ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЕСТАВРАЦИЯ КАК МЕТОД ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ 15
1.1. Эволюция термина «реставрация» 15
1.2. Цели, задачи и принципы реставрации 21
1.3. Нормативно-правовое регулирование процесса реставрации 27
2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ РЕСТАВРАЦИИ 39
2.1. Понятие «реставрация» и её место в системе мер обеспечения
сохранности документов 39
2.2. Правила и порядок работы реставратора с документами 44
2.3. Основные технологии реставрации 50
3. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РЕСТАВРАЦИИ 59
3.1. Теоретические и практические проблемы реставрации 59
3.2. Особенности реставрации в учреждениях Екатеринбурга 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Сравнительные характеристики деятельности реставрационных центров г.
Екатеринбурга 83
2. Форма паспорта реставрации памятника истории и культуры 85
3. Пример оформления паспорта в реставрационном центре им. академика
И. Э.Грабаря 89
4. Внешний вид объекта до реставрации 93
5. Внешний вид объекта после реставрации 95
Общество всегда ответственно перед будущим поколением за сохранение мирового культурного наследия. Документы на бумажных носителях являются одними из самых ценных памятников культуры. Благодаря сохранившимся до нас письменным источникам мы может представить, как жили люди прошлого, как происходило развитие общества. На реставраторах лежит огромная ответственность за сохранность памятников, не случайно их работу нередко сравнивают с работой хирургов. Одно неточное движение может повлечь за собой если не гибель, то во всяком случае изменение формы и качества документального источника.
Значимые для общества письменные памятники, хранятся не только в архивах, но и в библиотеках, музеях, академических и вузовских подразделениях. Эти учреждения призваны обеспечивать к ним доступ, предоставлять их пользователю, однако в этом заложено очевидное противоречие: с одной стороны они обязаны обеспечивать сохранность памятников, но с другой - предоставлять доступ к ним пользователей. При этом данные учреждения несут непосредственную материальную, профессиональную и моральную ответственность перед будущим поколением за сохранение достижений, накопленных человечеством.
Документы, находящиеся на постоянном хранении, выполнены в основном на бумаге и постепенно разрушаются в процессе хранения и использования. Естественное старение, нарушения в режиме хранения, неаккуратность читателей, чрезвычайные ситуации, вызванные как авариями, так и стихийными бедствиями, — вот основные причины утраты письменных памятников. Поэтому вопросы обеспечения их сохранности превратились в отдельную отрасль научных исследований архивистов, биологов, химиков и других специалистов.
Сегодня огромное количество документов нуждается в реставрации, но ежегодно реставрируется лишь малая их часть. По данным Росархива 2003 г. только архивные фонды имеют 10 тысяч единиц условного хранения1 и ежегодно комплектуется еще 100 условных единиц, но реставрируется лишь одна условная единица в год2. По данным ЮНЕСКО около 30% библиотечных фондов, находится в стадии разрушения (для сравнения: в США — около 20 %)3. Данные цифры показывают, что проблема реставрации сегодня стоит особенно остро и необходимо искать новые способы ее решения.
Отсюда очевидность актуальности данной темы, которая кроме того обусловлена тем, что в литературе не описано единой методики реставрации. Имеется обширная литература, которая содержит различные подходы к этим вопросам, в ней описаны практические наработки и конкретный опыт. Однако не удалось обнаружить подробного и полного обзора всех существующих методов реставрации и обобщения проблем. Недостаточное внимание уделяется и истории реставрации документов на бумажных носителях, которая в большинстве случаев рассматривается в общем контексте реставрации всех культурных ценностей. Но надо понимать, что без знания истории реставрации невозможно составить правильного представления о художественном своеобразии древнего памятника, оценить идеологическую, социальнокультурную и эстетическую значимость изменений, привнесенных реставраторами в прошлом. Нельзя судить и о практической применимости прежних приемов и средств реставрации, так как чаще всего показателем технического и технологического качества работы является время. Только опираясь на практический, теоретический и исторический опыт реставратор может правильно понять общественную, историческую и культурную значимость объекта, дать верную оценку работе своих предшественников, обосновать своё отношение к их работе, составить собственный план реставрации памятника.
