ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1. Проблемы разработки общеразвивающей программы в системе
дополнительного образования 9
1.2. Сущность подготовки педагогов к разработке общеразвивающей
программы в системе дополнительного образования 9
1.3. Условия подготовки педагогов к разработке общеразвивающей
программы дополнительного образования 22
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ К РАЗРАБОТКЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 30
2.1. Изучение актуального уровня подготовки педагогов к разработке
общеразвивающей программы дополнительного образования 31
2.2. Реализация условий подготовки педагогов к разработке
общеразвивающих программ дополнительного образования 36
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 45
Выводы по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Система дополнительного образования детей в текущий период претерпевает серьезные изменения, в следствие чего меняются основные принципы разработки дополнительных общеразвивающих программ. Меняются подходы к их разработке, которые сегодня являются ключевыми структурно-функциональными элементами образовательной системы, а также средством и объектом правового регулирования образовательных отношений.
Педагоги дополнительного образования играют особую роль в этих процессах реформ, поскольку они занимаются самостоятельной разработкой образовательных программ. Эти программы должны соответствовать интересам детей, удовлетворять потребности семей и образовательных институтов, а также учитывать социально-экономические и культурные потребности общества.
В наше время региональные управленческие структуры в сфере образования активно формируют подходы к управлению дополнительным образованием. Они инициируют создание региональных методических указаний, задающих структуру и содержание дополнительных общеразвивающих программ. Однако такие указания не являются обязательными для исполнения образовательными учреждениями, поскольку они не закреплены на законодательном уровне. В дополнение, не все региональные методические рекомендации обладают нужной детализацией и ясностью для понимания педагогами.
Из этого следует, что образовательным учреждениям необходимы практические руководства, основанные на юридических нормах. Педагогам дополнительного образования требуется освоить навыки правильной разработки, оформления и представления основного рабочего документа - программы дополнительного общего образования.
Такая актуальность объясняется многочисленными обращениями педагогов за рекомендациями по разработке таких программ и недостатком разъяснений по текущему законодательству касательно составления и оформления образовательных программ.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что дополнительная общеразвивающая программа является главным организационно-нормативным документом образовательного учреждения, определяет содержание, особенности организации образовательного процесса, обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся, выходящих за пределы федеральных государственных образовательных стандартов.
Таким образом, можно выделить противоречие между требованием иметь дополнительные общеразвивающие программы всем учреждениям дополнительного образования и отсутствием универсальных методических рекомендаций по их разработке для педагогов дополнительного образования.
Выделенное противоречие актуализирует проблему исследования: каковы организационно-педагогические условия, способствующие совершенствованию подготовки педагогов дополнительного образования к разработке общеразвивающих программ.
Данная проблема определила тему исследования: «Совершенствование подготовки педагогов к разработке дополнительных общеразвивающих программ».
Объект исследования - подготовка педагогов к разработке дополнительных общеразвивающих программ .
Предмет исследования - организационно-педагогические условия совершенствования подготовки педагогов дополнительного образования к разработке общеразвивающих программ.
Цель исследования - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить результативность условий, способствующих совершенствованию подготовки педагогов дополнительного образования к разработке общеразвивающих программ.
Гипотеза исследования: совершенствованию подготовки педагогов
4 дополнительного образования к разработке общеразвивающих программ будет способствовать реализация следующих условий:
1. Актуализация знаний педагогов по разработке дополнительной общеразвивающей программы.
2. Создание методических рекомендаций для педагогов по разработке дополнительных общеразвивающих программ.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Уточнить содержание понятия «общеразвивающие программы дополнительного образования» и охарактеризовать основные проблемы ее разработки;
2. Раскрыть содержательное наполнение подготовки педагогов к разработке общеразвивающей программы в системе дополнительного образования;
3. Осуществить педагогический анализ идей совершенствования подготовки педагогов к разработке общеразвивающей программы дополнительного образования, выявить сущность данного процесса и его основные характеристики.
4. Разработать содержание и способы реализации образовательного курса для педагогов дополнительного образования по разработке общеразвивающей программы;
5. Разработать содержание методических рекомендаций для педагогов по разработке дополнительных общеразвивающих программ.
