ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы спортивной тренировки биатлонистов с различной степенью нарушением зрения 9
Глава 2. Методы и организация исследования 46
2.1 Методы исследования 46
2.2 Организация исследования 49
Глава 3. Проектирование тренировочного процесса биатлонистов с различной степенью нарушения зрения 52
3.1 Классификация спортсменов с нарушением зрения 52
3.2 Экспериментальное обоснование проектирования тренировочного
процесса биатлонистов с различной степенью нарушения зрения 58
3.3 Технология проектирования подготовки биатлонистов с различной
степенью нарушения зрения нарушением зрения 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
ПРИЛОЖЕНИЕ «А» 82
ПРИЛОЖЕНИЕ «Б» 84
ПРИЛОЖЕНИЕ «В» 85
Актуальность исследования. Биатлон - это зимний олимпийский вид спорта (от лат. bis — дважды и греч. attlon — состязание, борьба) включающий в себя лыжные гонки и стрельбу из мелкокалиберной винтовки.
Паралимпийский биатлон для лиц с различной степенью нарушения зрения стал развиваться с того времени когда в 1964 году в Токио впервые был официально поднят флаг, сыгран гимн и была обнародована официальная эмблема Паралимпийских игр. В 1988 году Советские паралимпийцы приняли участие на Паралимпиаде в Сеуле, делегация спортсменов-инвалидов, состояла из лиц с поражением зрения, которые принесли нашей стране первые паралимпийские медали. На последующих летних и зимних Паралимпийских играх спортсмены выступали все более и более успешно, занимая самые высокие места в общекомандном зачете, устанавливая мировые и олимпийские рекорды. В 1992 году появился Международный Паралимпийский Комитет (МПК). В 2001 году на первой учредительной конференции была создана Федерация спорта слепых (ФСС).
Всероссийское общество слепых (ВОС) в настоящее время дополнительно развивает паралимпийский биатлон, легкую атлетику и лыжный спорт (гонки), керлинг.
Где, особое внимание уделяется подготовке спортсменов адаптивного биатлона, проводиться по методике циклических видов спорта, заимствованной в основном из лыжных гонок и биатлона, что не совсем верно, так как не учитываются специфические особенности спортсменов с нарушением зрения.
В последние годы значительно повысились спортивные достижения, на мировой и паралимпийской арене, совершенствуется спортивно-техническое оборудование биатлониста с нарушением зрения. Максимально нарастают предельные физические и психологические нагрузки, что требует усовершенствование методики построения тренировки для подготовки спортсменов паралимпийцев. Это так же связано, с введением новых дисциплин в адаптивном биатлоне (спорт слепых), которые требуют
осмысления в применении различных педагогических технологий
направленных на оптимизацию тренировочной нагрузки.
Отсюда следует, что проблема проектирования тренировочного процесса является актуальной в настоящее время.
Степень изученности проблемы.
Анализ научной литературы показал, что проблема тренировочного процесса биатлонистов с различной степенью нарушения зрения, практически не изучена. Изучение проблемы подготовки биатлонистов с нарушением зрения в основном опирается на труды ученых в области циклических видов спорта высших достижений (Ю.В. Верхошанского, С.М. Гордона, Е.А. Грозина, О.Н. Московченко), которые считают, что в теории спортивной тренировки оптимизация тренировочного процесса является «ключевой» точкой подготовки спортсменов.
Другие авторы В.А. Булкин, М.А. Годик, В.А. Запоржанов предлагают использовать специфические тесты педагогического контроля, для получения информации, о состоянии тренированности, на разных этапах тренировочного процесса.
Вопросы проектирования тренировочного процесса освящена в работах Л.П. Матвеева, М.В. Сахаровой, А.В. Тимушкина. Авторы предлагают системно-педагогическое проектирование, что является перспективным направлением в существующей теории и практики спорта.
Исследования в области теории и методики биатлона (В.П. Афанасьев, О.М. Вахрушкин, К.С. Дунаев, В.П. Карленко, А.Л. Кривенцов, А.Н. Куракин, В.Ф. Маматов, Я.И. Савицкий и др.), которые указывают на многолетнее планирование тренировочного процесса биатлонистов и их стрелковую подготовку.
Проведенный анализ научно-педагогической литературы позволил выявить следующие противоречия между:
- возросшими требованиями паралимпийского биатлона на мировой и паралимпийской арене и недостаточной разработкой научных подходов к системе подготовки биатлонистов с различной степенью нарушения зрения;
• исследованием методики тренировочного процесса биатлонистов и лыжников гонщиков и не способностью обеспечивать эффективность тренировочного процесса биатлонистов с нарушением зрения.
...
В адаптивном биатлоне, результат спортсменов с нарушением зрения зависит от скорости которая определяется временем, затраченном на преодоление трассы. Их скорость движения на трассе связанна с быстротой и точностью стрельбы из специальной электронной винтовки, следовательно это все, влияет на уровень подготовленности проектирование тренировочного процесса в целом.
Следует отметить, что при подготовке спортивной сборной Красноярского края (спорт слепых), уделяется мало внимания тестовым упражнениям, оценивающим физическую подготовку спортсменов с нарушением зрения, так как они заимствованы из биатлона.
Анализ, литературных источников, выявлены характеристики и особенности разных дисциплин паралимпийского биатлона.
Вместе с тем, программе подготовки предъявлен повышенный интерес, так как результаты паралимпийцев с каждым годом растут в связи с чем, ужесточились условия соревнований.
В связи с этим успех прохождения современных трасс определяется не только уровнем быстроты и выносливости, но и скоростно-силовыми способностями. Особенно велико значение силы при использовании одновременных классических и коньковых способов.
