СВОЕОБРАЗИЕ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ У.М. ТЕККЕРЕЯ «ЯРМАРКА ТЩЕСЛАВИЯ» (литературоведческий и методический аспекты)
|
Введение 3
Глава 1. Особенности поэтики романа У. Теккерея «Ярмарка тщеславия»
1.1. Система персонажей в романе «Ярмарка тщеславия» 7
1.2. Образы главных героев в романе «Ярмарка тщеславия» 17
1.3. Дегероизация как отличительная черта поэтики романа «Ярмарка
тщеславия» 22
1.4. Интертекстуальность и иллюстративный материал в романе «Ярмарка
тщеславия» 24
1.5. Прием двойного кодирования в романе «Ярмарка тщеславия» 35
Глава 2. Роль и место творчества У.Теккерея в школьном курсе литературы
2.1. Назначение элективного курса в системе образовательного процесса . 38
2.2. Особенности элективных курсов предпрофильной и профильной
подготовки 41
2.3. Психолого-педагогическое обоснование возрастных и типологических
особенностей восприятия школьников 46
2.4. Разработка элективного курса по роману У. Теккерея «Ярмарка
тщеславия» в 10 классе 48
Заключение 63
Список литературы 66
Приложение
Глава 1. Особенности поэтики романа У. Теккерея «Ярмарка тщеславия»
1.1. Система персонажей в романе «Ярмарка тщеславия» 7
1.2. Образы главных героев в романе «Ярмарка тщеславия» 17
1.3. Дегероизация как отличительная черта поэтики романа «Ярмарка
тщеславия» 22
1.4. Интертекстуальность и иллюстративный материал в романе «Ярмарка
тщеславия» 24
1.5. Прием двойного кодирования в романе «Ярмарка тщеславия» 35
Глава 2. Роль и место творчества У.Теккерея в школьном курсе литературы
2.1. Назначение элективного курса в системе образовательного процесса . 38
2.2. Особенности элективных курсов предпрофильной и профильной
подготовки 41
2.3. Психолого-педагогическое обоснование возрастных и типологических
особенностей восприятия школьников 46
2.4. Разработка элективного курса по роману У. Теккерея «Ярмарка
тщеславия» в 10 классе 48
Заключение 63
Список литературы 66
Приложение
Уильям Теккерей известен современникам благодаря своему знаменитому сатирическому роману «Ярмарка тщеславия» (1848). Широкая популярность, которую завоевал Теккерей, объяснялась индивидуальной спецификой творческого метода писателя. Особенность произведения заключается в том, что автор назвал произведение «романом без героя». Данный заголовок не только подчеркивает сатирическую и обличительную сторону произведения, но также обращает внимание на то, что писатель использует метод деконструкции относительно литературной героизации персонажей, характерной для Англии XIX века. Повествование обрамлено тематикой кукольного спектакля, а рассказчик предстает в нескольких ролях, среди которых есть Кукольник, который играет персонажами и передает информацию «из вторых или третьих рук».
Отличительной чертой романа «Ярмарка тщеславия» является то, что в центр внимания автора попадают не мужские, а женские образы. Композиция произведения построена на сравнении судеб двух главных героинь - Эмилии Седли и Ребекки Шарп. Принято считать, что главный герой романа является своеобразным примером для подражания, возможно, неким идеальным образом своей эпохи. Таковы были уходившие в прошлое романтические герои. В романе Теккерея главные женские образы находят более сложное воплощение, они представлены во всем многообразии и противоречивости. Таким образом, отмечается проблема: как своеобразие женских образов романа У. Теккерея «Ярмарка тщеславия» помогает осмыслить мироощущение писателя?
