Разработка проекта «Микроорганизмы вокруг нас» с обучающимися основной школы в ходе внеклассных занятий
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование создания и реализации проекта «Микроорганизмы вокруг нас» в условиях средней школы 7
1.1. Проектная деятельность с учащимися средней школы: основные понятия,
содержание работы, методические особенности реализации 7
1.2. Состояние проблемы реализации проектной деятельности в практике
школьного биологического образования 18
1.3. Место микробиологии в учебно-образовательном процессе средней школы 27
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Описание проекта «Микроорганизмы вокруг нас» и особенности его реализации с учащимися средней школы на базе МБОУ Гимназия №7» 37
2.1. Содержание работы в рамках реализации проекта «Микроорганизмы вокруг
нас» в условиях средней школы 37
2.2. Выявление эффективности реализации проекта 47
Выводы по главе 2 54
Заключение 56
Библиографический список 59
Приложение
Глава 1. Теоретическое обоснование создания и реализации проекта «Микроорганизмы вокруг нас» в условиях средней школы 7
1.1. Проектная деятельность с учащимися средней школы: основные понятия,
содержание работы, методические особенности реализации 7
1.2. Состояние проблемы реализации проектной деятельности в практике
школьного биологического образования 18
1.3. Место микробиологии в учебно-образовательном процессе средней школы 27
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Описание проекта «Микроорганизмы вокруг нас» и особенности его реализации с учащимися средней школы на базе МБОУ Гимназия №7» 37
2.1. Содержание работы в рамках реализации проекта «Микроорганизмы вокруг
нас» в условиях средней школы 37
2.2. Выявление эффективности реализации проекта 47
Выводы по главе 2 54
Заключение 56
Библиографический список 59
Приложение
Актуальность исследования. Введение Федерального государственного образовательного стандарта общего и среднего образования требует реализации в образовательном процессе принципа компетентностно- и личностно-ориентированного образования и интеграции, как условия повышения качества образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является педагогическая технология проектно-исследовательской деятельности, поскольку она призвана не только решать познавательные задачи, но и ориентировать учащихся в ключевых проблемах современного мира, формировать у них коммуникативные качества, обеспечивающие успешную деятельность в будущей жизни. Метод проектов является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.
На сегодняшний день вопросы организации проектной деятельности учащихся являются предметом многочисленных исследований. В рамках педагогического аспекта данная проблема рассматривается в трудах Л.И. Богомоловой, Л.Н. Вендровской, Р.Б. Джуринского, A3. Коробовой, А.И. Пискунова, Е.Ю. Рогачевой и других авторов. Педагогические закономерности данного вида деятельности проанализированы и обобщены В.В. Гузеевым, И.А. Зимней, Е.С. Полат, Ю.Л. Хотунцевым, В.Д. Симоненко. Психологические и методические особенности рассмотрены в исследованиях Н.В. Матяш, М.И. Гуревич, М.Б. Павловой, П.А. Петрякова, И.А. Сасовой и пр.
Предметные результаты освоения программы обучения в средней школе, с учетом специфики биологии, должны обеспечивать успешное обучение на уровне активной учебно-познавательной деятельности учащихся, углубленно познающих окружающий живой мир, использующих при этом современные методы биологической науки, умеющих организовать постановку биологических экспериментов для изучения живых организмов и их роли в биосфере. В этой связи практическая и экспериментальная часть в изучении биологии должна строиться на постановке и проведении практической и научно-исследовательской работы школьников, что несомненно повысит и качество образования, и разовьет интерес у учащихся к научной деятельности. В качестве одного из таких обучающих мероприятий может быть предложена реализация проектов по микробиологии, целью которых является формирование у школьников знаний о микроорганизмах, их роли в природе и жизни человека. В целом, применение проектной деятельности в любом школьном возрасте способствует формированию активности и самостоятельности учащихся, развитию их общеучебных умений и навыков, социально-значимых качеств, что отвечает требованиям ФГОС ООО по формированию всех групп УУД, вследствие чего реализуется принцип связи обучения с жизнью и формирует социальную адаптацию обучающихся.
Противоречие между необходимостью формирования универсальных учебных действий по микробиологии и недостаточностью научно-методических разработок в этой области актуализирует проблему исследования: каковы наиболее эффективные средства формирования знаний по микробиологии у обучающихся старшей школы?
Актуальность данной проблематики и определила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Разработка проекта по микробиологии «Микроорганизмы вокруг нас» с обучающимися средней школы».
Объект исследования: формирование знаний о микроорганизмах у обучающихся старшей школы.
