ВВЕДЕНИЕ 4 3
1 Информационные технологии в образовательном процессе колледжа
1.1 Понятия и виды информационных технологий 8
1.2 Использование информационных технологий для формирования знаний обучающихся колледжа
10
1.3 Анализ ФГОС СПО по профессии «Экономика и бухгалтерский учет»
15
Выводы по 1 главе 19
2 Методика использования компьютерных средств обучения по дисциплине «Экономика организации»
2.1 Содержание обучения студентов по дисциплине «Экономика организации»
20
2.2 Понятие и структура компьютерных средств обучения по
дисциплине «Экономика организации»
23
2.2 Разработка компьютерных средств обучения по дисциплине «Экономика организации»
32
2.4 Методика применения разработанных средств обучения 35
Выводы по 2 главе 43
3 Экспериментальное исследование влияния компьютерных средств
на качество подготовки обучающихся
3.1 Планирование экспериментального исследования 45
3.2 Результаты экспериментального исследования 47
Выводы по 3 главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А Компьютерные средства обучения по дисциплине
«Экономика организации» (CD – диск)
55
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тесты для контроля знаний по дисциплине «Экономика организации»
Широкое развитие информационных технологий (ИТ) и их проникновение во все сферы жизни общества является глобальной тенденцией мирового развития последних десятилетий.
В настоящее время в связи с развитием компьютерной техники и современных средств коммуникации, когда использование ИТ становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека, все чаще ведется речь об информационной технологии обучения.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – внедрение
средств новых информационных технологий в систему образования. Это сделает возможным:
• совершенствование механизмов управления системой образования на
основе использования автоматизированных банков данных научно– педагогической информации, информационно-методических материалов, а также
коммуникационных сетей;
• совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;
• создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала студента, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно–учебную,
экспериментально – исследовательскую деятельность, разнообразные виды
самостоятельной деятельности по обработке информации;
• создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем [1, с.28].
Актуальность использования информационных технологий в образовании диктуется стремительным внедрением в образование ФГОС, развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяющих использовать информационные технологии (ИТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство.
На сегодняшний день, сложились следующие противоречия между:
- требованиями ФГОС об использовании в учебном процессе информационных технологий и недостаточно созданными условиями для их реализации;
- требованиями государства в повышении качества подготовки студентов и недостаточно разработанными электронными средствами обучения по
дисциплине «Экономика организации».
Наличие противоречий позволило обозначить проблему нашего исследования. Какими должны быть информационные технологии обучения, для
того чтобы максимально сформировать знания студентов колледжа? Как правильно разработать электронные методы обучения, чтобы они соответствовали требованиям?
Так как указанная проблема мало исследована и в то же время очень
важна для внедрения ФГОС, по теме выпускной квалификационной работы:
«Информационные технологии в образовательном процессе дисциплины
«Экономика организации» как средство формирования знаний студентов»
является актуальной.
Цель исследования – разработка методики использования компьютерных средств в образовательном процессе дисциплины «Экономика организации» для формирования знаний студентов колледжа.
Объект исследования – информационные технологии в образовательном процессе колледжа.
Предмет исследования - методика использования компьютерных
средств обучения по дисциплине «Экономика организации». Гипотеза исследования - процесс освоения студентами колледжа дисциплины «Экономика организации» может осуществляться более успешно,
если:
- подготовка студентов будет организована комплексно на основе использования компьютерных средств, учитывающих современное состояние
системы среднего профессионального образования;
- содержание компьютерных средств будет базироваться на требованиях ФГОС о формировании компетенций;
- использованы компьютерные средства обучения для оценки знаний,
позволяющие корректировать процесс освоения студентами содержания дисциплины.
Задачи исследования:
1) Выявить теоретические основы и использовать информационные
технологии в образовательном процессе колледжа.
2) Определить методику использования компьютерных средств обучения студентов колледжа по дисциплине «Экономика организации».
3) Экспериментально проверить эффективность влияния компьютерных средств на качество подготовки студентов.
Методологической основой исследования явились: дидактические
основы использования информационных технологий в учебном процессе
(Алешин Л.И., Алиев В.С., Андреев А.А., Гвоздева В.А., Гаврилов М.В.),
теоретические положения экономики организации (Алексейчева Е.Ю. , Гелета И.В. и др.), ФГОС СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). - утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 28
июля 2014 г. № 832 [27].
Методы исследования: теоретический анализ литературы, изучение
современного состояния проблемы, экспериментальное исследование.
