Своеобразие выразительных средств поэтической речи Роберта Рождественского и Булата Окуджавы. Методическая разработка занятия по русскому языку для обучающихся 7 классов
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические особенности использования выразительных средств в поэтической речи 5
1.1 Понятие и сущность выразительных средств 5
1.2. Языковые средства выразительности как основа лирической коммуникации поэта 9
Глава 2. Использование выразительных средств поэтической речи в творчестве Роберта Рождественского и Булата Окуджавы 18
2.1. Особенности творчества Роберта Рождественского 18
2.2. Особенности творчества Булата Окуджавы 22
2.3. Характеристика используемых выразительных средств в поэтической
речи Р.Рождественского и Б.Окуджавы 26
2.3.1 Анафора 28
2.3.2. Метафора 30
2.3.3 Сравнение 33
2.3.4. Олицетворение 37
2.3.5. Эпитеты 38
2.3.6. Литота 41
2.3.7. Антитеза 42
2.3.8 Градация 43
2.3.9 Инверсия 43
2.3.10 Аллегория 44
Глава 3. Методическая разработка занятия по русскому языку для учащихся 7 классов: «Выразительные средства в поэтической речи на примере военной лирики Р. Рождественского и Б. Окуджавы» 46
Заключение 54
Список используемой литературы: 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Актуальность темы исследования определяется тем, что художественные тексты, а особенно поэтические произведения, обладают коммуникативным статусом, который определяется композиционными характеристиками произведения и особенностями духовного взаимодействия людей. Автор создает лирическое произведение, обладающее характерными чертами поэтических произведений, для создания коммуникации между автором и абстрактным читателем.
Базисом коммуникации в поэтическом тексте выступает языковое содержание лирического произведения. За счет осознания данной коммуникативной основы читатель понимает и принимает произведение и сообщение, которое автор стремится донести читателю.
Рассматривая поэзию как творчество, читатель преимущественно ориентируется на впечатления, которые он получает при чтении. Они определяют формирование образности произведения, являющегося коммуникативной характеристикой поэтического текста. В художественной литературе и поэзии применяются специфические приемы усиления коммуникативной характеристики текста - разнообразные средства выразительности.
Применение речевых фигур для повышения выразительности текста не только усиливают красоту произведения, но и демонстрируют уровень владения автора словом, речевую культуру и неповторимый стиль создания коммуникации, доступный для поэта и его читателей. Соответственно используемые тропы, которые относятся к одному направлению и эпохе, могут значительно отличаться, так как приобретают специфические черты творчества поэта, применяющего средства выразительности.
Цель работы - анализ особенностей выразительных средств в поэтическом творчестве Роберта Рождественского и Булата Окуджавы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- описать понятие и функции выразительных средств;
- описать основные виды выразительных средств;
- рассмотреть языковые средства выразительности как основу лирической коммуникации поэта;
- охарактеризовать особенности творчества Роберта Рождественского и Булата Окуджавы;
- сделать сопоставительный анализ используемых выразительных средств в поэтической речи Роберта Рождественского и Булата Окуджавы.
Объект исследования - поэзия Роберта Рождественского и Булата Окуджавы.
Предмет исследования - своеобразие выразительных средств в поэтической речи Роберта Рождественского и Булата Окуджавы.
Методами данного исследования являются общенаучные методы сбора материала и наблюдения, описания и классификации; лингвистические методы: семантический, стилистический.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации подходов для анализа средств выразительности в поэтической речи.
Практическая значимость заключается в том, что материалы и результаты могут быть использованы на занятиях по русскому языку и литературе в школе и вузе.
Структура работы определяется поставленной целью и задачами: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Выпускная квалификационная работа содержит исследование применения выразительных средств в поэтической речи Роберта Рождественского и Булата Окуджавы на материале текстов их стихотворений. Кроме того, в работе рассмотрены основные языковые выразительные средства, приведена классификация основных видов выразительных средств. Исследование показало, что использование выразительных средств в поэтической речи Рождественского и Окуджавы позволяет сформировать ассоциативные образы для создания эффекта «присутствия» в произведении, диалога с поэтом за счет раскрытия основных значений слова и привычных представлений об эмоциональном отклике для усиления коммуникативного статуса лирических произведений.
В работе рассмотрены 44 стихотворения Р. Рождественского и Б. Окуджавы: 22 стихотворения Роберта Рождественского и 22 - Булата Окуджавы. Были рассмотрены 10 выразительных средств, используемых поэтами, в частности: анафора, метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, литота, антитеза, инверсия, и аллегория. Проведенный сопоставительный анализ использования изобразительных средств в поэтических текстах позволил сделать следующие выводы.