За последние 20 лет роман «Ярмарка тщеславия» набирает популярность в сфере искусств театра и кино. Знаменитый режиссер Стэнли Кубрик планировал снять экранизацию романа Теккерея: «Однажды "Ярмарка тщеславия" заинтересовала меня <...>, но в конце концов я решил, что история не могла хорошо уместиться в полнометражный фильм.» [URL: Climent]. В 2018 году в свет вышла адаптация романа в виде британского мини-сериала с одноименным названием. Наличие многочисленных экранизаций романа предполагает заинтересованность режиссеров яркими образами и обращение к проблемам, представленных Теккереем, их актуальность в современном мире. Нельзя забывать о том, что экранизация переносится в плоскость перекодирования информации за счет ее восприятия в виде визуального и реально существующего образа и события. [Немченко, 2013; с. 190]. Результатом экранизации литературного произведения считается как преднамеренный, так и непреднамеренный пересмотр сюжетной линии с целью умещения написанного в сильно ограниченные хронологические рамки фильма или сериала. Данные процессы подталкивают зрителя обратиться к оригинальному тексту и открыть для себя произведение со всеми сюжетными особенностями и своеобразием поэтики писателя. Здесь мы можем говорить о том, что адаптации романа «Ярмарка тщеславия» усиливают роль прочтения английской классики XIX века.
На наш взгляд, несмотря на интерес исследователей к творчеству писателя, анализ женских персонажей, а также изучение романа Теккерея «Ярмарка тщеславия» на занятиях в школе по предмету «литература» до сих пор остаются недостаточно рассмотренными. Таким образом, актуальность состоит в выявлении сложной структуры женских образов, обращении к категории интертекстуальности в романе, а также обусловлена недостаточной степенью изученности в современном литературоведении методических аспектов к изучению романа Теккерея «Ярмарка тщеславия», в том числе, на занятиях элективного курса.
Цель исследования состоит в том, чтобы с помощью рассмотрения способов создания образов и определения функций главных персонажей в романе «Ярмарка тщеславия» установить особенности авторского мироощущения и его отображение в интертекстуальной и интермедиальной типологии повествования.
Поставленная цель формирует решение основных задач исследования:
1. выявить специфику женских образов в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия»;
2. изучить интертекстуальность и иллюстративный материал;
3. разработать элективный курс по литературе в старших классах.
Материалом исследования является поэтика романа «Ярмарка тщеславия».
Объектом изучения являются образы главных героинь романа - Ребекки Шарп и Эмилии Седли.
Предмет изучения: функции женских образов.
Методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ, трансформационный синтез персонажей для выявления семантики текста, моделирование занятий, беседа.
Изучив научную литературу по вопросам элективного курса на занятиях литературы в старших классах, мы не обнаружили специального исследования природы и специфики изучения романа Теккерея «Ярмарка тщеславия». Полагаем, что настоящее исследование поможет восполнить пробел в изучении образов главных героинь романа - Ребекки Шарп и Эмилии Седли. Именно этим аспектом обусловлена новизна данного исследования.
Научную базу исследования составили учебные пособия по методике преподавания литературы О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана, М.А. Рыбниковой; по истории английской литературы М.П. Алексеева, Н.П. Михальской, А.А. Аникста; книги, посвященные жизни и творчеству У.М. Теккерея Н.Н. Александрова, Е.Ю. Гениевой, М.Форстер; публикации, посвященные роману «Ярмарка тщеславия», исследователей И.И. Буровой, А.С. Аксельрода, В.С. Вахрушева, П. Гарретта, Н. Ауэрбах.
Апробация работы. Теоретический аспект исследования выпускной квалификационной работы был представлен на XX международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» в секции «Зарубежная литература».
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при разработке занятий по изучению зарубежной литературы XIX века в старших классах общеобразовательной школы, а также для ознакомления и обсуждения романа на занятиях элективного курса.
Структура работы состоит из введения, двух глав - теоретической и методической, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Отличительной чертой романа «Ярмарка тщеславия» является то, что в центр внимания автора попадают не мужские, а женские образы. Композиция произведения построена на сравнении судеб двух главных героинь - Эмилии Седли и Ребекки Шарп. Принято считать, что главный герой романа является своеобразным примером для подражания, возможно, неким идеальным образом своей эпохи. Таковы были уходившие в прошлое романтические герои. В романе Теккерея главные женские образы находят более сложное воплощение, они представлены во всем многообразии и противоречивости. Таким образом, отмечается проблема: как своеобразие женских образов романа У. Теккерея «Ярмарка тщеславия» помогает осмыслить мироощущение писателя?
