ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Понятие общения и его роль в психическом развитии 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с
задержкой психического развития 15
1.3. Особенности коммуникативной сферы детей с задержкой психического
развития 22
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 33
2.1. Описание исследования: выборка, обзор применяемых методик 33
2.2. Обработка данных и интерпретация результатов 40
Выводы по второй главе 44
ГЛАВА III. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 46
3.1. Принципы построения и проведения коррекционно-развивающей
программ 46
3.2. Коррекционно-развивающая программа для формирования
коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического
развития 52
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 63
Выводы по третьей главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЯ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 83
Актуальность исследования: Проблема изучения развития
интерактивной речи у детей уже много лет не теряет своей актуальности в педагогике и психологии, поскольку речь, как средство общения, так и как средство мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает очень рано в онтогенезе и стимулирует речевое и общее психическое развитие ребенка, способствует активизации когнитивных и мыслительных процессов, формирует его личность в целом. Без адекватного общения скорость развития речи и других психических процессов замедляется (А.В. Брушлинский, А.В. Запорожец, И.В. Дубровина, Г.М. Кучинский, М.И. Лисина, А.М. Матюшкин, Е.О. Смирнова,
A. Г. Рузская, Ф.А. Сохин и мн. др.). Существует также обратная зависимость, которая часто наблюдается при различных отклонениях в развитии, коммуникативных и невоспитанных - отсутствие речи приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений.
Взаимодействие между людьми в процессе общения представляет собой сложный механизм, включающий в себя обмен информацией и взаимопонимание. Современные ученые, такие как Д. Уилкинз, Ф. Хопкинс,
B. А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, А.Б. Добрович, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова и М.И. Лисина, изучают эту проблему как в отечественном, так и в зарубежном контексте.
Исследования показали, что ребенок не всегда может передать свои эмоции и мысли взрослому, что мешает установлению нормального контакта. Это особенно актуально для детей старшего дошкольного возраста, как утверждают многие ученые.
Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации об окружающем мире и способом формирования личности ребенка, его когнитивной и эмоциональной сфер, что особенно важно для коррекции недостатков коммуникативного развития у детей с нарушениями речи.
Дошкольный возраст - это деликатный период развития сложных коммуникативных связей детей, умения общаться не только с отдельными детьми, но и с группой сверстников, со взрослыми, в соответствии с социально одобряемыми нормами поведения.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основные формы поведения и общения, формируется детский коллектив, правила их существования требуют высокоразвитых коммуникативных навыков. Речевой дефект препятствует развитию коммуникативной и творческой активности детей этого возраста.
Методологическая основа исследования
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
апробировать на практике психологическую программу психокоррекции коммуникативной деятельности детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.
Объект исследования: коммуникативная деятельность детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.
Предмет исследования: программа психологической коррекции коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста с ЗПР характеризуются специфическими особенностями, что обусловлено ограниченностью речевых средств, несформированностью форм общения и снижением его активности.
...
У детей с недостаточностью центральной нервной системы органического или функционального происхождения, которым не характерны серьезные нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи или интеллекта, применяется понятие «Задержка психического развития». В этой группе детей наблюдаются разнообразные клинические симптомы: незрелость комплекса, неадекватность поведения, формирование направленной активности при повышенной утомляемости, нарушение общей работоспособности и спектр энцефалопатических расстройств.
Непрерывный, стремительный рост числа детей с различными нарушениями психического развития, в частности, с психическими в последние годы изменениями, стал существенной актуальной проблемой и имеет важное социально-психологическое, психолого-педагогическое, морально-этическое значение в отечественной и зарубежной науке.
В разных исследованиях, связанных с проблемами социального развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР), отмечается недостаточное общение в целом, его незрелость, которая проявляется в ситуационном поведении (М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Триггер, У.В. Уленкова и другие). Было доказано, что дети дошкольного возраста с ЗПР имеют сниженную потребность в общении, преобладает прагматическая ориентация при общении с взрослыми, и эти дети не обладают достаточным уровнем владения речевыми и неречевыми способами общения с взрослыми.
