МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ СИСТЕМЫ « АВТОНОМНЫЙ ИНВЕРТОР
НАПРЯЖЕНИЯ С ШИРОТНО-ИМПУЛЬСНОЙ МОДУЛЯЦИЕЙ -
АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ» С ВЕКТОРНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ КООРДИНАТ В СИСТЕМАХ
УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯМИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 9
1.1. Выбор системы базовых величин 9
1.2. Переход от математического описания асинхронного
двигателя в физических единицах к описанию в относительных единицах 11
1.3. Фазные преобразования переменных 14
1.4. Координатные преобразования 18
1.5. Математическая модель фазных и координатных
преобразований в Matlab-Simulink 21
2. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ АСИНХРОННОГО
ДВИГАТЕЛЯ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ 25
2.1. Схемы замещения асинхронного двигателя 25
2.2. Структурная схема математической модели двигателя в
произвольной системе координат 30
2.3. Математическая модель асинхронного двигателя в
координатах x, у 39
2.4. Расчет параметров математической модели
асинхронного двигателя 44
3. ШИРОТНО-ИМПУЛЬСНАЯ МОДУЛЯЦИЯ 51
4. ВЕКТОРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АСИНХРОННЫМ
ДВИГАТЕЛЕМ 56
4.1. Система векторного управления 56
4.2. Модели наблюдателей для датчиковой системы
векторного управления 60
4.3. Блок компенсации ЭДС 61
4.4. Синтез регуляторов 62
5. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ
АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ СИСТЕМЫ «АВТОНОМНЫЙ ИНВЕРТОР НАПРЯЖЕНИЯ С ШИРОТНОИМПУЛЬСНОЙ МОДУЛЯЦИЕЙ - АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ» С ВЕКТОРНОЙ СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ 67
5.1. Модель асинхронного двигателя в абсолютных единицах 68
5.2. Модель преобразователя частоты со звеном постоянного
тока 76
5.3. Датчики 78
6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ А 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 89
ПРИЛОЖЕНИЕ В 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 91
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 93
Известно, что наиболее простыми, а следовательно, и надежными являются асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором. Однако при всех своих достоинствах они имеют существенный недостаток - сложность в регулировании скорости. До появления частотных преобразователей асинхронные двигатели имели достаточно узкое применение, в основном в нерегулируемых электроприводах или в приводах с невысоким качеством регулирования. В настоящее время существуют различные алгоритмы управления как наиболее простые (скалярное управление), так и сложные (векторное датчиковое и бездатчиковое управление), позволяющие применять асинхронный двигатель (АД) для решения разнообразных технологических задач.
Для исследования систем с частотным управлением использование аналитических методов чрезвычайно трудоемко, а в ряде случаев невозможно. Это реализуется применением метода математического моделирования.
Сущность моделирования заключается в замене реальной системы, машины или их отдельных элементов моделью, которая находится с ними в некотором соответствии и способна частично или полностью воспроизводить свойства и характеристики реальной системы. Происходящие в модели процессы, можно легко регистрировать, проверять их соответствие результатам теоретического анализа, заменять аналитические расчеты процессов их непосредственным наблюдением. Математическая модель позволяет решать все основные задачи экспериментального исследования.
Можно выделить два основных метода моделирования: физическое и математическое.
Физическое моделирование представляет собой моделирование, при котором исследование машины или процесса заменяется исследованием модели той же физической природы. Любой лабораторный физический эксперимент можно заменить моделированием, что представляет особую ценность для сложных систем и машин. Это дает возможность исследовать явления, которые происходят в машине-оригинале, при сохранении их физической природы.
Единство материального мира приводит к поразительной идентичности уравнений, описывающих процессы в самых различных областях физики. Это позволяет изучать явления, происходящие в оригинале, на модели, физическая природа которой отлична от физической природы оригинала.
Математическим называют такое моделирование, при котором модель и оригинал различны по своей физической природе, но могут быть описаны одинаковыми по форме уравнениями.
Математическое моделирование развивается в двух основных направлениях: построение моделей прямой аналогии на основе известных систем аналогий и построение вычислительных машин (цифровых, аналоговых и аналого-цифровых).
