Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Отношение студентов СФУ к движению чайлдфри

Работа №155253

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы95
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты социологического изучения движения чайлд фри .. 5
1.1. Социологические подходы к изучению движения чайлдфри 5
1.2. Основные результаты социологических исследований движения чайлдфри 14
2. Эмпирическое исследование «Отношение студентов СФУ к движению чайлдфри» 19
2.1. Методическое обоснование исследования 19
2.2. Ход исследования. Полученные результаты, их интерпретация 30
Заключение 79
Список использованных источников 82
Приложение А 87
Приложение Б 94

На сегодняшний день примерно каждая пятая москвичка в возрасте 30¬40 лет заявляет, что не хочет иметь детей. По всей России данный показатель ниже - одна пятнадцатая [41]. И все они - здоровые и молодые люди, сознательно принявшие решение стать представителями движения чайлдфри. Как отмечают европейские психологи, от детей чаще всего отказываются образованные, обеспеченные люди, которые имеют все необходимые возможности и условия для воспитания полноценного потомства [16].
Чайлдфри (англ. childfree — свободный от детей) — это субкультура и идеология, характеризующаяся сознательным нежеланием иметь детей. У представителей данного движения нет проблем со здоровьем, их выбор является осознанным и добровольным. Отказ от рождения и воспитания детей обусловлен различными причинами, начиная от обычного нежелания нести ответственность и заканчивая ненавистью к детям.
Большинство исследователей, занимающихся изучением данной проблемы, единогласно заявляют, что сознательное нежелание иметь детей - это отклонение от нормы, что, в свою очередь, противоречит традиционной модели семьи и сути человеческой природы как таковой. Объяснить такое положение вещей можно тем, что современная женщина нацелена на профессиональный рост, заинтересована в хорошей работе, ориентирована на саморазвитие. Все перечисленное отнимает много времени и не дает возможности успевать реализовывать себя как матери. Поэтому число женщин, добровольно отказывающихся от рождения и воспитания детей, увеличивается [1].
Актуальность данного исследования определена угрозой снижения количества рождаемости, что создаст проблемы в различных сферах общества. Теряется потенциал народонаселения. В результате происходит столкновение с феноменом так называемого «седеющего населения», который создает ряд проблем, начиная от зависимости экономики и массового привлечения мигрантов, от чего происходит рост националистических настроений, заканчивая повышением налогов, с целью прокормить растущую «армию стариков». Падает значимость института семьи, традиционных норм и ценностей. Студенческая молодежь - это та часть общества, в которой сосредоточен потенциал будущего страны. От того, какой путь они решат выбрать, зависит развитие и успешное функционирование всех сфер жизни общества. Поэтому правильным решением будет изучение именно их мнения и отношения относительно движения чайлдфри.
Объектом исследования являются студенты СФУ.
Предмет исследования - отношение студентов СФУ к движению чайлдфри.
Цель данного исследования - изучить отношение студентов СФУ к движению чайлдфри.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить социологические подходы к анализу отношения к движению чайлдфри;
2. Проанализировать современные исследования на тему движения чайлдфри;
3. Разработать программу социологического исследования «Отношение студентов СФУ к движению чайлдфри»;
4. Изучить отношение студентов СФУ к движению чайлдфри и проанализировать полученные результаты.
Гипотеза исследования - отношение студентов СФУ к движению чайлдфри нейтральное. Они не видят в этом серьезной проблемы, считая, что иметь детей или нет - это сознательный выбор каждого человека.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная бакалаврская работа была посвящена изучению отношения студентов Сибирского федерального университета к движению чайлдфри. Чайлдфри (англ. childfree — свободный от детей) — это субкультура и идеология, характеризующаяся сознательным нежеланием иметь детей. У представителей данного движения нет проблем со здоровьем, их выбор является осознанным и добровольным. Отказ от рождения и воспитания детей обусловлен различными причинами, начиная от обычного нежелания нести ответственность и заканчивая ненавистью к детям.
Проблема является актуальной и сегодня, так как влечет за собой серьезные демографические, экономические, ценностно-культурные и другие последствия.
В ходе работы были выполнены все поставленные задачи: изучены социологические подходы к анализу отношения к движению чайлдфри, проанализированы социологические исследования касательно данной проблемы, разработано методическое обоснование исследования, и было изучено отношение студентов Сибирского федерального университета к движению чайлдфри.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
По мнению респондентов, наиболее важными ценностями являются здоровье, карьера и материальное благополучие. Ценность «семья» занимает пятое место среди всех представленных в вопросе ценностей, а ценность «дети» - седьмое.
73,62% опрошенных планируют иметь детей в будущем. Но при анализе данного вопроса с позиции распределения ответов по полу следует, что процент девушек, которые планируют иметь детей в будущем, ниже, чем тот же процент у юношей (61,81% и 85,43% соответственно). Процент девушек, не желающих иметь детей в будущем, выше, чем у юношей (22,61% и 6,03% соответственно).
Большинство респондентов (89,95%) знают или когда-либо слышали о чайлдфри.
35,43% опрошенных когда-либо встречались с движением чайлдфри. В основном, респонденты встречались с данным движением в интернете (15,33%) или родственники/друзья/знакомые рассказывали (10,55%).
Из полученных данных следует, что основная часть респондентов (74,12%) относится к движению чайлдфри нейтрально. При анализе данного вопроса с позиции распределения ответов по полу следует, что различий во мнениях между мужчинами и женщинами нет.
По мнению респондентов, не следует предпринимать какие-либо меры воздействия по отношению к тем, кто выбирает чайлдфри (73,87%). Расхождений во мнениях между мужчинами и женщинами нет. Из тех, кто считает, что какие-либо меры предпринимать нужно (6,03%), 5,53% не знают, какие именно, 0,25% предлагают в качестве мер воздействия лишение родительских прав, 0,25% предлагают тюремное заключение.
По мнению респондентов, не следует предпринимать какие-либо меры к тем, кто пропагандирует чайлдфри (72,36%). Расхождении во мнении между мужчинами и женщинами нет. Из тех, кто считает, что какие-либо меры предпринимать нужно (7,04%), 6,28% не знают, какие именно, 0,50% предлагают в качестве мер воздействия штраф, 0,25% предлагают запрет пропаганды.
Вероятность того, что респонденты станут представителями (участниками) движения чайлдфри (по шкале от 1 до 10) следующая: процент выбора вариантов ответа от 5 до 10 низкий, можно сделать вывод, что большинство опрошенных не планируют становиться представителями (участниками) движения чайлдфри. Но при этом у респондентов существуют определенные сомнения касаемо того, станут ли они представителями (участниками) чайлдфри, так как большое число респондентов отметили варианты ответа от 2 до 5. Они не на все 100% уверены, что не будут становиться представителями (участниками) данного движения. Мнения между полами различаются, так как мода у девушек выпала на вариант ответа «5», а у юношей на «2»....


