Актуальность темы исследования. Актуальность темы подкреплена острой необходимостью в знаниях о потребительском поведении российской молодежи как крупной социальной общности активных потребителей товаров и услуг, обладающих большим потребительским потенциалом, непосредственно влияющих на развитие российского потребительского рынка, а значит, и на состояние производительных сил. В современном динамично развивающемся мире возрастает роль молодежи. Формируются новые модели поведения молодежи. Заметные сдвиги произошли в мотивационной структуре, структуре потребностей, потребительском поведении. Изучение потребительского поведения молодежи необходимо и для выработки молодежной и экономической политики государства, имеющих целью улучшение социальноэкономического положения молодых членов российского общества, создание достаточных гарантий для реализации молодыми гражданами своих прав на образование, труд, охрану здоровья, отдых, на гармоничное духовное, нравственное и физическое развитие. Молодые люди нацелены на повышение уровня жизни, получение достаточно высокого уровня образования, профессионального и карьерного роста. Можно с уверенностью говорить о наличии у молодежи установок на перемены. Большинство новинок, выходящих на рынок товаров и услуг, ориентируются именно на молодых потребителей, открытых новому и не боящихся экспериментов.
Степень научной разработанности. Проблема потребительского поведения изучается достаточно давно. Изучение потребительского поведения основано на трудах, связанных с различными ракурсами исследования социального феномена потребления. Осмысление феномена потребления в контексте социально-культурных изменений общества отражено в работах Т. Веблена, который предложил теорию престижного потребления, Г. Зиммеля, рассматривающего идеи моды. М.Вебера сформулировавшего концепцию
статусных групп. Предметом рассмотрения Ж.Бодрийяра, П.Бурдье и др. стало символическое значение потребления.
Современные направления исследований потребления и потребительского поведения в русле социально-экономических наук и социально-ориентированной экономики в России представлены И.В. Алешиной, Е.П. Голубковым, В.В. Радаевым. Анализ потребления с точки зрения с точки зрения социально-культурных факторов представлен в работах В.И. Ильина.А.Б. Гофман также внес свой вклад, в изучение проблемы, написав работу «Мода и люди Новая теория моды и модного поведения».
Что касается социологии молодежи, в центре внимания ученых находится - изучение роли и места молодежи в современном мире, анализ интересов и потребностей, ценностных ориентации и социальных ожиданий различных категорий молодого поколения в сферах труда, учебы и досуга. Проблематика формирования и развития системы социального обслуживания молодежи раскрыта в трудах таких ученых, как: А.П. Чернявская,
А.С. Сорвин, В.Т. Лисовский, К.Мангейма, М.Мида, И.С. Кона.
Объектом исследования является потребительское поведение.
Предметом исследования выступают факторы потребительского поведения молодежи.
Цель исследования: проанализировать факторы потребительского поведения молодежи.
Задачи:
1. Проанализировать понятия и факторы потребительского поведения
2. Рассмотреть молодежь как один из основных субъектов потребления
3. Проанализировать характеристики потребительского поведения молодежи
4. Проанализировать мнение молодежи о факторах потребительского поведения.
Эмпирической базой исследования послужили материалы конкретносоциологических исследований последних лет. Основу составляет 9
исследование, проведенное автором дипломной работы в городе Екатеринбурге в мае 2016 года. В качестве метода сбора первичной информации использовался анкетный опрос, в ходе которого было опрошено 200 человек в возрасте от 18 до 30 лет.
Практическая значимость работы. Результаты данного исследования могут быть использованы в дальнейших социологических и маркетинговых исследованиях в сфере потребительского поведения, а также материалы исследования могут использоваться в ходе чтения лекций по курсам «Потребительское поведение», «Социология маркетинга». Эмпирические материалы исследования могут быть полезны руководителям организаций, работающих в сфере обслуживания потребителей, для выработки стратегии продаж, а также могут быть использованы в разработке молодежной и экономической политики государства.
Данная дипломная работа была посвящена изучению факторов потребительского поведения, молодежи города Екатеринбурга. В параграфах данной работы было рассмотрено более подробно потребительское поведение и молодежь как один из основных субъектов потребления. Более подробно рассмотрена характеристика особенностей как социально-демографической группы, понятие «молодежь», особенности возрастных границ с точки зрения социологии, а так же проблемы молодежи. Наряду с этим нами была затронута тема ценностных ориентаций молодежи.
