Информационные технологии в образовательном процессе дисциплины «Экономика организации» как средство формирования знаний студентов колледжа
|
ВВЕДЕНИЕ 4 3
1 Информационные технологии в образовательном процессе колледжа
1.1 Понятия и виды информационных технологий 8
1.2 Использование информационных технологий для формирования знаний обучающихся колледжа
10
1.3 Анализ ФГОС СПО по профессии «Экономика и бухгалтерский учет»
15
Выводы по 1 главе 19
2 Методика использования компьютерных средств обучения по дисциплине «Экономика организации»
2.1 Содержание обучения студентов по дисциплине «Экономика организации»
20
2.2 Понятие и структура компьютерных средств обучения по
дисциплине «Экономика организации»
23
2.2 Разработка компьютерных средств обучения по дисциплине «Экономика организации»
32
2.4 Методика применения разработанных средств обучения 35
Выводы по 2 главе 43
3 Экспериментальное исследование влияния компьютерных средств
на качество подготовки обучающихся
3.1 Планирование экспериментального исследования 45
3.2 Результаты экспериментального исследования 47
Выводы по 3 главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А Компьютерные средства обучения по дисциплине
«Экономика организации» (CD – диск)
55
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тесты для контроля знаний по дисциплине «Экономика организации»
1 Информационные технологии в образовательном процессе колледжа
1.1 Понятия и виды информационных технологий 8
1.2 Использование информационных технологий для формирования знаний обучающихся колледжа
10
1.3 Анализ ФГОС СПО по профессии «Экономика и бухгалтерский учет»
15
Выводы по 1 главе 19
2 Методика использования компьютерных средств обучения по дисциплине «Экономика организации»
2.1 Содержание обучения студентов по дисциплине «Экономика организации»
20
2.2 Понятие и структура компьютерных средств обучения по
дисциплине «Экономика организации»
23
2.2 Разработка компьютерных средств обучения по дисциплине «Экономика организации»
32
2.4 Методика применения разработанных средств обучения 35
Выводы по 2 главе 43
3 Экспериментальное исследование влияния компьютерных средств
на качество подготовки обучающихся
3.1 Планирование экспериментального исследования 45
3.2 Результаты экспериментального исследования 47
Выводы по 3 главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А Компьютерные средства обучения по дисциплине
«Экономика организации» (CD – диск)
55
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тесты для контроля знаний по дисциплине «Экономика организации»
Широкое развитие информационных технологий (ИТ) и их проникновение во все сферы жизни общества является глобальной тенденцией мирового развития последних десятилетий.
В настоящее время в связи с развитием компьютерной техники и современных средств коммуникации, когда использование ИТ становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека, все чаще ведется речь об информационной технологии обучения.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – внедрение
средств новых информационных технологий в систему образования. Это сделает возможным:
• совершенствование механизмов управления системой образования на
основе использования автоматизированных банков данных научно– педагогической информации, информационно-методических материалов, а также
коммуникационных сетей;
• совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;
• создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала студента, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно–учебную,
экспериментально – исследовательскую деятельность, разнообразные виды
самостоятельной деятельности по обработке информации;
• создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем [1, с.28].
Актуальность использования информационных технологий в образовании диктуется стремительным внедрением в образование ФГОС, развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяющих использовать информационные технологии (ИТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство.
На сегодняшний день, сложились следующие противоречия между:
- требованиями ФГОС об использовании в учебном процессе информационных технологий и недостаточно созданными условиями для их реализации;
- требованиями государства в повышении качества подготовки студентов и недостаточно разработанными электронными средствами обучения по
дисциплине «Экономика организации».
Наличие противоречий позволило обозначить проблему нашего исследования. Какими должны быть информационные технологии обучения, для
того чтобы максимально сформировать знания студентов колледжа? Как правильно разработать электронные методы обучения, чтобы они соответствовали требованиям?
Так как указанная проблема мало исследована и в то же время очень
важна для внедрения ФГОС, по теме выпускной квалификационной работы:
«Информационные технологии в образовательном процессе дисциплины
«Экономика организации» как средство формирования знаний студентов»
является актуальной.
Цель исследования – разработка методики использования компьютерных средств в образовательном процессе дисциплины «Экономика организации» для формирования знаний студентов колледжа.