При использовании вычислительных машин в математическом моделировании отсутствует прямая аналогия между величинами, характеризующими изучаемое явление, и величинами, получаемыми в результате выполнения отдельных математических операций. Таким образом, исследование с помощью вычислительной машины сводится к анализу его математического описания [16].
Система автоматического регулирования (САР) скорости системы «автономный инвертор напряжения (АИН) с широтно-импульсной модуляцией (ШИМ) - асинхронный двигатель» с векторным управлением является довольно сложной. Анализ этих систем требует математических моделей различного уровня сложности. Полная модель должна учитывать способы коммутации обмоток; процессы переключения транзисторов; несинусоидаль- ность токов в АД; взаимное влияние процессов в обмотках статора и ротора АД.
С помощью математической модели можно провести исследования процессов, происходящих в машине, и снять ее характеристики, что позволит сократить расходы на дорогостоящие эксперименты и в итоге подобрать реальную систему.
Объектом исследования является разработка системы САР скорости системы «АИН ШИМ - АД» с векторным управлением.
Предметом исследования является математическая модель асинхронного двигателя в абсолютных единицах на основе электрических схем замещения, системы векторного управления, широтно-импульсная модуляция, мостовая схема инвертора напряжения.
Цель работы: выполнить разработку математической модели системы автоматического регулирования скорости системы «Автономный инвертор напряжения с широтно-импульсной модуляцией - асинхронный двигатель» с векторным управлением.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• проанализировать литературу по данной теме;
• выбрать систему относительных единиц;
• рассмотреть методы фазных и координатных преобразований;
• построить математическую модель асинхронного двигателя в абсолютных и относительных единицах в различных системах координат;
• построить модель синусоидальной ШИМ;
• обосновать структуру системы векторного управления;
• синтезировать регуляторы тока, потокосцепления ротора и скорости;
• построить модель частотного преобразователя на базе IGBT- транзисторов;
• построить модель САР скорости системы «АИН ШИМ - АД» с векторным управлением с идеализированными транзисторными ключами.
Настоящая выпускная квалификационная работа была посвящена разработке математической модели системы автоматического регулирования
скорости системы «автономный инвертор напряжения с широтноимпульсной модуляцией – асинхронный двигатель» с векторным управлением.
В данной работе рассмотрены подходы к математическому описанию
асинхронного двигателя (АД) и системы управления в системе относительных единиц. Показаны преимущества такого подхода. Рассмотрены различные принципы фазных преобразований, на основании чего выбран принцип,
позволяющий сохранить относительные и базовые значения переменных при
преобразовании.
Разработана модель – «Автономны инвертор напряжения с широтноимпульсной модуляцией – асинхронный двигатель» (АИН ШИМ – АД) с векторным управлением, с использованием библиотеки Matlab – SimPowerSystems для моделирования частотного преобразователя на базе IGBTтранзисторов.
В ходе работы были выполненные основные задачи:
- отобрана и проанализирована литература;
- выбрана система базовых единиц;
- рассмотрены способы фазных и координатных преобразований: abc,
αβ, uv, dq, xy.
- построена математическая модель АД в системе относительных и абсолютных единиц;
- построена модель синусоидальной ШИМ;
- обоснована и синтезирована система векторного управления;
- синтезированы регуляторы тока, потокосцепления ротора и скорости;
- построена модель частотного преобразователя на базе IGBT - транзисторов;
84 БР.44.03.04.139.2016
При этом была достигнута главная цель – разработать систему САР
скорости системы «АИН ШИМ – АД» с векторным управлением.
Данную разработку можно использовать в учебном процессе по дисциплинам «Математическое моделирование электромеханических систем» и
«Системы управления электроприводов».
1. Анучин А.С. Системы управления электроприводов: учебник для вузов. – М.: МЭИ, 2015. – 373 с.
2. Герман-Галкин С.Г. Компьютерное моделирование полупроводниковых систем в Matlab 6.0. СПб.: КОРОНА-Принт, 2010. – 320 с.
