Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка проекта «Микроорганизмы вокруг нас» с обучающимися основной школы в ходе внеклассных занятий

Работа №155233

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2020
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование создания и реализации проекта «Микроорганизмы вокруг нас» в условиях средней школы 7
1.1. Проектная деятельность с учащимися средней школы: основные понятия,
содержание работы, методические особенности реализации 7
1.2. Состояние проблемы реализации проектной деятельности в практике
школьного биологического образования 18
1.3. Место микробиологии в учебно-образовательном процессе средней школы 27
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Описание проекта «Микроорганизмы вокруг нас» и особенности его реализации с учащимися средней школы на базе МБОУ Гимназия №7» 37
2.1. Содержание работы в рамках реализации проекта «Микроорганизмы вокруг
нас» в условиях средней школы 37
2.2. Выявление эффективности реализации проекта 47
Выводы по главе 2 54
Заключение 56
Библиографический список 59
Приложение

Актуальность исследования. Введение Федерального государственного образовательного стандарта общего и среднего образования требует реализации в образовательном процессе принципа компетентностно- и личностно-ориентированного образования и интеграции, как условия повышения качества образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является педагогическая технология проектно-исследовательской деятельности, поскольку она призвана не только решать познавательные задачи, но и ориентировать учащихся в ключевых проблемах современного мира, формировать у них коммуникативные качества, обеспечивающие успешную деятельность в будущей жизни. Метод проектов является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.
На сегодняшний день вопросы организации проектной деятельности учащихся являются предметом многочисленных исследований. В рамках педагогического аспекта данная проблема рассматривается в трудах Л.И. Богомоловой, Л.Н. Вендровской, Р.Б. Джуринского, A3. Коробовой, А.И. Пискунова, Е.Ю. Рогачевой и других авторов. Педагогические закономерности данного вида деятельности проанализированы и обобщены В.В. Гузеевым, И.А. Зимней, Е.С. Полат, Ю.Л. Хотунцевым, В.Д. Симоненко. Психологические и методические особенности рассмотрены в исследованиях Н.В. Матяш, М.И. Гуревич, М.Б. Павловой, П.А. Петрякова, И.А. Сасовой и пр.
Предметные результаты освоения программы обучения в средней школе, с учетом специфики биологии, должны обеспечивать успешное обучение на уровне активной учебно-познавательной деятельности учащихся, углубленно познающих окружающий живой мир, использующих при этом современные методы биологической науки, умеющих организовать постановку биологических экспериментов для изучения живых организмов и их роли в биосфере. В этой связи практическая и экспериментальная часть в изучении биологии должна строиться на постановке и проведении практической и научно-исследовательской работы школьников, что несомненно повысит и качество образования, и разовьет интерес у учащихся к научной деятельности. В качестве одного из таких обучающих мероприятий может быть предложена реализация проектов по микробиологии, целью которых является формирование у школьников знаний о микроорганизмах, их роли в природе и жизни человека. В целом, применение проектной деятельности в любом школьном возрасте способствует формированию активности и самостоятельности учащихся, развитию их общеучебных умений и навыков, социально-значимых качеств, что отвечает требованиям ФГОС ООО по формированию всех групп УУД, вследствие чего реализуется принцип связи обучения с жизнью и формирует социальную адаптацию обучающихся.
Противоречие между необходимостью формирования универсальных учебных действий по микробиологии и недостаточностью научно-методических разработок в этой области актуализирует проблему исследования: каковы наиболее эффективные средства формирования знаний по микробиологии у обучающихся старшей школы?
Актуальность данной проблематики и определила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Разработка проекта по микробиологии «Микроорганизмы вокруг нас» с обучающимися средней школы».
Объект исследования: формирование знаний о микроорганизмах у обучающихся старшей школы.
Предмет исследования: особенности формирования знаний о микроорганизмах средствами проектной деятельности.
Целью работы является теоретическое обоснование и практическая реализация проектной деятельности на уроках биологии в контексте развития знаний о микроорганизмах.
Задачи:
1. Охарактеризовать понятие проектной деятельности в условиях учебно - образовательного процесса средней школы.
2. Проанализировать состояние проблемы реализации проектной деятельности в практике школьного биологического образования .
3. Рассмотреть место микробиологии в учебно-образовательном процессе средней школы.
4. Разработать и реализовать проект «Микроорганизмы вокруг нас» с учащимися средней школы. Выявить эффективность проведенной работы.