Предмет исследования: особенности формирования знаний о микроорганизмах средствами проектной деятельности.
Целью работы является теоретическое обоснование и практическая реализация проектной деятельности на уроках биологии в контексте развития знаний о микроорганизмах.
Задачи:
1. Охарактеризовать понятие проектной деятельности в условиях учебно - образовательного процесса средней школы.
2. Проанализировать состояние проблемы реализации проектной деятельности в практике школьного биологического образования .
3. Рассмотреть место микробиологии в учебно-образовательном процессе средней школы.
4. Разработать и реализовать проект «Микроорганизмы вокруг нас» с учащимися средней школы. Выявить эффективность проведенной работы.
Гипотеза исследования: проектная деятельность как средство формирования знаний по микробиологии будет эффективной при следующих условиях:
- школьники будут выполнять проекты, призванные решать социально-значимые задачи, что окажет мотивирующее действие;
- педагог будет выступать как организатор, партнер и участник проектной деятельности;
- будут учтены закономерности организации познавательной деятельности, ориентированной на задачи формирования предметных знаний по микробиологии.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научной психолого-педагогической и научно-методической литературы, сравнение, обобщение.
Практические: наблюдение, беседа, анализ и интерпретация результатов диагностической работы.
Реализация исследования предполагает три этапа:
Первый этап - констатирующий. Предполагает анализ и обобщение разнообразных аспектов исследуемой проблематики; формулировку, целей, задач и гипотезы исследования; планирование исследования; определение методологической основы исследования. Второй этап - формирующий. В рамках реализации данного этапа исследования осуществляется проверка гипотезы, разрабатывается и внедряется проект «Микроорганизмы вокруг нас» с учащимися средней школы. Третий этап - обобщающий. Предполагает систематизацию и обобщение результатов исследования, формулировку выводов и оформление выпускной квалификационной работы.
Научная новизна исследования заключается в разработке проекта «Микроорганизмы вокруг нас» с учащимися средней школы.
Теоретическая значимость заключается в обобщении различных взглядов на проблему формирования знаний о микроорганизмах средствами проектной деятельности; конкретизировано понятие «проектная деятельность»; описано состояние проблемы реализации проектной деятельности в практике школьного биологического образования, охарактеризовано место микробиологии в учебно-образовательном процессе средней школы.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты эмпирического исследования могут быть использованы педагогами средней школы в контексте формирования у обучающихся знаний о микроорганизмах.
База исследования: МБОУ Гимназия № 7
Структура выпускной квалификационной работы. ВКР состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованных источников.
На сегодняшний день вопросы организации проектной деятельности учащихся являются предметом многочисленных исследований. В рамках педагогического аспекта данная проблема рассматривается в трудах Л.И. Богомоловой, Л.Н. Вендровской, Р.Б. Джуринского, A3. Коробовой, А.И. Пискунова, Е.Ю. Рогачевой и других авторов. Педагогические закономерности данного вида деятельности проанализированы и обобщены В.В. Гузеевым, И.А. Зимней, Е.С. Полат, Ю.Л. Хотунцевым, В.Д. Симоненко. Психологические и методические особенности рассмотрены в исследованиях Н.В. Матяш, М.И. Гуревич, М.Б. Павловой, П.А. Петрякова, И.А. Сасовой и пр.
Предметные результаты освоения программы обучения в средней школе, с учетом специфики биологии, должны обеспечивать успешное обучение на уровне активной учебно-познавательной деятельности учащихся, углубленно познающих окружающий живой мир, использующих при этом современные методы биологической науки, умеющих организовать постановку биологических экспериментов для изучения живых организмов и их роли в биосфере. В этой связи практическая и экспериментальная часть в изучении биологии должна строиться на постановке и проведении практической и научно-исследовательской работы школьников, что несомненно повысит и качество образования, и разовьет интерес у учащихся к научной деятельности. В качестве одного из таких обучающих мероприятий может быть предложена реализация проектов по микробиологии, целью которых является формирование у школьников знаний о микроорганизмах, их роли в природе и жизни человека. В целом, применение проектной деятельности в любом школьном возрасте способствует формированию активности и самостоятельности учащихся, развитию их общеучебных умений и навыков, социально-значимых качеств, что отвечает требованиям ФГОС ООО по формированию всех групп УУД, вследствие чего реализуется принцип связи обучения с жизнью и формирует социальную адаптацию обучающихся.
Противоречие между необходимостью формирования универсальных учебных действий по микробиологии и недостаточностью научно-методических разработок в этой области актуализирует проблему исследования: каковы наиболее эффективные средства формирования знаний по микробиологии у обучающихся старшей школы?
