ВВЕДЕНИЕ 6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА 9
1.1. Понятие термина «Учебно-методический комплекс» 9
1.2. Принципы разработки учебно-методического комплекса
дисциплины 13
1.3. Структура учебно-методического комплекса дисциплины 14
1.4. Этапы разработки УМК 16
1.5. Требования к структурным элементам учебно-методического
комплекса дисциплины 18
2. АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ
МАШИНЫ» 26
2.1. Критерии анализа 26
2.2. Анализ учебных пособий и учебников 31
2.3. Анализ справочной литературы 37
3. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
УСПЕВАЕМОСТИ 39
3.1. Структура учебно-методического комплекса дисциплины
«Электрические машины» 39
3.2. Характеристика раздела УМКД «Цели освоения дисциплины» и
«Место дисциплины в структуре ООП ВПО» 40
3.3. Характеристика раздела УМКД «Компетенции студента,
формируемые в результате освоения дисциплины» 44
3.4. Характеристика раздела УМКД «Структура дисциплины» 46
3.5. Характеристика раздела УМКД «Образовательные технологии» . . 51
3.6. Учебно-методическое обеспечение для подготовки к практическим
занятиям 56
3.7. Описание лабораторного практикума 58
3.8. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
студентов 63
4. РАЗДЕЛ ЭКОНОМИКИ 67
4.1. Цель выпускной квалификационной работы 67
4.2. Техническое описание разрабатываемого мероприятия 67
4.3. Экономический расчет 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ А 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 79
ПРИЛОЖЕНИЕ В 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 81
Идея модернизировать обучения при помощи специально подготовленных УМК мотивирована рядом обстоятельств при проведении анализа ситуации в университетах,, а также при изучении различных тенденций развития высшего образования. Среди этих мотиваций можно обратить внимание на следующие:
1) наличие конкурсной основы среди абитуриентов ВУЗов;
2) в современных обстоятельствах от выпускника ВУЗа необходимо постоянное самосовершенствование. В связи с этим идея непрерывного образования является весьма ценной;
3) развитие новых форм получения образования в условиях информатизации общества протекает вместе с мировой тенденцией, которая состоит в ряде принципиальных изменений при организации учебной деятельности слушателей: сокращение аудиторных часов нагрузки возрастания долевой части самостоятельной работы студентов;
4) дистанционное образование может являться одним из способов обучения, реализующегося в различных формах (очной, заочной, экстерната, обучения с использованием телекоммуникационных средств компьютерных систем и др.).
Поэтому, выпуск учебных пособий по дисциплинам является очень важной задачей и имеет высокую степень актуальности.
Изучение дисциплины основывается на знаниях, полученных студентами при изучении физики и общей электротехники. Курс «Электрические машины» дает формирование умений самостоятельного решения профессиональных задач, овладение методами научного исследования на основе использования научного содержания изученных и изучаемых дисциплин. Изучение курса дает знание тех условий, в которых будут работать электрические машины, ознакомит инженеров-электриков с изучением теории, устройства и практики по электрическим машинам, что может быть использовано при выполнении курсовых и дипломных проектов.
Разработка и использование учебно-методических комплексов в учебном процессе направлено на повышение эффективности обучения. Это способствует внедрению прогрессивных форм, методов и средств обучения, оптимизации учебного процесса на основе комплексного, системного, целостного подхода к каждому компоненту учебного процесса, к любому виду деятельности преподавателя и студентов (например, позволяет преподавателю заранее предусмотреть учащимся разноплановые задания и упражнения).
С помощью учебно-методического комплекса становится реальным прогнозирование уровней обучения на разных этапах изучения предмета; поэтапное изучение учебно-методического комплекса учебного предмета (темы) может и должна трансформироваться в соответствии с конкретными условиями преподавания (личностью преподавателя, возрастным цензом учебной группы, количеством учебных часов и часов, отведенных на самостоятельную работу, наличием средств обучения и т.д.).
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМК) является частью основной образовательной программы специальности или направления, выступает обязательным элементом документационного обеспечения образовательного процесса.
Создание УМК нацелено на выполнение требований Г осударственного образовательного стандарта к подготовке выпускника по специальности и предназначено для:
• организации деятельности студентов по самостоятельному изучению дисциплины;
• оказания методической помощи преподавателям при подготовке и проведении учебных занятий по дисциплине;
• планирования и оценки работы кафедр по совершенствованию методического обеспечения учебного процесса.
Из выше изложенного материала вытекает тема нашей дипломной работы: «Разработка учебно-методического комплекса по дисциплине «Электрические машины».
Актуальность темы исследования определяется необходимостью обеспечения качества учебных занятий и отсутствием учебно-методических комплексов по их организации и проведению.
Объектом работы является процесс обучения в РПП1У по дисциплине «Электрические машины».
Предметом работы является разработка учебно-методического комплекса дисциплины «Электрические машины».
Целью данной исследовательской работы является: анализ теоретикометодических основ и разработка учебно-методического комплекса по дисциплине «Электрические машины».
Задачи выпускной квалификационной работы:
• собрать и обработать информацию по дисциплине;
• провести анализ учебной литературы;
• разработать структуру дисциплины;
• разработать изучаемые темы и курс лекций;
• разработать лабораторные работы;
• разработать курсовой проект и контрольную работу;
• разработать формы контроля;
• разработать перечень вопросов, выносимых на зачет и экзамен.
