Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в опекунских семьях 7
1.1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, как объект социальной
работы 7
1.2. Особенности социальной адаптации детей, оставшихся без попечения
родителей 14
1.3. Нормативно-правовая база и проблемы опекунских семей 23
Глава 2. Опыт работы органов опеки и попечительства города Ирбита и Ирбитского района по социальной адаптации детей, оставшихся без
попечения родителей, в опекунских семьях 31
2.1. Анализ деятельности органов опеки и попечительства города Ирбита и
Ирбитского района по социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в опекунских семьях 31
2.2. Диагностика уровня социальной адаптированности детей, оставшихся без попечения родителей, в опекунских семьях города Ирбита и Ирбитского
района 36
Заключение 48
Список источников и литературы 51
Приложения 55
Сложная экономическая обстановка в обществе, в связи с этим низкая материальная обеспеченность населения и увеличение числа неблагополучных семей, отсутствие единой системы семейных ценностей и должного воспитания в обществе, и многие другие факторы негативно сказываются на каждом человеке, в первую очередь на подрастающем поколении. Данные обстоятельства способствуют появлению в обществе такого явления как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и их число с каждым годом увеличивается. Это явление становится одной из актуальных проблем современного общества.
Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - одна из важнейших задач государства и общества. В настоящее время в России вопросы воспитания, развития и социальной адаптации детей-сирот, как никогда остро стоят перед нашим государством. На протяжении нескольких десятилетий ученые и практики говорили о негативном влиянии внесемейного воспитания на развитие ребенка.
В связи с этим решением данных проблем занимаются специалисты учреждений различного уровня. На правительственном уровне принимаются законы и нормативные акты, обеспечивающие защиту прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, а также направленные на поддержание минимального материального обеспечения опекунской семьи. Педагоги и психологи разрабатывают определенные методики, тесты и тренинги, способные выявить ранние отклонения в поведении детей. Специалисты социальных служб используют межведомственный подход в социальной адаптации детей, а также проводят профилактические мероприятия по предотвращению возврата ребенка в детский дом. В совокупности эти реализуемые мероприятия образуют социальную работу с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, - это комплекс социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых мер, направленных на оказание помощи детям-сиротам в целях улучшения или восстановления способностей их к социальному функционированию, а также на создание условий, благоприятствующих достижению данных целей в обществе. Социальная работа с данной категорией населения включает в себя несколько технологий: социальная реабилитация, социальное консультирование, социальный патронаж, социальная диагностика, но в первую очередь с ними проводятся мероприятия по их социальной адаптации, потому что у данной категории детей нарушены конструктивные связи с обществом и семьей. Следовательно, под социальной адаптацией понимают процесс активного приспособления человека к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также преодоление последствий психологической или моральной травмы, после нахождения в трудной жизненной ситуации.
Актуальность выбранной темы не оставляет сомнений, поскольку альтернативной формой устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являются опека и попечительство. Следовательно, интеграция ребенка-сироты из детского дома в семью опекуна-попечителя порождает множество проблем, которые возникают на этапе адаптации ребенка к условиям новой семьи. В связи с этим необходимо разрабатывать методические буклеты, пособия и специализированные сайты по социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях и проводить мероприятия по профилактике данного явления.
В исследуемой литературе ряд авторов уделяет особое внимание данной теме. Предметом изучения большинства исследователей являются проблемы детей, оставшихся без попечения родителей Аверьянова Н.И., Поддубный А.О.проанализировали спектр проблем, с которыми сталкивается данная категория детей. Семья Г.В., Стахович А. П. выделили особенности, характерные для детей, оставшихся без попечения родителей.
Проблемы социальной адаптации людей к новым изменяющимся условиям всегда волновали ученых различных стран. Особое значение здесь принадлежит таким известным педагогам и психологам, как Андреевой Е.М., Немову Р.С., Кучуковой Н.Ю., Петровскому А.П., Ольшанскому Д.В. и др. Исходя из анализа практики, можно сказать, что социальная адаптация ребенка-сироты в условиях опеки и попечительства затрудняется тем, что, во-первых, ребенок уже имеет сформированный стиль поведения, свои взгляды и ценности. Во-вторых, замещающая семья как система имеет свои границы, ценности, нормы и правила поведения в семье, которые уже устоялись. В-третьих, негативное отношение социального окружения к детям, оставшимся без попечения родителей, и в итоге к замещающей семье, что также затрудняет процесс социальной адаптации ребенка и семьи друг к другу.
В научных публикациях Горбуновой Е.А., Прихожан A.M., Шипициной JI.M., показано, что основными причинами негативных взаимоотношений в опекунской семье, как правило, являются: неверная позиция опекунов, определяющая тип воспитания; отсутствие у опекунов необходимого уровня социально-педагогической культуры для улучшения взаимопонимания в семье. Все это обуславливает актуальность и необходимость социально-педагогического сопровождения опекунской семьи в условиях специализированного учреждения социальной защиты детства.
Объектом исследования являются дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предметом исследования является социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель исследования - проанализировать уровень социальной адаптированности детей, оставшихся без попечения родителей, в опекунских семьях.
Задачи исследования:
-охарактеризовать детей, оставшихся без попечения родителей, как объект социальной работы;
• рассмотреть особенности социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей;
• проанализировать нормативно-правовую базу и проблемы опекунских семей;
-дать характеристику деятельности органов опеки и попечительства города Ирбита и Ирбитского района по социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в опекунских семьях;
-проанализировать результаты диагностики уровня социальной адаптированности детей, оставшихся без попечения родителей, в опекунских семьях города Ирбита и Ирбитского района.
Методы исследования: анализ нормативно-правовой базы и документов, опросник социально-психологической адаптации Карла Роджерса и Ричарда Даймонда, тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха), опрос опекунов.