Объектом данного исследования является реставрация документов на бумажных носителях, предметом - реставрация документов на бумажных носителях в конкретных учреждениях города Екатеринбурга.
Целью настоящей работы является комплексное изучение вопросов теории и методики реставрации документов, сравнение практического применения этих методик, реставрационных лабораторий и отделов города Екатеринбурга, определение существующих проблем в реставрации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• изучить теоретические вопросы, касающиеся реставрации на основе выявленной литературы по теме;
• проследить историю развития реставрации документов на бумажных носителях;
• определить роль и место реставрации в системе мер по обеспечению сохранности документов;
• рассмотреть различные виды и способы реставрационных работ;
• представить практическую работу лаборатории археографических исследований УрФУ, реставрационной мастерской Краеведческого музея Свердловской области, отдела консервации и реставрации библиотечных фондов библиотеки им. Белинского, лаборатории реставрации и переплета архивных документов ГКУСО «ГАСО» в Екатеринбурге;
• выявить основные проблемы и особенности работы данных учреждений.
В работе использована литература, которая характерна для различных отраслей деятельности: архивной, библиотечной, музейной. Это связано с тем, что документы могут храниться в любых учреждениях и в каждом из них есть свои особенности реставрации. В прошлом веке разделение на архивную и библиотечную реставрацию было не таким заметным и большинство исследований того времени было посвящено музейной реставрации. Примером этого может послужить работа археолога, доктора исторических наук, специалиста в области музейной консервации и реставрации М. Ф. Фармаковского «Консервация и реставрация музейных коллекций», в котором автор рассматривает реставрацию на различных материалах и отдельно выделяет памятники на бумаге4. Данный раздел в краткой форме описывает техники реставрации того времени и дает характеристику основным используемым химическим составам. Методы реставрации с этого времени существенно изменились, но данная работа стала основой для всех последующих исследований....
Документы на бумажной основе являются неотъемлемой частью историко-культурного наследия, важнейшим информационным потенциалом государства и общества, которые обеспечивают преемственность культурноисторических традиций, интеллектуального развития общества. Изучение проблем реставрации необходимо для предотвращения потерь ценных документов.
На основании проделанного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Сегодня реставрация понимается как наука, призванная прежде всего сохранить подлинность объекта. Современные реставраторы исходят из принципа, что реставрационное вмешательство должно иметь свои предел.
2. Реставрация является комплексным процессом и необходимо соблюдать все этапы реставрации для предотвращения потери или порчи документа.
3. Нормативно-правовая и методическая база реставрации несовершенна и имеет ряд проблем. Во-первых, нормативно-правовая база является устаревшей и нуждается в модернизации. Во-вторых, отсутствует единый документ, который бы регламентировал реставрацию документов на бумажных носителях вне зависимости от места их нахождения. В-третьих, налицо ограниченность данных актов. Например, ГОСТы в сфере библиотечного дела нельзя применить в архивном, и наоборот. Это создает определенные сложности при реставрации документов, ведь нормативная база для архивов, музеев и библиотек не совершенна и требует обращения к документам всех сфер одновременно. В-четвертых, отсутствует единая терминология в сфере реставрации. Необходимо создать единый и общий для всех сфер справочник терминологии и нормативный акт, который регламентировал бы реставрацию графики в общем.
4. Существует два подхода к определению места реставрации в системе мер обеспечения сохранности. Первый подход предполагает, что реставрация является единым целым с консервацией, т.е. это не самостоятельный процесс или отдельная отрасль. Второй подход противоположен и определяет, что реставрация является методом обеспечения сохранности документов и выделяет ее в отдельный процесс. Сторонников у каждого подхода достаточно много и выбрать, кто из них действительно прав, невозможно. Несмотря на это, в нормативно-правовых документах и методических пособиях реставрацию определяют как составляющую консервации и, в целом, системы мер обеспечения сохранности.
5. Основные проблемы реставрации можно выделить в следующие группы: проблемы плохой сохранности документов, проблемы кадров, проблемы материального обеспечения лабораторий, проблемы этического характера.
