ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО¬
ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА 6
1.1. Понятие предметно-пространственной среды в современной науке 6
1.2. Правила и принципы организации предметно-пространственной среды
группы с учетом социально-психологических особенностей детей среднего дошкольного возраста 11
1.3. Пути оптимизации предметно-пространственной среды группы детского сада 22
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА 30
2.1. Изучение предметно-пространственной среды средней группы детского
сада 30
2.2. Реализация педагогических условий оптимизации предметно-пространственной среды группы 38
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 47
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
Не раз предметом исследования специалистов в разных областях знаний становилась проблема организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях. Грамотно подобранная предметно-пространственная среда создает хороший задел для развития творческих способностей ребенка, для его здорового и гармоничного развития. В детском саду развивающая предметно-пространственная среда предполагает создание условий, необходимых для проживания ребенком полноценного дошкольного детства.
На сегодняшний день особенно актуально стоит вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях. Этого требует внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [28]. Данные стандарты определяют социально-коммуникативное развитие дошкольника в способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Требования к современному образованию подразумевают наличие совокупности умений, знаний и навыков, обеспечивающих эффективное и конструктивное общение. Развитие личности ребенка напрямую связан с процессом совершенствования коммуникативной компетентности. Таким образом, перед дошкольными образовательными организациями возникает проблема осмысления особенностей развивающей предметно-пространственной среды.
При этом возрастает необходимость дополнительно исследовать организационно-педагогические подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации по социально-коммуникативному развитию воспитанников. Требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к условиям реализации программы исходят из того, что эти условия должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.
Каждому коллективу дошкольной образовательной организации приходится искать, как создать эффективную развивающую предметную среду, стимулирующую развитие дошкольников, что и определило тему нашего исследования «Педагогические условия оптимизации предметно- пространственной среды группы детского сада».
Цель исследования: выделить и апробировать педагогические условия оптимизации предметно-пространственной среды группы детского сада.
Объект исследования: предметно-пространственная среда группы детского сада
Предмет исследования: педагогические условия оптимизации предметно-пространственной среды группы детского сада.
Задачи исследования:
1. уточнить понятие предметно-пространственной среды средней группы детского сада, выделить и обосновать правила и принципы построения предметно-пространственной среды в средней группе детского сада;
2. выделить критерии и описать процедуру изучения предметно - пространственной среды средней группы детского сада;
Гипотеза исследования: оптимизация предметно-пространственной среды группы детского сада будет более эффективной при реализации следующих педагогических условий:
1. осознание педагогом ценностного потенциала каждого компонента предметной среды как модели реальной действительности;
2. обогащение предметно-пространственной среды группы детского сада.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; изучение нормативно-правовых документов; моделирование условий предстоящей деятельности;
- эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы исследования и полученные результаты могут быть использованы педагогами для оптимизации предметно-пространственной среды группы детского сада.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что развивающая предметно-пространственная среда - это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами; это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса. Основными составляющими развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации является: природная (это природное содержание в помещении детского сада и на участке), предметная (включает в себя мебель, оборудование, всех помещений учреждения, где живут и занимаются дети, включая произведения искусства, игрушки, предметы быта, одежды, пособия), социальная (взаимоотношения детей со взрослыми и сверстниками), архитектурно-пространственная (само здание детского сада, все помещения: групповые, спальни, физкультурный и музыкальный залы, лестничные пролеты, площадки, служебные кабинеты и т.д.). Развивающая предметно-пространственная среда характеризуется: разнообразием, насыщенностью, мобильность, непрерывностью, вариативностью.
При организации предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации необходимо учитывать социально-психологических особенностей детей среднего дошкольного возраста. Обстановка в средней группе создается таким образом, чтобы предоставить ребёнку самостоятельно делать выбор. Помещение может быть разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. В средней группе должно преобладать такое содержание предметно-пространственной среды, которая определяет переходный этап от предметной деятельности к более развитой игровой. Этот уровень должен расти, его может обеспечить плавный переход от обеспеченной творческой игры к игре, заставляющий ребенка самого искать комбинации игровой ситуации, обстановки, игрового содержания, правил, и действий. Поэтому игровое оборудование в течение года постепенно уступает место академическому содержанию деятельности. Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет себя, выражая осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуя себя как личность. При организации предметно-пространственной среды необходимо учитывать принципы: принцип дистанции; принцип активности; принцип стабильности - динамичности; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; принцип открытости - закрытости; принцип учета половых и возрастных различий детей.
Исследование проводилось в дошкольной образовательном учреждении города Назарово Красноярского края. Для исследования предметно-пространственной среды средней группы детского сада нами была использована «Методика исследования предметно-развивающей среды в группах ДОУ» Е.В. Рылеевой [28, с.36].
