Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛAДШИX ШКOЛЬНИКOВ 8
1.1 Понятия: «кoмneтeнция», «кoмпeтeнтнocть». Виды
компетентности 8
1.2 Особенности развития информационной компетентности у младших
школьников 17
1.3 Виртуальный музей как инновационный прием для развития
информационной компетентности у младших школьников 47
Выводы по I главе 54
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 56
2.1 Анализ методик и критериев для определения уровня развития информационной компетентности у младших
школьников 56
2.2 Определение актуального состояния развития информационной
компетентности младших школьников 66
2.3 Разработка программы для развития информационной компетентности младших школьников посредством организации виртуальных
экскурсий 81
Выводы по II главе 91
Заключение 93
Список литературы 95
Приложение А 103
Приложение Б 104
Термин «информация» происходит от латинского «informatio», что означает разъяснение, осведомленность, представление. Компетентность в образовании определяется А. В. Хуторским как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), закрепленных применительно к определенному кругу объектов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности. Компетентность - это владение человеком соответствующей компетенцией, в том числе его личное отношение к ней и к предмету деятельности. Таким образом, А. В. Хуторской рассматривает под компетенцией определенное требование к подготовке школьника, а под компетентностью - его личностное качество (характеристику), которое уже имело место .
В процессе развития человечества общество накопило большой объем информации. Каждое предыдущее поколение сохранило накопленные знания и передает их последующему поколению. В результате решения данной проблемы появилась письменность. В современном мире информация хранится как устно, письменно, так и в цифровой форме. Количество информации постепенно увеличивается, вследствие этого появляются новые отрасли, где требуются компетентные специалисты. В связи с этим современному человеку необходимо формировать умение использовать современные цифровые технологии, умение ориентироваться в большом потоке информации, умение использовать информацию на практике . Иными словами, человеку важно не просто много знать, но и применять эти знания в практике.
Современный период развития человеческого общества можно назвать веком информации, который характеризуется сложностью информационного пространства. На практике мы часто сталкиваемся с недостаточным уровнем развития навыков по извлечению информации. Поэтому важно развивать 3
информационную компетентность уже в младшем школьном возрасте, обучая детей работе с текстами, то есть умению определять основную тему, идею, а также умению разделять текст на структурные части [35].
На сегодняшний день информационная компетентность является ключевым термином Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, под которым следует понимать «способность и умение самостоятельно осуществлять поиск, анализ, отбор, обработку и передачу необходимой информации с использованием устных и письменных коммуникативных информационных технологий».
У детей XXI века уже в младшем школьном возрасте есть доступ к современным цифровым технологиям, но знания чаще всего односторонние. А конкретно детям недостаточно знаний из области культурного наследия. Это обусловлено изменениями в сфере образования: учитель больше не является транслятором знаний, теперь он - координатор. Таким образом, Интернет и СМИ являются значимыми факторами в получении новых знаний об окружающей действительности. Современным общеобразовательным организациям необходимо воспитывать компетентного в сфере культурного наследия человека. В этом могут помочь виртуальные экскурсии .
Виртуальная экскурсия - современный актуальный метод, позволяющий визуально воспринимать значимые исторические объекты окружающей действительности при помощи цифровых технологий, то есть видеть объекты в реальном виде здесь и сейчас. С помощью данного метода можно погрузиться в окружающий мир, где возможно получить новые знания о взаимодействии с природными объектами, что позволяет формировать у школьников высоконравственные качества .
...
В результате проведенных исследований сбора, анализа, систематизации литературных источников и данных установлено, что изучение процесса взаимодействия человека с окружающим миром посредством развития информационной компетентности представляет большой интерес с точки зрения развития и становления педагогической деятельности.
При разработке программы, направленной на развитие и
совершенствование информационных компетенций необходимо проводить детальное изучение личностных и индивидуальных характеристик и качеств школьников.
Особое внимание необходимо уделять развитию информационной компетентности, начиная с младшего школьного возраста, ведь именно в этот период происходит становление человека как личности с последующим развитием его навыков и способностей.
Одним из возможных вариантов и способов развития информационной компетентности является проведение виртуальных экскурсий в музеях. В настоящее время данная форма актуальна, в связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой. Особенно остро стоит вопрос о возможной потере культурных ценностей, в связи с этим театры и музеи проводят так называемые трансляции своих выступлений, премьер и показ экспозиций посредством проведения виртуальных экскурсий и посещений с использованием современного оборудования [44].
Используя данную возможность, можно отработать с детьми навыки поиска необходимой информации, способности анализировать и выбирать именно те позиции, которые наиболее интересны слушателю.
Таким образом, в результате выполненной работы было выявлено, что использование во внеурочной деятельности для формирования и повышения уровня информационной компетентности младших школьников посредством проведения виртуальных экскурсий в музеи, необходимо включать творческие задания и упражнения, стремиться к созданию благоприятной образовательной среды с целью всестороннего развития ребенка.
Теоретический материал предусматривает ознакомление младших школьников с информацией в виде так называемого лекционного материала, а также в виде сообщений по отдельным рассматриваемым вопросам.
Практические занятия предусматривают экскурсии в музеи
(посредством средств информации - интернет, веб-сайты и т.д.), встречи с ветеранами в открытых формах, посещение виртуальных выставок, а также возможность самостоятельного режима работы с использованием компьютеров [5].
Занятия с элементами диагностики проводятся при непосредственном участии педагога с целью осуществления итоговой оценки внедренных современных технологий, а также для актуализации и корректировки процессов обучения с использованием современных информационных технологий.
1. Абдугаппаров Р. Инновационные формы обучения в практике
современного преподавания.М.: LAP Lambert Academic
Publishing,2013.184 с.
2. Агапов И. Г. Теоретические основы технологического обеспечения развития общих компетенций обучающихся в школе: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01: утв. 23.11.01. М. ,2001. 367 c.
3. Антонова С.Г. Информационная культура личности: Вопросы формирования /С.Г. Антонова// Высшее образование в России. 2004. № 1.С. 82-89.
4. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие /
ФИРО ВЦРАН. Изд-во «НексПринт», 2010. 84 с.
5. Атмахова Л. Н. Проблема формирования исследовательских
умений у детей младшего школьного возраста / Л.Н. Атмахова //
Психология и педагогика: методика и проблемы практического
применения. 2009. № 5-3.
6. Беседина Л.М., Бондарева Е.В. Формирование ключевых компетенций педагога и учащихся как основы становления нового качества образования // Вестник научных конференций. 2016. № 9-5 (13). С. 17-18.
7. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском
возрасте: монография. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
8. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.
9. Борисова Г.В., Аветова Т.Ю., Косова Л.Ю. Современные
технологии обучения: Методическое пособие по использованию
интерактивных методов в обучении. Спб., 2002. 79 с.
10. Васильева, Л. Д. Педагогические условия формирования информационно-функциональной компетентности учащихся: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01: утв. 22.03.2004. Уфа,2004. 213 с.
11. Виртуальный музей как средство распространения культурной и образовательной информации в рамках воспитательного пространства / под ред. Е.В. Тумановой. М.: Просвещение, 2012. 213 с.
12. Водопьянова Е. В. Уроки окружающего мира -уроки открытий / Е. В. Водопьянова // Начальная школа. 2009. № 10.С.46-51.
13. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. И.Ю. Кулагиной. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 464 с.
14. Воровщиков С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: теория, технология: учебное пособие. М.: 5 за знания, 2009. 300 с.
15. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. М.: Изд-во МГУ, 2005. 45 с.
... всего 83 источников