Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Самооценка и самоотношение как факторы, влияющие на стрессоустойчивость сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России

Работа №155228

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2020
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Обзор литературы по проблеме исследования стрессоустойчивости сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России 8
1.1. Понятие стресса и стрессоустойчивости 8
1.2. Роль самооценки самоотношения в развитии стрессоустойчивости 17
1.3. Методы повышения стрессоустойчивости сотрудников Государственной
противопожарной службы 24
Глава II. Констатирующий эксперимент по изучению
стрессоустойчивости, самооценки и самоотношения сотрудников
Государственной противопожарной службы 30
2.1. Организация и методики констатирующего эксперимента 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов эксперимента 33
2.3. Рекомендации по повышению стрессоустойчивости сотрудников
Государственной противопожарной службы 44
Заключение 54
Список литературы 57
Приложение


Актуальность исследования. Профессиональная деятельность сотрудников Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России носит экстремальный характер и предъявляет повышенные требования к профессиональным и психологическим качествам личности.
При выполнении задач по тушению пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций (природных и техногенных) сотрудники личного состава ГПС подвергаются воздействию многих стрессогенных факторов: опасность со стороны физических, химических, психофизиологических (физические и нервно-психические перегрузки) факторов; угроза жизни (как собственной, так и жизни товарищей по службе); ответственность за жизнь спасаемых людей и за выполнение боевой задачи; выполнение действий в условиях недостатка информации и дефицита времени на принятие решений и выполнение действий. МЧС России приводит следящую статистику - ежегодно подразделения ГПС совершают около 2 000 000 выездов, спасают от гибели и травм более 90 000 человек, материальных ценностей на сумму свыше 120 миллиардов рублей.
Очевидно, что труд пожарных теснейшим образом связан с возникновением стресса, в подобных условиях в качестве важнейших факторов профессиональной пригодности к данному виду деятельности выступают: готовность к риску, интернальный локус контроля, стрессоустойчивость [6; 34; 48; 71]. Исходя из вышесказанного, стрессоустойчивость можно рассматривать как профессионально важное качество сотрудника ГПС МЧС России.
Проблемы стресса, стрессоустойчивости, подготовки к деятельности в экстремальных условиях исследовались во многих отечественных и зарубежных научных трудах (В.А. Бодров; Е.П. Ильин; В.Д. Небылицин; В.А. Пономаренко; Лебедев В.И; П.В. Симонов; Я. Рейковский; Г. Селье).
Повышенную стрессоустойчивость обеспечивают следующие физиологические особенности: тип нервной системы, гормональные особенности, личностные особенности, к которым относится уровень самооценки, особенности самоотношения, уровень субъективного контроля, уровень личностной тревожности, баланс мотивации достижения и избегания [28; 54].
Стрессоустойчивость зависит от индивидуального для каждого человека стрессорного порога, обусловленного свойствами личности [5].
Начало исследованиям, отражающим эффективности деятельности сотрудников пожарной охраны в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности, было положено в 70-е годы XX века [62].
Эмоционально-волевая сфера личности как побудитель и регулятор активности существенным образом влияет на эффективность и производительность деятельности сотрудника МЧС практически по всем линиям службы [11].
Человек будет результативнее преодолевать стрессовые ситуации, если реакция индивида находится в соответствии с требованиями ситуации. Одним из важных параметров потенциального соответствия между преодолением и ситуационными оценками является воспринимаемый контроль над ситуацией, который возможен при адекватной самооценке. Способность сопротивляться воздействиям стресса во многом зависит от особенностей его личностных черт, в большей степени от самооценки [47].
Самооценка и самоотношение во многом определяют формирование целого ряда профессионально важных качеств. Так, например, склонность к риску очень часто порождается неадекватной самооценкой [78].
