Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование этнокультурной компетенции у школьников средствами народных ремесел

Работа №15538

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы97стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
931
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические аспекты формирования этнокультурной компетенции школьников
8
1.1 Понятия и методы формирования этнокультурной компетенции школьников
8
1.2 Понятие и структура методических условий формирования этнокультурной
компетенции
12
1.3 Мониторинг уровня сформированности этнокультурной компетенции обучающихся
14
Выводы по 1 главе 17
2 Методика обучения школьников русским народным ремеслам на мастерклассах
19
2.1 Обоснование выбора объектов труда для обучения школьников русским
народным ремеслам
19
2.2 Проектирование модели мастер-классов по обучению русским народным
ремеслам
24
2.3. Понятие и структура средств обучения русским народным ремеслам 27
Выводы по 2 главе 30
3 Проект средств обучения русским народным ремеслам 32
3.1 Эскизный проект и конструкция образцов объектов труда для обучения
русским народным ремеслам
32
3.2 Разработка печатных средств обучения русским народным ремеслам 37
3.3 Разработка презентаций для компьютерной поддержки рассказа учителя 39
3.4 Расчет себестоимости проекта 41
Выводы по 3 главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Определения понятий «компетенция» и «компетентность» 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Анкета на выявления уровня этнокультурной компетенции
54
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Классификация русских народных ремесел по материалам
изготовления
55
ПРИЛОЖЕНИЕ Г - Русские обереговые, обрядовые и игровые куклы 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Д - История и технология лозоплетения 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Е - Модель и структура средств обучения для мастер-классов
«Лозоплетение» и «Ткачество»
65
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж - Эскизы образцов изделий русских народных ремесел 69
ПРИЛОЖЕНИЕ И - Технологические карты на изготовление плетеной корзинки и коврика
72
ПРИЛОЖЕНИЕ К - Тексты рассказов и сопровождающие их слайды компьютерных презентаций «Русская тряпичная кукла», «Лозоплетение», «Плетёная
корзинка» и «Ткачество»

Сегодня этническое возрождение рассматривается как одна из главных
черт развития человечества в XXI веке. Это определено стремлением народов
к воссозданию культурного потенциала своего этноса, вызванного ослаблением знаний культуры не только народов проживавших на соседних территориях, но и своей собственной. В соответствии с этим в полиэтничной образовательной среде особое значение приобретает формирование у школьников
этнокультурной компетенции, обеспечивающей личности полноценное существование в современном многонациональном социуме.
Значимость этнокультурной составляющей в современной системе образования отражена в Законе об образовании РФ, а также во ФГОС основного общего образования. Так, «Закон об образовании в Российской Федерации» провозгласил, что одним из важнейших принципов является защита национальных культур и традиций. ФГОС основного общего образования установил приоритет духовных ценностей в государственной воспитательной политике. Среди важнейших задач государства определены :гармонизация национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержка этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур и т.д. Так же отмечена важность формирования
этнокультурной компетенции школьников [1, с.114].
Педагогическая теория и школьная практика свидетельствуют о том,
что преемственность этнокультурных традиций возникает лишь тогда, когда
подрастающее поколение начинает осваивать их еще в школьные годы. От
уровня этнокультурной компетенции во многом будет зависеть осознание
подростком себя представителем конкретного этноса, знание своей культуры,
традиций, обычаев.
Однако, школьная практика показывает, что этнокультурной составляющей в современной системе образования отводится второстепенная роль.
Недостаточно используется потенциал народной культуры региона проживания учащихся в преподавании предмета «Технология» и во внеурочной деятельности.
Особая роль во взаимопонимании различных народов принадлежит искусству, содержащему ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания.
Искусство как часть этнической культуры неразрывно связано с процессами,
происходящими в обществе, и служит одним из проявлений этнокультурного
сознания личности. Поэтому целесообразно знакомить учащихся не с искусством «вообще», а с наиболее близким и доступным для учеников, конкретным его проявлением – с русскими народными ремеслами, содержащими в
себе специфику народной культуры, социально-исторические особенности
России, национальные традиции. Освоение русских народных ремёсел способствует глубокому пониманию развивающейся личностью собственных
корней, осмыслению ею своего места и предназначения в окружающем этнокультурном мире. Кроме того, педагогическая деятельность немыслима без
опоры на специфические, нестандартные формы обучения и воспитания детей как представителей определенной национально-культурной среды.
Однако, анализ педагогических исследований и школьной практики
показывает, что сегодня недостаточно проведены исследования, раскрывающие методические условия использования возможностей русского народного
творчества в формировании этнокультурной компетенции школьников в таких формах внеклассной деятельности по предмету «Технология» как мастер-классы.