Сходство использования анафоры Рождественским и Окуджавой состоит в том, что оба поэта используют именно лексическую анафору, которая усиливает предшествующее слово. В творчестве поэтов анафора выполняет различные функции: подчеркивает антитезу, служит гармоническому развитию темы, выделяет основной образ, подчеркивает экспрессивность сравнений, служит ритмизации, усиливает экспрессию эпитета. У Б. Окуджавы параллельные синтаксические конструкции нередко также строятся по принципу анафоры. Анафорическая композиция определяет единство стихотворения. В творчестве же Рождественского анафора встречается чаще, с ее помощью поэт передает идею стихотворения, ритм слога. Или же придает тексту остроту и выразительность. В стихотворениях Б. Окуджавы анафора встречается значительно реже, в основном, для структурирования песенного текста и как важное средство выявления смысла, основного содержания, главной мысли стихотворения.
В результате исследования выяснилось, что в языке поэтических произведений Б. Окуджавы и Р. Рождественского достаточно широко применяются метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора. У Б. Окуджавы метафора и сравнение являются характерной чертой идиостиля автора, выполняют изобразительно-выразительную функцию, способствуют созданию художественного образа, помогают раскрывать идейный замысел автора. Его стихотворения наполнены философской задумчивостью и отличаются оригинальной образностью.
Иначе представлена метафора в поэтических текстах Р. Рождественского: для раскрытия поэтического образа и создания поэтической картины мира, идентификации неживого живому, расширения смысла слова за счет его двуединства. Благодаря метафорам, строки Рождественского запоминаются легко.
В поэтическом мире Б. Окуджавы важнейшее место занимает тема и образ Родины, родного дома и дороги, мотив движения и связанной с ним надежды, нравственно-философское осмысление жизни, самых основ бытия, и - уже как форма воплощения всего этого - музыкальное и живописное начало. Все это вместе и образует живую, целостную, движущуюся художественную систему благодаря средствам выразительности.
А вот поэзия Р. Рождественского становится незабываемой и остро выразительной благодаря частому использованию антитезы и анафоры. В пейзажной лирике мы видим обилие эпитетов, олицетворения, что позволяет создать яркий, эмоциональный образ природы. В каждом стихотворении остро чувствуется отношение автора к происходящему, его сочувствие или осуждение, радость или досада. Таким образом, средства выразительности в поэтической речи Р. Рождественского выступают не только набором символов, обеспечивающих внешнее содержание стихотворения, но и основу лирической коммуникации между читателем и поэтом. Художественное богатство образов является многозадачным, так как объем предметно-смысловых связей реализуется как внутри, так и вне поэтических произведений.
У обоих поэтов художественные средства используются с разной целью, именно поэтому читатель воспринимает по-разному их творчество. Выразительные средства помогают увидеть единство мира, заметить сходство в непохожих явлениях. Сближая далекие предметы, они открывают их новые свойства, то, чего мы раньше не знали. Они придают высказыванию эмоциональную окраску, очеловечивают все окружающее нас.
Итак, произведения Р. Рождественского и Б. Окуджавы - это богатый художественный мир, отличающийся бесконечным разнообразием и внутренней логикой, целостностью и сквозной образностью; это пример следования классической традиции, но и творческой ее переработки, а также поиска собственного места в литературном процессе; это образец постоянного диалога поэта со слушателем и читателем, с окружающим миром, и одновременно - пример неповторимой, самобытной жизненной философии, нашедшей адекватные формы художественного воплощения.
Анализ показал, что выразительные средства поэтической речи носят авторский характер, определяют самобытность поэта, помогают ему обрести индивидуальность стиля, они оживляют речь поэта, придают ей эмоциональность и образность, наполняют текст жизнью и передают соответствующее настроение читателю, вызывают в нём эмоции и чувства. Средства выразительности обогащают повествование, помогают красиво выразить эмоции и придать рассказу именно ту окраску, которая подразумевается человеком, выполняют коммуникативную функцию.
Формированию коммуникативной культуры личности и общества в целом, посвящены цели, задачи и стратегия всего образовательного процесса. На основе анализа обширного материала и поэтического наследия авторов можно сделать вывод, что художественные тексты, а особенно поэтические произведения, обладают коммуникативным статусом, который определяется композиционными характеристиками произведения и особенностями духовного взаимодействия людей. Исследование показало, что в лирике двух выдающихся представителей советской поэзии ярко используются различные средства выразительности в качестве средства коммуникации между поэтом и читателем.
1. Агеносов В.В. История русской литературы XX века: в 2 ч. Часть 2: учебник для бакалавров. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 418-420 с.
2. Библер, В. Шестидесятник навсегда: Постюбилейные размышления о Булате Окужаве [Текст] / В. Библер // Независимая газета. - 2012. - №5. - 7 мая.