Степень разработанности темы исследования. Анализ отечественных и зарубежных научных источников показал, что, не смотря на имеющийся интерес к проблеме стрессоустойчивости в экстремальных ситуациях, данная проблема до сих пор остается недостаточно изученной и разработанной. К настоящему времени практически отсутствуют данные об изучении влияния разного уровня самооценки, структуры самоотношения на стрессоустойчивость. Этот факт связан с тем, что ученые рассматривали самооценку и стрессоустойчивость как отдельные, не связаны между собой и не влияющие друг на друга детерминанты.
Так как психологическая служба МЧС России возникла сравнительно недавно, самооценка и самоотношение в контексте повышения стрессоустойчивости у сотрудников Государственной противопожарной службы практически не рассматривалась.
В связи с этим исследование самооценки и самоотношения как фактора влияющего на стрессоустойчивость у сотрудников ГПС является важной и актуальной научно-исследовательской задачей.
Цель работы: изучить взаимосвязь стрессоустойчивости с уровнем самооценки и структурой самоотношения у сотрудников ГПС, разработать индивидуальные рекомендации, направленные на повышение стрессоустойчивости данного контингента сотрудников.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основании анализа психологической литературы по проблеме исследования определить ее современное состояние.
2. Определить уровень стрессоустойчивости, выявить степень вероятности возникновения профессиональных стрессовых состояний у сотрудников ГПС.
3. Определить уровень самооценки и структуру самоотношения сотрудников ГПС.
4. Установить особенности взаимосвязи стрессоустойчивости с уровнем самооценки и структурой самоотношения сотрудников ГПС.
5. Разработать индивидуальные рекомендации, направленные на повышение стрессоустойчивости сотрудников ГПС.
Объект исследования: стрессоустойчивость сотрудников ГПС МЧС РФ.
Предмет исследования: взаимосвязь стрессоустойчивости с самооценкой и самоотношением у сотрудников ГПС МЧС РФ.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что существует связь между стрессоустойчивостью и уровнем самооценки, структурой самоотношения, в частности, что неадекватно завышенной и заниженной самооценке, а также низкому уровню самопринятия, саморуководства и уверенности в себе соответствует пониженный уровень стрессоустойчивости.
Практическая и теоретическая значимость исследования.
Значимость исследования заключается в том, что было проведено комплексное исследование по изучению стресса и стрессоустойчивости во взаимосвязи с такими особенностями личности как самооценка и самоотношение. Полученные результаты помогут более глубоко понять механизм взаимосвязи самооценки и стрессоустойчивости, наметить целесообразные индивидуальные пути профилактики и коррекции стресса у сотрудников ГПС.
Методология и методы исследования.
Методологической и теоретической основой исследования явились основные принципы отечественной психологии: принцип детерменизма (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), принцип системного подхода к изучению психических явлений (Б.Ф. Ломов), принцип развития (Л.С. Выготский).
В работе использовался комплекс методов:
1. Методы теоретического исследования: изучение и анализ необходимой литературы, обобщение, сравнение.
2. Эмпирические методы: наблюдение, проведение экспериментальной работы.
3. Психодиагностические методики.
4. Методы количественного и качественного анализа полученных экспериментальных данных.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа традиционно состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Текст диссертации изложен на 76 страницах, иллюстрирован 6 рисунками, 2 таблицами. Список литературы содержит 79 источников, 2 источника - на иностранном языке.
Автором лично проведены: сбор материала, психологическая диагностика уровня самооценки и структуры самоотношения, уровня стрессоустойчивости сотрудников ГПС, статистическая обработка результатов, их анализ и обсуждение, сформулированы выводы и рекомендации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. На основании анализа психологической литературы по проблеме исследования определено ее актуальное состояние на данный момент.
2. Выявлено, что высокий уровень стрессоустойчивости характерен для 63,3 % сотрудников; средний уровень стрессоустойчивость характерен для 26,7 %; низкий уровень стрессоустойчивости - для 10 % сотрудников.
