1. Влияние игровых методов тренировки на уровень конфликтности в школьной
спортивной команде 6
1.1. Особенности возникновения и виды Межличностных конфликтов у подростков 6
1.2 Характеристика игрового метода школьной тренировки 12
1.3 Особенности спортивного коллектива, сборной (команды 22
1.4 Анализ психологических программ профилактики конфликтов в школьных командах 30
2. Описание и методы педагогического эксперимента 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Экспериментальный комплекс психологических игр и упражнений для профилактики межличностных
конфликтов 35
3. Оценка эффективности экспериментального комплекса психологических игр и
упражнений на занятиях в секции по волейболу 39
3.1 Анализ и интерпретация результатов констатирующего и контрольного этапа исследования 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Список информационных источников 49
Современное общество во всех аспектах своего функционирования неизбежно сталкивается с конфликтами. Это верно и для области физического воспитания и спорта. Ведь, как и многие годы назад, спорт ставит перед командами сложные задачи, требующие как психологических, так и физических способностей. Конфликтные ситуации часто возникают в процессе тренировок и соревнований, которые могут привести к открытому противостоянию или внутреннему конфликту. В команды высшего уровня зачастую входит опытный психолог, который сопровождает команду на всех этапах ее работы.
Приоритет в разработке феноменологических аспектов конфликта принадлежит зарубежным ученым и мыслителям различных методологических направлений.
Проблемы конфликта разрабатываются и в российской психологии. В психологических трудах, которые посвящены конфликтам, преобладают работы по общей теории конфликтов (А.Я. Анцупов, В.В. Дружинин, В.Н. Кудрявцев и др.), исследования структуры, характеристик и динамики конфликтов (Н.В. Гришина, А.А. Ершов, А.Н. Сухов) психологических причин (А.Я. Анцупов, В.Г. Зазыкин, Н.С. Нечаева), психологических характеристик конфликтных личностей (В.Г. Зазыкин, Е.В. Зайцева., Н.В. Крогиус), а так же ролевого поведения в конфликте (Е.Г. Баранов) .
Необходимость исследования этой проблемы подтверждается наблюдениями за неправильными и потому неэффективными способами оценки, предотвращения и разрешения межличностных конфликтов в спортивных коллективах. Для предотвращения таких ситуаций, каждый член команды, особенно тренер, должен иметь понимание о конфликте как явлении, которое постоянно сопутствует человеку и может негативно повлиять на его профессиональное развитие, психологическое состояние и жизнь в целом.
Актуальность исследования подтверждается также и тем, что, к сожалению, в России уровень понимания межличностных конфликтов в спортивной среде среди ученых-исследователей еще недостаточно высок, чтобы получить знания, пригодные для эффективного разрешения и объяснения спортивных конфликтов с учетом их современных особенностей.
Объект исследования: дополнительное образование по физической культуре в общеобразовательной организации.
Предмет исследования: комплекс психологических игр и групповых упражнений для профилактики межличностных конфликтов в женской школьной команде по волейболу.
Цель работы: оценить эффективность комплекса психологических игр и упражнений для профилактики межличностных конфликтов в женской школьной команде по волейболу.
Задачи исследования:
1. Исследовать систему конфликтов и причины их возникновения в спортивных школьных микро-групп командах, выявить методы профилактики конфликтов в образовательном процессе по физической культуре.
2. Оценить показатели, характеризующие конфликтность девочек 14-16 лет, являющихся членами школьной команды по волейболу.
3. Разработать комплекс психологических игр и упражнений для профилактики межличностных конфликтов в женской школьной команде по волейболу и оценить его эффективность.
Гипотеза исследования: если применить комплекс психологических игр и упражнений для профилактики межличностных конфликтов в женской школьной команде по волейболу в образовательном процессе, то это позволит снизить конфликтность игроков, что положительно отразиться на результативности командной игры.
...
Как и много лет назад спорт предъявляет высокие требования к психологическим и физическим возможностям человека. Тренировочный и соревновательный процесс нередко сопровождается возникновением конфликтных ситуаций, переходящих либо в непосредственное, открытое, конфликтное взаимодействие, либо в скрытый или внутриличностный конфликт.
