Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Самообразование как ведущий механизм непрерывного образования в подготовке современных педагогических специалистов

Работа №155229

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы46
Год сдачи2022
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты самообразования в научно -педагогическом комплексе исследования вопросов непрерывного образования 7
1.1 Факторы и основания исследования проблем непрерывного образования в
современном мире 7
1.2 Сущность и компоненты непрерывного образования в контексте
педагогической деятельности 9
1.3. Сущность и роль самообразования в непрерывном образовании современного
педагогического специалиста 15
1.4. Мотивационные факторы и стимулы самообразования педагогических
специалистов 19
1.5 Содержательные составляющие самообразования педагогических специалистов и способы их практической организации 23
Глава 2. Исследование оценочных факторов самообразования-саморазвития педагогических специалистов общеобразовательной школы 28
2.1 Смысловые основания и предпосылки оценивания уровней стремления к саморазвитию педагогических специалистов 28
2.2. Организация и проведение исследований по определению оценочных уровней стремления к саморазвитию школьных учителей 32
2.3 Анализ и интерпретация полученных данных тестирования и организационно -
педагогические рекомендации в их контексте 37
Заключение 41
Список литературы 455


Идеология непрерывного образования человека сегодня рассматривается как одна из ключевых социокультурных платформ, на которой базируются все основные современные профессионально-кадровые стратегии общества, определяющие возможности его инновационно -технологического развития. Потребность в непрерывном образовании людей является в первую очередь современной общественной потребностью, она связана с необходимостью наличия кадровых ресурсов, способных к различным инновационным деятельностям. Нередко разговор о непрерывности образования связывается с представлениями о формальном образовании человека - его обучении в каких-то образовательных организациях. Поэтому в таком смысловом контексте вопросы непрерывного образования увязывают с преемственностью учебных программ разных уровней, с расширением сетей разнообразных образовательно - воспитательных учреждений, организаций общего, профессионального и дополнительного образования. Но любая формальная образовательная программа, разрабатываемая и предлагаемая на общественный рынок какой -либо образовательной институцией, всегда будет запаздывать по отношению к разным инновационным сигналам и вызовам, а по мере реализации такой программы она будет еще и устаревать, станет несовременной, тем более не инновационной. Поэтому сегодня на передний план общественной проблематики непрерывного образования как ценностной смысловой категории выходят не вопросы институциональных образовательных программ, а темы самообразования человека. В современных условиях возрастает потребность общества в людях, способных к творческому поиску и непрерывному самообразованию. Способность к самообразованию рассматривается сегодня как важнейшее профессиональное качество действующего и будущего специалиста. Принимая теорию постоянного образования как нужную для современного общества, важно определить и такую стратегическую задачу, как подготовку личности с ранних лет в семье, школе, в профессиональных учебных заведениях к самостоятельному получению знаний, к самообразованию, разноплановому саморазвитию. Люди, имеющие или получающие педагогическую специальность, априори становятся
участниками процессов инновационного развития общества, так как участвуют в развитии личностей других людей, которые должны быть готовы к жизни в социально-экономической среде с высоким уровнем инновационных изменений. И именно непрерывное самообразование педагогических специалистов, стремление к постоянному высокому его уровню. в значительной степени становится современным ключом к созданию многих важных перспектив развития в обществе. В объективе научно -педагогического внимания этого исследования находятся теоретические вопросы, связанные с осмыслением роли и места самообразования в современных идеологиях непрерывного образования, в первую очередь касающегося современных педагогических специалистов, вопросы понимания важных современных компонентов самообразования в педагогической сфере, а также вопросы практического влияния уровней стремления к саморазвитию педагогических специалистов на перспективы деятельности образовательных организаций в условиях инновационных изменений
Объект исследования: Концептуальные и практико-деятельностные вопросы непрерывного образования действующих и будущих педагогических специалистов.
Предмет исследования: Вопросы самообразования как ведущего механизма непрерывного образования для подготовки современных педагогических специалистов к профессиональной деятельности в условиях инновационно-технологических и социокультурных вызовов и изменений.
Цель исследования:
Определение общественной значимости формирования у современных педагогических специалистов готовности к непрерывному самообразованию и обоснование практической полезности оценочных измерений уровней саморазвития школьных учителей в системной практике работы образовательных организаций для повышения эффективности их деятельности.
Задачи исследования:
1. Анализ научных источников по разным теоретическим аспектам
проблематики «непрерывного образования» и «самообразования».
2. Раскрытие концептуальных смыслов непрерывного образования людей в современном профессионально-деятельностном контексте и роли саморазвития - самообразования человека в его непрерывном образовании.
3. Определение ключевых компонентов и факторов самообразования значимых для формирования готовности современных педагогических специалистов к участию в инновационном развитии образовательных организаций
4. Организация и проведение практического исследования (тестирования) по определению оценочных уровней стремления к саморазвитию учителей общеобразовательной школы.
5. Оценка и интерпретация аналитических данных практического исследования (тестирования) и формулировка педагогических рекомендаций в его контексте.
Теоретико-методологические основы исследования: работы Горшкова М.К., Ключарева Г.А., Колесниковой И. А., Роботовой А.С., в которых рассматриваются вопросы методологии изучения системы непрерывного образования в России. Психологические аспекты функционирования системы непрерывного образования, связанные с формированием профессионально - личностных качеств и компетентностей специалистов, рассмотрены в работах Введенского В.Н., Ипполитовой Н.В., Окерешко А.В. и др.
Методы исследования: комплексный анализ научных источников; педагогические наблюдения; тестирование; статистический анализ и качественная интерпретация эмпирических данных исследования (тестирования); сравнение;
Эмпирическая база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уярская средняя общеобразовательная школа №40»
Практическая значимость исследования: материалы и результаты исследования могут быть полезны управленческим кадрам общеобразовательных школ для оптимизации управленческих действий по повышению эффективности работы педагогических специалистов, школьным психологам, участвующим в решении задач развития организации, а также действующим учителям школ и студентам педагогических вузов, желающим быть профессионально конкурентоспособными в условиях инновационного развития