63,3% из общего количества исследуемых имеют низкую степень вероятности возникновения профессиональных стрессовых состояний; 26,7% сотрудников имеют умеренную степень вероятности возникновения профессиональных стрессовых состояний; 6,7% - это сотрудники с повышенной степенью вероятности возникновения профессиональных стрессовых состояний; высокая степень вероятности возникновения профессиональных стрессовых состояний характерна всего лишь для одного человека.
3. По результатам исследования самооценки сотрудников Государственной противопожарной службы были выделены три группы испытуемых с разным уровнем самооценки: сотрудники, имеющие неадекватно завышенную самооценку; сотрудники, имеющие адекватную самооценку; сотрудники, имеющие неадекватно заниженную самооценку. По результатам анализа процентного отношения, в двух первых группах получилось одинаковое значение, равное примерно 46,7 %. Всего два человека из общего количества сотрудников имеют неадекватно заниженную самооценку.
Самоотношение сотрудников ГПС было исследовано по следующим шкалам: честность, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинения.
Установлено, что большинство сотрудников личного состава ГПС имеют избирательное отношение к себе, достаточно уважают себя, довольны собой, своими начинаниями и достижениями, а также ощущают свою профессиональную компетентность и способность решать многие жизненные вопросы. При этом большая часть сотрудников пожарной охраны склонны принимать не все свои достоинства и критиковать не все свои недостатки, а также стремятся сохранить в неизменном виде свои качества, а видение и оценку самого себя, что в определенной степени отрицает возможность развития своего «Я» даже в лучшую сторону.
4. Установлено, что между уровнем стрессоустойчивости сотрудников личного состава ГПС и структурой их самоотношения существует определенная связь, в частности: повышенные показатели по шкалам «Закрытость», «Отраженное самоотношение», «Самопривязанность», «Самообвинение», «Внутренняя конфликтность» соответствуют пониженной стрессоустойчивости, а высокие значения по остальным шкалам («Саморуководство», «Самоценность», «Самопринятие», «Самоуверенность») обеспечивают повышенный уровень стрессоустойчивости.
Корреляционное исследование взаимосвязи уровня самооценки и уровня стрессоустойчивости показало, что при возрастании одной величины другая имеет тенденцию в среднем возрастать, то есть неадекватно завышенной самооценке соответствует повышенный уровень стресса.
Было отмечено, что неадекватно заниженная самооценка также является фактором, который оказывает отрицательное влияние на стрессоустойчивость - все мужчины, обладающие неадекватно заниженной самооценкой, имеют повышенный уровень стресса.
То есть сотрудники с адекватным уровнем самооценки и высоким уровнем развития саморуководства, самоценности, самопринятия и уверенности в себе показали более высокие показатели уровня стрессоустойчивости.
5. Доказано, что корректируя уровень самооценки и структуры личности сотрудников ГПС, можно оказать влияние на стрессоустойчивость. Поэтому нами были теоретически обоснованы, разработаны и предложены для внедрения в систему психологического сопровождения сотрудников ГПС рекомендации по повышению стрессоустойчивости для двух групп работников: для сотрудников с неадекватно завышенной самооценкой, для сотрудников с неадекватно заниженной самооценкой.
Таким образом, все поставленные задачи были решены, а гипотеза подтверждена.



1. Baum A. Stress, intrusive imagery and chronic stress / А. Baum // Journal Health Psychology, 1990. Vol. 9, с. 355.
2. Jacobson, E. Progressive relaxation / E Jacobson. — 2nd ed. — Chicago: University of Chicago Press, 1938.
3. Абрамян, В.А. Стресс. Психологиястресса / В.А. Абрамян, И.В. Гусева // Новое слово в науке: перспективы развитию. - 2015. - №3. - С. 133¬135.
4. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. Т.1./ Ананьев Б.Г.
- М.: Педагогика, 1980. - 229 с.
5. Апчел, В.Я. Стресс и стрессоустойчивость человека./ В.Я. Апчел, В.Н. Цыган. - СПб.: 1999. - 86 с.