1. Андрющенко Я.В. Влияние материальных условий жизни на рождаемость и проблемы демографической политики / Я. В. Андрющенко // Демографические исследования. - 2010. - № 6. - С. 22-24.
2. Антонова Ю.А. Коммуникативные стратегии в текстах, репрезентирующих идеологию childfree: на грани экстремизма / Ю.А. Антонова // Политическая лингвистика. - 2013. - № 2. - С. 170-176.
3. Бездетность в России: социологическое измерение / Н. С. Григорьева, В. А. Куштанина, Т. В. Чубарова, И. В. Яковлева // Народонаселение. — 2013. - № 4. - С. 50-62.
4. Белинская Д.В. Некоторые аспекты социального конструирования семьи и родительства // Актуальные проблемы родительства в России / отв. ред. Т.А. Гурко. М.: Ин-т социологии РАН, 2013. 209 с.
5. Бойко В.В. Рождаемость: соц.-психолог. аспекты. М.: Мысль, 1985.
6. Вишневский А. Г. Время демографических перемен: избранные статьи / А. Г. Вишневский. - Москва: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. - 517 с.
7. Вишневский А. Г. Демографическая революция меняет репродуктивную стратегию вида homo sapiens / А. Г. Вишневский // Демографическое обозрение. - 2014. - № 1. - С. 6-33.
8. Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. С. 54-55.
9. Забаев И. В. «Своя жизнь», образование, деторождение: мотивация репродуктивного поведения в современной России / И. В. Забаев // Вестник общественного мнения. - 2010. - № 3. - С. 87-97.
10. Казачихина М.В. «Чайлдфри как одна из форм современной семьи» / М.В. Казачихина // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. - 2014. - № 3. - С. 10-14.
11. Китова Д. А., Балова Д. Ю. Психологические особенности представлений студентов о создании семьи / Д. А. Китова, Д. Ю. Балова // Прикладная психология и психоанализ: электронный науч. жури. 2011.
12. Метод экспертной оценки в социологическом исследовании [Электронный ресурс]: официальный сайт СФУ - Режим доступа: https://e.sfu-kras.ru/mod/book/view.php?id=483324&chapterid=23280.
13. Новоселова Е.Н. Добровольная бездетность как угроза демографической безопасности России / Е.Н. Новоселова // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2012. - № 1. - С. 99-110.
14. Полутова М.А., Жанбаз О.О. Ценностные и мотивационные установки сообщества «Чайлдфри» с позиций постмодернизма / М.А. Полутова, 0.0. Жанбаз // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2015. - № 116. - С. 89-98.
15. Романова И. В., Жанбаз 0.0. Чайлдфри в контексте трансформации семейных отношений / И. В. Романова, О. О. Жанбаз // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2014. - № 12. - С. 89-97...(48)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