Экспериментальная база исследования – АНПОО “Бийский технолого-экономический колледж”, г. Бийск, Алтайский край. Новизна результатов исследования состоит в том, что разработаны
компьютерные средства обучения студентов колледжа по дисциплине «Экономика организации», а также разработаны средства для оценки знаний, позволяющие корректировать процесс освоения студентами содержания дисциплины.
Практическая значимость исследования – результаты исследования
могут быть использованы в учебном процессе колледжа по дисциплине
«Экономика организации».
Структура работы соответствует логике исследования и включает в
себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, библиографический список, 2 приложения
В ходе исследования были решены поставленные задачи, подтверждена
выдвинутая гипотеза. Результаты исследования подтверждают актуальность
и практическую значимость работы. Данные полученные в результате исследования, позволяют сформулировать окончательные выводы.
Выявлено определение информационных технологий, под которыми
понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора,
обработки и передачи данных для получения информации нового качества о
состоянии объекта, процесса или явления. Установлены виды информационных технологий. Установлено, что в обучении экономическим дисциплинам
могут использоваться следующие виды информационных технологий: электронный курс, электронное тестирование, использование мультимедийных
презентаций, видеоконференций.
Выявлено, что информатизация среднего профессионального образования в обучении позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс.
Применение ИТ в освоении профессий учащихся в колледжах предлагает использование технологий с профессиональной направленностью. Установлено, для того чтобы повысить уровень самообразования и привить интерес к
знаниям и стремление к получению высшего образования у обучающихся
колледжа, необходимо применение информационных технологий.
Выполнен анализ образовательного стандарта СПО по профессии
«Экономика и бухгалтерский учет». Установлены компетенции, которыми
должен обладать специалист квалификации «Бухгалтер» формируемых дисциплиной «Экономика организации». Выявлены знания и умения, которыми
должен обладать выпускник после изучения дисциплины «Экономика организации».
Анализирована программа по дисциплине «Экономика организации».
Выявлены основные виды учебных занятий: лекции, семинары, консультации, практические занятия, самостоятельная работа студентов. Установлены
формы контроля (текущий контроль - индивидуальное собеседование, семинарские и практические занятия; промежуточный контроль - тестирование,
расчетно-аналитические работы; итоговый контроль – экзамен). Выявлено
содержание разделов дисциплины («Общие основы функционирования субъектов хозяйствования в условиях рынка», «Материально-техническая база
организации и проблема её обновления в современных условиях», «Организация труда и заработной платы на предприятии», «Методы расчета основных показателей работы предприятия»).
Разработаны компьютерные средства обучения, которые вошли в
структуру компьютерного учебного курса «Экономика организации» (лекции
и компьютерные презентации; Задачник; Система контроля знаний).
Определена методика применения КСО на занятиях по дисциплине
«Экономика организации», рекомендованы основные методические особенности организации урока с использованием мультимедиа компонентов. Установлено, что участие в процессе обучения одновременно педагога и компьютера значительно улучшает качество образования, использование предложенной методики активизирует процесс преподавания, повышает интерес
учащихся к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала.
Определена программа и проведено экспериментальное исследование
проверки эффективности влияния разработанных компьютерных средств
обучения на качество подготовки студентов. Результаты подтвердили наше
предположение о том, что процесс освоения студентами колледжа дисциплины «Экономика организации» осуществляется качественно. Качество знаний
в экспериментальной группе достигли 100%, а в контрольной – 84%. Подготовка студентов организована комплексно на основе программы и компьютерных средств, учитывающих современное состояние системы среднего
профессионального образования. Содержание компьютерных средств базируется на требованиях стандарта о формировании компетенций, а использованные информационные технологии оценки знаний позволили корректировать освоение студентами содержания дисциплины.
Алексейчева, Е.Ю. Экономика организации (предприятия)[Текст]:
Учебник для бакалавров / Е.Ю. Алексейчева, М.Д. Магомедов, И.Б. Костин.
— М.: Дашков и К, 2013. — 292 c.
2 Алешин, Л.И. Информационные технологии [Текст]: Учебное пособие / Л.И. Алешин. - М.: Маркет ДС, 2011. - 384 c.
3 Алиев, В.С. Информационные технологии и системы финансового
менеджмента [Текст]: Учебное пособие / В.С. оглы Алиев. - М.: Форум,
ИНФРА-М, 2011. - 320 c.
4 Андреев, А.А. Барабанщиков А.В. Педагогическая модель компьютерной сети [Текст] // Педагогическая информатика № 2, 2015 г., с. 75-78.
