Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА

Работа №155230

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2019
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО¬
ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА 6
1.1. Понятие предметно-пространственной среды в современной науке 6
1.2. Правила и принципы организации предметно-пространственной среды
группы с учетом социально-психологических особенностей детей среднего дошкольного возраста 11
1.3. Пути оптимизации предметно-пространственной среды группы детского сада 22
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА 30
2.1. Изучение предметно-пространственной среды средней группы детского
сада 30
2.2. Реализация педагогических условий оптимизации предметно-пространственной среды группы 38
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 47
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ


Не раз предметом исследования специалистов в разных областях знаний становилась проблема организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях. Грамотно подобранная предметно-пространственная среда создает хороший задел для развития творческих способностей ребенка, для его здорового и гармоничного развития. В детском саду развивающая предметно-пространственная среда предполагает создание условий, необходимых для проживания ребенком полноценного дошкольного детства.
На сегодняшний день особенно актуально стоит вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях. Этого требует внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [28]. Данные стандарты определяют социально-коммуникативное развитие дошкольника в способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Требования к современному образованию подразумевают наличие совокупности умений, знаний и навыков, обеспечивающих эффективное и конструктивное общение. Развитие личности ребенка напрямую связан с процессом совершенствования коммуникативной компетентности. Таким образом, перед дошкольными образовательными организациями возникает проблема осмысления особенностей развивающей предметно-пространственной среды.
При этом возрастает необходимость дополнительно исследовать организационно-педагогические подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации по социально-коммуникативному развитию воспитанников. Требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к условиям реализации программы исходят из того, что эти условия должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.
Каждому коллективу дошкольной образовательной организации приходится искать, как создать эффективную развивающую предметную среду, стимулирующую развитие дошкольников, что и определило тему нашего исследования «Педагогические условия оптимизации предметно- пространственной среды группы детского сада».
Цель исследования: выделить и апробировать педагогические условия оптимизации предметно-пространственной среды группы детского сада.
Объект исследования: предметно-пространственная среда группы детского сада
Предмет исследования: педагогические условия оптимизации предметно-пространственной среды группы детского сада.
Задачи исследования:
1. уточнить понятие предметно-пространственной среды средней группы детского сада, выделить и обосновать правила и принципы построения предметно-пространственной среды в средней группе детского сада;
2. выделить критерии и описать процедуру изучения предметно - пространственной среды средней группы детского сада; 
Гипотеза исследования: оптимизация предметно-пространственной среды группы детского сада будет более эффективной при реализации следующих педагогических условий:
1. осознание педагогом ценностного потенциала каждого компонента предметной среды как модели реальной действительности;
2. обогащение предметно-пространственной среды группы детского сада.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; изучение нормативно-правовых документов; моделирование условий предстоящей деятельности;
- эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы исследования и полученные результаты могут быть использованы педагогами для оптимизации предметно-пространственной среды группы детского сада.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что развивающая предметно-пространственная среда - это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами; это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса. Основными составляющими развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации является: природная (это природное содержание в помещении детского сада и на участке), предметная (включает в себя мебель, оборудование, всех помещений учреждения, где живут и занимаются дети, включая произведения искусства, игрушки, предметы быта, одежды, пособия), социальная (взаимоотношения детей со взрослыми и сверстниками), архитектурно-пространственная (само здание детского сада, все помещения: групповые, спальни, физкультурный и музыкальный залы, лестничные пролеты, площадки, служебные кабинеты и т.д.). Развивающая предметно-пространственная среда характеризуется: разнообразием, насыщенностью, мобильность, непрерывностью, вариативностью.
При организации предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации необходимо учитывать социально-психологических особенностей детей среднего дошкольного возраста. Обстановка в средней группе создается таким образом, чтобы предоставить ребёнку самостоятельно делать выбор. Помещение может быть разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. В средней группе должно преобладать такое содержание предметно-пространственной среды, которая определяет переходный этап от предметной деятельности к более развитой игровой. Этот уровень должен расти, его может обеспечить плавный переход от обеспеченной творческой игры к игре, заставляющий ребенка самого искать комбинации игровой ситуации, обстановки, игрового содержания, правил, и действий. Поэтому игровое оборудование в течение года постепенно уступает место академическому содержанию деятельности. Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет себя, выражая осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуя себя как личность. При организации предметно-пространственной среды необходимо учитывать принципы: принцип дистанции; принцип активности; принцип стабильности - динамичности; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; принцип открытости - закрытости; принцип учета половых и возрастных различий детей.
