ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СТУДЕНТОВ МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
В ПРОЦЕССЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ
КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИХ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ
Реферат 2
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ 11
1. 1. Общие и профессиональные компетенции студентов отделения «Лабораторная диагностика» и «Сестринское дело» и проблемы их формирования в образовательных организациях среднего профессионального образования 11
1.2. Проектно-исследовательская деятельность как психолого-педагогический феномен 22
1.3. Проектно-исследовательская технология в организации проектно
исследовательской деятельности студентов младших курсов медикофармацевтических колледжей 33
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 42
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ, ПРОВЕРКА ЕЕ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ 44
2.1. Методическое обеспечение и методика организации проектноисследовательской деятельности студентов в процессе обучения
естественнонаучным дисциплинам 44
2.2. Экспериментальная проверка результативности методики
организации проектно-исследовательской деятельности студентов - будущих лаборантов и медицинских сестер 59
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
ЛИТЕРАТУРА 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Критерии оценивая презентации учебного исследования 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Методики обнаружения витаминов, нитратов и ферментов 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Диагностическая карта уровня сформированности компонентов общих /профессиональных компетенций в процессе обучения естественно научных дисциплин 81
Особое внимание со стороны государства и общества на данном этапе отводится тем социальным институтам, деятельность которых связана с повышением уровня качества жизни отдельного человека и жизнеспособности общества в целом. К таким социальным институтам относится система здравоохранения.
Проблема подготовки высококвалифицированных кадров среднего медицинского персонала для здравоохранения является актуальной на протяжении многих десятилетий. При этом в конкретный временной период в зависимости от социально-экономических, политических условий в обществе исследуются и внедряются конкретные пути и средства, повышающие уровень и качество подготовленности среднего медицинского персонала к практической деятельности.
Современный период характеризуется реструктуризацией сферы здравоохранения, развитием специализаций в практической деятельности медицинского персонала, внедрением в практику современных технических средств и возможностей проведения разного рода исследований, комплексностью профессиональных задач, стоящих перед средним медицинским персоналом. Как следствие, социальный заказ системы здравоохранения к образовательным организациям среднего
профессионального образования (СПО) заключается в подготовке конкурентоспособного, инициативного, мобильного, ответственного, творчески мыслящего специалиста, способного быстро адаптироваться в сфере профессиональной деятельности. Поскольку компетентность выпускника является основой конкурентоспособности работника, основной тенденцией развития среднего профессионального образования на сегодняшний день является реализация компетентностного подхода, который является методологическим основанием новых государственных образовательных стандартов .
Для данного исследования особо значимым является то, что компетентностный подход обусловливает ориентацию предметных дисциплин не только на развитие предметных компетенций, но и на развитие общих и формирование компонентов профессиональных компетенций студентов. Проблему реализации направленности обучения дисциплинам естественнонаучного цикла на формирование и развитие профессиональных компетенций студента - будущего медицинского специалиста среднего звена нельзя считать решенной.
Следует отметить, что естественнонаучная подготовка студентов предусмотрена на младших курсах медико-фармацевтических колледжей. Она является фундаментом для успешного овладения профессиональными компетенциями на старших курсах. Однако для данного этапа функционирования системы отечественного образования характерно снижение уровня подготовки выпускников как основной, так и полной средней школы в области химии, биологии, физики , что
существенным образом сказывается на качестве естественнонаучной подготовки студентов младших курсов медико-фармацевтических колледжей, и как следствие, на сформированности компонентов профессиональных компетенций выпускника колледжа.
Из анализа психолого-педагогической литературы следует, что значительный потенциал в решении указанных выше проблем имеет организация проектно-исследовательской деятельности студентов в процессе освоения дисциплин естественнонаучного цикла.
Анализ специализированной литературы и образовательной практики естественнонаучной подготовки студентов медико-фармацевтических колледжей позволил выявить следующие противоречия:
...
Результаты выполнено исследования позволяют констатировать:
Социальный заказ общества обусловливает необходимость интеллектуального и личностного развития студента образовательной организации среднего профессионального образования таким образом, чтобы он был способен самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи, быстро адаптироваться к постоянно меняющиеся условиям, быть конкурентно способным на рынке труда. В связи с этим, каждая дисциплина основной профессиональной образовательной программы, и в том числе дисциплины естественнонаучного цикла, должны обеспечивать эффективное формирование у обучающихся, наряду с предметными компетенциями, общих и профессиональных компетенций.
Анализ информационных источников и образовательной практики позволил выявить проблемы формирования общих и профессиональных компетенций в образовательных организациях среднего профессионального образования, особенно на первых курсах обучения: низкая мотивация познавательной деятельности, что проявляется в неумении и нежелании студентов на начальном этапе обучения применять имеющиеся знания для приобретения новых, работать с текстом, конспектировать лекции, рационально организовывать свою самостоятельную работу в процессе освоения дисциплин, эффективно вести поиск информации и т.д.
Анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых документов и образовательной практики позволил сделать заключение, что значительный потенциал в развитии общих компетенций и формировании компонентов профессиональных компетенций студентов младших курсов в процессе их естественнонаучной подготовки имеет проектно-исследовательская деятельность. Проведенный анализ позволил заключить, что изначально относительно независимые проектная и исследовательская деятель - ность находятся на данном этапе в стадии интеграции. Вслед за рядом
авторов мы полагаем, что проектно-исследовательская деятельность - это новый феномен образования, проявляющий себя как интегративный способ организации учебной деятельности. Под проектно-исследовательской деятельностью в данном исследовании понимается вид учебной деятельности, объединяющий в себе элементы проектной и исследовательской при этом основополагающим звеном выступает проектирование учебных объектов, каждый этап которого сопровождается исследованием, самостоятельным поиском знаний, как об самом объекте проектирования, так и о способах решения проектных задач.
Под проектно-исследовательской технологией мы понимаем заранее
спроектированную и поэтапно воплощаемую совместную учебноисследовательскую деятельность преподавателя и студентов, направленную на достижение дидактических целей через решение учебной проблемы с соблюдением основных этапов проведения исследования и завершаемая практическим результатом, представляемым публично и оцениваемым по специально разработанным критериям.
На основе анализа информационных источников по проблеме организации проектно-исследовательской деятельности при обучении естественнонаучным дисциплинам сделан вывод, что в данном исследовании целесообразно придерживаться разработанных схем интеграции организационных форм обучения традиционного обучения и проектно-исследовательской технологии в зависимости от продолжительности проекта. Схемы представлены в § 1.3. главы 1.
...
1. Агафонова, И. П. Методика проблемно-интегративного обучения химическим дисциплинам студентов - будущих фармацевтов : дис. ...кап. пед. : 13.00.02 / Агафонова Ирина Петровна. - Крас., 2014.- 192 с.
2. Агафонова, Н.В. Методическое обеспечение развития проектноисследовательской компетенции студентов - первокурсников фармацевтических колледжей на материале естественнонаучных дисциплин / Н.В. Агафо- нова//Психология и педагогика в современном мире: Вызовы и решения: материалы XXXV Междунар.науч.-прак. конф., Московский научный центр психологии и педагогики. - 2015. - С. 48-51.
3. Адольф, В. Проектирование образовательного процесса на основе компетентного подхода / В. Адольф, И. Степанова // Высшее образование в России. - 2008. - № 3. - С. 158-161.
4. Альмурзинова З.Б. Из опыта реализации метода проектов/ З.Б. Альмурзинова // Химия в школе. - 2008. - № 2. - С. 27-29.
5. Анисимов, П. Ф. О состоянии и перспективах развития среднего технического образования / П. Ф. Анисимова, А. Л. Коломенская // Среднее профессиональное образование. - 2004. - № 4. - С. 3-7.
6. Аргунова, М. В. Ключевые образовательные компетенции / М. В. Аргунова // Химия в школе. - 2009. - № 6. - С. 21.
7. Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании / В. И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-13.
8. Байденко, В. И. Концептуальная модель государственных образо
вательных стандартов в компетентностном формате (дискуссионный вариант) : Материалы ко второму заседанию методологического семинара [Электронный ресурс] / В. И. Байденко. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - Режим доступа:
http: //technical. bmstu.ru/istoch/komp/baidenko_ll .pdf.
9. Баранников, А. В. Компетентностный подход и качество образования / А. В. Баранников. - М. : Московский центр качества образования, 2008. - 142 с.
10. Безрукова, Н. П. Теория и практика модернизации обучения аналитической химии в педагогическом вузе : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Безрукова Наталья Петровна - М., 2006. - 336 с.
11. Бермус, А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентно-
стного подхода в образовании [Электронный ресурс] / А. Г. Бермус // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. - Режим доступа:
www.eidos.ru/j ournal/2005/0910-12.htm.
12. Беспалько, В. П. О критериях качества подготовки специалиста /
B. П. Беспалько // Вестник высшей школы. - 1998. -№ 1. - С. 3-8.
13. Богомолова О.Б. Об организации проектной деятельности учащихся / О.Б. Богомолова // Химия в школе. - 2008. - № 2. - С. 23-29.
14. Бокарева, Г. Исследовательская готовность как цель процесса развития учащихся. / Г. Бокарева, Е.Н. Киколь // Alma-mater. - 2002. - № 6. - С. 52-54.
15. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. -
C. 9-14.
... всего 82 источников