ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретический анализ программно-методического
обеспечения учебно-воспитательного процесса 8
1.1. Анализ существующих программ по учебно-тренировочному процессу
баскетболистов 8
1.2. Особенности развития физических качеств на основании существующих программ (выносливость, гибкость, силовые и координационные качества)
17
1.3. Техника баскетбольных передач 24
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1. Методы исследования 33
2.2. Организация исследования 36
3. ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНО
МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА БАСКЕТБОЛИСТОВ, ПРОВЕРКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ 38
3.1. Обоснование программно - методического обеспечения учебнотренировочного процесса 38
3.2. Разработка программно-методического обеспечения учебнотренировочного процесса 38
3.3. Проверка эффективности учебно-тренировочного процесса в
педагогическом эксперименте 44
ВЫВОДЫ 52
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМИНДАЦИИ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Актуальность исследования. Радикальные социально -
экономические преобразования в нашей стране вызвали необходимость пересмотра отношения к системе образования со стороны государства и общества. Образование является той системой, через которую проходят так или иначе все члены общества (в качестве учеников, родителей, членов коллегиальных органов управления и т.д) Вследствие этого актуальными становятся вопросы изменения содержания образования детей, внедрения программно-методического обеспечения, здоровьесберегающих технологий в образовательных организациях[1]. Практически во всех образовательных учреждениях спортивные игры включены в учебные программы. Они широко практикуются во внеклассной и внешкольной работе, используются в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, в подготовке спортсменов. На основе спортивных игр сформировались игровые виды спорта, занимающие достойное место среди других видов на всех уровнях, включая Олимпийские игры.
Баскетбол, как спортивная игра, завоевал признание в большинстве стран мира. Большое внимание уделяется занятиям баскетболом в общеобразовательных школах. Тысячи мальчишек и девчонок с удовольствием занимаются баскетболом в многочисленных секциях и на уроках физической культуры под руководством учителей и тренеров.
В соответствии с комплексной программой физического воспитания школьников (Матвеев Л.П., 1995), баскетбол является одним из средств
физического воспитания. Техника игры в баскетбол многообразна. Одним из важнейших технических приемов в баскетболе является передача мяча - основа всех комбинаций, заканчивающихся взятием корзины. Если игроки недостаточно хорошо освоят передачи мяча, то ни одна система игры, ни наиболее эффективная комбинация, ни одна атака не принесет успеха.
Передачи мяча как объединяют усилия партнеров в единый ансамбль, так и создают командную игру. Однако, практика показывает, что
совершенствованию передачи уделяется недостаточное внимание, в результате чего даже в играх команд высокой квалификации наблюдается большое количество потерь мяча из-за неточных передач. Взаимодействие с партнером в конфликтных игровых ситуациях при жёстком противодействии соперника в лимите времени и на максимальной скорости передвижения создает немалые трудности для игроков.
По мнению А.Я. Гомельского [10], передачи (подразумевается - точные) относятся к важнейшим и технически наиболее трудным элементам баскетбола. По его мнению, одно из главных правил: передающий игрок отвечает за точность, быстроту и своевременность передачи. Он считает, что точности передач нужно уделять много тренировочного времени, независимо от периода подготовки, возраста, уровня подготовленности команды.
Из всего вышесказанного становится ясно, что проблема повышения точности передач в баскетболе весьма актуальна.
Степень научной разработанности проблемы. Комплексный анализ научной и учебно - методической литературы по теме исследования показал, что в основном в ней освещаются вопросы методики обучения игре, психологической подготовке баскетболистов, организации и проведения тренировочного процесса, а также судейства соревнований . Но стоит отметить работы Гомельского Евгения Яковлевича, кандидата педагогических наук, заслуженного тренера СССР по баскетболу, его учебно - методические пособия «Баскетбольная секция в школе» и «Рекомендации при работе с молодыми баскетболистами», которые
посвящены вопросам, как быстро приобрести основные навыки игры в баскетбол, как улучшить уровень своей подготовки, избежать основных ошибок и эффективно действовать на площадке. Труд Александра Яковлевича Гомельского, профессора, кандидата педагогических наук, заслуженного тренера СССР «Библия баскетбола. 1000 баскетбольных упражнений» - книга как для профессиональных тренеров и спортсменов, так и для любителей баскетбола, стремящихся улучшить собственную технику игры и спортивную форму. Научные же разработки, отражающие аспекты программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса баскетболистов отсутствуют .