Методы исследования:
- общетеоретические (анализ педагогической, психологической, социологической литературы, нормативно -правовой документации, обобщение педагогического опыта);
- эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение, беседы, анкетирование);
статистические (ранжирование, качественный и количественный анализ результатов исследования).
Теоретико-методологическую основу исследования в основном составили:
- исследование основ нормативно-правовой базы по разработке дополнительных программ (анализ законодательной и нормативной документации);
- идеи компетентностного подхода (А.С. Белкин, Н.Н. Брюханова, В.А. Сластенин, Ю.В. Варданян, Е.А. Пустовит, М.В. Болина и др.);
- идеи целостности педагогического процесса (А.В. Хуторской, И.П. Харламов,В. С. Безрукова и др.);
- методики педагогических исследований и методологии педагогики (Л.Н. Буйловская, С.В. Власенко, О.П. Морозова, М.В. Ядровская и др.).
Основные этапы исследования.
Первый этап проводился на протяжении 2021-2022 учебного года. На данном этапе проводилось:
- теоретическое изучение нормативно -правовой базы, методических публикаций, педагогической литературы по проблематике работы;
- разрабатывался категориальный аппарат, определялись исходные теоретические положения;
- уточнялись основные задачи, и разрабатывалась рабочая гипотеза исследования.
Второй этап (экспериментальный) проводился с сентября 2022 года по январь 2023 года. В этот период были реализованы следующие виды работ:
- разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы;
- создавались и реализовывались условия развития профессиональных навыков педагогов по разработке и реализации дополнительной общеразвивающей программе.
Третий этап (обобщающий) проходил с января по март 2023 года. В указанный период проводился анализ работы, а также обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, формирование и оформление текста диссертации.
Научная новизна исследования заключается в конкретизации содержания подготовки педагогов к разработке общеразвивающей программы дополнительного образования; разработке модели совершенствования подготовке педагогов к разработке общеразвивающей программы дополнительного образования, включающей когнитивного, эмоционально-ценностного, деятельностно-рефлексивного компоненты; на основе теоретического и экспериментального исследований разработана и апробирована методика изучения готовности педагогов дополнительного образования разрабатывать общеразвивающей программы; обосновано и доказано, что условия, заявленные в гипотезе исследования, в совокупности обеспечивают совершенствование подготовки педагогов к разработке общеразвивающей программы дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования выявлена и теоретически обоснована, экспериментально подтверждены условия, которые составляют основу совершенствования подготовки педагогов дополнительного образования к разработке дополнительной общеразвивающей программы, что обогащает теорию педагогики.
Исследование имеет практическую значимость - научно обоснованы практические рекомендации по совершенствованию подготовки педагогов к разработке общеразвивающей программы дополнительного образования. Разработано: содержание и способы реализации образовательного курса для педагогов дополнительного образования по разработке общеразвивающей программы; содержание методических рекомендаций для педагогов по разработке дополнительных общеразвивающих программ.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались исходными теоретическими положениями, построенными на достоверных, проверяемых данных и фактах; применением комплексной методики исследования, обеспечивающей сопоставление данных, полученных методом самооценки и экспертной оценки, а также ее позитивной 7
результативностью.
База и выборка исследования. Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Красноярский краевой Дворец пионеров».
Апробация и достоверность полученных результатов. осуществлялись в ходе организации опытно-экспериментальной работы, проводимой с педагогами дополнительного образования Красноярского краевого Дворца пионеров. Результаты и основные идеи исследования выносились для обсуждения: на заседания кафедры психологии и педагогики детства КГПУ им. В.П. Астафьева и научно-исследовательского семинара магистрантов программы «Управление образованием и проектный менеджмент». По результатам исследования опубликованы работы:
Савирко И.В. Современные подходы к разработке дополнительных общеразвивающих программ // Аллея науки, 2023. № 12 (87). URL:
https://alley-science.ru/domains_data/files/2December2023/SOVREMENNIE- PODHODI-K-RaZRaBOTKE-DOPOLNITEL-NIH- OBSCHERaZVIVaYUSCHIH-PROGRaMM.pdf
Савирко И.В. Об алгоритме написания дополнительной общеразвивающей программы // Аллея науки, 2023. № 12 (87). URL:
https://alley-science.ru/domains_data/files/2December2023/OB-aLGORITME- NaPISaNIYa-DOPOLNITEL-NOI-OBSCHERaZVIVaYUSCHEI- PROGRaMMI.pdf
Описание структуры диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В работе использовано 64 источника различного типа. Основной текст изложен на 62 страницах.
