Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика межличностных конфликтов в женской школьной команде по волейболу

Работа №155236

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы57
Год сдачи2023
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. Влияние игровых методов тренировки на уровень конфликтности в школьной
спортивной команде 6
1.1. Особенности возникновения и виды Межличностных конфликтов у подростков 6
1.2 Характеристика игрового метода школьной тренировки 12
1.3 Особенности спортивного коллектива, сборной (команды 22
1.4 Анализ психологических программ профилактики конфликтов в школьных командах 30
2. Описание и методы педагогического эксперимента 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Экспериментальный комплекс психологических игр и упражнений для профилактики межличностных
конфликтов 35
3. Оценка эффективности экспериментального комплекса психологических игр и
упражнений на занятиях в секции по волейболу 39
3.1 Анализ и интерпретация результатов констатирующего и контрольного этапа исследования 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Список информационных источников 49

Современное общество во всех аспектах своего функционирования неизбежно сталкивается с конфликтами. Это верно и для области физического воспитания и спорта. Ведь, как и многие годы назад, спорт ставит перед командами сложные задачи, требующие как психологических, так и физических способностей. Конфликтные ситуации часто возникают в процессе тренировок и соревнований, которые могут привести к открытому противостоянию или внутреннему конфликту. В команды высшего уровня зачастую входит опытный психолог, который сопровождает команду на всех этапах ее работы.
Приоритет в разработке феноменологических аспектов конфликта принадлежит зарубежным ученым и мыслителям различных методологических направлений.
Проблемы конфликта разрабатываются и в российской психологии. В психологических трудах, которые посвящены конфликтам, преобладают работы по общей теории конфликтов (А.Я. Анцупов, В.В. Дружинин, В.Н. Кудрявцев и др.), исследования структуры, характеристик и динамики конфликтов (Н.В. Гришина, А.А. Ершов, А.Н. Сухов) психологических причин (А.Я. Анцупов, В.Г. Зазыкин, Н.С. Нечаева), психологических характеристик конфликтных личностей (В.Г. Зазыкин, Е.В. Зайцева., Н.В. Крогиус), а так же ролевого поведения в конфликте (Е.Г. Баранов) .
Необходимость исследования этой проблемы подтверждается наблюдениями за неправильными и потому неэффективными способами оценки, предотвращения и разрешения межличностных конфликтов в спортивных коллективах. Для предотвращения таких ситуаций, каждый член команды, особенно тренер, должен иметь понимание о конфликте как явлении, которое постоянно сопутствует человеку и может негативно повлиять на его профессиональное развитие, психологическое состояние и жизнь в целом.
Актуальность исследования подтверждается также и тем, что, к сожалению, в России уровень понимания межличностных конфликтов в спортивной среде среди ученых-исследователей еще недостаточно высок, чтобы получить знания, пригодные для эффективного разрешения и объяснения спортивных конфликтов с учетом их современных особенностей.
Объект исследования: дополнительное образование по физической культуре в общеобразовательной организации.
Предмет исследования: комплекс психологических игр и групповых упражнений для профилактики межличностных конфликтов в женской школьной команде по волейболу.
Цель работы: оценить эффективность комплекса психологических игр и упражнений для профилактики межличностных конфликтов в женской школьной команде по волейболу.
Задачи исследования:
1. Исследовать систему конфликтов и причины их возникновения в спортивных школьных микро-групп командах, выявить методы профилактики конфликтов в образовательном процессе по физической культуре.
2. Оценить показатели, характеризующие конфликтность девочек 14-16 лет, являющихся членами школьной команды по волейболу.
3. Разработать комплекс психологических игр и упражнений для профилактики межличностных конфликтов в женской школьной команде по волейболу и оценить его эффективность.
Гипотеза исследования: если применить комплекс психологических игр и упражнений для профилактики межличностных конфликтов в женской школьной команде по волейболу в образовательном процессе, то это позволит снизить конфликтность игроков, что положительно отразиться на результативности командной игры.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Как и много лет назад спорт предъявляет высокие требования к психологическим и физическим возможностям человека. Тренировочный и соревновательный процесс нередко сопровождается возникновением конфликтных ситуаций, переходящих либо в непосредственное, открытое, конфликтное взаимодействие, либо в скрытый или внутриличностный конфликт.
Своевременная диагностика межличностных конфликтов в спортивных коллективах имеет важное значение для их профилактики особенностей и конструктивного разрешения. Основываясь на изученных психологических программах профилактики конфликтов в школьных командах, нами был разработан комплекс профилактики, который включает в себя профилактику психологических аспектов личности, так и развитие физических качеств спортсменов. Если речь идет о спорте высших достижений, то в тренерский штаб обязательно входит грамотный психолог, работающий с командой на всех этапах ее функционирования.
В данной работе исследуется возможность профилактики конфликтов исключительно за счет ресурсов тренера, капитана и остальных игроков команды. На основании данных школьной команды по волейболу МАОУ СОШ №65 разработан комплекс профилактики межличностных конфликтов. Мы считаем, что применение разработанного комплекса профилактики конфликтов способствовало предотвращению конфликтности в школьной команде девочек 14-16 лет. Результат спортивной деятельности школьной команды стал лучше. Также комплекс способствовал развитию взаимопомощи в команде; осознанию приоритета команды над личным; формированию и развитию благоприятного психологического климата; доверию членам команды в целом; развитию умения принимать быстрые и эффективные решения в сложной быстроменяющейся обстановке; осознанию собственной ценности в спортивной команде.
В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:
1. Владение учителем физической культуры современными технологиями управления и разрешения приоритета конфликтов даёт возможность целенаправленно регулировать взаимоотношения в группе, создавать положительный микроклимат и психологическую комфортность на учебных занятиях, что развивает интерес обучающихся к занятиям спортом и повышает результативность на соревнованиях.
2. Был разработан комплекс психологических игр и групповых упражнений для профилактики межличностных конфликтов в женской школьной команде по волейболу, учитывающий психологические особенности девочек подросткового возраста (14-16 лет), в результате применения которого в образовательном процессе, в школьной спортивной команде снизилась конфликтность.
3. Выявили, что после применения экспериментального комплекса доля девочек готовых к компромиссу и сотрудничеству увеличилась на 28% и 24% соответственно, а доля склонных к соперничеству друг с другом снизилась до 0%.
4. Также после применения экспериментального комплекса снизилась доля девочек в команде с ролью «председатель/координатор» на 8%, «эксперт/оценщик» - на 12%, «исследователь/разведчик» - на 4 %, при этом увеличилась доля с ролью «работник/исполнитель» на 24%.
Таким образом, цель научного исследования достигнута, поставленная гипотеза подтверждается.