В современных условиях социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, является наиболее актуальной. Деятельность специалистов этой сферы включает в себя все основные виды технологий социальной работы с данной категорией населения. Наиболее важным является то, что именно социальные работники помогают комплексно детям, оставшимся без попечения родителей, адаптироваться к обществу, используя при этом определенные стратегии.
В анализируемых источниках исследователи рассматривают проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в различных контекстах. Дети сталкиваются с различными проблемами, которые носят социальный, медицинский, психологический и педагогический характер, и которые ведут к негативным последствиям. Данными проблемами детей, оставшихся без попечения родителей, занимаются органы опеки и попечительства. Исследователи социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, разработали специальные формы и методы по их социальной адаптации в опекунской семье. Данные методы используются в специализированных учреждениях социальной сферы при работе с данной категорией детей. Основной целью данных учреждений является решение проблем детей, выявление и устройство их в семью, оказание помощи детям в адаптации к новым условиям существования. Также данные учреждения реализуют профилактические мероприятия по предупреждению возврата ребенка в детский дом.
При оказании помощи ребенку-сироте специалисты руководствуются общепринятыми нормами и положениями, закрепленными в основных нормативно-правовых актах. Принятые законодательные акты по социальной работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, нуждаются в дальнейшей разработке. Данное совершенствование необходимо для
обеспечения безопасной среды, способствующей полноценному развитию подрастающего поколения.
Одной из актуальных проблем социальной работы с детьми, оставшихся без попечения родителей, является то, что особенности данных личностей полностью не изучены. Проблема социальной адаптации детей требует дальнейшего изучения, поскольку новые условия меняющегося общества требуют постоянного обновления не только знаний, но и ценностных установок. Кроме того, актуальным является и то, что социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, нуждается в дальнейшей разработке. Необходимо разрабатывать дополнительные психологические программы и тренинги по социальной адаптации ребенка в опекунской семье. Также обзор научной литературы показал, что в учебных пособиях и диссертациях пишут в основном про социальную защиту детей, оставшихся без попечения родителей.
Результаты проведенного исследования на базе Управления социальной политики отдела опеки и попечительства по городу Ирбиту и Ирбитскому району показали, что у детей, находящихся в опекунских семьях средний уровень социальной адаптированности. Для полноценной адаптации ребенка в новой семье специалисты реализуют мероприятия на основе посещения ребенка на дому, в образовательных учреждениях, телефонных переговоров с опекунами, индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми, бесед и индивидуальных консультаций опекунов, а также консультаций для опекунов и ребенка одновременно, проведения мониторингов развития детей и проведения консилиума.
В процессе исследования было выявлено, что успешность социальной адаптации определяется как «семейными» факторами: сплоченностью - «гибкостью» семейной системы, принятием ребенка всеми членами семьи, подвижностью и закрытостью семейных «границ», так и воспитательными, коммуникативными навыками замещающих родителей, их способностью к сотрудничеству со специалистами службы сопровождения. Личностные 49
особенности профессиональных замещающих родителей, мотивация приема ребенка-сироты сказываются как на ранних, так и на более поздних этапах адаптации. При помещении ребенка в замещающую семью учитывалась совокупность всех условий и возможность выстраивания работы с семьей для компенсации тех или иных негативных проявлений.
Следует отметить, что действия данных учреждений не достаточно скоординированы, отсутствует комплексный подход в организации их деятельности, нечетко определены организационно-правовые формы их взаимодействия. Поэтому в дальнейшем необходимо осуществить комплекс мер по совершенствованию системы оказания помощи детям, оставшимся без попечения родителей, на уровне отдельно взятых учреждений, на уровне управлений и министерств, на уровне законодательной власти.
1. Аверьянова Н.И. Социальный портрет и состояние здоровья детей из приемных и опекунских семей / Н.И. Аверьянова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2011. № 11. С. 15-19.
2. Байбородова Л.В. Преодоление трудностей социализации детей- сирот / Л.В. Байбородова // Журнал детский дом. 2013. № 12. С. 23-26.
3. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217. А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Гарант
4. Гайсина Г.И. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: российский и зарубежный опыт / Г.И. Гайсина // Научно-популярное издание. 2011. № 5. С. 19-24.
5. Горбунова Е.А. Социальная адаптация в замещающей семье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: дис. ... канд. педаг. наук: 12.00.12: защищена 05.11.2011: утв. 08.03.2012 / Е.А. Горбунова. М., 2012. 207 с.
6. Горшкова М.Ю. Дети - это самый лучший народ / М.Ю. Горшкова // Социальная работа. 2013. № 5. С. 39-40.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 30.12.2015г.) // Гарант
8. Ершова С.К. Развитие эмоционального благополучия ребенка через специально организованное взаимодействие воспитателя с детьми / С.К. Ершова // Журнал социальная педагогика. 2013. № 8. С. 22-26.
9. Зайнышев И.Г.Технология социальной работы: монография // И.Г. Зайнышев. Москва, 2012. С. 125
10. Кабанова А.Л. Формирование коммуникативных умений у детей- сирот в условиях социального приюта / А.Л. Кабанова // Журнал социальная педагогика. 2012. № 5. С. 24-27.
11. Казакова Е.И. Социально-коммуникативное развитие детей-сирот с использованием технологии проблемных ситуаций / Е.И. Казакова // Журнал социальная педагогика. 2014. № 6. С. 25-27.
12. Козлова Т.З. Замещающая (опекунская семья): монография // Т.З. Козлова. Москва, 2013. С. 244
13. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Г арант
14. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21.07.2014г.) // Гарант
15. Ослон В.Н. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России / В.Н. Ослон // Журнал вопросы психологии. 2011. № 3. С. 79-90....35