Проблема социализации детей с ЗПР и формирования у них коммуникативных навыков набрала в последние десятилетия все большее внимание со стороны теоретиков и практиков в области коррекционной психологии и педагогики. Это связано с тем, что отсутствие возможности установления долгосрочных контактов и дружеских отношений со
10 сверстниками приводит к аффективным проявлениям в общении и социальному несоответствию. Коммуникативные навыки, которые включают осознанные коммуникативные действия и умение адаптировать свое поведение к требованиям ситуации и характеристикам собеседника, являются неотъемлемой частью личностных качеств, необходимых каждому человеку для успешного взаимодействия и общения. В целом, это важно для процесса межличностного взаимодействия и социализации детей с ЗПР.
Учитывая, что большинство экспериментально-психологических исследований с участием детей с задержкой психического развития, они направлены именно на изучение специфики их познания в данный момент, поскольку элементы их коммуникативной деятельности изучены очень слабо. Проведя теоретический анализ материалов по проблеме исследования, можно сделать вывод, что в психолого-педагогической литературе нет единого мнения относительно понимания сущности и содержания коммуникативных навыков, которые недостаточно изучены
коммуникативные навыки дошкольников с ЗПР, что усложняет работу психологов и педагогов по их совершенствованию.
Наше исследование наглядно показало, что дошкольники с задержкой психического развития, как правило:
• Получение и передача информации для них являются сложными задачами, так как они не могут самостоятельно усвоить и передать информацию, которую они получили от собеседника. Особенно трудно им сосредоточиться на принятии информации и адекватно спланировать свое следующее сообщение;
• Дети этой категории не всегда готовы к взаимодействию на основе совместного планирования, они не имея партнерскую ориентацию, дети с ЗПР не способны самостоятельно решать конфликтные ситуации, которые часто возникают в любом коллективе при непосредственном взаимодействии;
....
1. Андреева, Г.М. Специальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 363 с.
2. Алешина Ю.Б., Петровская Л.А. Что такое межличностное общение? //Хрестоматия по социальной психологии. - М.
3. Ахмедбекова, Р.Р. Дидактическая игры как средство развития познавательной активности младших школьников / Р.Р. Ахмедбекова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2008. - № 3. - С. 20-25.
4. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие / Л.Н. Блинова. - М.: Изд- во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
5. Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. - Москва; Воронеж, 2002.
6. Бойков, Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: учеб. метод, пособие. - СПб.: КАРО, 2005. - 288 с.
7. Бородин, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородин. - М.: Просвещение, 1981.
8. Букатов, В.М. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социоигровых технологий обучения дошкольников / В.М. Букатов, А.П. Ершова. - Петрозаводск, 2008. - 187 с.
9. Бурменская, Г.В. Формирование комбинаторного мышления у младших школьников и подростков / Г.В. Бурменская, Л.В. Евдокимова // Вопросы психологии. - 2007. - № 2. - С. 30-43.
10. Венгер, Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988.
11. Вербицкая, Л.А. Давайте говорить правильно / Л.А. Вербицкая. - М., 2003.
12. Винникова, Е.А. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с ЗПР / Е.А. Винникова, Е.С. Слепович.
13. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. - СПб.: Речь, 2004. - С. 12-23.
14. Власова Т.А., Лубовский В.И., Никашина Н.А. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1981. - 119 с.
15. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / под ред. В.В. Давыдова, Педагогика, 1983. — Т. 3: Проблемы развития психики.
16. Гришанова, И.А. Коммуникативная успешность старшего дошкольника: эффективность и перспективы формирования / И.А. Гришанова // Фундаментальные исследования. - 2012. - №11-6. - С. 13641367.
17. Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. - М.: Москва, 2003.
... всего 100 источников