Исследование проводилось в дошкольной образовательном учреждении города Назарово Красноярского края. Для исследования предметно-пространственной среды средней группы детского сада нами была использована «Методика исследования предметно-развивающей среды в группах ДОУ» Е.В. Рылеевой [28, с.36].
Оценка предметно-пространственной среды осуществляется в два этапа. На первом этапе осуществлялась оценка наличия в группе объектов предметно-развивающей среды данного класса и их состояния: объекты для наблюдения и исследования; средства изобразительной деятельности; конструкторы и другие средства моделирования; народные игрушки; спортивные модули и игрушки; крупные средообразующие модули; сюжетно - ролевые игрушки и принадлежность к ним; дидактические игры. На втором этапе заполнялись бланки нормированной формы и количественной оценки текущего состояния объектов предметно- пространственной среды с последующей обработкой полученных данных и выведения количественной оценки по каждому классу объектов.
Проведя необходимые наблюдения и проанализировав полученные данные предметно-пространственной развивающей среде в средней группе, оценив результат по пятибалльной шкале, мы пришли к выводу, что из 8 параметров, 7 параметров получает оценку +1 «хорошо», что составляет 87,5%, а 1 параметр получил оценку -1 «плохо», и составляет 12,5%, это параметр «Народные игрушки». Следует отметить некоторые рекомендации по улучшения предметно-пространственной среды. Нужно увеличить многообразие предметов по классам: народные игрушки, крупные средобразующие модули, средства изобразительной деятельности. Также нужно улучшить внешний вид предметов по классам: народные игрушки, крупные средообразующие модули, средства изобразительной деятельности, дидактические игры, спортивные модули и игрушки. Более того, следует переместить в доступную для детей зону некоторые средства моделирования и конструирования, а также комплексы народных игрушек, которые находятся в недоступном месте, а именно методическом кабинете.
Дальнейшая работа была направлена на реализацию психолого-педагогических условий оптимизации предметно-пространственной среды группы детского сада и заняла весь учебный год.
С целью реализации первого педагогического условия - осознание педагогом ценностного потенциала каждого компонента предметной среды как модели реальной действительности - был организован и проведен педагогический совет в дошкольной образовательной организации по теме «Правила организации предметно-пространственной среды группы детского сада» с целью актуализации знаний педагогов о роли и ценности предметно-пространственной среды в развитии личности ребенка дошкольного возраста. Следующим шагом работы стала организация и проведение выставки- презентации научно-методической литературы по проблеме организации предметно-пространственной среду в дошкольной образовательной организации, что послужило «толчком» к принятию решения об организации и проведении регулярно действующего семинара на базе детского сада. Данной теме было посвящено 8 семинаров. По окончании всей серии семинаров возникла идея об организации конкурса среди воспитателей на лучшую организацию предметно-пространственной среды группы (спортивного уголка). Проведение такого конкурса, с одной стороны, позволило увидеть и оценить степень эффективности проделанной работы, а с другой оптимизировать спортивную предметно-пространственную среду в дошкольной образовательной организации. Опыт работы в дошкольной образовательной организации по созданию предметно-пространственной среды групп, было решено презентовать на методических объединениях с целью распространение опыта среди других детских садов. Одно из заседаний методического объединения проходило в форме мастер - класса и было посвящено теме «Изготовление предметов предметно¬пространственной среды своими руками из различных материалов».
С целью реализации второго педагогического условия - обогащение предметно-пространственной среды средней группы детского сада - привлекалась помощь родителей, которые совместно с детьми и педагогами создавали некоторые недостающие предметы среды. Мы начали свою деятельность с организации и проведения фотовыставки на тему «Чем играют наши дети...». Эта выставка позволила обратить внимание родителей на те игры и игрушки, которыми дети действительно играют. Следующим шагом нашей работы стало проведение серии открытых занятий по изготовлению игр и, т.к. не всегда удавалось уложиться в отведенное время, а детям и родителям хотелось закончить начатую поделку, мы назначали дополнительное время (вечерами в выходные дни), когда все собирались для завершения работы. Таким образом, наши открытые занятия переросли в кружок «Умелые руки - не знают скуки».
Проведенная работа позволили наладить продуктивное сотрудничество детского сада с семьями воспитанников и пополнить предметно-пространственную среду детского сада играми и игрушками, изготовленными детьми и родителями.
Таким образом, мы получили следующие результаты: из 8 параметров, 4 параметра получили оценку +2 «очень хорошо», что составляет 50%, а 4 параметра оценку +1 «хорошо», и составляет 50%.
Сопоставление результатов первой и второй оценки предметно- пространственной среды, дают основания говорить о том, что нам удалось оптимизировать предметно-пространственную среду по 4 из 8 параметров, а именно: народные игрушки, спортивные модули и игрушки, сюжетно - ролевые игрушки и принадлежности к ним, дидактические игры.
