-класс» и «модель».
Определена характеристика этапов педагогического проектирования
мастер-класса, в которую входят 3 этапа: моделирование, проектирование,
конструирование.
Разработаны модели трёх мастер-классов по изучению русских народных ремесел «Русская обереговая кукла «Столбушка», «Лозоплетение» и
«Ткачество».
Выявлено определение понятия «средства обучения».
Установлена классификация средств обучения для образовательной области «Технология». Определена структура средств обучения для проведения
мастер-классов по русским народным ремеслам.
Разработаны эскизы и чертежи образцов изделий русских народных
ремесел. Из разработанных эскизов выбранные лучшие идеи, по которым определена конструкция изделий, размеры и виды соединений деталей.
Разработаны технологические карты для трёх мастер-классов.
Разработаны тексты рассказов и слайды компьютерных презентаций.
Определена себестоимость проекта, в которую вошли стоимость затрат
на материалы –122,16 руб., затраты на электроэнергию –140,30 руб., затраты
на оплату интеллектуального труда руководителя и исполнителя проекта –
10009,00 руб., затраты на оплату труда рабочих – 284,70 руб., амортизационные отчисления – 459,50 руб. Общая себестоимость проекта составила
11005,66 руб.
подтверждена выдвинутая гипотеза. Результаты исследования подтверждают
актуальность и практичную значимость работы. Данные полученные в результате теоретического исследования, позволяют сформулировать окончательные выводы.
Выявлены определения: «этнокультурная компетенция», «этнокультурная компетентность». Определено понятие «этнокультурная компетенция
обучающихся предметной области «Технология». Установлены методы и
формы формирования этнокультурной компетентности в образовательном
учреждении.
Определено, что для формирования этнокультурной компетенции в
предметной области «Технология» наиболее плодотворно будет работать одна из современных форм обучения – краткосрочные мастер-классы по русским народным ремеслам.
Выявлено определение понятия «методические условие». Определена
структура методических условий для проведения мастер-классов по русским
народным ремеслам.
Разработана анкета для оценки уровня сформированности этнокультурной компетенции обучающихся 7 классов.
Результаты исследования подтвердили предположение о том, что проведение мастер-классов по обучению русским народным ремеслам, явилось
причиной повышения уровня этнокультурной компетенции обучающихся
экспериментального класса.
В результате проведения мастер-классов по русским народным ремеслам в экспериментальном классе высокий уровень этнокультурной компетенции обучающихся значительно повысился, а обучающихся с низким
уровнем на контрольном этапе не выявлено. В контрольном классе, где мастер-классы по освоению русских народных ремесел не проводились, количество испытуемых на низком и среднем уровнях сформированности этнокультурной компетенции изменились не значительно. Однако, высокого уровня
не выявлено ни у одного обучающегося контрольного класса.
Выявлено определение понятия «ремесло» и установлены виды русских народных ремесел.
Определены и обоснованы виды русских народных ремесел, которые
можно использовать в процессе обучения школьников на мастер-классах: а
так же изделия, которые будут являться объектами труда.
Выявлены определения понятий: «мастер-класс» и «модель».
Определена характеристика этапов педагогического проектирования
мастер-класса, в которую входят 3 этапа: моделирование, проектирование,
конструирование.
Разработаны модели трёх мастер-классов по изучению русских народных ремесел «Русская обереговая кукла «Столбушка», «Лозоплетение» и
«Ткачество».
Выявлено определение понятия «средства обучения».
Установлена классификация средств обучения для образовательной области «Технология». Определена структура средств обучения для проведения
мастер-классов по русским народным ремеслам.
Разработаны эскизы и чертежи образцов изделий русских народных
ремесел. Из разработанных эскизов выбранные лучшие идеи, по которым определена конструкция изделий, размеры и виды соединений деталей.
Разработаны технологические карты для трёх мастер-классов.
Разработаны тексты рассказов и слайды компьютерных презентаций.
Определена себестоимость проекта, в которую вошли стоимость затрат
на материалы –122,16 руб., затраты на электроэнергию –140,30 руб., затраты
на оплату интеллектуального труда руководителя и исполнителя проекта –
10009,00 руб., затраты на оплату труда рабочих – 284,70 руб., амортизационные отчисления – 459,50 руб. Общая себестоимость проекта составила
11005,66 руб.