Объект исследования – информационные технологии в образовательном процессе колледжа.
Предмет исследования - методика использования компьютерных
средств обучения по дисциплине «Экономика организации». Гипотеза исследования - процесс освоения студентами колледжа дисциплины «Экономика организации» может осуществляться более успешно,
если:
- подготовка студентов будет организована комплексно на основе использования компьютерных средств, учитывающих современное состояние
системы среднего профессионального образования;
- содержание компьютерных средств будет базироваться на требованиях ФГОС о формировании компетенций;
- использованы компьютерные средства обучения для оценки знаний,
позволяющие корректировать процесс освоения студентами содержания дисциплины.
Задачи исследования:
1) Выявить теоретические основы и использовать информационные
технологии в образовательном процессе колледжа.
2) Определить методику использования компьютерных средств обучения студентов колледжа по дисциплине «Экономика организации».
3) Экспериментально проверить эффективность влияния компьютерных средств на качество подготовки студентов.
Методологической основой исследования явились: дидактические
основы использования информационных технологий в учебном процессе
(Алешин Л.И., Алиев В.С., Андреев А.А., Гвоздева В.А., Гаврилов М.В.),
теоретические положения экономики организации (Алексейчева Е.Ю. , Гелета И.В. и др.), ФГОС СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). - утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 28
июля 2014 г. № 832 [27].
Методы исследования: теоретический анализ литературы, изучение
современного состояния проблемы, экспериментальное исследование.
Экспериментальная база исследования – АНПОО “Бийский технолого-экономический колледж”, г. Бийск, Алтайский край. Новизна результатов исследования состоит в том, что разработаны
компьютерные средства обучения студентов колледжа по дисциплине «Экономика организации», а также разработаны средства для оценки знаний, позволяющие корректировать процесс освоения студентами содержания дисциплины.
Практическая значимость исследования – результаты исследования
могут быть использованы в учебном процессе колледжа по дисциплине
«Экономика организации».
Структура работы соответствует логике исследования и включает в
себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, библиографический список, 2 приложения
В настоящее время в связи с развитием компьютерной техники и современных средств коммуникации, когда использование ИТ становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека, все чаще ведется речь об информационной технологии обучения.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – внедрение
средств новых информационных технологий в систему образования. Это сделает возможным:
• совершенствование механизмов управления системой образования на
основе использования автоматизированных банков данных научно– педагогической информации, информационно-методических материалов, а также
коммуникационных сетей;
• совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;
• создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала студента, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно–учебную,
экспериментально – исследовательскую деятельность, разнообразные виды
самостоятельной деятельности по обработке информации;
• создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем [1, с.28].
Актуальность использования информационных технологий в образовании диктуется стремительным внедрением в образование ФГОС, развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяющих использовать информационные технологии (ИТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство.
На сегодняшний день, сложились следующие противоречия между:
- требованиями ФГОС об использовании в учебном процессе информационных технологий и недостаточно созданными условиями для их реализации;
- требованиями государства в повышении качества подготовки студентов и недостаточно разработанными электронными средствами обучения по
дисциплине «Экономика организации».
Наличие противоречий позволило обозначить проблему нашего исследования. Какими должны быть информационные технологии обучения, для
того чтобы максимально сформировать знания студентов колледжа? Как правильно разработать электронные методы обучения, чтобы они соответствовали требованиям?
Так как указанная проблема мало исследована и в то же время очень
важна для внедрения ФГОС, по теме выпускной квалификационной работы:
«Информационные технологии в образовательном процессе дисциплины
«Экономика организации» как средство формирования знаний студентов»
является актуальной.
Цель исследования – разработка методики использования компьютерных средств в образовательном процессе дисциплины «Экономика организации» для формирования знаний студентов колледжа.
Объект исследования – информационные технологии в образовательном процессе колледжа.
Предмет исследования - методика использования компьютерных
средств обучения по дисциплине «Экономика организации». Гипотеза исследования - процесс освоения студентами колледжа дисциплины «Экономика организации» может осуществляться более успешно,
если:
- подготовка студентов будет организована комплексно на основе использования компьютерных средств, учитывающих современное состояние
системы среднего профессионального образования;
- содержание компьютерных средств будет базироваться на требованиях ФГОС о формировании компетенций;
- использованы компьютерные средства обучения для оценки знаний,
позволяющие корректировать процесс освоения студентами содержания дисциплины.