В выпускной квалификационной работе по теме «Разработка учебнометодического комплекса дисциплины «Электрические машины»» изучены и проанализированы особенности обучения по дисциплине профессионального цикла, понятие и компонентный состав учебно - методического комплекса и теоретические особенности его разработки.
Учебно-методический комплекс (УМК) - это комплекс учебных и методических средств поддержки процесса преподавания дисциплины «Электрические машины», где выделяются основные требования: теоретическое введение простота в использовании наличие тестов. Эффективность учебно-методического комплекса (УМК) определяется его соответствием целям процесса, в реализации которого они применяются условиям реализации этого процесса и способностью адаптироваться к конкретной деятельности субъектов данного процесса. Задачей УМК является предоставление учащемуся средств обучения и организации процесса обучения.
Структура учебно-методического комплекса дисциплины одержит: (извлечение) из ФГОС специальности, примерную учебную программу дисциплины (при наличии), рабочую программу учебные издания, методические указания, учебные и учебно-методические средства дистанционного обучения, контрольные задания по проверке остаточных знаний студентов, вопросы к экзамену.
Таким образом, цель дисциплины и разработанного учебнометодического комплекса - овладение знаниями в области основ электрических машин, формирование умений и реализации различных приемов и методов их использования, необходимых для осознанного применения их при решении различных практико-ориентированных задач.
Задачами учебно-методического комплекса является - формирование базовых понятий, необходимых для восприятия и осмысления дисциплины «Электрические машины», базовых знаний, необходимых для осмысления методических дисциплин ориентированных на использование электрических машин.
Материал дисциплины «Электрические машины» изучается студентами на основе лекций, рекомендованной литературы, учебных методических пособий и усваивается при выполнении лабораторных работ. Проверка качества освоения материала по дисциплине предполагается осуществлять через проведение планируемых мероприятий, разных по форме и объему, позволяющий в течение семестра определить уровень освоения практического и теоретического материала.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Электрические машины» ориентируется на принципы фундаментальности, систематичности и прагматичности, что обусловливает включение в программу изучение как базовых элементов теории с демонстрацией практического и теоретического применения, так и получение навыков практического использования текущих стандартов в области применения электрических машин. Содержательное наполнение дисциплины обусловлено общими задачами профессиональной подготовки в рамках специализации «Энергетика».
Таким образом, в ходе выполнения данной выпускной квалификационной работы цели и задачи были достигнуты, проведен анализ учебной литературы, представлена разработка курса лекций, сформулирован перечень вопросов, выносимых на зачет и экзамен, разработан курсовой проект и контрольная работа, разработаны методические указания для проведения лабораторных работ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный учебно-методический комплекс может быть внедрен в процесс обучения по теме «Электрические машины»....
1. Алиев И.И. Асинхронные двигатели в трехфазном и однофазном режимах. — М.: ИП РадиоСофт, 2004.— 128 с.
2. Андрианов В.Н. Электрические машины и аппараты: М.: Колос, 1971.- 448 с.
3. Арменский Е.В., Фалк Г.Б. Электрические микромашины: Изд. 2е., перераб. и доп. Учеб. пособие для электротехн. специальностей вузов, М.: Высш. школа, 1975. - 384 с.
4. Батурин Г.И., Кузьмин Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия. 2010. - 243 с.
5. Беляев Е.Ф. Расчет и проектирование электрических машин постоянного тока малой мощности: Пермь: ПГТУ, 2001. - 72 с.
6. Брандина Е.П. Электрические машины: Учебное пособие. — СПб.: СЗГТУ, 2004. — 152 с.
7. Васьков Е.Я. Информационно-методическое обеспечение
педагогического процесса // Профессионал. - 2009. - №4. - С. 77-92 с.
8. Вьюнов В.С. Справочник по электрическим машинам.
Н.:Новгород., 2011. - 205 с.
9. Герман-Галкин С.Г. Matlab & Simulink. Проектирование мехатронных систем на ПК. - СПб.: КОРОНА-Век, 2012. - 368 с.
10. Герман-Галкин С.Г. Виртуальные лаборатории
полупроводниковых систем в среде Matlab-Simulink [Электронный ресурс]: учебник для вузов / С.Г. Герман-Галкин. - Электрон. текстовые дан. - Санкт- Петербург; Москва; Краснодар: Лань, 2013. - 442 с.: ил., табл. - (Учебники для вузов. Специальная литература). - Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/36998/.
11. Денисов В.А. Электрические машины переменного тока: учебное пособие для вузов по направлению "Электроэнергетика и электротехника" [Гриф Московского государственного технологического университета "Станкин"] / В.А. Денисов. - Старый Оскол: Тонкие наукоемкие технологии, 2013. - 163 с.: ил., табл.
12. Иньков Ю.М. Электротехника и электроника. - М.: Академия,
2012. - 368 с.
13. Кацман М.М. Справочник по электрическим машинам. Учеб. пособие для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / Марк Михаилович Кацман. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 480 с.
14. Кацман М.М. Электрические машины. - М.: Высшая школа,
2011. - 463 с.
15. Копылов И.П. Справочник по электрическим машинам. Том 1. М.: Энергоатомиздат, 1988. - 456 с.....30