Актуальность данной проблематики и определила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Разработка проекта по микробиологии «Микроорганизмы вокруг нас» с обучающимися средней школы».
Объект исследования: формирование знаний о микроорганизмах у обучающихся старшей школы.
Предмет исследования: особенности формирования знаний о микроорганизмах средствами проектной деятельности.
Целью работы является теоретическое обоснование и практическая реализация проектной деятельности на уроках биологии в контексте развития знаний о микроорганизмах.
Задачи:
1. Охарактеризовать понятие проектной деятельности в условиях учебно - образовательного процесса средней школы.
2. Проанализировать состояние проблемы реализации проектной деятельности в практике школьного биологического образования .
3. Рассмотреть место микробиологии в учебно-образовательном процессе средней школы.
4. Разработать и реализовать проект «Микроорганизмы вокруг нас» с учащимися средней школы. Выявить эффективность проведенной работы.
Гипотеза исследования: проектная деятельность как средство формирования знаний по микробиологии будет эффективной при следующих условиях:
- школьники будут выполнять проекты, призванные решать социально-значимые задачи, что окажет мотивирующее действие;
- педагог будет выступать как организатор, партнер и участник проектной деятельности;
- будут учтены закономерности организации познавательной деятельности, ориентированной на задачи формирования предметных знаний по микробиологии.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научной психолого-педагогической и научно-методической литературы, сравнение, обобщение.
Практические: наблюдение, беседа, анализ и интерпретация результатов диагностической работы.
Реализация исследования предполагает три этапа:
Первый этап - констатирующий. Предполагает анализ и обобщение разнообразных аспектов исследуемой проблематики; формулировку, целей, задач и гипотезы исследования; планирование исследования; определение методологической основы исследования. Второй этап - формирующий. В рамках реализации данного этапа исследования осуществляется проверка гипотезы, разрабатывается и внедряется проект «Микроорганизмы вокруг нас» с учащимися средней школы. Третий этап - обобщающий. Предполагает систематизацию и обобщение результатов исследования, формулировку выводов и оформление выпускной квалификационной работы.
Научная новизна исследования заключается в разработке проекта «Микроорганизмы вокруг нас» с учащимися средней школы.
Теоретическая значимость заключается в обобщении различных взглядов на проблему формирования знаний о микроорганизмах средствами проектной деятельности; конкретизировано понятие «проектная деятельность»; описано состояние проблемы реализации проектной деятельности в практике школьного биологического образования, охарактеризовано место микробиологии в учебно-образовательном процессе средней школы.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты эмпирического исследования могут быть использованы педагогами средней школы в контексте формирования у обучающихся знаний о микроорганизмах.
База исследования: МБОУ Гимназия № 7
Структура выпускной квалификационной работы. ВКР состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованных источников.
Теоретический анализ педагогической и научно-методической литературы в контексте проблемы исследования, а также результаты практической работы позволяют сделать следующие выводы:
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта, проектной и исследовательской деятельности школьников уделяется особое внимание. ФГОС среднего образования требует от современного школьного образования создания таких условий развития ребёнка, которые будут открывать возможность для его позитивной социализации и личностного развития. Реализация проектной деятельности позволяет осуществить эффективную интеграцию сведений из различных областей знаний с целью решения определенной проблемы и применение данных знаний в практической деятельности. Именно поэтому процесс обучения становится для школьников весьма занимательным, интересным, познавательным и эффективным.
В школьном курсе биологии значительным потенциалом для формирования предметной компетентности обладают знания о микроорганизмах. Очевидно, что каждый человек должен не просто обладать этими знаниями, но и применять их в повседневной жизни. Кроме того, знания по микробиологии позволяют понять и оценить серьезные экологические и социально-этические проблемы, которые ставит перед современным обществом развитие биотехнологии . Формирование системы знаний о микроорганизмах расширяет представления о возможностях биологии как жизненно важного учебного предмета, и является еще одним шагом в решении проблемы развития целей и содержания современного школьного биологического образования .
Участие в проектной работе позволяет формировать и развивать все виды универсальных учебных действий, способствует достижению у обучающихся личностных, метапредметных результатов и предметных результатов по микробиологии. Включение проектной деятельности в процесс преподавания биологии позволяет не только значительно расширить диапазон знаний учащегося, сформировать умения анализировать и сопоставлять, моделировать возможные пути развития ситуации, но и ведет к возрастанию его познавательного интереса, развитию умения работать с источниками информации, помогает в выборе профессии. В качестве результата данного процесса выступает формирование у обучающихся основ естественнонаучного мировоззрения - фундамента дальнейшего успешного интеллектуального развития личности.