6. Аракелов, Г.Г. Стрессоустойчивость как основа психического здоровья
личности / Г.Г. Аракелов, В.В. Глебов // Экология, здоровье и образование в XXI веке. Глобальная интеграция современных
исследований и технологий: матер. III Кавказского экологич. форума: м
— Грозный: Чеченский государственный университет, 2017. — С. 196-199.
7. Астрецов, Д.А. Методологические подходы к изучению самоотношения в психологии / Д.А. Астрецов // Теоретическая и экспериментальная психология . - 2015. - №8-1. - С. 164-180.
8. Афонская Т.А. Повышение стрессоустойчивости личности как
результат принятия осознанных решений / Т.А. Афонская // Моделирование демографического развития и социально¬экономическая эффективность реалицазии демографической политики России: матер. международ. науч.-практ. - М.: Экономическое
образование , 2015. - С. 166-169.
9. Афонская, Т.А. Развитие стрессоустойчивости для повышения работоспособности в деятельности /Т.А. Афонская, С.А. Афонская С.А. // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2015. - №12-3. - С. 96-98.
10. Баранов, А.А. Стрессоустойчивость в структуре личности и
деятельности учителей высокого и низкого профессионального мастерства: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук (19.00.07) / А.А. Баранов. - СПб, 2002. - 20 с.
11. Бассет, Л. Только без паники: как избавиться от чрезмерной тревожности. / Л. Бассет. - СПб: Питер-Пресс, 2007. - 288 с.
12. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание/ Р. Бернс. -М: Прогресс, 1986. - 422с.
13. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. - М: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.
14. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. -СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
15. Бычкова, В.С. Самооценка стрессоустойчивости личности / В.С. Бычкова, Ж.А. Мелконян // Вестник научных конференций . - 2019. - №3-3. - С. 44-46.
16. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 343 с.
17. Габдреева, Г. Ш. Саморегуляция психических состояний:
психологические технологии и диагностика: учебное пособие / Г. Ш. Габдреева, М. Г. Юсупов. - Казань: Отечество, 2013. - 153 с.
18. Гайнанова, А.Р. Саморегуляция как личностный потенциал в
профессиональной деятельности сотрудника МЧС / А.Р. Гайнанова // Актуальные проблемы профориентологии на современном этапе развития общества: матер. международ. науч.-практ. конф. -
Новосибирск: Сибирский государственный университет путей
сообщения , 2020. - С. 15-19.
19. Головин , С. Ю. Словарь практического психолога/ С.Ю. Головин. -Минск: Харвест, 1998. 301 с.
20. Горбов, Ф. Д. Психоневрологические аспекты труда операторов/ Ф.Д. Горбов, В.И. Лебедев. - М: Медицина , 1975. - 207 с.
21. Горобинский, М.А. Самооценка: особенности формирования и значение в жизни человека / М.А. Горобинский, С.М. Ветвицкая // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 6. - С.116-122
22. Долгополова, Е.В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях / Е.В. Долгополова, Б.А. Смирнов. - Харьков: Гуманитарный Центр, 2008. - 276 с.
23. Ермилов А.В. Роль самооценки в формировании профессионально
значимых качеств бакалавра МЧС Росии / А.В. Ермилов // Пожарная и аварийная безопасность: матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. - Иваново: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», 2018. - С.
125-126.
24.Заболотских, И.Б. Физиологические основы различий стрессорной устойчивости здорового и больного человека / И.Б. Заболотских, В.А. Илюхина. - Краснодар: Изд-во Кубанской медицинской академии. - 1995.- 100с.
25.Захарова, А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки / А.В. Захарова. - Таллин, 2006. - 282 с.издательство
26.Зинько, Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний / Е.В. Зинько// Психологический журнал. 2006. Т.27. №3. - С.18-27
27. Ибрагимова, Л.А. Проблема исследования психической саморегуляции / Л.А. Ибрагимова // Наука в современном мире: матер. XXV международ. науч.-практич. конф.. - М.: Перо, 2016. - С. 107-110.
28. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной
деятельности/ Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2008. - 432 с.
29. Каменюкин, А.Г. Стресс-менеджмент / А. Г. Каменюкин, Д. В. Ковпак. - СПб: Питер, 2012. - 206 с.
30. Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен/
А.П. Катунин // Молодой ученый. 2012. № 44. - С. 243-246
31. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Академический Проект, 2009. - 943 с.
32. Ковалева, О. Л. Психология стресса / О.Л. Ковалева, А.В. Локтева. - Белгород: БелГУ , 2016. - 99 с.
33. Кон, И. С. Категория «Я» в психологии/ И.С. Кон // Психологический журнал. 1981. № 3. С. 25-37
34. Корнейчук, Ю. Ю. Методика психофизиологического отбора
спасателей войск ГО/ Ю.Ю. Корнейчук, И.Н. Мухин Соловов Ю.А. // Гражданская защита. - 2004. - №2. - С. 23-29.
35. Крылов, А.А. Психология / А.А. Крылов. - М: Проспект , 2005. - 495 с
36. Кули, Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч.Х. Кули. - М: Идея-Прес, 2001. -328 с.
37. Лазурский, А.Ф. Психология общая и экспериментальная / А.Ф. Лазурский. - М.: Юрайт, 2018. - 245 с.
38. Лебедев, В.И. Личность в экстремальных условиях / В. И. Лебедев. - М: Политиздат, 1989. - 303 с.
39. Липкина, А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности / А.И. Липкина, Л.А. Рыбак. - М.: Просвещение, 1968. - 144 с.
40. Липкина, А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. - М.: Знание, 1976. - 64 с.
41. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Липкина. -СПб: Питер, 2008. - 311 с.
42. Марищук, В. Л.Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов. - СПб: Сентябрь, 2001. - 259 с.
43. Маркин,В.Н. Жизненная позиция личности / В.Н. Маркин. -М., 1989. 171 с.
44. Марьин, М. И. Профессиография основных видов деятельности сотрудников государственной противопожарной службы МВД России / М.И. Марьин. -М: М-во внутр. дел РФ. Гл. упр. гос. противопожар. службы. Всерос. НИИ противопожар. обороны, 1998. - 112 с.
45. Мильман, В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности /
В.Э. Мильман. - М.: ФиС, 2003. - 480 с.
46. Мишуткина, А.Р. Особенности самоотношения студентов первого курса
Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина / А.Р. Мишуткина // Актуальные вопросы психологии развития и формирования личности. Методология. Теория и практика: матер. науч.-практич. конфе. - СПб.: Ленинградский государственный
университет имени А.С. Пушкина, 2018. - С. 136-139.
47. Молчанова, О. Н. Оптимальная самооценка как личностный ресурс/ О.Н. Молчанова // Вестник Одесского национального ун-та. - 2012. - №8 (20). - С. 126-132.
48. Мордовская, А.В. Особенности проявления стресса у сотрудников МЧС / А.В. Мордовская // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - №5-2. - С. 197-198.
49. Мясищев В.Н. Психология общения / В.Н. Мясищев. -М.: МПСИ, 2011. - 400 с.
50. Небылицын, В. Д. Психофизилогические исследования
индивидуальных различий / В.Д. Небылицин. - М: Наука, 1976. - 336 с.
51. Немов, Р. С. Общая психология в 3 т. Том II в 4 кн. Книга 4. Речь. Психические состояния / Р.С. Немов. - М: Юрайт, 2020. - 243 с.
52. Панкратова, Т. М. Саморегуляция в социальном поведении: учеб. пособие / Т. М. Панкратова. - Ярославль : ЯрГУ, 2011 - 112 с.
53. Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система /
С. Р. Пантилеев. - М. : Изд-во МГУ, 1991. - 108,
54. Парамонова, Ю.А. Связь стрессоустойчивости и самооценки личности /
Ю.А. Парамонова, Н.С. Ткаченко// Психологическое благополучие современного человека: матер. междунар. заоч. науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический
университет , 2019. - С. 161-166.