Задачи исследования:
1) Выявить теоретические основы и использовать информационные
технологии в образовательном процессе колледжа.
2) Определить методику использования компьютерных средств обучения студентов колледжа по дисциплине «Экономика организации».
3) Экспериментально проверить эффективность влияния компьютерных средств на качество подготовки студентов.
Методологической основой исследования явились: дидактические
основы использования информационных технологий в учебном процессе
(Алешин Л.И., Алиев В.С., Андреев А.А., Гвоздева В.А., Гаврилов М.В.),
теоретические положения экономики организации (Алексейчева Е.Ю. , Гелета И.В. и др.), ФГОС СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). - утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 28
июля 2014 г. № 832 [27].
Методы исследования: теоретический анализ литературы, изучение
современного состояния проблемы, экспериментальное исследование.
Экспериментальная база исследования – АНПОО “Бийский технолого-экономический колледж”, г. Бийск, Алтайский край. Новизна результатов исследования состоит в том, что разработаны
компьютерные средства обучения студентов колледжа по дисциплине «Экономика организации», а также разработаны средства для оценки знаний, позволяющие корректировать процесс освоения студентами содержания дисциплины.
Практическая значимость исследования – результаты исследования
могут быть использованы в учебном процессе колледжа по дисциплине
«Экономика организации».
Структура работы соответствует логике исследования и включает в
себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, библиографический список, 2 приложения
В ходе исследования были решены поставленные задачи, подтверждена
выдвинутая гипотеза. Результаты исследования подтверждают актуальность
и практическую значимость работы. Данные полученные в результате исследования, позволяют сформулировать окончательные выводы.
Выявлено определение информационных технологий, под которыми
понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора,
обработки и передачи данных для получения информации нового качества о
состоянии объекта, процесса или явления. Установлены виды информационных технологий. Установлено, что в обучении экономическим дисциплинам
могут использоваться следующие виды информационных технологий: электронный курс, электронное тестирование, использование мультимедийных
презентаций, видеоконференций.
Выявлено, что информатизация среднего профессионального образования в обучении позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс.
Применение ИТ в освоении профессий учащихся в колледжах предлагает использование технологий с профессиональной направленностью. Установлено, для того чтобы повысить уровень самообразования и привить интерес к
знаниям и стремление к получению высшего образования у обучающихся
колледжа, необходимо применение информационных технологий.
Выполнен анализ образовательного стандарта СПО по профессии
«Экономика и бухгалтерский учет». Установлены компетенции, которыми
должен обладать специалист квалификации «Бухгалтер» формируемых дисциплиной «Экономика организации». Выявлены знания и умения, которыми
должен обладать выпускник после изучения дисциплины «Экономика организации».
Анализирована программа по дисциплине «Экономика организации».
Выявлены основные виды учебных занятий: лекции, семинары, консультации, практические занятия, самостоятельная работа студентов. Установлены
формы контроля (текущий контроль - индивидуальное собеседование, семинарские и практические занятия; промежуточный контроль - тестирование,
расчетно-аналитические работы; итоговый контроль – экзамен). Выявлено
содержание разделов дисциплины («Общие основы функционирования субъектов хозяйствования в условиях рынка», «Материально-техническая база
организации и проблема её обновления в современных условиях», «Организация труда и заработной платы на предприятии», «Методы расчета основных показателей работы предприятия»).
Разработаны компьютерные средства обучения, которые вошли в
структуру компьютерного учебного курса «Экономика организации» (лекции
и компьютерные презентации; Задачник; Система контроля знаний).
Определена методика применения КСО на занятиях по дисциплине
«Экономика организации», рекомендованы основные методические особенности организации урока с использованием мультимедиа компонентов. Установлено, что участие в процессе обучения одновременно педагога и компьютера значительно улучшает качество образования, использование предложенной методики активизирует процесс преподавания, повышает интерес
учащихся к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала.