Это позволило нам исследовать значимость тестовых упражнений по федеральным стандартам видов спорта биатлон и лыжные гонки, для оценки уровня физической подготовленности биатлонистов с нарушением зрения
1. Стрельба по специальной установки предназначенная для слабовидящих спортсменов ориентированная на слух в положении лёжа на дистанции 10 м (на очки).
2. На быстроту (бег 100 м - сек.)
3. На скоростную выносливость (кросс 1000 м - мин.)
4. Скоростно-силовые качества (прыжок в длину с места - м.)
5.Общая выносливость (кросс 5000 м - мин.)
6. Силовая выносливость верхнего плечевого пояса (отжимания, из упора лёжа - количество раз)
7. Силовая выносливость верхнего плечевого пояса (подтягивание на перекладине - количество раз)
• Методика стрелковой и физической подготовленности на летнее - осеннем этапе характеризуется более выраженной специальной направленностью во всех разделах подготовки. Основное внимание уделяется развитию физических способностей, специфичных для биатлона с нарушением зрения.
• Средства тренировки. Общеразвивающие подготовительные упражнения те же, что и на предыдущем этапе, однако удельный вес их меньший и применяются они в основном для поддержания общего физического развития и в разминке.
• Специально-подготовительные упражнения применяются на данном этапе в большем объеме и в основном имитационного характера, что к началу занятий на снегу способствует быстрому переносу специфичных для биатлонистов с нарушением зрения качеств и навыков на основные упражнения.
• Методы тренировки. На данном этапе используются переменный, повторный, равномерный и контрольный методы тренировки.
• Распределение обще и специальных подготовительных средств подготовки по месяцам подготовительного периода в процентном соотношении было следующим: май - ОФП 87%, СПФ 13%, июнь ОФП 75%, СПФ 25%, июль ОФП 71%, СПФ 29%, август ОФП 70 %,СПФ 30%, сентябрь ОФП 31%, СПФ 69%, октябрь ОФП 23%, СПФ 77%, ноябрь ОФП 34%, СПФ 66%.
За весь летнее - осенний период соотношение составило ОФП 52 %, СПФ 48%.
• Разработанная и апробированная методика оказалась эффективной, т.к. об этом свидетельствуют результаты педагогического эксперимента.
Полученные исходные результаты, в физической подготовленности спортсменов с нарушением зрения значительно улучшились после эксперимента о чем свидетельствуют результаты спортсменов показанные на главных стартах.
Проектирование нам позволило оптимизировать тренировочный процесс на основе дальнейшего технико-тактического мастерства спортсмена и модельных характеристик.
...
1. Афанасьев, В.Г. Повышение результативности путем оптимизации режима стрельбы в биатлоне / В.Г. Афанасьев, В.И. Акимов, С.Б. Власов // Пути повышения специальной работоспособности квалифицированных спортсменов. - Алма-Ата, 1985. - C. 73 - 76.
2. Баниикова, Н.В., Кухарев, В.В. Современные аспекты подготовки и профессиональной самореализации специалистов в области физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 24-25 ноября 2015 г. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015.
3. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А.А. Васильков. - Ростов н/Д: Феникс, 2008 - 381с.: ил.- (Высшее образование).
4. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176с.
5. Волков, Л.В. Физическое воспитание учащихся. Уч. метод, пособие.- Киев: Рад.шк., 1988. 184 с.
6. Гибадуллин, И.Г., Захарченко, А.А. Распределение циклической нагрузки у биатлонистов различной квалификации в годичном цикле тренировки: метод. рекомендации. - Утинов: УдГУ, Респ. шк. высш. спорт. мастерства, 1989. - 16с.
7. Гибадуллин, И.Г. Особенности стрелковой подготовки юных биатлонистов = Peculiarities of Shooting Training in Young Biathlonists / И.Г. Гибадуллин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: детский тренер: журнал в журнале. - 2005. - N 3. - С. 35-37.
8. Гибадуллин, И.Г. Управление тренировочным процессом в системе многолетней подготовки биатлонистов. Научное издание. Рец. - канд. пед. наук, доц. ИжГТУ Новокрещенов В.В., канд.пед.наук, проф. УдГУ Осинцев В.В. Ижевск, ИжГТУ 2005 г. 208 с., таб.
9. Гордон, С.М. Максимизация достижений путем использования компьютерной технологии / С.М. Гордон // Теория и практика физ. культуры. - 2009. - № 10. - С. 75-80.
10. Дунаев, К.С. Анализ соревновательной деятельности как фактор оптимизации процесса подготовки российских биатлонистов к ответственным стартам / К.С. Дунаев // Теория и практика физ. культуры: тренер: журнал в журнале. - 2008. - N 2. - С. 40-43.
11. Дунаев, К.С. О рациональном соотношении средств физической подготовки в этапах подготовительного периода высококвалифицированных биатлонистов / К.С. Дунаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - N 11 (33). - С. 28-31.
12. Дунаев, К.С. Проектирование динамики нагрузки в годичном цикле тренировки квалифицированных биатлонистов / К.С. Дунаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - N 10 (32). - С. 32-34.
13. Дьячков, В.М. Высоте нет предела. - М.: «Физкультура и спорт»,1980. - 232с.
14. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. Учебник для высших и средних профессиональных учебных заведений. В 2 т., Т.1 М.: Советский спорт, 2002. - 448 с.
15. Зайцев, А.Б. Организационная культура как фактор формирования профессионального менталитета учителя : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Зайцев А.Б. - М., 2000. - 22 с.
... всего 43 источников