5 Андреев, А.А. Меркулов В.П., Тараканов Г.В. Современные телекоммуникационные системы в образовании [Текст] // Педагогическая информатика № 1, 2015 г., с. 55-63.
6 Андреев, А.А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития [Текст]. В сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов. - М.: ВУ,
2013 г. с. 43-48.
7 Арзуманова, Т.И. Экономика организации [Текст]: Учебник / Т.И.
Арзуманова, М.Ш. Мачабели. — М.: Дашков и К, 2016. — 240 c.
8 Арзуманова, Т.И. Экономика организации [Текст]: Учебник для бакалавров / Т.И. Арзуманова, М.Ш. Мачабели. — М.: ИТК Дашков и К, 2014.
— 240 c.
9 Бабанский, Ю.К. Школа в условиях информационного взрыва
[Текст]// Перспективы. Вопросы образования., №2, -2013.
10 Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации) [Текст]:
Учебник для бакалавров / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. — М.: ИТК Дашков и
К, 2013. — 372 c.53
11 Веретенникова, И.И. Экономика организации (предприятия)
[Текст]: Учебное пособие для бакалавров / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова; Под ред. И.В. Сергеев. — М.: Юрайт, 2013. — 671 c.
12 Гаврилов, М.В. Информатика и информационные технологии
[Текст]: Учебник для бакалавров / М.В. Гаврилов, В.А. Климов; Рецензент
Л.В. Кальянов, Н.М. Рыскин. - М.: Юрайт, 2013. - 378 c.
13 Гвоздева, В.А. Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы [Текст]: Учебник / В.А. Гвоздева. - М.: ИД
ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 544 c.
14 Гелета, И.В. Экономика организации (предприятия) [Текст]: Учебное пособие / И.В. Гелета, Е.С. Калинская, А.А. Кофанов. — М.: Магистр,
2011. — 303 c.
15 Голицына, О.Л. Информационные технологии [Текст]: Учебник /
О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - М.: Форум,
ИНФРА-М, 2013. - 608 c.
16 Грибов, В.Д. Экономика организации (предприятия) [Текст]: Учебное пособие / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. — М.: КноРус,
2010. — 416 c.
17 Золотарев, А.А. и др. Теория и методика систем интенсивного обучения [Текст]. Т.1-4. -М.: МГТУ ГА, 2014.
18 Иванов, Г.Г. Экономика организации (торговля) [Текст]: Учебник /
Г.Г. Иванов. — М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2012. — 352 c.
19 Клочкова, Е.Н. Экономика организации [Текст]. Учебник для спо /
Е.Н. Клочкова, В.И. Кузнецов, Т.Е. Платонова. — Люберцы: Юрайт, 2016. —
447 c.
20 Кривошеев, А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ [Текст]// Информационные технологии - 2012 г., № 2, с.
14-17.
21 Панчук, Т.А. Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа
по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» профиль54
«Технология» [Текст]: методические рекомендации / Т.А. Панчук, В.В. Харченко; Алтайская гос. акад. образования им. В.М. Шукшина. – Бийск: АГАО
им. В.М. Шукшина, 2014. – 63 с.
22 Преображенский, Ю.П. Оценка эффектнвностн применения системы интеллектуальной поддержки принятия решений [Текст]. Вестник. Воронежского института высоких технологий 2009. №5. С. 116-119.
23 Преображенский, Ю.П. Формулировка и классификация задач оптимального управления производственными объектами [Текст]. Вестник. Воронежского государственного технического университета 2010. Т. 6. № 5. С.
99-102.
24 Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации»,
разработанная на основе Федерального государственного образовательного
стандарта по специальности среднего профессионального образования
080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), в Московском техническом колледже, автор программы - преподаватель А.А. Елисеева [Электронный ресурс]. 39 с. Режим доступа: http://www.yandex.ru/clck/jsredir?bu
=k1d5&from
25 Родионова, К .Ю. Глобализация мировой экономики: сущность и
противоречия [Текст] .Вестник Воронежского института высоких технологий. 2012. № 9. С. 185-186.
26 Сафронова, А.А. Современные тенденции развития отрасли информационных технологий [Текст]. М.: Транспортное дело России. 2013. № 4.
27 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и
бухгалтерский учет (по отраслям) [Электронный ресурс]. 85 с. Режим доступа:https://www.yandex.ru/search/?text&clid=17331&win=&noreask=1=tpt.tom.ru
28 Федотова, С А. Мировая экономика: основные этапы формирования
и современные тенденции развития [Текст] / Вестник Воронежского института высоких технологий 2011. № 8. С. 133-136