6. Реставрация в разных типах учреждениях значительно отличается. Это связано с профилем работы учреждения. Например, в архивах и библиотеках объем памятников, нуждающихся в реставрации больше, что объясняется частотой использования документов пользователями.
7. В реставрационных учреждениях города Екатеринбурга представлено практически все современное оборудование, реставраторы обучались в ведущих организациях России, соблюдается оформление сопроводительной документации памятника. Уровень организации города Екатеринбурга ничуть не ниже остальных.
Подводя общий итог, можно сказать, что сохранение документальных памятников первостепенная задача государства и общества. В настоящее время реставрационные учреждения несут огромную ответственность за сохранение документов, но при этом не располагают достаточными возможностями для осуществления полной реставрации документов, в том числе по причинам недостаточной изученности проблемы, слабой нормативной, методической, технической оснащенности и ограниченности финансовых средств. Решение данных проблем является прерогативой государства. Необходимо создание комплексной программы по сохранению письменных памятников, которая бы распространялась на все реставрационные центры.
1. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия: принята и провозглашена Генеральной конференцией ЮНЕСКО в Париже 16 ноября 1872 г. // Историко-культурное и природное наследие: хрестоматия / сост. Н. М. Маркдорф, В. В. Сенкус, И. П. Рещикова ; НФИ КемГУ. - Новокузнецк, 2006. - С. 22-37.
2. Об архивном деле в Российской Федерации: Федеральный закон от 22 октября 2002 г. № 125 // Российская газета. - 2004. - 27 октября.
3. О формировании государственной политики в области сохранения
библиотечных фондов как части культурного наследия и информационного ресурса страны (вместе с «Концепцией Национальной программой сохранения библиотечных фондов Российской Федерации»): приказ Минкультуры РФ от 22.06.1998 г. № 341 // СПС
КонсультантПлюс.
4. О Национальной программе сохранения библиотечных фондов РФ: приказ Минкультуры 13 сентября 2000 г. № 540 [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901812665.
5. Национальная программа сохранения библиотечных фондов России: нормативная и методическая база реализации. 2001-2010 гг. / Министерство культуры Российской Федерации, межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2011. - 300 с.
6. Об утверждении «Сборника цен на реставрацию музейных предметов -
памятников прикладного искусства (СЦРППИ-2003) разделы 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8»: приказ Минкультуры РФ от 9 марта 2004 г. № 426 // Информационно-справочная система «ГРАНД-СтройИнфо» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http: //zwezda. lgg. ru/248/39.pdf.
7. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций, лабораторий обеспечения сохранности архивных документов»: приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 апреля 2012 г. № 338н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2012. - № 38. - С. 94-120.
8. Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях: утверждены приказом Минкультуры от 31 марта 2015 г. № 526 [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
9. О проектах документов «Основные направления развития деятельности по сохранению библиотечных фондов в Российской Федерации на 2011 - 2020 годы» и «Основные направления развития Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ на 2011 - 2020 годы»: решение Коллегии Минкультуры России от 29.11.2011 г. № 16 // СПС КонсультантПлюс.
10. ГОСТ 7.48-2002. СИБИД. Консервация документов. Основные термины и определения. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2002. - 8 с.
11. ГОСТ 7.50-2002. СИБИД. Консервация документов. Общие требования. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2002. - 12 с.
12. ГОСТ Р 7.0.8-2013. СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения: утвержден приказом Росстандарта от 17.10.2013 г. № 1185-ст. - М.: Госстандарт, 2013. - 16 с.
13. Нормы времени и выработки на работы и услуги, выполняемые лабораториями обеспечения сохранности документов архивного фонда Российской Федерации / Росархив, ВНИИДАД. - М., 2009 - 52 с.
14. Свод реставрационных правил. СРП 2007. Рекомендации по проведению
научно-исследовательских, изыскательских, проектных и
производственных работ, направленных на сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. - М.: ГУП ЦНРПМ, 2011. - 217 с.
15. Методические указания по внедрению ОСТ 55.6-85. Документы на бумажных носителях. Правила государственного хранения. Технические требования: утверждены приказом Главархива СССР от 11.06.1985 г. № 181. - М.: Главархив, 1985. - 24 с....18