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный в рамках теоретической части исследования анализ научных источников по разным теоретическим аспектам проблематики «непрерывного образования» и «самообразования» позволил увидеть и раскрыть для собственного научно-педагогического понимания ключевые концептуальные смыслы и сущности понятийной категории «непрерывного образования», в первую очередь в современном профессионально -деятельностном контексте.
В ходе теоретического осмысления этой научной категории была высвечена и описана ключевая смысловая сущность «непрерывного образования», связанная с самостоятельной ролью человека по своей самоинициации и самоорганизации действий, ориентированных на постоянное личностное саморазвитие.
На основе анализа научно -теоретических позиций разных исследователей вопросов непрерывного образования сделан вывод, что стержневые концептуальные идеи непрерывного образования характеризуют в большей степени общественные потребности современного социума, чем личностные потребности конкретных индивида. Это связано с тем, что современные социально-экономически развитые государства являются постоянными участниками инновационно-технологической гонки и сталкиваются с постоянной необходимостью иметь у себя кадровые ресурсы, которые будут способны быть эффективными участниками процессов инновационно-технологического развития и отвечать на разные инновационные вызовы.
При такой общественно-ценностной значимости непрерывного образования, тем не менее, как показало теоретическое исследование, ведущую, ключевую роль в процессах непрерывного образования в профессионально - деятельностном контексте исследователи отводят самообразованию человека, его осознанному саморазвитию.
Рассмотрение и осмысление категории «самообразования» как ведущего механизма непрерывного образования в профессионально-деятельностном контексте позволило высветить ключевые его компоненты, актуальные в сегодняшнее время. В частности, одним из важнейших факторов самообразования как аспекта непрерывного образования являются его мотивационные основания, личностные стремления человека к этому. Без мотивационной основы продуктивное образование и личностное развитие человека невозможно.
Педагогический профессиональный контекст являлся главным исследовательским контекстом данного исследования, поэтому все основные проблематизационные постановки и рассмотрения приоритетно касались именно вопросов самообразования современных специалистов педагогической сферы. В главном фокусе нашего исследовательского внимания были педагогические специалисты, связанные с системой общего образования, работающие в ней.
В ходе исследования было показано, что высокая актуальность рассмотрения вопросов самообразования педагогических специалистов для российского общества связана с тем, что все организации общего образования, а тем более высшего образования, являются, вольно или невольно, причастными к процессам инновационно-технологического развития, так как и те, и другие принимают участие в формировании молодого кадрового потенциала инновационно-технологического развития, хотя и на разных деятельностно - целевых уровнях. И от того, в какой степени готовности к принятию изменений и участию в них находятся сами педагогические специалисты, зависит то, какие виды и степени готовности к инновационному развитию они смогут сформировать у обучающихся.
Одним из содержательных аспектов настоящего исследования был научно - педагогический интерес оценить потенциальную перспективу участия в инновационном развитии педагогического коллектива рядовой, среднестатистической общеобразовательной школы небольшого населенного пункта Красноярского края. Оценивание такой перспективы строилось через призму оценочных «уровней стремления к саморазвитию» и уровней «самооценки личностью своих качеств, способствующих саморазвитию» (методика тестирования «Диагностика уровня саморазвития и профессионально - педагогической деятельности» (Л.Н.Бережновой). В этом контексте исследования категории «самообразование» и «саморазвития» определены как равнозначные.
Исследование проводилось в педагогическом коллективе СОШ № 40 г. Уяра Его участниками был 21 педагог этой школы. Аналитические результаты проведенной диагностики показали наличие у более чем трети педагогического коллектива оценочных «уровней стремления к саморазвитию» не выше среднего, и у такого же количества педагогов наличие заниженных или завышенных уровней «самооценки личностью своих качеств, способствующих саморазвитию». И то, и другое в аналитике этой диагностики нами интерпретировано как факторы, способные оказать негативное влияние на развитие образовательной организации в условиях инновационных изменений.
В обобщающей аналитической части исследования заявлено о полезности и значимости изучения управляющим звеном образовательной организации оценочных «уровней стремления к саморазвитию» и уровней «самооценки личностью своих качеств, способствующих саморазвитию» для решения задач повышения эффективности работы педагогического коллектива, особенно в условиях необходимости решения новых, нестандартных для школы задач.
Выполнение теоретической и эмпирической частей исследования дало возможность в достаточно полной мере решить все намеченные задачи исследования, что в свою очередь позволяет говорить о достижении основных целей исследования.