Оценка предметно-пространственной среды осуществляется в два этапа. На первом этапе осуществлялась оценка наличия в группе объектов предметно-развивающей среды данного класса и их состояния: объекты для наблюдения и исследования; средства изобразительной деятельности; конструкторы и другие средства моделирования; народные игрушки; спортивные модули и игрушки; крупные средообразующие модули; сюжетно - ролевые игрушки и принадлежность к ним; дидактические игры. На втором этапе заполнялись бланки нормированной формы и количественной оценки текущего состояния объектов предметно- пространственной среды с последующей обработкой полученных данных и выведения количественной оценки по каждому классу объектов.
Проведя необходимые наблюдения и проанализировав полученные данные предметно-пространственной развивающей среде в средней группе, оценив результат по пятибалльной шкале, мы пришли к выводу, что из 8 параметров, 7 параметров получает оценку +1 «хорошо», что составляет 87,5%, а 1 параметр получил оценку -1 «плохо», и составляет 12,5%, это параметр «Народные игрушки». Следует отметить некоторые рекомендации по улучшения предметно-пространственной среды. Нужно увеличить многообразие предметов по классам: народные игрушки, крупные средобразующие модули, средства изобразительной деятельности. Также нужно улучшить внешний вид предметов по классам: народные игрушки, крупные средообразующие модули, средства изобразительной деятельности, дидактические игры, спортивные модули и игрушки. Более того, следует переместить в доступную для детей зону некоторые средства моделирования и конструирования, а также комплексы народных игрушек, которые находятся в недоступном месте, а именно методическом кабинете.
Дальнейшая работа была направлена на реализацию психолого-педагогических условий оптимизации предметно-пространственной среды группы детского сада и заняла весь учебный год.
С целью реализации первого педагогического условия - осознание педагогом ценностного потенциала каждого компонента предметной среды как модели реальной действительности - был организован и проведен педагогический совет в дошкольной образовательной организации по теме «Правила организации предметно-пространственной среды группы детского сада» с целью актуализации знаний педагогов о роли и ценности предметно-пространственной среды в развитии личности ребенка дошкольного возраста. Следующим шагом работы стала организация и проведение выставки- презентации научно-методической литературы по проблеме организации предметно-пространственной среду в дошкольной образовательной организации, что послужило «толчком» к принятию решения об организации и проведении регулярно действующего семинара на базе детского сада. Данной теме было посвящено 8 семинаров. По окончании всей серии семинаров возникла идея об организации конкурса среди воспитателей на лучшую организацию предметно-пространственной среды группы (спортивного уголка). Проведение такого конкурса, с одной стороны, позволило увидеть и оценить степень эффективности проделанной работы, а с другой оптимизировать спортивную предметно-пространственную среду в дошкольной образовательной организации. Опыт работы в дошкольной образовательной организации по созданию предметно-пространственной среды групп, было решено презентовать на методических объединениях с целью распространение опыта среди других детских садов. Одно из заседаний методического объединения проходило в форме мастер - класса и было посвящено теме «Изготовление предметов предметно¬пространственной среды своими руками из различных материалов».
С целью реализации второго педагогического условия - обогащение предметно-пространственной среды средней группы детского сада - привлекалась помощь родителей, которые совместно с детьми и педагогами создавали некоторые недостающие предметы среды. Мы начали свою деятельность с организации и проведения фотовыставки на тему «Чем играют наши дети...». Эта выставка позволила обратить внимание родителей на те игры и игрушки, которыми дети действительно играют. Следующим шагом нашей работы стало проведение серии открытых занятий по изготовлению игр и, т.к. не всегда удавалось уложиться в отведенное время, а детям и родителям хотелось закончить начатую поделку, мы назначали дополнительное время (вечерами в выходные дни), когда все собирались для завершения работы. Таким образом, наши открытые занятия переросли в кружок «Умелые руки - не знают скуки».
Проведенная работа позволили наладить продуктивное сотрудничество детского сада с семьями воспитанников и пополнить предметно-пространственную среду детского сада играми и игрушками, изготовленными детьми и родителями.
Таким образом, мы получили следующие результаты: из 8 параметров, 4 параметра получили оценку +2 «очень хорошо», что составляет 50%, а 4 параметра оценку +1 «хорошо», и составляет 50%.
Сопоставление результатов первой и второй оценки предметно- пространственной среды, дают основания говорить о том, что нам удалось оптимизировать предметно-пространственную среду по 4 из 8 параметров, а именно: народные игрушки, спортивные модули и игрушки, сюжетно - ролевые игрушки и принадлежности к ним, дидактические игры.