Гипотеза исследования: проектная деятельность как средство формирования знаний по микробиологии будет эффективной при следующих условиях:
- школьники будут выполнять проекты, призванные решать социально-значимые задачи, что окажет мотивирующее действие;
- педагог будет выступать как организатор, партнер и участник проектной деятельности;
- будут учтены закономерности организации познавательной деятельности, ориентированной на задачи формирования предметных знаний по микробиологии.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научной психолого-педагогической и научно-методической литературы, сравнение, обобщение.
Практические: наблюдение, беседа, анализ и интерпретация результатов диагностической работы.
Реализация исследования предполагает три этапа:
Первый этап - констатирующий. Предполагает анализ и обобщение разнообразных аспектов исследуемой проблематики; формулировку, целей, задач и гипотезы исследования; планирование исследования; определение методологической основы исследования. Второй этап - формирующий. В рамках реализации данного этапа исследования осуществляется проверка гипотезы, разрабатывается и внедряется проект «Микроорганизмы вокруг нас» с учащимися средней школы. Третий этап - обобщающий. Предполагает систематизацию и обобщение результатов исследования, формулировку выводов и оформление выпускной квалификационной работы.
Научная новизна исследования заключается в разработке проекта «Микроорганизмы вокруг нас» с учащимися средней школы.
Теоретическая значимость заключается в обобщении различных взглядов на проблему формирования знаний о микроорганизмах средствами проектной деятельности; конкретизировано понятие «проектная деятельность»; описано состояние проблемы реализации проектной деятельности в практике школьного биологического образования, охарактеризовано место микробиологии в учебно-образовательном процессе средней школы.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты эмпирического исследования могут быть использованы педагогами средней школы в контексте формирования у обучающихся знаний о микроорганизмах.
База исследования: МБОУ Гимназия № 7
Структура выпускной квалификационной работы. ВКР состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ педагогической и научно-методической литературы в контексте проблемы исследования, а также результаты практической работы позволяют сделать следующие выводы:
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта, проектной и исследовательской деятельности школьников уделяется особое внимание. ФГОС среднего образования требует от современного школьного образования создания таких условий развития ребёнка, которые будут открывать возможность для его позитивной социализации и личностного развития. Реализация проектной деятельности позволяет осуществить эффективную интеграцию сведений из различных областей знаний с целью решения определенной проблемы и применение данных знаний в практической деятельности. Именно поэтому процесс обучения становится для школьников весьма занимательным, интересным, познавательным и эффективным.
В школьном курсе биологии значительным потенциалом для формирования предметной компетентности обладают знания о микроорганизмах. Очевидно, что каждый человек должен не просто обладать этими знаниями, но и применять их в повседневной жизни. Кроме того, знания по микробиологии позволяют понять и оценить серьезные экологические и социально-этические проблемы, которые ставит перед современным обществом развитие биотехнологии . Формирование системы знаний о микроорганизмах расширяет представления о возможностях биологии как жизненно важного учебного предмета, и является еще одним шагом в решении проблемы развития целей и содержания современного школьного биологического образования .
Участие в проектной работе позволяет формировать и развивать все виды универсальных учебных действий, способствует достижению у обучающихся личностных, метапредметных результатов и предметных результатов по микробиологии. Включение проектной деятельности в процесс преподавания биологии позволяет не только значительно расширить диапазон знаний учащегося, сформировать умения анализировать и сопоставлять, моделировать возможные пути развития ситуации, но и ведет к возрастанию его познавательного интереса, развитию умения работать с источниками информации, помогает в выборе профессии. В качестве результата данного процесса выступает формирование у обучающихся основ естественнонаучного мировоззрения - фундамента дальнейшего успешного интеллектуального развития личности.
Целесообразность представленного проекта обоснована результатами диагностики учащихся старших классов в контексте сформированности предметных знаний по микробиологии. Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о том, что большинство старших школьников не в полной мере владеют основополагающими понятиями и представлениями о микробиологических объектах. В этой связи представленный проект адресован обучающимся старших классов. Нацелен на получение школьниками знаний и умений, необходимых для формирования целостного представления о мире микроорганизмов, об их роли в природных процессах и в жизни человека, а также о методах исследования микромира.
После проведения формирующего эксперимента с целью выявления эффективности использования проделанной работы, мы провели контрольный эксперимент. Результаты учащихся демонстрируют явное наличие положительной динамики после проведенной практической работы.