1. Божович Л. И. Избранные психологические труды. М.: МПА, 1995. 356 с.
2. Вишневская Л. П., Вишневская Г. В. Самообразование как психолого- педагогическая проблема // Известия ПГПУ им. В. Г Белинского. 2019. № 16. С. 156-158.
3. Гутарева Н. Ю. Мотивационно -ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы // Молодой учёный. 2015. № 12. С. 109-111.
4. Додонов Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 126-130.
5. Захарова Л. Н. Психологическая подготовка педагога. Н. Новгород: Изд - во Нижегородского ун-та, 1993. 276 с.
6. Зубов Н. Н. Как руководить педагогами. М.: АРКТИ, 2018. 144 с.
7. Каверин С. Б. Мотивация труда. М.: Ин-т психологии РАН, 2002. С. 189-191.
8. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. М.: Наука и жизнь, 2000. 246 с.
9. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учеб.для студ. образ. учреждений сред. проф. образования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 352 с.
10. Коровина Т. Ю. Мотивация инновационной деятельности педагогов новых типов учебных заведений: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. Казань, 1999. 178 с.
11. Мансурова С. А. Повышение уровня психологической компетентности как фактор формирования мотивации педагогической деятельности: дис. ... канд. психол. наук: 10.00.07. Сургут, 2009. 146 с.
12. Мезенцева О. И., Кузнецова Е. В. Психолого-педагогические условия развития профессиональной компетентности современного педагога. Новосибирск: Немо Пресс, 2013. 158 с.
13. Минаева О. И., Багаутдинова С. Ф. Анализ состояния мотивации деятельности педагогов ДОУ в условиях введения эффективного контракта // Междунар. студ. науч. вестник. 2021. № 5-3. С. 403-405.
14. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим -Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2018. 252 с.
15. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого - дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999. 276 с.
16. Скударева Г. Н. Педагогические условия профессионального становления молодого учителя в муниципальном образовательном пространстве: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2008. 18 с.
17. СобкинВ. С., Марич Е. М. Воспитатель детского сада: жизненные ценности и профессиональные ориентации: по материалам социологического исследования: тр. по социологии образования. М.: Центр социологии образования РАО, 2020. Т. 5, вып. 8. 345 с.
18. Федосеева А. М., Мальц Л. А. Проблема жизненной успешности и пути её исследования: материалы регион.науч. конф., посвящ. 85-летию М. Е. Бударина. Омск: ОмГПу 2015. С. 235-240.
19. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты:
докл. на отделении философии образования и теории педагогики РАО. Центр «Эйдос» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http ://www. eidos. ru/journal/2002/0423. htm
20. Шабалина О. Л. Современные методологические подходы к подготовке учителя. Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 2021. С. 16-33.
21. И.Ю. Шустова Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-06-00089а.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