За последние 20 лет роман «Ярмарка тщеславия» набирает популярность в сфере искусств театра и кино. Знаменитый режиссер Стэнли Кубрик планировал снять экранизацию романа Теккерея: «Однажды "Ярмарка тщеславия" заинтересовала меня <...>, но в конце концов я решил, что история не могла хорошо уместиться в полнометражный фильм.» [URL: Climent]. В 2018 году в свет вышла адаптация романа в виде британского мини-сериала с одноименным названием. Наличие многочисленных экранизаций романа предполагает заинтересованность режиссеров яркими образами и обращение к проблемам, представленных Теккереем, их актуальность в современном мире. Нельзя забывать о том, что экранизация переносится в плоскость перекодирования информации за счет ее восприятия в виде визуального и реально существующего образа и события. [Немченко, 2013; с. 190]. Результатом экранизации литературного произведения считается как преднамеренный, так и непреднамеренный пересмотр сюжетной линии с целью умещения написанного в сильно ограниченные хронологические рамки фильма или сериала. Данные процессы подталкивают зрителя обратиться к оригинальному тексту и открыть для себя произведение со всеми сюжетными особенностями и своеобразием поэтики писателя. Здесь мы можем говорить о том, что адаптации романа «Ярмарка тщеславия» усиливают роль прочтения английской классики XIX века.
На наш взгляд, несмотря на интерес исследователей к творчеству писателя, анализ женских персонажей, а также изучение романа Теккерея «Ярмарка тщеславия» на занятиях в школе по предмету «литература» до сих пор остаются недостаточно рассмотренными. Таким образом, актуальность состоит в выявлении сложной структуры женских образов, обращении к категории интертекстуальности в романе, а также обусловлена недостаточной степенью изученности в современном литературоведении методических аспектов к изучению романа Теккерея «Ярмарка тщеславия», в том числе, на занятиях элективного курса.
Цель исследования состоит в том, чтобы с помощью рассмотрения способов создания образов и определения функций главных персонажей в романе «Ярмарка тщеславия» установить особенности авторского мироощущения и его отображение в интертекстуальной и интермедиальной типологии повествования.
Поставленная цель формирует решение основных задач исследования:
1. выявить специфику женских образов в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия»;
2. изучить интертекстуальность и иллюстративный материал;
3. разработать элективный курс по литературе в старших классах.
Материалом исследования является поэтика романа «Ярмарка тщеславия».
Объектом изучения являются образы главных героинь романа - Ребекки Шарп и Эмилии Седли.
Предмет изучения: функции женских образов.
Методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ, трансформационный синтез персонажей для выявления семантики текста, моделирование занятий, беседа.
Изучив научную литературу по вопросам элективного курса на занятиях литературы в старших классах, мы не обнаружили специального исследования природы и специфики изучения романа Теккерея «Ярмарка тщеславия». Полагаем, что настоящее исследование поможет восполнить пробел в изучении образов главных героинь романа - Ребекки Шарп и Эмилии Седли. Именно этим аспектом обусловлена новизна данного исследования.
Научную базу исследования составили учебные пособия по методике преподавания литературы О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана, М.А. Рыбниковой; по истории английской литературы М.П. Алексеева, Н.П. Михальской, А.А. Аникста; книги, посвященные жизни и творчеству У.М. Теккерея Н.Н. Александрова, Е.Ю. Гениевой, М.Форстер; публикации, посвященные роману «Ярмарка тщеславия», исследователей И.И. Буровой, А.С. Аксельрода, В.С. Вахрушева, П. Гарретта, Н. Ауэрбах.
Апробация работы. Теоретический аспект исследования выпускной квалификационной работы был представлен на XX международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» в секции «Зарубежная литература».
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при разработке занятий по изучению зарубежной литературы XIX века в старших классах общеобразовательной школы, а также для ознакомления и обсуждения романа на занятиях элективного курса.
Структура работы состоит из введения, двух глав - теоретической и методической, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В настоящей работе нами было проведено исследование своеобразия женских образов в романе У.М. Теккерея «Ярмарка тщеславия». Выявлены интертекстуальные и интермедиальные типологии как средства передачи авторского мироощущения.