В современном состоянии вопроса сложилось неразрешимые противоречия между:
- значимостью этнокультурной составляющей в современной системе
образования отраженной в Законе об образовании РФ, а также во ФГОС основного общего образования и недостаточностью использования потенциала
региональной народной культуры в преподавании предмета «Технология» и
во внеурочной деятельности;
- особой ролью искусства содержащего веками проверенный опыт воспитания и не достаточной разработанностью методов использования средств
русских народных ремесел в формировании этнокультурной компетенции
школьников в таких формах как мастер-классы.
Наличие противоречий позволило сформулировать проблему нашего
исследования. Какие должны быть средства обучения русским народным ремеслам, чтобы они могли сформировать этнокультурную компетенцию
школьников? Так как, указанная проблема мало исследована и в то же время
очень важна для внедрения ФГОС, то тема выпускной квалификационной
работы «Формирование этнокультурной компетенции у школьников средствами народных ремесел» является актуальной.
Цель исследования – определение методов использования средств
русских народных ремесел, обеспечивающих формирование этнокультурной
компетенции школьников.
Объект исследования – процесс формирования этнокультурной компетенции школьников.
Предмет исследования – методика обучения школьников русским народным ремеслам на мастер-классах.
Гипотеза исследования - формирование этнокультурной компетенции
школьников будет осуществляться на более высоком уровне, если:
- определить методические рекомендации обучения школьников русским народным ремеслам на мастер-классах;
- для обучения русским народным ремеслам использовать специально
разработанные дидактические средства.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть теоретические вопросы формирования этнокультурной
компетенции школьников.
2) Разработать методику обучения школьников русским народным ремеслам на мастер-классах.
3) Разработать проект средств обучения русским народным ремеслам
Методологической основой исследования явились: формирование
национального самосознания (И.Ф. Гончарова и др.); теория оптимизации
обучения (Ю.К. Бабанский и др.); формирование этнокультурной компетенции молодежи в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества (М.А. Денисова и др.); методология педагогического исследования (В.И.
Загвязинский и др.); программно-методическое обеспечение технологии выполнения русской тряпичной куклы (С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавицина,
А.В. Шушпанова и др.)
Методы исследования: анализ информационных источников, изучение современного состояния проблемы, педагогическое проектирование, экспериментальное исследование, анкетирование.
Экспериментальная база – МБОУ СОШ №20 г. Бийска, Алтайского
края.
Новизна результатов исследования состоит в том, что определены
методические рекомендации формирования этнокультурной компетенции
школьников. Разработанное методическое обеспечение является оригинальным, так как при их проектировании использовался потенциал русской народной культуры в технологической подготовке школьников. Это позволит
реализовать требования ФГОС о сохранении и поддержки этнической и национально-культурной самобытности народов России.
Практическая значимость исследования – результаты исследования
могут быть внедрены во внеурочную деятельность по проведению мастерклассов для формирования этнокультурной компетенции школьников средствами русских народных ремесел.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в
себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение библиографический список, 9 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования были решены поставленные задачи, теоретически
подтверждена выдвинутая гипотеза. Результаты исследования подтверждают
актуальность и практичную значимость работы. Данные полученные в результате теоретического исследования, позволяют сформулировать окончательные выводы.
Выявлены определения: «этнокультурная компетенция», «этнокультурная компетентность». Определено понятие «этнокультурная компетенция
обучающихся предметной области «Технология». Установлены методы и
формы формирования этнокультурной компетентности в образовательном
учреждении.
Определено, что для формирования этнокультурной компетенции в
предметной области «Технология» наиболее плодотворно будет работать одна из современных форм обучения – краткосрочные мастер-классы по русским народным ремеслам.
Выявлено определение понятия «методические условие». Определена
структура методических условий для проведения мастер-классов по русским
народным ремеслам.
Разработана анкета для оценки уровня сформированности этнокультурной компетенции обучающихся 7 классов.
Результаты исследования подтвердили предположение о том, что проведение мастер-классов по обучению русским народным ремеслам, явилось
причиной повышения уровня этнокультурной компетенции обучающихся
экспериментального класса.
В результате проведения мастер-классов по русским народным ремеслам в экспериментальном классе высокий уровень этнокультурной компетенции обучающихся значительно повысился, а обучающихся с низким
уровнем на контрольном этапе не выявлено. В контрольном классе, где мастер-классы по освоению русских народных ремесел не проводились, количество испытуемых на низком и среднем уровнях сформированности этнокультурной компетенции изменились не значительно. Однако, высокого уровня
не выявлено ни у одного обучающегося контрольного класса.
Выявлено определение понятия «ремесло» и установлены виды русских народных ремесел.
Определены и обоснованы виды русских народных ремесел, которые
можно использовать в процессе обучения школьников на мастер-классах: а
так же изделия, которые будут являться объектами труда.
Выявлены определения понятий: «мастер-класс» и «модель».
