Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Проблема изучения межличностных отношений в трудах отечественных
и зарубежных психологов 8
1.2. Особенности межличностных отношений детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 13
1.3. Современные подходы к изучению проблемы межличностных
отношений детей младшего школьного возраста с ЗПР 17
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ЗПР 23
2.1. Организация, методы и методики исследования 23
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
Выводы по второй главе 38
Глава 3. Психологическая коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 40
3.1. Организация и содержание формирующего эксперимента 40
3.2. Контрольный эксперимент и его анализ 45
Выводы по третьей главе 52
Заключение 54
Список литературы 57
Приложение 62
Актуальность исследования. Дети с задержкой психического развития являются наиболее многочисленной категорией детей с особыми потребностями развития. Исходя из анализа исследований, который посвящен изучению детей младшего школьного возраста с ЗПР, проблема межличностных отношений данной категории детей разработана недостаточно и становится всё актуальней с переходом на инклюзивное образование.
Специфические особенности социализации детей, имеющих нарушения в развитии, представлены в трудах Л.С. Выготского, по мнению которого, важнейшим фактором развития ребенка, как в онтогенезе, так и при дизонтогенезе, является общение. Подчеркивая в своих работах мысль о единстве закономерностей нормального и аномального развития, он говорил об особенностях взаимоотношений этих детей с окружающими. По мнению ученого, физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в его общении с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего, для личностного развития.
Проблема межличностных отношений относится к одной из основополагающих в жизни личности. Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, развитие психики детей происходит в процессе взаимодействия, общения со взрослыми и сверстниками.
Коммуникативная готовность, сформированность внеситуативнопознавательной и внеситуативно-личностной форм общения с взрослым является ведущим фактором успешности ребенка в учебной деятельности. Дети младшего школьного возраста с ЗПР существенно отстают от сверстников в развитии форм и способов коммуникации (Е.Е. Дмитриева, О.В. Защиринская, Е.А. Медведева, Р.Д. Тригер и др.). В силу специфики своего развития они более зависимы от микросоциальных условий, в которых оказываются и в которых происходит их формирование. Поэтому они требуют большего психолого-педагогического внимания, чем дети, полноценно развивающиеся в плане формирования их самостоятельности, активного отношения к себе и окружающему миру.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что у детей с ЗПР социально-личностный потенциал существенно ослаблен, поэтому существуют проблемы в выстраивании межличностных отношений. Важным также является анализ комплекса методик, цель которых - выявить характерные особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ЗПР, а также составление и реализация программы психологической коррекции межличностных отношений.
Проблема исследования. Заключается в изучении особенностей межличностных отношений, теоретическом обосновании, разработке и внедрении в практику школьного образования психологической программы по коррекции и формированию навыков межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Цель работы: исследовать особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ЗПР, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по коррекции и формированию навыков взаимодействия у данной категории учащихся.
Объект исследования: особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: программа психологической коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития будут выявлены нарушения в становлении развития межличностных отношений, а именно: снижение познавательной активности, отставание форм эмоционально-волевой сферы. Формирование межличностных отношений у данных детей с задержкой психического развития может быть повышено при условии реализации разработанной нами программы.
...
Данная работа посвящена изучению межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и разработке психологической программы, направленной на коррекцию межличностных отношений младших школьников с задержкой психического
развития.
Коммуникативная готовность, сформировнанность внеситуативнопознавательной и внеситуативно-личностной форм взаимодействия и общения с взрослыми сверстниками является ведущим фактором успешности ребенка в учебной деятельности. Дети младшего школьного возраста с ЗПР существенно отстают от сверстников в развитии форм и способов коммуникации (Е.Е. Дмитриева, О.В. Защиринская, Е.А. Медведева, Р.Д. Тригер и др.). В силу специфики своего развития они более зависимы от микросоциальных условий, в которых оказываются и в которых происходит их формирование. Поэтому они требуют большего психологопедагогического внимания, чем дети, пол- ноценно развивающиеся в плане формирования их самостоятельности, активного отношения к себе и окружающему миру.
В процессе исследования мы гипотетически предположили, что эффективность работы будет повышена, при условии использования психологической программы, направленной на коррекцию межличностных отношений младших школьников.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследование, направленное на изучение межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, в процессе которого были использованы следующие методики:
1. Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено «Социометрия»;
2. Методика Л.М. Фридман «Наши отношения»;
3. анкета для оценки привлекательности классного коллектива.
В основу комплектования репрезентативной выборки испытуемых нами были определены следующие критерии: Схожесть показателей возраста (10—11 лет); Обучение в классе одной возрастной категории - первые 10 учеников вошли в состав группы принявшей участие в комплексе занятий, направленных на коррекцию межличностных отношений, ученики этого же класса с 11 по 20 стали контрольной группой.
В результате констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности межличностных отношений младших школьников. На переменах дети с задержкой психического развития предпочитают играть в одиночку, если они играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. При выполнении практических заданий на уроке, предполагающих совместную деятельность, сотрудничество наблюдается крайне редко, дети почти не общаются друг с другом, не обращаются по имени. Часто происходит смена настроения, по непонятным причинам, наблюдается тревожность, плаксивость у девочек, у мальчиков вспыльчивость и агрессивность.
Таким образом, межличностные отношения детей младшего школьного возраста с ЗПР развиты недостаточно.
На основе полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на коррекцию межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ЗПР. В процессе формирующего эксперимента мы обозначили следующие направления развивающей работы:
- Расширение знаний о способах конструктивного выхода из конфликтной ситуации.
• Расширение знаний детей об образе сверстника, который включает в себя познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты.
- Обучение нормам и правилам общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
- Обучение способам конструктивного сотрудничества.
• Обучение умению использовать в общении речевые и неречевые средства (мимика, жесты, обращение по имени, контакт глаз, комплимент).
Эффективность внедрения и реализации психологической программы, направленной на коррекцию межличностных отношений младших школьников, показали результаты психодиагностического обследования в
динамике.
...
1. Артюхова И.С. настольная книга классного руководителя. М., 2008. , С. 2.
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. /Под ред. К.С. Лебединской. - М.: Просвещение, 1982., С. 16.
3. Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе / Н.В. Бабкина // Дефектология. - 2006., С. 39.
4. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР, М., 1999. С. 200.
5. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л.Н. Блинов. - М.: ЭНАС, 2004., С. 136.
6. Богданов И.В. Психология и педагогика. М., 2007, С. 87.
7. Божович Л.И., проблемы формирования личности, М., 1996, С. 35.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968, С. 39.
9. Бронфенбреннер У. Измерение социометрического статуса, структуры и развития (перевод с нем.) 1955, С. 113.
10. Вильманская, А.Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития Т.А. Власова. - М.: Просвещение, 1973., С.
51.
11. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М., Просвещение, 1967., С. 62.
12. Власова Т. А., Повзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. — М., 1973., С. 127.
13. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский.- М., 1960., С. 67.
14. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой,
B. И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. — М., 1984., С. 234.
15. Дефектология: Словарь-справочник. / Под ред. Б.П. Пузанова; Сост.
C. С. Степанов. - М., Новая школа, 1996., С. 115.
... всего 66 источников