Мы установили специфику женских образов в романе, основанную на особом синтезе интертекстуальных отсылок, состоящих из цитаций литературных текстов и закодированных не только в письменном, но и в иллюстративном материале, и особенностей театрального искусства, влияющих на создание художественного образа. Синергия рассматриваемых компонентов открывает новый уровень интерпретации художественного произведения в наличии многократного кодирования и ориентировании адресата, способного распознать и правильно осмыслить предполагаемую авторскую интенцию, которая за ней стоит.
В образах главных героинь Эмилии Седли и Ребекки Шарп содержится несколько отсылок к мифическим, историческим и литературным личностям разных столетий. Эмилия связана с образами Ифигении, «Святой», а также с Дездемоной У. Шекспира; Ребекка наделена большей связью различного рода персонажей: Клитемнестра, мадам де Ментенон и маркиза де Помпадур, Люцифер, сирена, Наполеон. Хочется отметить, что все рассмотренные образы иронически переосмыслены автором, они содержат некоторую пародию на данные архетипы. Функция данных отсылок заключается не только в том, чтобы усилить положительные стороны Эмилии и отрицательные черты Ребекки, она направлена на своеобразную игру между автором и читателем, а также с текстами различной направленности и разных эпох. Стоит отметить, что прямой авторской оценки главных женских персонажей в романе мы не находим. Поэтому читатель может опираться на личные симпатии и антипатии к героиням, или, с помощью нахождения разных кодов, понять авторское мироощущение, которое писатель вкладывал в своих персонажей.
Английский критик А. Кеттл писал о романе: «Широта охвата действительности, яркость изображаемой картины, жизненность образа Бекки, богатство и красочность комических персонажей и ситуаций - все эти достоинства берут начало в проницательности, с которой Теккерей сумел заглянуть в сущность буржуазного мира, и в той честности, с которой он живописал его» [Кеттл, 1966; С. 446].
Подзаголовок «Роман без героя» уместен в данном произведении, ввиду наличия у всех персонажей недостатков. Человеческие слабости, показанные в романе, в основном связаны с лицемерием, интригами, обманом, которые персонажи пытаются замаскировать. Тенденция Теккерея к вынесению на первый план недостатков своих героев показывает стремление автора к большему уровню реализма в сравнении с недостоверными и идеализированными образами, представленными в романах XIX века.
Во второй главе настоящего исследования нами была разработана методическая программа элективного курса в старших классах по изучению романа У.М. Теккерея «Ярмарка тщеславия». Поскольку данный роман - объемное эпическое произведение, продолжительность данного курса занимает целое полугодие (с сентября по декабрь) и состоит из 32 академических часов. Учитель и ученики встречаются на занятиях элективного курса каждую неделю по субботам, проводя примерно 1-2 занятия (2 академических часа).
Данный курс поможет ученикам повторить ранее изученные теоретико-литературные понятия; рассмотреть виды интертекстуальных связей, углубить и обогатить понимание литературоведческих терминов; выполнить упражнения, которые помогут соотнести полученные знания с практикой анализа текста; познакомиться с неизученным ранее произведением классической английской литературы для нравственно-этического ориентирования и формирования системы «идеальных» читателей.
На занятиях элективного курса применяются технологии проблемного обучения, издательского проекта, метод творческого чтения и исследовательский анализ «вслед за автором».
В результате проведенного исследования мы показали, что с помощью женских характеров в романе «Ярмарка тщеславия», У.М. Теккерей разрывает все ранее устоявшиеся традиции об идеалах, предлагая более реалистичное представление о женщинах (или персонажах в целом), которое не сводится к простым символам или типизации образов. Тем самым женские характеры Бекки Шарп и Эмилии Седли выявляют, на наш взгляд, основную философскую интенцию писателя. Элементы театрального представления игры Кукольника и марионеток, открывают социальные механизмы общественного поведения. За весельем и смехом «ярмарки житейской суеты» Теккерей скрывал драматизм жизни, заключающий в себе грустный вывод о несвободе и социальной предопределенности человеческого существования. Задаваясь риторическим вопросом в конце романа: «Кто из нас счастлив в этом мире? Кто из нас получает то, чего жаждет его сердце, а получив, не жаждет большего?..», автор рассуждает о существовании людей, жизнь которых заканчивается после закрытия «театрального занавеса».