Определена характеристика этапов педагогического проектирования
мастер-класса, в которую входят 3 этапа: моделирование, проектирование,
конструирование.
Разработаны модели трёх мастер-классов по изучению русских народных ремесел «Русская обереговая кукла «Столбушка», «Лозоплетение» и
«Ткачество».
Выявлено определение понятия «средства обучения».
Установлена классификация средств обучения для образовательной области «Технология». Определена структура средств обучения для проведения
мастер-классов по русским народным ремеслам.
Разработаны эскизы и чертежи образцов изделий русских народных
ремесел. Из разработанных эскизов выбранные лучшие идеи, по которым определена конструкция изделий, размеры и виды соединений деталей.
Разработаны технологические карты для трёх мастер-классов.
Разработаны тексты рассказов и слайды компьютерных презентаций.
Определена себестоимость проекта, в которую вошли стоимость затрат
на материалы –122,16 руб., затраты на электроэнергию –140,30 руб., затраты
на оплату интеллектуального труда руководителя и исполнителя проекта –
10009,00 руб., затраты на оплату труда рабочих – 284,70 руб., амортизационные отчисления – 459,50 руб. Общая себестоимость проекта составила
11005,66 руб.


Антонова, О.С. Методические условия формирования этнокультурной грамотности школьников средствами народных ремесел [Текст] / О.С.
Антонова //Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы XVIII
Международной научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 22-23 апреля 2016г.). – Бийск: АГГПУ им. В.М.
Шукшина, 2016. – 368 с. – 300 экз. – ISBN 975-5-85127-892-1.
2. Антонова, О.С. Мастер-классы по русским народным ремеслам
как средство формирования этнокультурной компетенции школьников
[Текст] / О.С. Антонова, И.Б. Соловьева, Т.А. Панчук // АКТУАЛЬНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Саратов, 17 апреля 2018 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2018. – 230 с. - ISBN 978-5-907034-89-1.
3. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст]:
учебное пособие для вузов по направлению 050100 «Педагогическое образование» / В.С. Безрукова – Ростов н/Д Феникс, 2013. – 381 с.: ил.
4. Беляева, А.П. Интегративно-модульная педагогическая система
профессионального образования.[Текст]: монография / А.П. Беляева. —
СПб.:Инт-т профтехобразования РАО, 1997. — 226 с.
5. Виды ремесла. Виды народных промыслов [Электронный ресурс]. – Электрон, текстовые - Сайт «Сплетено.ру» - Режим доступа:
http://spleteno.ru/publications/wiki/54-vidy-remesla-vidy-narodnyhpromyslov.html/ 17 декабря 2016 12:00:23
6. Декоративно-прикладное народное творчество. Лозоплетение
[Электронный ресурс]. – Электрон, текстовые, граф. - Сайт «Инфоурок» -
Режим доступа: https://infourok.ru/prezentaciya_po_tehnologii_na_temu-
527958.htm/ 12 декабря 2016 17:50:23
7. Загвязинский, В.И. Методология и методы психологопедагогического исследования [Текст]: учеб.пособие для студентов высших49
педагогических учебных заведений / В.И. Загвязинский, Р.Атаханов. – М.:
Издатеьский центр «Академия», 2001. – 208 с. – ISBN 5-76950815-9.
8. Зимняя, И.А. Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? [Текст]: монография /
И.А. Зимняя. - М.: Феникс , 2006. – 116с. – 1000 экз.
9. Кожевенное ремесло [Электронный ресурс]. – Электрон, текстовые - Сайт «Студепедия» - Режим доступа:
http://studepedia.org/index.php?vol=1&post=42476/ 21 декабря 2016 18:07:13
10. Компетентность [Электронный ресурс]. – Электрон, текстовые –
WikimediaFoundation.2010. - Сайт «Академик» - Режим доступа:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1526590 / 02 мая 2016 10:35:27.
11. Компетентность [Электронный ресурс]. – Электрон, текстовые –
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940. - Сайт «Академик» -
Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/838150 / 02 мая 2016
10:40:12.
12. Компетентность [Электронный ресурс]. – Электрон, текстовые –
Справочник технического переводчика. –Интент.2009-2013. - Сайт «Академик» - Режим доступа: http://technical_translator_dictionary.academic.ru/92852/
02 мая 2016 11:01:52
13. Компетенция [Электронный ресурс]. – Электрон, текстовые –
БольшойЭнциклопедическийсловарь.2000. - Сайт «Академик» - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/160962/КОМПЕТЕНЦИЯ /02 мая
2016 09:52:27.