Своевременная диагностика межличностных конфликтов в спортивных коллективах имеет важное значение для их профилактики особенностей и конструктивного разрешения. Основываясь на изученных психологических программах профилактики конфликтов в школьных командах, нами был разработан комплекс профилактики, который включает в себя профилактику психологических аспектов личности, так и развитие физических качеств спортсменов. Если речь идет о спорте высших достижений, то в тренерский штаб обязательно входит грамотный психолог, работающий с командой на всех этапах ее функционирования.
В данной работе исследуется возможность профилактики конфликтов исключительно за счет ресурсов тренера, капитана и остальных игроков команды. На основании данных школьной команды по волейболу МАОУ СОШ №65 разработан комплекс профилактики межличностных конфликтов. Мы считаем, что применение разработанного комплекса профилактики конфликтов способствовало предотвращению конфликтности в школьной команде девочек 14-16 лет. Результат спортивной деятельности школьной команды стал лучше. Также комплекс способствовал развитию взаимопомощи в команде; осознанию приоритета команды над личным; формированию и развитию благоприятного психологического климата; доверию членам команды в целом; развитию умения принимать быстрые и эффективные решения в сложной быстроменяющейся обстановке; осознанию собственной ценности в спортивной команде.
В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:
1. Владение учителем физической культуры современными технологиями управления и разрешения приоритета конфликтов даёт возможность целенаправленно регулировать взаимоотношения в группе, создавать положительный микроклимат и психологическую комфортность на учебных занятиях, что развивает интерес обучающихся к занятиям спортом и повышает результативность на соревнованиях.
2. Был разработан комплекс психологических игр и групповых упражнений для профилактики межличностных конфликтов в женской школьной команде по волейболу, учитывающий психологические особенности девочек подросткового возраста (14-16 лет), в результате применения которого в образовательном процессе, в школьной спортивной команде снизилась конфликтность.
3. Выявили, что после применения экспериментального комплекса доля девочек готовых к компромиссу и сотрудничеству увеличилась на 28% и 24% соответственно, а доля склонных к соперничеству друг с другом снизилась до 0%.
4. Также после применения экспериментального комплекса снизилась доля девочек в команде с ролью «председатель/координатор» на 8%, «эксперт/оценщик» - на 12%, «исследователь/разведчик» - на 4 %, при этом увеличилась доля с ролью «работник/исполнитель» на 24%.
Таким образом, цель научного исследования достигнута, поставленная гипотеза подтверждается.
1. Агеев В.С. «Межгрупповое взаимодействие». М: Изд-во МГУ, 1990. 239 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник, 2003 -149 с.
3. Барабанов, А. Г. Психологические резервы оптимизации спортивной деятельности / А. Г. Барабанов, А. П. Горячев, В. С. Никитин // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 5. - С. 28-29.
4. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ.высш. учеб.заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
5. Бондарчук, А. П. Периодизация спортивной тренировки/ А. П. Бондарчук. - Киев: Олимпийская литература, 2005. - 304 с.
6. Бороздина, Г. В. Психология и этика делового общения : учебник и практикум для вузов / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общей редакцией Г. В. Бороздиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 392 с.
7. Бреус Е. Д.: Методические указания к спецкурсу "Психология стиль конфликта" "Прогнозирование, профилактика и диагностика конфликтов" Ч. I, Ростов н/Д, 2004г.
8. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. - М., 2020 г.
9. Визитей Н. Н. Физическая культура и здоровье спортсмена / Н. Н. Визитей // Теория и практика физической культуры. - 2017. — 294 с.
10. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - М.: 2023 г.- 369 с.
11. Власова В.М. Социально-философский анализ сущности человека в историческом контексте. М.: Изд-во МГСУ, 2003.
12. Ворочай И.С. Влияние спортивной специализации на стратегию поведения в конфликте // Научное сообщество студентов XXI столетия. - 2016.
13. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 281 с.
14. Галкин В.В. Конфликты в спорте. Понятие и виды // Проспект. —2010. С. 113.
15. Глухов В.В. Основы менеджмента: Учебно-справочное пособие. - СПб: Специальная литература, 2005. - 327с.
... всего 38 источников