...
Данные педагогического эксперимента и проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. На основании проведенных в начале эксперимента тестов можно говорить о том, что испытуемые обеих групп находятся, примерно, на одинаковом уровне и различия между ними не существенных по всем исследуемым показателям (Р > 0,05).
2. Было разработано и внедрено в учебно-воспитательный процесс программно-методическое обеспечение повышения точности баскетбольных передач с применением упражнений различной функциональной направленности. В программно-методическую разработку входят 40 специальных упражнений, отнесенных к трем группам сложности.
3. Опытная работа, проведенная с баскетболистами экспериментальной группы, выявила эффективность подобранных нами средств и методов повышения точности передач.
Различия между результатами до и после эксперимента в контрольной группе оказались несущественными (Р>0,05), в отличие от результатов экспериментальной группы, которые оказались существенными во всех трех тестах (Р<0,05).
Анализ полученных результатов в экспериментальной группе и сравнение их с данными, полученными в контрольной группе при использовании общепринятой программы учебно-воспитательного процесса, дают основание утверждать, что предложенная нами программнометодическое обеспечение будет эффективно при повышении точности передач у баскетболистов 11-13 лет.
1. 1.Адольф В.А., Савчук. А.Н. Сопровождение здоровьесберегающей деятельности современного педагога: монография; Краснояр. Гос. Пед. ун - т им. В.П.Астафьева. Красноярск,2014. - 256 с
2. Анискина С.Н. Факторы, определяющие эффективность бросков с
дистанций в баскетболе у школьников старшего возраста /С.Н. Анискина, Ю.М.Попов// Физическая культура: Воспитание,
Образование, Т ренировка. -2002. -№3 .с.22-26.
3. Анюхин. П.К.Очерки физиологии функциональных систем.-М., Медецина, 1975. -448с.
4. Бегиджанов М.Г. К вопросу о влиянии различных по объему и
интенсивности нагрузок на точность движений: сб.научн.тр.
/Г рузинскийГИФК. -Тбилиси, 1990-вып.9.-230с.
5. Бережная Е.К. О роли двигательной обратной связи в точностных движениях //Управление движениями. - Л.,Наука, 1970.-с.71-82.
6. Бернштейн Н.А. Очерки физиологии движений и физиологии активности.- М. :Медицина, 1962.-214с.
7. Бондарь А.А. Методика измерения целевой точности и временных характеристик при выполнении передач в баскетболе. /А.А. Бондарь З.Клугерман // Вопросы теории и практики ФК и спорта. Часть 1. - Минск, 1994. - С. 139-140.
8. Бондарь А.И. Точность и скоростной вариант техники в баскетболе. //Вопросы теории и практики ФК. - Минск, 1995. - Вып.9.-с. 7-13.
9. Волахов Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. -Киев: Олимпийская культура, 2002.-239с.
10. Гомельский А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского. - :Гранд, 2002.-338с.
11. Гомельский А.Я. Баскетбол: секреты мастерства: 1000 баскетбольных упражнений. - М.: Гранд, 1997. -221с.
12. Голомазов С.В. Корреляционный анализ точности баскетбольных передач /С.В. Голомазов, В.В. Чикалова// Особенности подготовки юных спортсменов. - Волгоград.-1991. - с. 93-98.
13. Грассис А.М Специальные упражнения баскетболистов.-
М.:Физкультура и спорт, 1997.с.4-19.
14. Григорьев О.А Для развития координационных способностей // Физическая культура в школе. - 2001. -№6 -с.46-48.
15. Губа Д.В. Диффиринцированный подход при развитии специальных физических качеств и оздоровления подростков 12-14 лет, занимающихся в секциях по баскетболу: дисс.канд.пед.наук- М., 2003.19с.
... всего 72 источника