Мы установили специфику женских образов в романе, основанную на особом синтезе интертекстуальных отсылок, состоящих из цитаций литературных текстов и закодированных не только в письменном, но и в иллюстративном материале, и особенностей театрального искусства, влияющих на создание художественного образа. Синергия рассматриваемых компонентов открывает новый уровень интерпретации художественного произведения в наличии многократного кодирования и ориентировании адресата, способного распознать и правильно осмыслить предполагаемую авторскую интенцию, которая за ней стоит.
В образах главных героинь Эмилии Седли и Ребекки Шарп содержится несколько отсылок к мифическим, историческим и литературным личностям разных столетий. Эмилия связана с образами Ифигении, «Святой», а также с Дездемоной У. Шекспира; Ребекка наделена большей связью различного рода персонажей: Клитемнестра, мадам де Ментенон и маркиза де Помпадур, Люцифер, сирена, Наполеон. Хочется отметить, что все рассмотренные образы иронически переосмыслены автором, они содержат некоторую пародию на данные архетипы. Функция данных отсылок заключается не только в том, чтобы усилить положительные стороны Эмилии и отрицательные черты Ребекки, она направлена на своеобразную игру между автором и читателем, а также с текстами различной направленности и разных эпох. Стоит отметить, что прямой авторской оценки главных женских персонажей в романе мы не находим. Поэтому читатель может опираться на личные симпатии и антипатии к героиням, или, с помощью нахождения разных кодов, понять авторское мироощущение, которое писатель вкладывал в своих персонажей.
Английский критик А. Кеттл писал о романе: «Широта охвата действительности, яркость изображаемой картины, жизненность образа Бекки, богатство и красочность комических персонажей и ситуаций - все эти достоинства берут начало в проницательности, с которой Теккерей сумел заглянуть в сущность буржуазного мира, и в той честности, с которой он живописал его» [Кеттл, 1966; С. 446].
Подзаголовок «Роман без героя» уместен в данном произведении, ввиду наличия у всех персонажей недостатков. Человеческие слабости, показанные в романе, в основном связаны с лицемерием, интригами, обманом, которые персонажи пытаются замаскировать. Тенденция Теккерея к вынесению на первый план недостатков своих героев показывает стремление автора к большему уровню реализма в сравнении с недостоверными и идеализированными образами, представленными в романах XIX века.
Во второй главе настоящего исследования нами была разработана методическая программа элективного курса в старших классах по изучению романа У.М. Теккерея «Ярмарка тщеславия». Поскольку данный роман - объемное эпическое произведение, продолжительность данного курса занимает целое полугодие (с сентября по декабрь) и состоит из 32 академических часов. Учитель и ученики встречаются на занятиях элективного курса каждую неделю по субботам, проводя примерно 1-2 занятия (2 академических часа).
Данный курс поможет ученикам повторить ранее изученные теоретико-литературные понятия; рассмотреть виды интертекстуальных связей, углубить и обогатить понимание литературоведческих терминов; выполнить упражнения, которые помогут соотнести полученные знания с практикой анализа текста; познакомиться с неизученным ранее произведением классической английской литературы для нравственно-этического ориентирования и формирования системы «идеальных» читателей.
На занятиях элективного курса применяются технологии проблемного обучения, издательского проекта, метод творческого чтения и исследовательский анализ «вслед за автором».
В результате проведенного исследования мы показали, что с помощью женских характеров в романе «Ярмарка тщеславия», У.М. Теккерей разрывает все ранее устоявшиеся традиции об идеалах, предлагая более реалистичное представление о женщинах (или персонажах в целом), которое не сводится к простым символам или типизации образов. Тем самым женские характеры Бекки Шарп и Эмилии Седли выявляют, на наш взгляд, основную философскую интенцию писателя. Элементы театрального представления игры Кукольника и марионеток, открывают социальные механизмы общественного поведения. За весельем и смехом «ярмарки житейской суеты» Теккерей скрывал драматизм жизни, заключающий в себе грустный вывод о несвободе и социальной предопределенности человеческого существования. Задаваясь риторическим вопросом в конце романа: «Кто из нас счастлив в этом мире? Кто из нас получает то, чего жаждет его сердце, а получив, не жаждет большего?..», автор рассуждает о существовании людей, жизнь которых заканчивается после закрытия «театрального занавеса».