Таким образом, результаты опытно -практической работы позволяют сделать вывод о том, целенаправленная и специально организованная тематическая проектная деятельность с учащимися старших классов оказывает существенное положительное влияние на формирование и развитие предметных знаний по предмету. В рамках проведенной работы дети в большинстве своем пополнили запас знаний по микробиологии, углубили умения и навыки исследовательской деятельности, научились соблюдать определенные этапы выполнения проекта, обращать внимание не только на конечный результат, но и на процесс его достижения и т.д.
Все выше изложенное свидетельствует о том, что проектная деятельность как средство формирования предметных знаний по микробиологии доказывает свою эффективность.
Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу.



1. Бордовская К.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2011. 96с.
2. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. 2010. №9. С. 177-180.
3. Воронцова Н.И. Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках биологии в условиях перехода на ФГОС ООО // В сборнике: Актуальные проблемы современной педагогической науки: взгляд молодых исследователей. Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор Е.А. Жесткова. 2017. С. 319-322.
4. Глухарёва Е.В., Сапарова К.И., Кузьмина И.А. Мониторинг сформированности ключевых компетенций школьников через проектную деятельность на уроках биологии // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2016. № 1 (7). С. 159-163.
5. Голуб Г.Б. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного
образования : метод.пособие для педагогов-руководителей проектов
учащихся основной школы / Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О.В. Чуракова ; ред. Е.Я. Коган. - Самара : Учебная литература, 2006. 176 с.
6. Деркунская В. А. Проектная деятельность.:М.: Центр педагогического образования, 2012. 144 с.
7. Ивашкевич Р.В. Проектная деятельность учащихся на уроках биологии // Альманах современной науки и образования. 2009. № 4-1. С. 93-94.
8. Игошина Н. В. Проектная деятельность в педагогике саморазвития [Текст] / Н. В. Игошина // Начальная школа плюс До и После. 2014. №1. С.68-73.
9. Заграничная Н.А., Паршутина Л.А. Как формировать
естественно научную грамотность учащихся при изучении химии и биологии // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы ККУП Международной научно - практической конференции. 
Москва: Изд-во «Институт стратегических исследований»: Изд - во «Перо»,
2016. с.70
10. Калинина С. В. Проектно-исследовательская деятельность учащихся: подготовка к организации // Управление начальной школой. 2014. № 6. С.59-69.
11. Камерилова Г.С. Технология проектной деятельности как условие развития
учебного сотрудничества // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 8. С.7-12.
12. Комиссарова О.В. Организация проектной деятельности школьников на уроках биологии и во внеурочное время // В сборнике: Современные подходы к преподаванию предметов естественнонаучного цикла в процессе реализации ФГОС ООО. Сборник научных статей. Комсомольск-на-Амуре,
2017. С. 46-50.
13. Ламехова Е.А. Методика проектной деятельности в обучении биологии // В сборнике: Проблемы внедрения результатов инновационных разработок . Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. С. 184-186.
14. Лытова О.Н. Организация проектной деятельности школьников по биологии
в условиях перехода на новый ФГОС // В сборнике: Актуальные вопросы теории и практики биологического образования. Материалы IX-й
Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 132-134.
15. Леонтьева Ю.В. Использование проектной деятельности на уроках биологии в целях формирования универсальных учебных действий у обучающихся // В сборнике: Современный учитель дисциплин естественнонаучного цикла . Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Отв. ред. Т.С. Мамонтова. 2018. С. 247-253.
16. Метелева А.В. Проектная деятельность как средство достижения метапредметных результатов на уроках биологии и во внеурочной деятельности // В сборнике: Оценка достижения планируемых результатов естественно научного образования. Сборник материалов 43-й областной научно-практической конференции учителей географии, биологии, химии, экологии. 2016. С. 61-62.

17. Малыгина А.С., Решетникова Т.Б., Старичкова Н.И. Проектная деятельность
обучающихся по биологии как инструмент формирования УУД // В сборнике: Гуманизация образовательного пространства Материалы
международной научной конференции. 2016. С. 771-778.
18. Малыгина А.С., Решетникова Т.Б., Старичкова Н.И. Проектная деятельность учащихся в процессе обучения биологии // В сборнике: Биоразнообразие и антропогенная трансформация природных экосистем Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти А.И. Золотухина. Под редакцией А.Н. Володченко. 2016. С. 195-199.
19. Мстиславская Н.В. Проектная деятельность учащихся на уроках биологии как средство формирования познавательных компетенций // Информация и образование: границы коммуникаций. 2009. № 1 (9). С. 154.