3. Богомолов Н.А. Булат Окуджава и массовая культура // Вопросы литературы. 2002, № 3 - С. 4-14.
4. Быков Д.Л. Окуджава. Серия «Жизнь замечательных людей». - М.: Молодая гвардия, 200
5. Введенская, Л.А., Черкасова, М.Н. Русский язык и культура речи. [Текст] / Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 384 с.
6. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / ред., вступ. ст. и примеч. В.М. Жирмунского. - М., 2018. - 110 с.
7. Головин И. Б. Основы культуры речи. Санкт - Петербург: Слово, 2018. - 290 с.
8. Кулагин, А. «Сначала он, потом мы_» (Крупнейшие барды и наследие Александра Вертинского). Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве [Текст] / А. Кулагин. - М.: Литература, 2014. - 320 с.
9. Лазарева, О. А. Средства художественной выразительности в поэзии
местных авторов / О. А. Лазарева, Н. Н. Щипунова. - Текст: непосредственный // Юный ученый. - 2019. - № 8 (28). - С. 8-12. -
URL: https://moluch.ru/young/archive/28/1542/(дата обращения: 20.03.2021).
10. Лейдерман Н.Л. Современная русская литература: 1950-1990-е годы, т.1 - М.: Академия, 2006.
11. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева; редкол.: Л. Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др. - М., 2017. - 220 с.
12. Мальгин А.В. Роберт Рождественский Очерк творчества. - М.:
Художественная литература, 1990. - 124-125 с
13. Мусатов, В.В. История русской литературы ХХ в. [Текст] / В.В.
Мусатов. - М.: Просвещение, 2013. - 730 с.
14. Киреева А., Рождественская К. Мгновения, мгновения, мгновения... - М.: Эксмо, 2007. - 209 с.
15. Надейкина, С.В. Ведущие мотивы в поэзии / С.В. Надейкина // Новая наука: проблемы и перспективы: междунар. науч. периодическое издание по итогам Междунар. науч.-практ. конф. (26 сентября 2016 г, г. Стерлитамак): [материалы] в 2 ч. Ч. 2. - Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016. - С. 134-136.
16. Николаев, С. Г. Экспрессивные средства и методика анализа художественных текстов / С. Г. Николаев, Хазагеров Т. Г. // Риторика и синтаксические структуры. Краевая научно-практическая конференция. - Красноярск: КГУ, ИРЯ им. В. В. Виноградова, 2017. - 315 с.
17. Прищепа В.П., Сипкина Н.Я. Орфей великой эпохи Поэтическое творчество Р.И. Рождественского: 1940-е - первая половина 1960-х годов: монография. - Иркутск: Издательство «Принт Лайн», 2011. - 73-75 с.
18. Плещенко Т.П. Стилистика и культуры речи: учеб. пособие / Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет; под ред. П.П. Шубы. - Мн.: «ТетраСистемс», 2017. - Ч.1. - С. 200-201.
19. Потебня, А.А. Теоретическая поэтика: учеб. пособ. для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / состав., вступ. ст. и коммент. А. Б. Муратова. - М., 2013. - 390 с.
20. Рассадин, С. «Великой рифмою сверкает наш Булат.» [Текст] / С. Рассадин // Независимая газета. - 2013. - №4. -14 апреля.
21. Рождественский, Р.И. Дрейфующий проспект: сб. стихов. - М., 1959.
22. Рождественский, Р.И. Избранные произведения: в 2 т. / предисл. Е. Сидорова. - М., 1979. - Т. 1. Стихотворения; Поэмы (1951 - 1966).
23. Рождественский, Р.И. Избранные произведения: в 2 т. - М., 1979. -Т. 2. Стихотворения; Поэмы (1965 -1977); Песни.
24. Рождественский, Р.И. Испытание. - М., 1956.
25. Русский язык и культура речи: Учебник / под ред.В. И. Максимова - М.: Гардарики, 2017. - 430 с.
26. Шигина, С. Ю. Тропы и фигуры как изобразительно-выразительные средства языка [Текст] / С. Ю. Шигина. - М., 2018. - 220 с.
27. Быков Д. Л. Булат Окуджава. М.: Молодая гвардия, 2009. - 776 с.
28. Окуджава Б. Ш. Стихотворения. СПб.: Акад. проект, 2001. - 710 с.
29. Окуджава, Б.Ш. Собрание сочинений [Текст] / Б.Ш. Окуджава. - М.: Литература, 1995. - 800 с.
30. Портал РусСтих [Электронный ресурс] URL:https://rustih.ru/(дата обращения: 22.03.2022).
31. Рождественский Р. Стихотворения. М.: Эксмо, 2008. - 480 с.