1. Агеев В.С. «Межгрупповое взаимодействие». М: Изд-во МГУ, 1990. 239 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник, 2003 -149 с.
3. Барабанов, А. Г. Психологические резервы оптимизации спортивной деятельности / А. Г. Барабанов, А. П. Горячев, В. С. Никитин // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 5. - С. 28-29.
4. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ.высш. учеб.заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
5. Бондарчук, А. П. Периодизация спортивной тренировки/ А. П. Бондарчук. - Киев: Олимпийская литература, 2005. - 304 с.
6. Бороздина, Г. В. Психология и этика делового общения : учебник и практикум для вузов / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общей редакцией Г. В. Бороздиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 392 с.
7. Бреус Е. Д.: Методические указания к спецкурсу "Психология стиль конфликта" "Прогнозирование, профилактика и диагностика конфликтов" Ч. I, Ростов н/Д, 2004г.
8. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. - М., 2020 г.
9. Визитей Н. Н. Физическая культура и здоровье спортсмена / Н. Н. Визитей // Теория и практика физической культуры. - 2017. — 294 с.
10. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - М.: 2023 г.- 369 с.
11. Власова В.М. Социально-философский анализ сущности человека в историческом контексте. М.: Изд-во МГСУ, 2003.
12. Ворочай И.С. Влияние спортивной специализации на стратегию поведения в конфликте // Научное сообщество студентов XXI столетия. - 2016.
13. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 281 с.
14. Галкин В.В. Конфликты в спорте. Понятие и виды // Проспект. —2010. С. 113.
15. Глухов В.В. Основы менеджмента: Учебно-справочное пособие. - СПб: Специальная литература, 2005. - 327с.
... всего 38 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