Молодежь находится в непростых экономических условиях, которые определяют ее потребительское поведение. Такие качества как сдержанность, рациональность преобладают в потребительском поведении молодежи, она не склонна к необдуманным решениям, так как пока не имеет постоянного заработка и боится рисковать
В настоящее время для молодежи характерна сдержанность, рациональность. Основные жизненные ценности остаются для молодежи традиционными - семья, любовь, здоровье. Так же стоит отметить, что при выборе товара или услуги молодежь в большей степени обращается к друзьям и знакомым но в тоже время не склонна слишком ему доверять. Также в качестве источника информации выбирает интернет.
Хотелось бы сделать общие выводы. Мною были поставлены пять гипотезы. Из этих гипотез подтвердилось 4
Гипотезы:
1. Среди внешних факторов наибольшее влияние оказывают: ценности, референтные группы, семья, социальный статус. Среди внутренних факторов наибольшее влияние оказывают: стереотипы, эмоции, восприятие;
2. Мода является значимым фактором, определяющим потребительское поведение именно в данной возрастной группе. Бренды также оказывают значительное влияние на потребительское поведение молодежи;
3. Молодежь, как социальная группа - в большей степени склонна к демонстративному потребительскому потреблению;
4. Главными ценностями для молодежи являются: деньги, карьера, семья, друзья, любовь;
5. Большую часть своих денежных средств молодежь тратит на: еду, одежду, развлечения, путешествия.
Как оказалось мода и бренды не являются значительным фактором для молодежи при совершении покупок, это можно объяснить тем, что в современном мире у молодежи появляются другие приоритеты, и выбор в магазинах очень большой, ценность брендов теряется на этом фоне, к тому же сейчас почти все брендовые молодежные магазины, создают абсолютно массовые товары и почти в каждом магазине ассортимент однообразен.
Хочется еще раз отметить тот факт, почему важно изучать потребительское поведение молодежи.
Изучение потребительского поведения молодежи необходимо для выработки молодежной и экономической политики государства, имеющих целью улучшение социально-экономического положения молодых членов российского общества, создание достаточных гарантий для реализации молодыми гражданами своих прав на образование, на гармоничное духовное, нравственное и физическое развитие.
1. Алёшина И.В. Поведение потребителей: Учебник. [Текст] / И.В. Алешина. Москва: Экономист, 2006. 527 с.
2. Блэкуэлл Р.Д. Поведение потребителей: Учебник. [Текст] / Р.Д. Блэкуэлл. Санкт-Петербург: Питер, 2010. 944 с.
3. Бурстин Д.Дж. Сообщества потребления: Учебник. [Текст] / Д. Дж. Бурстин. Москва: Thesis, 1993. 300 с.
4. Веблен Т. Теория праздного класса: Учебник. [Текст] / Т. Веблен. Москва: Прогресс, 1984. 368 с.
5. Гофман А.Б. Мода и люди Новая теория моды и модного поведения: Учебное пособие. [Текст] / А.Б. Гофман. Санкт- Петербург: Питер, 2003. 208 с.
6. Зиммель Г. Созерцание жизни: Книга. [Текст]
/ Г. Зиммель. Москва: Юрист, 1996. 607 с.
7. Ильин В.И. Поведение потребителей: Учебное пособие. [Текст] / В. И. Ильин. Санкт- Петербург: Питер, 2005. 232 с.
8. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие[Текст] / Л.Г. Ионин. Москва: Самиздат, 2000. 226 с.
9. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег: Книга [Текст] / Дж.М. Кейнс. Москва: Гелиос АРВ, 2002 352 с.
10. Кон И.С. Образование, общество, молодежь: Книга. [Текст] / И.С Кон. Москва: Наука, 1992. 336 с.
11. Котлер К. Основы маркетинга: Книга. [Текст] / К. Котлер. Москва: Прогрес, 1991. 657 с.
12. Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса: Учебник. [Текст] / Х. Лейбстайн. Санкт- Петербург: Экономическая школа, 2000. 463 с.
13. Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебное пособие [Текст] / В.Т. Лисовский. Санкт-Петербург: Питер, 1996. 361с.
14. Мангейм К. Диагноз нашего времени: Книга. [Текст] / К. Мангейм. Москва: Юрист, 1994. 693 с.
15. Маркс К. Капитал: Книга. [Текст] / К. Маркс. Москва: Политиздат, 1993. 400 с....44