Таким образом, наша гипотеза о том, что оптимизация предметно-пространственной среды группы детского сада будет более эффективной при реализации следующих педагогических условий:
- осознание педагогом ценностного потенциала каждого компонента предметной среды как модели реальной действительности;
- обогащение предметно-пространственной среды группы детского сада - подтвердилась. Цель работы достигнута, задачи выполнены.



1. Абузярова Л. Предметно - развивающая среда в ДОУ // Ребенок в детском саду № 6. 2004. Стр. 30- 32.
2. Актуальные проблемы специальной психологии в образовании 2002 Часть 1. Сборник межрегиональной научно-практической конференции. В 2¬х ч. Новосибирск. КГПУ. 2002. С 320
3. Александрова Н. Дизайн предметно - развивающей среды // Дошкольное воспитание. № 11. 2016. Стр. 74 - 78
4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. Москва: «Эксмо», 2004. С 169.
5. Глушкова Г. Устройство вариативной предметно - пространственной среды в групповых помещениях // Ребенок в детском саду № 5-6. 2008. Стр. 83 - 86.
6. Грабаровская Л. В. Предметно-игровая среда как основа развития индивидуальности ребенка // Детский сад от А до Я. № 4. 2005. С. 12-19.
7. Качина Е. В Среда как средство нравственно - полового воспитания детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. № 4. 2005. С. 122 - 124.
8. Киреева Л. Г. Организация предметно - развивающей среды. Волгоград: «Учитель», 2009. С.127.
9. Кирьянова Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды. /Р. Кирьянова. СПб.: КАРО, 2007. С. 98.
10. Ковалева Л.А. Предметно-развивающая среда в яслях // Воспитатель в ДОУ № 1. 2008. С. 24 - 25.
11. Коврижных Е.В. Проект индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, № 2. 2011. С.34-38.
12. Корепанова М. В. Педагогика дошкольного детства. Учебное пособие по дошкольной педагогике для слушателей курсов повышения квалификации. Волгоград, 2006. С.93.
13. Короткова Н. К проблеме организации предметно - развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста // Ребенок в детском саду № 4. 2007. С. 6 - 10.
14. Кутузова И.А. Что должен знать руководить дошкольного
учреждения, М., Просвещение, 2005. С. 217.
15. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое
пособие / Е. А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005. С76.
16. Мамаева Ю., Гаркунова Е. Современная предметно - пространственная среда // Дошкольное воспитание. № 4. 2010. С. 78 - 80.
17. Мананникова Е.Н. Педагогическая психология. М.: Дашков и К, 2007. С 223.
18. Микляева Н.В. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ. М.: «Сфера», 2012. С. 128.
19. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. — М.: ТЦ Сфера, 2010. С.128
20. Мотыгуллина Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. № 6. 2012. С. 21 - 25.
21. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. С.94.
22. Петровский В. А. Построение предметно-пространственной среды в ДОУ. М., 1993. С 30.
23. Петровский В. А. Построение развивающей среды в ДОУ. М., 2012. С.107.
24. Петровский В. А. Предметно- пространственная среда в детском саду. М.: Детство - Пресс. 2015. С128.
25. Подольская О.А. Организация предметно - развивающей среды в ДОУ // Воспитатель в ДОУ № 4. 2017. С. 28 - 33.
26. Полякова М. Особенности организации предметно - пространственной среды // Дошкольное воспитание. № 11. 2006. С. 43 - 51.
27. Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в
ДОУ. - М.: Центр педагогического образования, 2008. С.164.
28. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования" [Электронный ресурс]: Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф
29. Рылеева Е.П. Методика исследования предметно - развивающей среды в группах ДОУ // Управление ДОУ. 2006. №2. С. 78.
30. Смирнова Е. В. Детский сад: оценка предметно-пространственной среды // Дошкольное воспитание. 2012. №4, - С.18
31. Смирнова П. О чем мечтают дошкольники? Пространство глазами ребенка // Детский сад от А до Я. № 3. 2016. С. 42- 50.
32. Спиваковская А. С. Игра - это серьезно. М. Просвещение, 1981. С. 217.
33. Степанова М. Среда детского сада: гигиенические требования // Дошкольное воспитание. № 9. 2006. С. 55- 60.
34. Черемных Е., Слободяник О. Ранний возраст и развивающая среда // Дошкольное воспитание. № 12. 2010. С. 12-19.
35. Шаламова Е. Создание предметно - пространственной среды // Ребенок в детском саду. № 6. 2009. С. 13 - 16.
36. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М., 2000. С318.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