Целесообразность представленного проекта обоснована результатами диагностики учащихся старших классов в контексте сформированности предметных знаний по микробиологии. Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о том, что большинство старших школьников не в полной мере владеют основополагающими понятиями и представлениями о микробиологических объектах. В этой связи представленный проект адресован обучающимся старших классов. Нацелен на получение школьниками знаний и умений, необходимых для формирования целостного представления о мире микроорганизмов, об их роли в природных процессах и в жизни человека, а также о методах исследования микромира.
После проведения формирующего эксперимента с целью выявления эффективности использования проделанной работы, мы провели контрольный эксперимент. Результаты учащихся демонстрируют явное наличие положительной динамики после проведенной практической работы.
Таким образом, результаты опытно -практической работы позволяют сделать вывод о том, целенаправленная и специально организованная тематическая проектная деятельность с учащимися старших классов оказывает существенное положительное влияние на формирование и развитие предметных знаний по предмету. В рамках проведенной работы дети в большинстве своем пополнили запас знаний по микробиологии, углубили умения и навыки исследовательской деятельности, научились соблюдать определенные этапы выполнения проекта, обращать внимание не только на конечный результат, но и на процесс его достижения и т.д.
Все выше изложенное свидетельствует о том, что проектная деятельность как средство формирования предметных знаний по микробиологии доказывает свою эффективность.
Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта, проектной и исследовательской деятельности школьников уделяется особое внимание. ФГОС среднего образования требует от современного школьного образования создания таких условий развития ребёнка, которые будут открывать возможность для его позитивной социализации и личностного развития. Реализация проектной деятельности позволяет осуществить эффективную интеграцию сведений из различных областей знаний с целью решения определенной проблемы и применение данных знаний в практической деятельности. Именно поэтому процесс обучения становится для школьников весьма занимательным, интересным, познавательным и эффективным.
В школьном курсе биологии значительным потенциалом для формирования предметной компетентности обладают знания о микроорганизмах. Очевидно, что каждый человек должен не просто обладать этими знаниями, но и применять их в повседневной жизни. Кроме того, знания по микробиологии позволяют понять и оценить серьезные экологические и социально-этические проблемы, которые ставит перед современным обществом развитие биотехнологии . Формирование системы знаний о микроорганизмах расширяет представления о возможностях биологии как жизненно важного учебного предмета, и является еще одним шагом в решении проблемы развития целей и содержания современного школьного биологического образования .
Участие в проектной работе позволяет формировать и развивать все виды универсальных учебных действий, способствует достижению у обучающихся личностных, метапредметных результатов и предметных результатов по микробиологии. Включение проектной деятельности в процесс преподавания биологии позволяет не только значительно расширить диапазон знаний учащегося, сформировать умения анализировать и сопоставлять, моделировать возможные пути развития ситуации, но и ведет к возрастанию его познавательного интереса, развитию умения работать с источниками информации, помогает в выборе профессии. В качестве результата данного процесса выступает формирование у обучающихся основ естественнонаучного мировоззрения - фундамента дальнейшего успешного интеллектуального развития личности.
Целесообразность представленного проекта обоснована результатами диагностики учащихся старших классов в контексте сформированности предметных знаний по микробиологии. Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о том, что большинство старших школьников не в полной мере владеют основополагающими понятиями и представлениями о микробиологических объектах. В этой связи представленный проект адресован обучающимся старших классов. Нацелен на получение школьниками знаний и умений, необходимых для формирования целостного представления о мире микроорганизмов, об их роли в природных процессах и в жизни человека, а также о методах исследования микромира.
После проведения формирующего эксперимента с целью выявления эффективности использования проделанной работы, мы провели контрольный эксперимент. Результаты учащихся демонстрируют явное наличие положительной динамики после проведенной практической работы.
Таким образом, результаты опытно -практической работы позволяют сделать вывод о том, целенаправленная и специально организованная тематическая проектная деятельность с учащимися старших классов оказывает существенное положительное влияние на формирование и развитие предметных знаний по предмету. В рамках проведенной работы дети в большинстве своем пополнили запас знаний по микробиологии, углубили умения и навыки исследовательской деятельности, научились соблюдать определенные этапы выполнения проекта, обращать внимание не только на конечный результат, но и на процесс его достижения и т.д.
Все выше изложенное свидетельствует о том, что проектная деятельность как средство формирования предметных знаний по микробиологии доказывает свою эффективность.
Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу.