20. Муржакова Е.Г. Организация проектной деятельности по биологии в условиях реализации ФГОС // В сборнике: Современные проблемы медицины и естественных наук. Сборник статей Всероссийской научной конференции. 2018. С. 510-512.
21. Нарушева Н.А., Селезнёва Е.В. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников по биологии/экологии // В сборнике: Актуальные вопросы теории и практики биологического образования . Материалы X Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 176-184.
22. Никитаева М.В. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. М.: УЦ «Перспектива». 2015. 40 с.
23. Полтева А.В., Рязанова Д.А. Проектная деятельность на уроках биологии // В сборнике: Лучшая студенческая статья 2017 сборник статей победителей VI Международного научно-практического конкурса. 2017. С. 198-200.
24. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов Текст.; под ред. П.И. Пидкасистого. М. : Педагогика, 2007. 603 с.
25. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1980. 240 с. 11.
26. Полянская И.В. Управление исследовательской проектной деятельностью учащихся в биологии // В сборнике: Проблемы биологии и биологического образования в педагогических вузах. Материалы IX Всероссийской научно¬практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВПО «НГПУ». 2015. С. 113-117.
27. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности// Школ.технол. 2014. №3. С. 85-91.
28. Полат Е.С . Новые педагогические и информационные технологии в системе образования // Е.С.Полат. М.: Норма, 2008, 65-87 с.
29. Паршутина Л.А. Проектная деятельность как необходимое условие достижения метапредметных результатов обучения биологии // В сборнике: Теоретические и методологические проблемы современного образования . Материалы XXXI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 44-47.
30. Паршутина Л.А. Формирование естественнонаучной грамотности учащихся в процессе организации проектной и учебно - исследовательской деятельности на уроках биологии // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2017. Т. 1. № 2. С. 58-64.
31. Руженцева С.Е. Организация проектной деятельности обучающихся и педагогов в условиях реализации ФГОС. Воронеж, 2016. 85 с.
32. Семенов А.А. Планирование проектной деятельности учащихся по биологии // В сборнике: Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения. Материалы III международной научно-практической конференции. 2016. С. 262-265.
33. Савина Е.И. Проектная деятельность учащихся на уроках биологии в условиях внедрения ФГОС // В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной научно¬практической конференции: в 11 частях. 2014. С. 119-120.
34. Советная А.А. Формирование исследовательских умений учащихся в процессе проектной деятельности на уроках биологии // В сборнике: XIМашеровские чтения материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Витебский государственный университет имени П.М. Машерова; И.М. Прищепа (гл. ред.). 2017. С. 315-316.
35. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ.2006 .
36. Сухоруков Д.В., Сорокина Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. №1. С. 38-42.
37. Токарева М.И., Марина А.В. Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы и возможности // Молодой ученый. 2016. № 21 (125). С. 934-937.
38. Тишина О.Ю. Организация проектной деятельности учащихся по биологии
как способ формирования УУД // Научно-методический журнал
Педагогический поиск. 2014. № 7. С. 17-20.
39. Тимошенко И.В. Система знаний о микроорганизмах как основа
формирования предметной компетентности в общеобразовательной области "Биология"// Ярославский педагогический вестник. 2008. № 3 (56). С. 11-15.
40. Уханова О.М., Быкова Н.Е. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся по биологии и экологии // В сборнике: Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения. Материалы II международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора М.П.Меркулова. 2014. С. 307-311.
41. Фатеева И. А. Метод проектов как приоритетная инновационная технология в образовании [Текст] / И. А. Фатеева, Т.Н .Канатникова // Молодой ученый . 2013. №1. С. 376-378
42. Хрусталева С.Ю. Проектная деятельность обучающихся в области биологии и экологии // В сборнике: Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения. Материалы II международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора М.П.Меркулова. Поволжская государственная социально-гуманитарная академия. 2014. С. 315-319.
43. Цуцупа Т.А. Особенности преподавания микробиологии в системе биологического образования в условиях ФГОС // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 3 (76). С. 351-353.
44. Чудов В., Кашкарова Н., Лаврушко О. Проектно-исследовательская деятельность школьников / Народное образование . 2005. №1. С 133-140.
45. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика. 2015. 208 с.
46. Юшина Е.В. Применение проектных технологий на уроках биологии, как фактор формирования у обучающихся способности к самостоятельной деятельности // В сборнике: Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе. Сборник материалов международной научно-практической конференции. 2016. С. 98-100.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