Введение 3
Глава 1. Общая характеристика аддиктивного поведения подростков
1.1 Теоретические основы аддиктивного поведения: понятие, причины
возникновения, виды, этапы становления аддиктивного поведения 6
1.2. Социальные факторы риска 23
1.3 Виды социальной профилактики 28
Выводы к 1 главе 33
Глава 2. Профилактика аддиктивного поведения старших подростков
2.1 Диагностика исследования аддиктивного поведения старших подростков
и результаты исследования 35
2.2. Проведение социально-педагогической профилактики со старшими
подростками 47
Выводы ко 2 главе 64
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 68
Приложения 71
Актуальность исследования проблемы аддиктивного поведения обусловлена нарастанием темпов и масштабов его распространения в современном обществе, а также появлению новых форм. На первый план выступают такие проблемы, как употребление наркотических веществ, табакокурение, алкоголизм, игромания и аддикции, связанные с интернет - зависимостью.
Одной из причин такого проявления отклоняющего поведения подростков является нарушение взаимодействия ребенка с социальной микросредой. В первую очередь, колоссальное влияние на подростка оказывают его родители, школа и сверстники. Переходный возраст нелегкое время, когда подросток больше всего нуждается в поддержке и понимании семьи, но если он их не находит, последствия оказываются очень печальными. По данным исследований под воздействием различных аддикций оказываются подростки от 11 до 17 лет. Опыт первых проб различных одурманивающих веществ составляет 85 % подростков. Это
притом, что у такого же процента опрошенных поставщиками наркотических и опьяняющих средств являются друзья и сверстники.
Большое значение профилактика аддиктивного поведения приобретает в подростковом возрасте, так как этот период характеризуется качественными изменениями в становлении личности. Любопытство, интерес, скука, подражательность сверстникам и взрослым при дефиците информации и незнания последствий могут спровоцировать аддиктивное поведение. В группе риска оказываются подростки с низким уровнем развития способности к самоанализу своих действий и поступков, испытывающие затруднения в преодолении негативного эмоционального состояния.
Острый социальный вопрос проблемы аддиктивных личностей, вызвал научный интерес к ее решению со стороны специалистов разных областей знания - медицины, педагогики, психологии, социальной работы. Вопросы, касающиеся возникновения аддиктивного поведения обсуждаются в работах В.С. Битенского, А.Е. Личко, А.С. Каражановой, Э. Дж. Ханзян.
Существуют теоретические разработки и опыт первичной профилактики аддиктивного поведения подростков (С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Р.Р. Гарифулин, М.А. Ковальчук, Д.В. Колесов, М.И. Рожков и др.). Проблема аддиктивного поведения и его профилактики рассматривается в том числе и в рамках педагогической психологии (И.В. Дубровина, М.В. Кочкина, О.Б. Симатова, А.В. Шувалов). На теоретическом уровне специалистами осознается необходимость научного обоснования и создания системы профилактического воздействия, но на практике зачастую профилактические мероприятия осуществляются хаотично, не имея под собой научной основы.
Основными причинами низкой эффективности социальнопедагогической работы по профилактике аддиктивного поведения подростков являются недостаточная теоретическая обоснованность профилактических программ, отсутствие системного подхода к профилактической деятельности и низкий уровень подготовленности специалистов социальной сферы и работников образовательных учреждений.
Учитывая социально-педагогическую сущность проблемы
аддиктивного поведения подростков, эффективность и целесообразность мероприятий предупреждающего характера, очевидным является тот факт, что приоритет в предупреждении зависимого поведения подростков должен быть отдан первичной социально-педагогической профилактике .
Целью данного исследования является разработка социально - педагогических условий профилактики аддиктивного поведения старших подростков.
Задачи данного исследования:
1. Изучить понятие, причины возникновения, виды и этапы формирования аддиктивного поведения старших подростков
2. Выявить социальные факторы риска аддиктивного поведения старших подростков
3. Рассмотреть виды социальной профилактики при изучении аддиктивного поведения
4. Провести диагностику склонности подростков к аддиктивному поведению, выявить отношение к различным видам аддикции
5. Проанализировать результаты диагностики исследования
6. Разработать социально-педагогические условия для профилактики аддиктивного поведения старших подростков
...
