ВВЕДЕНИЕ 3-4
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ УЧАЩИХСЯ НА БАЗЕ
НАУЧНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ ВУЗОВ
1.1. Особенности исследовательская деятельность
учащегося 5-7
1.2. Организация исследовательской деятельности при научных
лабораториях ВУЗов 7-11
ГЛАВА 2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМАТИКЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ
2.1. Физиология жировых тканей 12-14
2.2. Возрастные изменения бурой и белой жировых тканей.
Метаболический синдром 14-17
2.3. Влияние пищевой рестрикции, низких температур на жировые ткани
животных 17-21
ГЛАВА 3. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Объекты и методы исследования 22-23
3.2. Предварительные результаты по теме проектов, предлагаемых
школьникам 23-29
3.3. Влияние курса регулярных холодовых экспозиций на свойства жировых
тканей и углеводный обмен животных 29-30
3.4. Сочетанное влияние регулярных холодовых экспозиций и ограничения кормов на свойства жировых тканей и углеводный обмен животных.30-33 ГЛАВА 4. Разработка материалов и основных этапов исследовательской
работы учащегося 34-40
Выводы 41-42
Список литературы 43-47
Одним из важных условий поступательного развития российской науки является постоянный приток молодежи, поэтому поиск школьников старших классов не просто увлеченных, а мечтающих о карьере ученого, их прикрепление к вузовской или академической научно-исследовательской лаборатории, стало одним из приоритетных направлений профориентационной работы. Различные конференции, олимпиады, летние школы является разнообразными формами работы с увлеченными учениками.
Особый интерес вызывает прикрепление наиболее способных учащихся к вузовским лабораториям, что позволяет профессионально ориентировать ребенка в сфере науки. Привлечение к несложной экспериментальной работе в лаборатории позволяет раскрыть его потенциал, углубить и расширить знания по биологии. Для того, чтобы учащийся легко влился в коллектив, чувствовал себя там комфортно, осознавал свой вклад в общую работу, необходимо тщательно проработать план его деятельности.
Такой опыт работы имеется у лаборатории физиологии и биохимии энергообмена КГПУ им. В.П. Астафьева. Основное направление исследований лаборатории связано с метаболической и терморегуляторной функциями жировых тканей, участием жировых тканей в температурных и пищевых адаптациях животных и человека. Актуальность исследований обусловлена значительным и повсеместным ростом в последние годы частоты метаболического синдрома - комплексного нарушения обменных процессов, включающего резистентность к лептину, абдоминальное ожирение, резистентность к инсулину, дислипидемию, атеросклероз. Знание тонких механизмов адаптивных перестроек белой и бурой жировых тканей необходимо для преодоления их дисфункции и коррекции метаболического синдрома.
Цель данной работы - проектирование исследовательской работы школьников по теме «Физиология адаптации к пищевым и температурным факторам».
Задачи:
1. Анализ современного состояния проблемы адаптивного ремоделирования жировых тканей при действии пищевых и температурных факторов
2. Предварительные экспериментальные исследования влияния низкотемпературных экспозиций и умеренной пищевой рестрикции на энергетический и пластический обмен в жировых тканях лабораторных мышей
3. Разработка тем исследовательских проектов учащихся и апробация одной из них
1. Холодовые воздействия в сочетании с умеренной пищевой рестрикцией рассматриваются в качестве перспективных терапевтических подходов к лечению висцерального ожирения и метаболического синдрома. Сведения о влиянии пищевой рестрикции и холодовых экспозиций на энергообмен и пластический обмен жировых тканей разных типов немногочисленны, разрознены и неоднозначны
2. В предварительных исследованиях умеренная пищевая рестрикция не
влияла на массу, пластический и энергетический обмен бурой жирово ткани. Динамика массы белой жировой ткани, энергообмена,
содержания в ней ДНК и белка зависела от сезона
3. Курс регулярных холодовых экспозиций стимулировал термогенез в буром жире несмотря на продолжительно умеренное ограничение питания. Окислительная активность висцерального жира повышалась; адаптивное увеличение функционального термогенного резерва развивалось только в осенне-зимнем эксперименте.
4. С учетом результатов предварительных исследований составлены темы
исследовательских работ для школьников: «Анатомо
морфологические особенности жировых тканей при адаптации к периодическим низкотемпературным воздействиям»; «Адаптивные изменения морфологии бурой и белой жировых тканей при умеренном ограничении питания»; «Особенности пластического обмена
подкожного и висцерального белого жира при адаптации к 40% пищевой рестрикции»; «Влияние умеренной пищевой рестрикции и регулярных холодовых экспозиций на энергообмен висцерального белого жира и межлопаточного бурого жира»; «Сезонные особенности содержания глюкозы в крови лабораторных мышей » ; «Энергообмен, двигательная активность лабораторных мышей в зависимости от степени пищевой рестрикции»; «Рост, ориентировочноисследовательская активность мышей в условиях умеренной пищевой рестрикции и регулярных холодовых экспозиций».
Проект «Влияние некоторых эндогенных и экзогенных факторов на содержание глюкозы в крови лабораторных мышей ICR» успешно апробирован учащейся 10 «С» лицея № 1класса Ворошиловой А.
1. Ачекулова Л.И., Прохорчук.Н., Учебное проектирование по биологии в школе. Лабораторный практикум для студентов биологических специальностей педагогических вузов. Красноярск: Краснояр. гос. пед. Унт им В.П. Астафьева . 2007. 76 с.
2. Башмакова В. Регуляцией термогенеза занимается не только нервная, но и иммунная система // http://elementy.ru/news/431716 / ст.
3. Бурый жир. Бурая жировая ткань // http://exam- ans.ru/fizika/8621/index.html?page=60 / ст.
4. Бутрова С.А., Дзгоеева Ф.Х., Висцеральное ожирение - ключевое звено метаболического синдрома// Ожирение и метаболиз.2004. № 1 . С. 3445.
5. Вединеева Н.А. Развитие научно-исследовательской деятельности учителя и учащегося в школьной практике // Оренбург, 2004. №3. С.6-7.
6. Владимиров Ю.А., Проскурнина Е.В. Свободные радикалы и клеточная хемилюминесценция //Успехи биологической химии. 2009. C. 341-388 .
7. Выготский Л.С. Проблема обучения и творческого развития в школьном возрасте // Избран, психол. исследования. М., 1982. Т.1. С.24
8. Дедов И.И., Мельниченко Г.А., Бутрова С.А. Жировая ткань как эндокринный орган // Ожирение и метаболизм. 2006. №1. С. 14-20.
9. Елсукова, Е.И. Новый тип термогенных адипоцитов: происхождение, свойства, функции / Е.И. Елсукова, Л.Н. Медведев // В мире научных открытий. 2016. №8. С.97-126.
10. Иванов Д.О. Нарушение теплового баланса у новорожденных детей. - Спб.: Наука, 2012 г.
11. Концепция развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах // http://cnp.miptic.ru/index.html / Инновационный Центр МФТИ, Долгопрудный, 2009-2011.
12. Леонтович. А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии // Народное образование. 1999. № 10.
13. Мазяркина Т.В., Первак С.В Исследовательская деятельность школьников// Современные наукоемкие технологии..2011. №1.121 с.
14. Медведев Л.Н., Елсукова Е.И. Бурая жировая ткань. Молекулярно-клеточные основы регулируемого термогенеза. Красноярск: Изд-во Амальгама. 2002.528с.
15. Медведев Л.Н., Елсукова Е.И. Бурая жировая ткань человека // Успехи физиологических наук. 2002. Т 33. С. 17-29.
... всего 46 источников