55. Плыкин, А.Н. Противодействие стрессу и нахождение эффективных и быстрых методов снятия стресса в современном мире / А.Н. Плыкин // Символ науки: международный научный журнал. - 2015. - №11-2. - С. 219-224.
56. Поликарпов В.А. Психология личности: курс лекций / В. А. Поликарпов, О. Г. Ксёнда.- Минск: БГУ, 2015. -162 с.
57. Пономаренко, В.А. Социально-психологическое содержание боевого стресса/ В.А. Пономаренко // Психологический журнал . - 2004. - №3. - С. 98-102.
58. Психология экстремальных ситуаций / под редакцией Ю. С. Шойгу. - СПб: Питер, 2019. - 271 с.
59. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский. - М: Прогресс, 1979. - 392 с.
60. Роджерс, К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К.Р. Роджерс. -М: институт общегуманитарных исследований, 2016. - 258 с.
61. Саенко, Ю.В. Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями / Ю.В. Саенко. - СпБ: Речь, 2010. - 222 с.
62. Самонов, А. П. Психологическая подготовка пожарных / А.П. Самонов, Б.А. Вяткин. - Пермь: Книжное издательство, 1975. - 48 с.
63. Самонов, А. П. Психологическая подготовка пожарных / А.П. Самонов. -М: Стройиздат, 1982. - 79 с.
64. Сарджвеладзе, Н.И. личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И. Сарджвеладзе. -Тбилиси: Мецниереба, 1989. - 204 с.;
65. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М: Прогресс, 1982. - 124 с.
66. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. - М: Медгиз, , 1960. - 254 с.
67. Симонов, П.В. Человек в условиях экологического и социального стресса/ П.В. Симонов // Вестник российской академии наук. - 1993. - т. 63, №1. - С. 27-33.
68. Сочнев, В. Н. Саморегуляция сотрудников МЧС: приемы и методы / В.Н. Сочнев, И.В. Сочнева // Вестник ТГУ, т.16, вып.1, 2011. — 332-335 с.
69. Субботин, С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук (19.00.01) / С.В. Субботин. - Пермь , 1992. - 12 с.
70. Суворова, Н. В. Устойчивость к психическому стрессу как метаиндивидуальная характеристика руководителя тушения пожаров : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук (19.00.01) / Н.В. Суворова. - Пермь, 2006. - 21 с.
71. Тузова, О.Н. Проблема самоотношения личности в теории отношений
В.Н. Мясищева/ О.Н. Тузова // Проблемы современного
педагогического образования . - 2018. - №60-1. - С. 483-485.
72. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. - 2-е изд. - СПб.:Питер, 2003. 860с.
73. Худилайнен, М. Современные зарубежные теории самооценки и возможности дальнейшего развития / М. Худилайнен М. // IV Фрейдовские чтения: международ. науч.-практ. конф.- СПб.: ЧОУВО "Восточно-европейский институт психоанализа", 2019. - С. 187-198.
74. Худобина, Е.Ю. Соотношение эмоционального и когнитивного
компонентов самооценки у младших школьников: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психолог. наук (19.00.07) / Е.Ю. Худобина. -М., 1998. -20 с.
75. Хьелл, Л.Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - 3-е изд. - СПб : Питер, 2003.
76.Черникова, О.А. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена / О. А. Черникова, О. В. Дашкевич. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 47 с.
77.Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова. -М.: Наука, 1977. -144с.
78. Шелковой, Ю. С. Взаимосвязь самооценки компетентности и представлений человека о себе как субъекте деятельности : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психолог. наук (19.00.01) / Ю.С. Шелковой. - Краснодар , 2007. - 161 с.
79. Юртаева, А.С. Различные подходы к пониманию "Я-концепции" / А.С. Юртаева // Форум молодых ученых. - 2019. - №5. - С. 1426-1430.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