Профилактика - это совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия.
Профилактика аддиктивного поведения в образовательной среде имеет большую значимость - школа представляет собой уникальную и важную "площадку" для принятия мер по профилактике. Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями учителей, психологов, социальных педагогов, родителей.
Именно учебные заведения располагают возможностью привить детям навыки здорового образа жизни, оказать влияние на уровень притязаний и самооценку учащегося.
В нашем исследовании мы выдвинули следующую гипотезу:
Эффективность профилактики и предупреждения аддиктивного поведения старших подростков становится возможной при разработке социальнопедагогических условий в рамках общеобразовательного учреждения:
1) создание социальной благоприятной среды для подростков в рамках образовательного учреждения;
2) Профилактические занятия с подростками, направленные на отрицательное отношение к различным видам аддикции;
3) Проведение профилактической беседы с родителями
Для проверки данной гипотезы мы провели исследование на базе МБОУ СШ № 80 г. Красноярска. Выборка исследования - учащиеся 9-10 классов в количестве 29 человек (14 мальчиков и 15 девочек) и возрасте 15-17 лет.
Подводя итог, можем еще раз отметить, что большинство подростков более 50% человек имеют склонность к аддиктивному поведению, а также позитивное отношение к легальным видам аддикции, а именно табакокурению, алкоголю. Выраженная склонность проявляется и к нехимическим видам зависимостей - интернет-зависимость, игромания.
Согласно гипотезе, с учетом социально-педагогических условий, мы провели ряд профилактических мероприятий:
• проведение беседы с подростками группы риска
• проведение профилактических занятий с подростками
• проведение беседы с родителями на родительском собрании
Получили следующие выводы:
• сформированная установка негативного отношения к различным видам аддикций и позитивное отношение к здоровому образу жизни у подростков, склонных к аддиктивному поведению
• информирование о последствиях употребления тех или иных одурманивающих веществ, следовательно, выделение подростков из аддиктивной среды.
Следует также отметить, изменение в сознании родителей отношения к проблеме возникновения аддиктивного поведения у подростков, анализирование родительских установок, освоение навыков понимающего общения. Обучение родителей конструктивным стратегиям в общении со своими детьми, в целях снижения риска к аддиктивному поведению.
1. Абдиров Н.М., Иктынбаев М.К. Подросток в орбите наркотизма: проблемы, предупреждения: Монография. - Караганда, 2010
2. Белогуров С.Б. Наркотики и наркомания. - Санкт-Петербург: Университетская книга, 2012.
3. Бойков А. Е., Профилактика информационной зависимости детей и подростков / Безопасность жизнедеятельности - 2011, № 12, с. 42-45
4. Воробьева С.В. Разработка программ профилактики социальных зависимостей подростков / Народное образование - 2013, № 3, с. 59-62
5. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика / 2012
6. Галагузов А.Н. Социально-педагогическая профилактика алкоголизма несовершеннолетних: дис. ...канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2010
7. Давыдов А.В. Профилактика алкоголизма подростков: дис. .канд. пед. наук. Ярославль, 2010
8. Долженко И. Аддиктивное поведение / Нарконет, 2010, № 9, с. 40-42
9. Друзин В. Н., Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции детей и подростков / Педагогика, 2012, № 8, с. 14-23.
10. Жарикова Т.П., Психологические особенности ресурсного подхода к психолого-педагогической профилактике факторов риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте - Москва, 2011.
11. Кажарская С.Г. Аддиктивное поведение подростков , 2010, с. 123
12. Клеткина О. С. Управление профилактикой аддиктивного поведения молодёжи: автореферат дис. кандидата социологических наук: Забайк. гос. ун-т, Чита, 2012, с. 24
13. Короленко Ц.П., Аддиктивное поведение / Общая характеристика и закономерности развития, 2010
14. Косабуцкая С.А, Профилактика аддиктивного (зависимого) поведения детей и подростков через оптимизацию родительско-детских (семейных) отношений , 2010
15. Кочкина М. В., Взаимодействие педагогов, родителей и подростков как условие профилактики и предупреждения аддиктивного поведения / Искусство и образование - 2007, № 4, с. 114-126
... ВСЕГО 30 ИСТОЧНИКОВ