Реферат
ВВЕДЕНИЕ ......... 4
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИЗУЧЕНИЯ ИМИДЖА СТРАНЫ 7
1.1. Понятие и факторы формирования имиджа страны . . 7
1.2. Молодежь как социально-демографическая группа . . 21
2. ОСНОВНЫ Е ХАРАКТЕРИСТИКИ ИМИДЖА СТРАНЫ
В ОЦЕНКАХ МОЛОДЕЖИ 36
2.1.Отношение молодежи к имиджу России и факторы влияющие
на его формирование . . . . . . . . . 36
2.2.Основные стереотипы о России и значимость имиджа страны для
молодежи ........... 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ... 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Программа социологического исследования . 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Инструмент исследования - анкета . . 68
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Таблицы одномерного распределения . . 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Г - Таблицы парного распределения . . 93
ПРИЛОЖЕНИЕ Д - Сведения об интервьюируемых ... 99
Актуальность темы исследования. Исследование имиджа страны, сегодня, представляет собой относительно новое и перспективное направление для исследований в различных областях науки. Имидж страны - это многомерное, комплексное понятие, включающее элементы разных сфер жизни общества. В настоящий момент вопрос об улучшении внутреннего имиджа России руководством нашего государства поставлен на первое место. Формирование позитивного внутреннего имиджа страны необходимо осуществлять, опираясь на научно-обоснованные представления о предпосылках, факторах, условиях и механизмах этого формирования, определение специфики их действия у различных социальных групп населения. Позитивный имидж страны в глазах его граждан может стать мощным фактором объединения нации, укрепления идентичности народа, обеспечения поддержки им внутренней и внешней политики, одним из условий социальной безопасности. Поэтому важно понимать, какой имидж России в глазах общества, а именно молодежи, так как специфика данной возрастной категории заключается в относительной легкости восприятия социальных изменений, меньшей подверженности сложившимся стереотипам и в то же время недостаточной вовлеченности и социальной активности. Таким образом, если у граждан страны сформирован позитивный имидж, то он может стать мощным фактором объединения нации, укрепления идентичности народа, обеспечения поддержки им внутренней и внешней политики, одним из условий социальной безопасности.
Степень научной разработанности.
Набирающая в последнее время популярность тематика формирования и поддержания позитивного имиджа государства из сферы публицистики постепенно переходит в русло серьезных научных исследований.
Первые попытки отечественных исследований имиджа были предприняты в 60-е гг. 20 века, но лишь в конце 20 - начале 21 века все больше стал ощущаться спрос на теорию и практику имиджирования в России. В 2003 году была открыта Академия имиджеологии, которая ведет активную работу по развитию политической имиджеологии. Различные аспекты имиджа и имиджмейкинга привлекают внимание таких российских ученых, как Галумов Э. А, который разработал политтологичекий подход к моделированию имиджа, также хочется отметить работу группы исследователей под руководством Гавра Д.П., где представлен наиболее полный анализ феномена «имидж государства». Другие исследователи, внесшие вклад в изучение имиджа - Калюжная Е.Г., Горбушина О.П., Перелыгина Е.Б., Петрова Е.А., Шепель В.М., Киселев И.Ю., Смирнова А.Г. и другие. Характерной чертой российских исследований имиджа страны является применение междисциплинарного подхода.
Изучением понятия молодежь, ее особенностями и спецификой этой социальной группы занимаются такие российские ученые, как Безрукова О.Н., Лисовский В. Т., Головатый Н.Ф., Вишневский Ю.Р., Караев А.М., Луков В.А. и другие.
Объектом исследования является молодежь 16 - 30 лет.
Предметом дипломного исследования является имидж России в оценках молодежи
Цель дипломной работы - выяснить, как оценивает имидж России молодежь г. Екатеринбурга
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать понятия и факторы формирования имиджа страны
2. Рассмотреть молодежь как социально-демографическую группу
3. Проанализировать отношение молодежи к имиджу России и факторы, влияющие на его формирование
4. Проанализировать значимость имиджа страны для молодежи и стереотипные представления о ней
Эмпирической базой исследования послужили материалы социологических исследований ВЦИОМ 2015 - 2016 годов, сайт Федеральной службы государственной статистики, диссертация Горбушиной О.П. «Имидж страны у российской молодежи», а также материалы международной межвузовской студенческой научно-практической конференции, посвященной году молодежи в РФ «Современная молодежь: проблемы и перспективы развития». Основу составляет исследование, проведенное автором дипломной работы в городе Екатеринбурге в мае 2016 года. В качестве метода сбора первичной информации использовался анкетный опрос молодежи г. Екатеринбурга, в ходе которого было опрошено 200 человек в возрасте от 16 до 30 лет. В ходе исследования использовалась программа обработки и анализа социологической информации Vortex. 10.
Практическая значимость работы. Результаты данного исследования могут быть использованы в дальнейших социологических исследованиях для изучения имиджа страны, а также материалы исследования могут использоваться в ходе чтения лекций по курсам «Политическая социология», «Институциональная социология», «Социология молодежи». Эмпирические материалы исследования могут быть полезны для органов государственных служб.
Таким образом, мы в полном объеме раскрыли задачи исследования, проверили гипотезы.
Основные выводы исследования: большая часть респондентов правильно понимает термин «имидж страны». Мы проанализировали отношение молодежи к России, как показал опрос отношение - положительное, так у большинства опрошенных позитивные и добрые эмоции о России, позитивное отношение к лидеру страны и проводимой им политики.
Основные позитивные факторы формирования имиджа страны - это природно-ресурсный потенциал страны, национально- -- культурное наследие страны, культурный и духовный потенциал российского общества, благоприятный политический режим, влиятельность политического потенциала России, экономика страны, семейная политика, наличие большего количества позитивных стереотипов о стране, большая часть опрошенной молодежи являются патриотами.
К негативным факторам формирования имиджа страны относятся экономическо-правовой потенциал России, проблема правосудия, финансовой и правовой поддержки со стороны государства, уровень образования в стране, сложившиеся негативные стереотипы о стране.
В ходе исследования было установлено, что среди молодежи больше распространены позитивные стереотипы, чем негативные. Также было установлено, что большинство молодежи желает жить в России.
Таким образом, на наш взгляд, на сегодняшний день имидж России в оценках молодежи скорее позитивный, так как включает в себя больше положительных факторов, чем негативных.