Проведенное нами исследование проблемы создания организационно-педагогических условий, способствующих совершенствованию подготовки педагогов дополнительного образования к разработке общеразвивающих программ, позволяет проанализировать и упорядочить полученные результаты.
На сегодняшний день создание практических руководств по разработке программ является остро стоящим вопросом в образовательных учреждениях. Универсальные методические рекомендации для всех учреждений дополнительного образования организаций разработать сложно, поскольку они не могут учитывать специфику реализации общеразвивающих программ дополнительного образования различной направленности.
Дополнительная общеразвивающая программа - это документ, направленный на эффективное управление образовательным процессом, который основан на персонализации финансирования и обеспечивает поддержку мотивации, свободы выбора и построения образовательного пути для участников образовательного процесса.
Подготовка к разработке общеразвивающей программы определяется наличием у педагога комплекса личностных качеств (индивидуальных врожденных и приобретенных способностей, определяющие темперамент, поведение, мышление, манеры и др.) и совокупностью педагогических компетенций (способности к реализации определенного круга профессиональных задач). Одной из компетенций, которой должен обладать педагог дополнительного образования, является «готовность к разработке дополнительной общеразвивающей программы .
В качестве условий совершенствования подготовки педагогов к разработке программы, были обоснованы организационно-педагогические условия: разработка содержания и способов реализации образовательного курса для педагогов дополнительного образования по разработке 53 дополнительной общеразвивающей программы; разработка содержания методических рекомендаций для педагогов по разработке дополнительных общеразвивающих программ.
С целью реализации первого условия «разработки содержания курса для педагогов», был разработан образовательный курс для педагогов, состоящий из двух частей: «Моделирование учебного занятия как способ выявления уровня подготовки педагогов к реализации дополнительной общеразвивающей программе» в форме семинара-практикума; «Анализ действующих программ дополнительного образования» в форме практического занятия.
Семинар-практикум состоял из теоретической и практической части, где педагогам по итогам занятия предлагалась небольшая практическая работа. Практическое занятие реализовывалось с помощью разработанной технологической карты. Педагогам предлагалось самостоятельно проанализировать собственную программу для определения и устранения выявленных недостатков. Технологическая карта является универсальным инструментом анализа программ, поскольку позволяет педагогу самостоятельно провести анализ собственных дефицитов знаний, а также с её помощью можно провести экспертизу внутри учреждения.
В процессе анализа результатов практической части работы была выявлена необходимость разработки методических рекомендаций по разработке дополнительной общеразвивающей программы. Данное утверждение подтверждается выявленной проблемой у педагогов - недостаток теоретических знаний, основанный на незнании действующей законодательной базы по вопросу разработки программ.
С целью создания методических рекомендаций по разработке дополнительной общеразвивающей программы , была организована рабочая группа, состоящая из четырех человек (педагогические работники информационно-методического отдела).
Опытно-экспериментальная работа подтвердила, что создание взаимосвязанных теоретических (ознакомление с методическими рекомендациями и технологической картой) и практических (проведение занятий) условий обеспечивает освоение знаний по разработке дополнительных общеразвивающих программ дополнительного образования, а также применению их на практике.
Подводя итоги диссертационному исследованию, следует отметить, что цель работы достигнута - в рамках исследования теоретически обосновано и опытно-экспериментальным путем проверена результативность условий, которые способствуют совершенствованию подготовки педагогов к разработке общеразвивающих программ дополнительного образования. Полученные результаты свидетельствуют о подтверждении выдвинутой гипотезы и выполнении поставленных исследовательских задач.
1. Аглиуллина Р.Ф. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Красноярск, 2021. 31 с.
2. Алексеев, Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности, 2002. №2. С.15-17.
3. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого
саморазвития. Казань, 2014. 608 с.
4. Безрукова В.С. Педагогика. Екатеринбург, 2013. 320 с.
5. Белкин А.С., Нестерова В.В. Педагогические компетенции: учебное пособие. Екатеринбург, 2003. 99 с.
6. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство.
Челябинск, 2014. 130 с.
7. Болина М.В. Формирование социокультурной компетентности будущего учителя: дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2000. 176 с.
8. Брутова М.А. Педагогика дополнительного образования: учебное пособие. Архангельск, 2014. 218 с.
9. Брюханова Н.Н. Подходы к пониманию компетентности и компетенции в образовании // Педагогика и психология профессионального образования, 2017. № 4. С. 4-49.
10. Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ // Молодой ученый, 2015. №15. С. 567-572.
11. Буйлова Л.Н. Дополнительная общеразвивающая программа: практическое руководство по проектированию и дизайну. М. 2023. 163 с.
12. Буйлова Л.Н. Педагог дополнительного образования - личность и профессионал //Внешкольник. 2002. №6. С. 28-29.
13. Варданян Ю.В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога. М.,1998. 179 с.
14. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга: учебное пособие. М., 1999. 176 с.
15. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной
компетентности педагога // Педагогика, 2003. № 10. С. 51-55.
16. Власенко С.В., Чемоданова Г.И. Использование инновационных форм организации обучения в современном процессе системы повышения квалификации педагогов // Балтийский гуманитарный журнал, 2015. № 2 (11). С. 37-41.
17. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2011. 479 с.
18. Гребенюк О.С. Теория обучения: учебное пособие. М., 2013. 384 с.
19. Зеер Э.Ф. Психология становления педагога профессиональной школы. Екатеринбург, 2016. 147 с.
20. Ильина А.В. Развитие профессиональных компетенций педагогов в системе дополнительного профессионального образования // Научно- теоритический журнал, 2015. №2 (23). С. 10-16.
21. Киселева О.О. Профессионально -педагогический потенциал
учителя. Петропавловск-Камчатский, 2002. 298 с.
22. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/-
View/0001202204040022 (дата обращения 15.09.2023).
23. Концепция развития дополнительного образования детей
от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. URL: http://government.ru/media/files/-
ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения 05.09.2023).
24. Ксензова, Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников (Инновационный портфель учителя): учеб. пособие. М., 2005. 128 с.
25. Куприянов, Б. В. Нормативные основы образовательных программ в организациях дополнительного образования [Электронный ресурс]. URL: http://ipk74.ru/kafi-o/kvdo/download/32/(дата обращения 15.09.2023).
26. Лазебникова А. Ю. Основные направления и проблемы доработки Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования // Профессиональное образование, 2019. № 8. С. 5-9.
27. Лазебникова А. Ю., Французова О. А., Коваль Т. В. Потенциал
социальных учебных предметов в формировании «универсальных навыков» // Материалы международной научно-практической конференции
«Образовательное пространство в информационную эпоху». М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2019. С. 1013-1025.
28. Логинова, Л. Г. Развитие системы управления качеством дополнительного образования детей в современных условиях России: дис. д-ра пед. наук. М., 2004. 436 с.
29. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. 2001. №10. С. 56-61.
30. Макшанов С.И. Психология тренинга. Теория. Методология. Практика: монография. СПб., 2007. 319 с.
31. Морозова О.П. Актуализация ценностно-смысловых аспектов профессиональной деятельности учителя // Педагогика, 2012. № 1. С. 6-68.
32. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов
и фразеологических выражений. 4-е изд. М.: Высшая школа, 2013. 944 с.
33. Паташник М.М. Профессиональные объединения педагогов: Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных учреждений и учителей. М.: Новая школа, 2013. 120 с.
34. Письмо Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 № 09-1672 «Методические рекомендации
по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». URL: https://www.garant.ru/products/i-
po/prime/doc/71670346/ (дата обращения 15.05.2023).
35. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе
с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»). URL: https://ivansok.obramur.rU/upload/iblock/f92/xiz3jsnogbgn52fc1lqfsie7xo3h4t3x.p df. (дата обращения 15.05.2023).
36. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации
от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий». URL: https://www.garant.ru/produ-
cts/ipo/prime/doc/73931002/ (дата обращения: 15.05.2023).
37. План мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р). URL: http://static.government.ru/media/files/Lki- AgAELFrlG0oAFgKCjKdAWdi6jbZU5.pdf(дата обращения 03.09.2023).
38. Положение об организации и осуществлении образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
в краевом государственном бюджетном образовательном учреждении
дополнительного образования «Красноярский краевой Дворец пионеров. URL: https://dvpion.ru/api/storage/app/media/osnovnye%20svedenia/2023/Доку-
менты/Локальные%20акты/1_Положение%20об%20организации%20и%20ос уществлении%20образовательной%20деятельности. pdf (дата обращения 05.05.2023).
39. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View-
59
/0001202012210122 (дата обращения 25.05.2023).
40. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201912090014. (дата
обращения 15.05.2023).
41. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». URL: http://publication.pravo.go-
v.ru/Document/View/0001202209270013(дата обращения 16.09.2023).
42. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». URL: http ://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112170041 (дата обращения 20.05.2023).
43. Болотов В. А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И., Шайденко Н. А. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика, 1997. № 4. С. 66-72.
44. Пустовит Е. А. Теоретические основы формирования учебно-исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной школы // Вектор науки ТГУ. № 1 (23), 2013. С.365-369.
45. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. Минск, 2001. 927 с.
46. Савирко И.В. Современные подходы к разработке
дополнительных общеразвивающих программ // Аллея науки, 2023. № 12 (87). URL: https://alley-science.ru/domains_data/files/2December2023/SOVREMEN-
NIE-PODHODI-K-RaZRaBOTKE-DOPOLNITEL-NIH-OBSCHERaZVIVaYU- SCHIH-PROGRaMM.pdf
47. Савирко И.В. Об алгоритме написания дополнительной общеразвивающей программы // Аллея науки, 2023. № 12 (87). URL:
https://alley-science.ru/domains_data/files/2December2023/OB-aLGORITME- NaPISaNIYa-DOPOLNITEL-NOI-OBSCHERaZVIVaYUSCHEI-PROGRaMMI- .pdf
48. Синякова М. Г. Основы управленческого консультирования: учебное пособие. Ростов-н/Д, 2015. 397 с.
49. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие. М., 2002. 576 с.
50. Теплоухова, Л. А. Формирование универсальных учебных действий учащихся основной школы средствами проектной технологии: автореферат дис. канд. пед. наук. Ижевск, 2012. 26 с.
51. Устав краевого государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Красноярский краевой Дворец пионеров». URL: https ://dvpion.ru/api/storage/app/media/ osnovnye%20svedenia- /krasnoyarskogo-kraevogo-dvortsa-pionerov-3.pdf (дата обращения 20.04.2023)
52. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document- /cons_doc_LAW_140174/(Дата обращения 02.05.2023).
53. Харламов, И. П. Педагогика. М., 2003. 520 c.
54. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология
конструирования //Народное образование, 2013. № 5. С. 24-33.
55. Хуторской, А.В. Педагогика: учебник. СПб., 2017. 112 c.
56. Чечель И. Д. Эксперт-консультант по вопросам образования: особенности подготовки и направления деятельности // Управление образованием: теория и практика, 2011. № 3. С. 82- 85.
57. Шекшеня С. Управление персоналом в современной организации. М., 2019. 380 с.
58. Щебетенко, А. И. Психологические тесты для лидера коллектива. М., 2016. 160 c.
59. Щербаков A.B. Имидж образовательного учреждения // Справочник руководителя образовательного учреждения, 2008. №9. С. 39-46.
60. Щербо И. Компетентность педагогов - страховка от профессионального застоя //Директор школы, 2003. № 2. С.7-13.
61. Ягофаров Д.А. Понятие, правовая природа и структура
образовательной программы [Электронный ресурс]. URL:
http://www.lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/knigi/yagofarov2005/521.php(дата обращения 06.09.2023).
62. Ядровская М.В. Модели в педагогике. // Вестник Томского государственного университета, 2013. № 366. С. 139-143.