Таким образом, наша гипотеза о том, что оптимизация предметно-пространственной среды группы детского сада будет более эффективной при реализации следующих педагогических условий:
- осознание педагогом ценностного потенциала каждого компонента предметной среды как модели реальной действительности;
- обогащение предметно-пространственной среды группы детского сада - подтвердилась. Цель работы достигнута, задачи выполнены.
1. Абузярова Л. Предметно - развивающая среда в ДОУ // Ребенок в детском саду № 6. 2004. Стр. 30- 32.
2. Актуальные проблемы специальной психологии в образовании 2002 Часть 1. Сборник межрегиональной научно-практической конференции. В 2¬х ч. Новосибирск. КГПУ. 2002. С 320
3. Александрова Н. Дизайн предметно - развивающей среды // Дошкольное воспитание. № 11. 2016. Стр. 74 - 78
4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. Москва: «Эксмо», 2004. С 169.
5. Глушкова Г. Устройство вариативной предметно - пространственной среды в групповых помещениях // Ребенок в детском саду № 5-6. 2008. Стр. 83 - 86.
6. Грабаровская Л. В. Предметно-игровая среда как основа развития индивидуальности ребенка // Детский сад от А до Я. № 4. 2005. С. 12-19.
7. Качина Е. В Среда как средство нравственно - полового воспитания детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. № 4. 2005. С. 122 - 124.
8. Киреева Л. Г. Организация предметно - развивающей среды. Волгоград: «Учитель», 2009. С.127.
9. Кирьянова Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды. /Р. Кирьянова. СПб.: КАРО, 2007. С. 98.
10. Ковалева Л.А. Предметно-развивающая среда в яслях // Воспитатель в ДОУ № 1. 2008. С. 24 - 25.
11. Коврижных Е.В. Проект индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, № 2. 2011. С.34-38.
12. Корепанова М. В. Педагогика дошкольного детства. Учебное пособие по дошкольной педагогике для слушателей курсов повышения квалификации. Волгоград, 2006. С.93.
13. Короткова Н. К проблеме организации предметно - развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста // Ребенок в детском саду № 4. 2007. С. 6 - 10.
14. Кутузова И.А. Что должен знать руководить дошкольного
учреждения, М., Просвещение, 2005. С. 217.
15. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое
пособие / Е. А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005. С76.
16. Мамаева Ю., Гаркунова Е. Современная предметно - пространственная среда // Дошкольное воспитание. № 4. 2010. С. 78 - 80.
17. Мананникова Е.Н. Педагогическая психология. М.: Дашков и К, 2007. С 223.
18. Микляева Н.В. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ. М.: «Сфера», 2012. С. 128.
19. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. — М.: ТЦ Сфера, 2010. С.128
20. Мотыгуллина Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. № 6. 2012. С. 21 - 25.
21. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. С.94.
22. Петровский В. А. Построение предметно-пространственной среды в ДОУ. М., 1993. С 30.
23. Петровский В. А. Построение развивающей среды в ДОУ. М., 2012. С.107.
24. Петровский В. А. Предметно- пространственная среда в детском саду. М.: Детство - Пресс. 2015. С128.
25. Подольская О.А. Организация предметно - развивающей среды в ДОУ // Воспитатель в ДОУ № 4. 2017. С. 28 - 33.
26. Полякова М. Особенности организации предметно - пространственной среды // Дошкольное воспитание. № 11. 2006. С. 43 - 51.
27. Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в
ДОУ. - М.: Центр педагогического образования, 2008. С.164.
28. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования" [Электронный ресурс]: Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф
29. Рылеева Е.П. Методика исследования предметно - развивающей среды в группах ДОУ // Управление ДОУ. 2006. №2. С. 78.
30. Смирнова Е. В. Детский сад: оценка предметно-пространственной среды // Дошкольное воспитание. 2012. №4, - С.18
31. Смирнова П. О чем мечтают дошкольники? Пространство глазами ребенка // Детский сад от А до Я. № 3. 2016. С. 42- 50.
32. Спиваковская А. С. Игра - это серьезно. М. Просвещение, 1981. С. 217.
33. Степанова М. Среда детского сада: гигиенические требования // Дошкольное воспитание. № 9. 2006. С. 55- 60.
34. Черемных Е., Слободяник О. Ранний возраст и развивающая среда // Дошкольное воспитание. № 12. 2010. С. 12-19.
35. Шаламова Е. Создание предметно - пространственной среды // Ребенок в детском саду. № 6. 2009. С. 13 - 16.
36. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М., 2000. С318.