Введение 3
Глава I. Теоретические предпосылки исследования синдрома профессионального выгорания 7-34
1.1 Психологическая характеристика профессионального
выгорания 7
1.2 Факторы, стадии, симптомы профессионального выгорания
педагогов 13
1.3 Современное состояние педагогов в профессиональной деятельности
27
Глава II. Экспериментальное изучение профессионального выгорания
педагогов общеобразовательной школы 35 -59
2.1 Организация, методы и методики исследования 35
2.2 Анализ и результат исследования 45
Глава III. Методические рекомендации по профилактике профессионального выгорания педагогов 6 0-69
3.1 Научно-методические основы профилактики профессионального
выгорания педагогов 60
3.2 Основные направления, формы и методы профилактики
профессионального выгорания педагогов 6 2
Заключение 70
Список литературы 73
Приложение 82
В последнее время очень часто идет речь о напряженном, динамичном ритме жизни в обществе, каждый человек подвергается стрессовой ситуации, где бы он не находился: на улице, дома, на работе. Человек ежедневно сталкивается с трудностями, которые могут за собой привести к
эмоциональному истощению, агрессии, апатии, депрессии. Чаще всего наблюдаются такие признаки у представителей социальных профессий- педагоги, психологи, социальных и медицинских работников, так как их профессиональная деятельность требует определенной внутренней эмоциональной отдачи и большой нагрузки в ситуациях напряженных межличностных отношений.
Исследования в области профессионализации педагога посвящены в основном изучению профессионально важных качеств, профессиональной готовности, становлению индивидуального стиля деятельности, развитию самосознания педагога, и лишь немногие изучению деструктивных
явлений: профессиональных деформаций, кризисов профессионального
развития, а также синдрома профессионального выгорания.
Изучению проблемы синдрома профессионального выгорания посвящено значительное число работ в зарубежной науке и практике (А.А. Реан, 1994; К. Маслач, 1982; А. Пайнс,1983; Х.Дж.Фрейденберг 1974;, В. Каппони, Т. Новак 1994). Менее изучен данный феномен в отечественной психологии (В.В. Бойко, 1996; В.Е. Орел, А.А. Рукавишников, 2001; Е.С. Старченкова, 2002 и др.).
Предметом особого исследовательского интереса являются факторы, детерминирующие возникновение синдрома профессионального выгорания (Т.В. Форманюк, 1994; А.К. Маркова, 1996; В.В. Бойко, 1996; Н.Е.
Водопьянова, Н.В. Гришина, 1997; В.Е. Орел, 2001; Т.И. Ронгинская, 2002 и др.)
При этом исследователями отмечается, что синдром профессионального выгорания приводит к негативным последствиям, таким как ухудшение психического и физического здоровья, нарушение системы межличностных отношений, снижение эффективности профессиональной деятельности, развитие негативных установок по отношению к коллегам, учащимся и др. Поэтому актуальным становится изучение особенностей проявления данного синдрома, уточнение факторов, признаков, стадий выгорания обуславливающих его формирование в процессе профессионального развития педагогов.
Недостаточная разработанность данной проблемы, ее практическое значение послужили основанием для выбора темы исследования - «Профессиональное выгорание у педагогов общеобразовательной школы»
Цель исследования: изучить особенности профессионального выгорания и разработать методические рекомендации по его профилактике.
Объект исследования: синдром профессионального выгорания.
Предмет исследования: особенности профессионального выгорания педагогов общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. На основе анализа общей специализированной психологопедагогической литературе, определить современное состояние
проблемы исследования;
2. Выявить особенности профессионального выгорания педагогов
общеобразовательной школы;
3. Разработать методические рекомендации по профилактике профессионального выгорания педагогов;
Гипотезой исследования послужило предположение о том, синдром профессионального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога и зависит от его педагогического стажа.
Методы исследования: В соответствии с целью и задачами исследования применялись как теоретические (анализ литературы), так и эмпирические методы исследования. Среди эмпирических методов исследования были использованы: метод наблюдения, тестирование, эксперимент,
количественные и качественные обработки материала и интерпретация результатов.
...
При написании магистерской диссертации на тему «Профессиональное выгорание у педагогов общеобразовательной школы», была определена цель и поставлены задачи исследования. Так же для достижения цели исследования и проверки гипотезы было проведено эмпирическое исследование на выборке из 20 педагогов МБОУ Комской СОШ №4 имеющих стаж от 2 5 до 30 лет.
Выпускная квалификационная работа, осуществлялась в четыре этапа:
Первые этап (октябрь 2015г- декабрь 2016г.) - составление плана работы; подборка и осуществление анализа научной литературы по проблеме профессионального выгорания.
Второй этап (январь 2016 г. - февраль 2016 г.) - разработка структуры работы, определение гипотезы, расширение литературных источников для анализа проблемы профессионального выгорания педагогов
общеобразовательной школы. Подбор методик для проведения практической части исследования. Определение целевой группы для проведения эмпирической части исследования.
Третий этап (март 2016 г-сентябрь 2015г.) - проведение эмпирической части изучения профессионального выгорания педагогов
общеобразовательной школы через применение подобранных методик. Анализ результатов.
Четвертый этап (октябрь 2016г.-ноябрь 2017г.) - подбор методических рекомендаций, направленных для профилактики профессионального выгорания педагогов общеобразовательной школы. Формулирование выводов и заключения.
В ходе проделанной работы были изучены различные литературные источники отечественных и зарубежных авторов и уже на их основе были рассмотрены главные аспекты профессионального выгорания, изучена суть синдрома, этапы изучения синдрома профессионального выгорания отечественными и зарубежными психологами, а так же факторы, влияющие на формирования синдрома профессионального выгорания. Мы исследовали причины, влияющие на возникновение профессионального выгорания в профессиональной деятельности педагога, так как она связана с частыми эмоциональными напряжениями, проявляющиеся в виде отстраненности, тревоги, депрессии и эмоционального истощения.
Для исследования гипотезы мы подобрали и проработали подходящие для нас методики, с помощью которых проверили нашу гипотезу. Далее, мы провели экспериментальную часть на базе МБОУ Комской СОШ №4. После всех полученных результатов обработали и проанализировали полученные данные. Результаты нашего исследования помогли нам выявить профессиональное выгорание у педагогов общеобразовательной школы, что составило 10% от общего количества испытуемых. Остальные же испытуемые испытывают напряжение в своей профессиональной деятельности, а так же у всех начал форсироваться синдром профессионального выгорания. Так же с помощью методик и проведенного нами исследования, мы выявили что, особенностью профессионального выгорания педагогов общеобразовательной школы являются психические и эмоциональные факторы. Тем самым, мы подтвердили поставленную нами гипотезу, что на развитие синдрома профессионального выгорания является длительная профессиональная деятельность педагога.
Дальнейшая работа заключалась в разработке методов профилактики в преодолении профессионального выгорания с помощью различных источников литературы. Методические рекомендации по профилактике профессионального выгорания педагогов разрабатывались на основе полученных результатов, которые мы получили в экспериментальной части нашего исследования. Так же методические рекомендации разработаны с целью профилактики и преодоления педагогами профессионального выгорания. Разработанные нами методические рекомендации по профилактике профессионального выгорания позволяет своевременно не допустить проявления данного синдрома
...