3. Дьяконов В.П. MATLAB. Полный самоучитель. М.: ДМК Пресс,
2012. – 768 с
4. Емельянов А.А., Бесклеткин В.В., Авдеев А.С., Габзалилов Э.Ф.,
Прокопьев К.В., Ситенко А.А. Математическая модель асинхронного двигателя с переменными Ψr - Is в системе абсолютных единиц // Молодой ученый. — 2015. — № 13. — С. 20-31.
5. Емельянов А.А., Бесклеткин В.В., Авдеев А.С., Чернов М.В., Киряков Г.А., Габзалилов Э.Ф., Фуртиков К.А., Реутов А.Я., Королёв О.А. Математическая модель асинхронного двигателя с переменными Ψr - Is в произвольной системе координат на основе интегрирующих звеньев // Молодой
ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 7-30.
6. Емельянов А.А., Бесклеткин В.В., Авдеев А.С., Чернов М.В., Киряков Г.А., Габзалилов Э.Ф., Прокопьев К.В., Косарев С.В., Коркин А.А.,
Щипицын К.Д. Моделирование системы «АИН ШИМ – АД» с переменными
Ψr - Is в неподвижной системе координат α, β на основе интегрирующих звеньев // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 37-49.
7. Емельянов А.А., Бесклеткин В.В., Авдеев А.С., Чернов М.В., Киряков Г.А., Габзалилов Э.Ф., Прокопьев К.В., Ситенков А.А., Косарев С.В.,
Коркин А.А., Щипицын К.Д. Моделирование системы АИН ШИМ – АД с переменными во вращающейся системе координат на основе интегрирующих
звеньев // Молодой ученый. — 2016. — №3.
8. Емельянов А.А., Бесклеткин В.В., Авдеев А.С., Чернов М.В., Киряков Г.А., Габзалилов Э.Ф., Фуртиков К.А., Реутов А.Я., Королев О.А. Математическая модель асинхронного двигателя с переменными в произвольной
86 БР.44.03.04.139.2016
системе координат на основе интегрирующих звеньев // Молодой ученый. —
2015. — №15. — С. 7-30.
9. Емельянов А.А., Козлов А.М., Бесклеткин В.В., Авдеев А.С., Чернов
М.В., Киряков Г.А., Габзалилов Э.Ф., Фуртиков К.А., Реутов А.Я., Королёв
О.А. Пространственные векторы в асинхронном двигателе в относительной
системе единиц // Молодой ученый. - 2015. - № 11. - С. 133-156.
10. Емельянов А.А., Козлов А.М., Бесклеткин В.В., Авдеев А.С., Чернов М.В., Киряков Г.А., Габзалилов Э.Ф., Фуртиков К.А., Реутов А.Я., Королёв О.А. Математическая модель асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором в неподвижной системе координат с переменными Ψr - Is // Молодой ученый. — 2015. — № 13. — С. 20-31.
11. Ковач К.П., Рац И. Переходные процессы в машинах переменного
тока / Пер. с нем. - М.Л.: Госэнергоиздат, 1963. - 735 с.: ил.
12. Копылов И.П. Проектирование электрических машин: Учеб. пособие для вузов / И.П. Копылов, Ф.А. Горяинов, Б.К. Клоков и др. – М.: Энергия, 1980. – 496 с.
13. Кравчик А.И. Асинхронные двигатели серии 4А. Справочник: -
М.:Энергоиздат, 1982. – 502 с.
14. Медведев А.В., Емельянов А.А., Клишин А.В. Математическая модель асинхронного двигателя в неподвижной системе координат с переменными Ir – Ψr // Молодой ученый. — 2010. — №4. — С. 8-24.
15. Сипайлов Г. А., Лоос А. В. Математическое моделирование электрических машин (АВМ):-Учебное пособие для студентов вузов. — М.:
Высш. школа, 1980. — 176 с.
16. Терехов В.М. Системы управления электроприводов: учебник для
студентов высших учебных заведений / В.М. Терехов, О.И. Осипов; под редакцией В.М. Терехова. – 2-е издание. – М.: «Академия», 2006. – 304 с...21