14. Компетенция [Электронный ресурс]. – Электрон, текстовые –
ТолковыйсловарьУшакова.Д.Н.Ушаков.1935-1940. - Сайт «Академик» - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/838158/КОМПЕТЕНЦИЯ
/02 мая 2016 10:05:47
15. Компетенция [Электронный ресурс]. – Электрон, текстовые –
Толковый словарь Ожегова.1949-1992. - Сайт «Академик» - Режим доступа:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/87074/ 02 мая 2016 10:12:3450
16. Косогорова, Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства
[Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.В. Косогорова, Л.В. Неретина. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. —
224 с. - ISBN 978-5-7695-7186-2.
17. Морозов, И. А. Этнокультурная компетентность и стандарты общего образования второго поколения [Текст] / И.А. Морозов // Актуальные
вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа,
июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 49-52.
18. Народная тряпичная кукла как способ приобщения к русской
культуре [Электронный ресурс]. – Электрон, текстовые - Сайт «МАМА.RU» -
Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/ 23 декабря 2016 14:07:13
19. Народные куклы. Народные игрушки [Электронный ресурс]: –
Электрон., текстовые, граф. – Сайт «Народные куклы и игрушки». – Режим
доступа: 7http:// www.rukukla.ru / 20 декабря 2016 20:42:1
20. Народные промыслы [Электронный ресурс]. – Электрон, текстовые, граф. - Сайт «Земляки» - Режим доступа: http://www.yazemlyak.ru/nar_prom.asp/ 22 декабря 2016 11:05:23
21. Основные правила составления презентаций [Электронный ресурс]. – Электрон, текстовые - Сайт «TrueBiology» - Режим доступа:
http://truebio.ru/?p=283 / 15 мая 2017 18:07:13
22. Панчук, Т.А. Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа
по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» профиль
«Технология» [Текст]: методические рекомендации / Т.А. Панчук, В.В. Харченко; Алтайская гос. акад. образования им. В.М. Шукшина. – Бийск: АГАО
им. В.М. Шукшина, 2014. – 63 с. – (Вузу – 75 лет). – 50 экз.
23. Педагогико-эргономические требования к средствам обучения
образования [Электронный ресурс]: нормативный документ. – Электрон.,
текстовые. – Сайт «Учебно-материальная база общеобразовательного учреждения общего среднего образования». – Режим доступа:
http://www.ucheba.com/pos_rus/baz_sr/baza_sr.htm/ 4 аперля 2017 10:22:4351
24. Перечень видов ремесленной деятельности [Электронный ресурс]. – Электрон, текстовые - Сайт о народных промыслах KEFA.RU. - Режим доступа: http://www.kefa.ru/article/master/list.htm/ 15 декабря 2016
16:47:23
25. Пермяков, О.Е. Развитие систем оценки качества подготовки специалистов [Текст]: автореф. дис. на соискание ученой степени доктора педагогических наук: 13.00.01 / О.Е. Пермяков; С.-Пб.-2009.
26. Пидкасистый, П.И. Педагогика [Текст]: учебник для студентов
педагогических вузов / П.И. Пидкасистый, В.И. Беляев, В.А. Мижериков,
Т.А. Юзефавичус; под общ.ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Академия, 2010. –
512 с. – 2500 экз. – ISBN 978-5-7695-7268-5.
27. Поштарева, Т.В. О методах формирования этнокультурной компетентности учащихся [Текст] / Т.В. Поштарева // Россия. – 2005.
28. Ремесла [Электронный ресурс]. – Электрон, текстовые - Сайт
«Галеон» - Режим доступа: http://www.baget1.ru/craft/craft.php/ 17 декабря
2016 12:00:23
29. Теория обучения [Электронный ресурс]. – Электрон, текстовые -
Сайт педагога - исследователя - Режим доступа: http://si-sv.com/Posobiya/teorpedag/Tema_4.htm#Средства_обучения/ 5 января 2017 19:34:03
30. Ткачество [Электронный ресурс]. – Электрон, текстовые - Гуманитарный словарь. — 2002. - Сайт «WORDHELP.RU» - Режим доступа:
http://wordhelp.ru/word/ 29 декабря 2016 15:13:03
31. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) (утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс]. – Электрон, текстовые – режим
доступа http://минобрнауки.рф/документы/938/ 12 декабря 2016 16:45:22.
32. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде [Электронный ресурс]. – Электрон, текстовые – Сайт «Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat»52
- Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-etnokulturnoikompetentnosti-uchashchikhsya/ 06 мая 2016 10:54:07.
33. Эргономические требования к презентации [Электронный ресурс]. – Электрон, текстовые - Сайт «SLIDEPEDIA.NET» - Режим доступа:
http://slidepedia.net/documents/11047/ergonomicheskie-trebovaniya-kprezentatsii.ppt?l=en / 15 мая 2017 16:10:19
34. Этнокультурная компетентность педагога дополнительного образования [Электронный ресурс]. – Электрон, текстовые – Сайт «StudFiles» -
Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/3967224/ 05 мая 2016 12:22:43.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