Определена программа и проведено экспериментальное исследование
проверки эффективности влияния разработанных компьютерных средств
обучения на качество подготовки студентов. Результаты подтвердили наше
предположение о том, что процесс освоения студентами колледжа дисциплины «Экономика организации» осуществляется качественно. Качество знаний
в экспериментальной группе достигли 100%, а в контрольной – 84%. Подготовка студентов организована комплексно на основе программы и компьютерных средств, учитывающих современное состояние системы среднего
профессионального образования. Содержание компьютерных средств базируется на требованиях стандарта о формировании компетенций, а использованные информационные технологии оценки знаний позволили корректировать освоение студентами содержания дисциплины.
выдвинутая гипотеза. Результаты исследования подтверждают актуальность
и практическую значимость работы. Данные полученные в результате исследования, позволяют сформулировать окончательные выводы.
Выявлено определение информационных технологий, под которыми
понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора,
обработки и передачи данных для получения информации нового качества о
состоянии объекта, процесса или явления. Установлены виды информационных технологий. Установлено, что в обучении экономическим дисциплинам
могут использоваться следующие виды информационных технологий: электронный курс, электронное тестирование, использование мультимедийных
презентаций, видеоконференций.
Выявлено, что информатизация среднего профессионального образования в обучении позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс.
Применение ИТ в освоении профессий учащихся в колледжах предлагает использование технологий с профессиональной направленностью. Установлено, для того чтобы повысить уровень самообразования и привить интерес к
знаниям и стремление к получению высшего образования у обучающихся
колледжа, необходимо применение информационных технологий.
Выполнен анализ образовательного стандарта СПО по профессии
«Экономика и бухгалтерский учет». Установлены компетенции, которыми
должен обладать специалист квалификации «Бухгалтер» формируемых дисциплиной «Экономика организации». Выявлены знания и умения, которыми
должен обладать выпускник после изучения дисциплины «Экономика организации».
Анализирована программа по дисциплине «Экономика организации».
Выявлены основные виды учебных занятий: лекции, семинары, консультации, практические занятия, самостоятельная работа студентов. Установлены
формы контроля (текущий контроль - индивидуальное собеседование, семинарские и практические занятия; промежуточный контроль - тестирование,
расчетно-аналитические работы; итоговый контроль – экзамен). Выявлено
содержание разделов дисциплины («Общие основы функционирования субъектов хозяйствования в условиях рынка», «Материально-техническая база
организации и проблема её обновления в современных условиях», «Организация труда и заработной платы на предприятии», «Методы расчета основных показателей работы предприятия»).
Разработаны компьютерные средства обучения, которые вошли в
структуру компьютерного учебного курса «Экономика организации» (лекции
и компьютерные презентации; Задачник; Система контроля знаний).
Определена методика применения КСО на занятиях по дисциплине
«Экономика организации», рекомендованы основные методические особенности организации урока с использованием мультимедиа компонентов. Установлено, что участие в процессе обучения одновременно педагога и компьютера значительно улучшает качество образования, использование предложенной методики активизирует процесс преподавания, повышает интерес
учащихся к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала.
Определена программа и проведено экспериментальное исследование
проверки эффективности влияния разработанных компьютерных средств
обучения на качество подготовки студентов. Результаты подтвердили наше
предположение о том, что процесс освоения студентами колледжа дисциплины «Экономика организации» осуществляется качественно. Качество знаний
в экспериментальной группе достигли 100%, а в контрольной – 84%. Подготовка студентов организована комплексно на основе программы и компьютерных средств, учитывающих современное состояние системы среднего
профессионального образования. Содержание компьютерных средств базируется на требованиях стандарта о формировании компетенций, а использованные информационные технологии оценки знаний позволили корректировать освоение студентами содержания дисциплины.
Подобные работы
- Инновационные педагогические технологии в учебном процессе по дисциплине «Экономика организации» по разделу «Бизнес-планирование» для обучающихся колледжа
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Разработка электронных средств для обучения студентов колледжа по дисциплине «Экономика»
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Использование электронных образовательных
и информационных ресурсов на занятиях
по дисциплине «Экономика организации» в колледже
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Кейс-метод как средство формирования профессиональной компетентности у обучающихся в системе профессионального образования (на примере автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Ижевский финансово-юридический колледж»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА ЭЛЕМЕНТОВ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - Использование информационных технологий на занятиях по разделу «Бухгалтерский учет» в колледже
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Активные методы обучения на занятиях по разделу «Планирование на предприятии» дисциплины «Экономика организации» для направления подготовки 40.02.01 «Право и
организация социального обеспечения»
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



